Номер 1/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Россия в системе глобальной экономики на пороге XXI в.

СЕРГЕЙ РОГОВ
директор Института США и Канады Российской академии наук


• В число претендентов на роль центра силы сегодня входит примерно два десятка государств
• Понижение статуса России на мировой арене связано не только
с беспрецедентным экономическим кризисом, но и с тем, что после краха биполярной системы она оказалась без настоящих партнеров и союзников
• Значение РФ может возрасти, если она станет транспортно- коммуникационным мостом между Евроатлантическим
и Азиатско-Тихоокеанским сообществами

Структура и иерархия мирового хозяйства с распадом в 1991 г. СССР и прекращением глобального советско-американского соперничества приобрели многополярный характер. В число претендентов на роль центров силы входит примерно 20 государств. Однако влияние большинства из них на международные дела ограничивается региональными рамками. Вместе с тем соотношение сил на мировой арене меняется довольно быстро.


Трансформация России


По данным Всемирного банка (табл. 1), в 90-е годы мировой ВВП ежегодно в среднем возрастал на 2,2%, а промышленное производство – на 2,3%. При этом наиболее высокие темпы развития среди крупных государств демонстрировали Китай (соответственно 11,6% и 16,3%) и Индия (6% и 7,2%). Среди развитых стран наиболее успешно развивалась экономика США (3% и 4,3%), что подкрепило американские претензии на господствующие позиции в мире. К сожалению, показатели России оказались среди худших: ежегодно ВВП РФ уменьшался на 7,7%, а промышленное производство – на 9,3%.

Ведущие страны мира – США, Япония, Китай, Германия. Набирают темпы Индия и некоторые другие еще недавно слаборазвитые страны.

России же грозит реальная опасность не попасть в следующем столетии в список главных центров силы. Отсутствие продуманной стратегии политических и экономических реформ привело к катастрофическим последствиям. У сегодняшней России осталось чуть больше половины территории и населения бывшего СССР и всего четверть ВВП. По размерам ВНП и паритету покупательной способности (ППС) РФ  уступает не только странам “большой семерки”, Индии и Китаю, но и Южной Корее, Мексике, Бразилии и Индонезии. Уже в ближайшем десятилетии Россию могут обогнать Турция, Иран, Аргентина и Австралия.

Российское правительство не в состоянии собирать причитающиеся налоги, и федеральный бюджет страны упал до размеров Дании и Финляндии. В результате в 1999 г. расходы правительства, по предварительным данным, составили примерно 20-22 млрд долл. по обменному курсу. На протяжении нескольких лет бюджет РФ держался на строго дозированных вливаниях Всемирного банка и МВФ, которые еще больше увеличили внешний долг страны. Это привело к тому, что размеры иностранной задолженности превысили величину ВВП по обменному курсу.

Россия страдает от неразвитости рыночных отношений. Денежная масса покрывает всего 16% ВВП, в то время как в Швейцарии этот показатель составляет 130%, в Японии – 112, во Франции – 69, в Германии – 66, в США – 59%. На долю России приходится менее 0,01% от капитализации мирового рынка.

Понижение статуса России на мировой арене связано не только с беспрецедентным по глубине и продолжительности экономическим кризисом, но и с тем, что после краха биполярной системы РФ стала страной, не имеющей настоящих партнеров и союзников, что создало угрозу ее изоляции на международной арене. СНГ не смогло повернуть вспять дезинтеграционные процессы в постсоветском пространстве. Россия оказалась в роли постороннего наблюдателя консолидационных процессов, развернувшихся как в Европе, так и в АТР. Она утратила возможность влиять на развитие ситуации в Европе, на Ближнем и Дальнем Востоке, т. е. в тех регионах мира, которые на протяжении столетий имели жизненно важное значение для России.

Таблица 1

Крупнейшие страны мира в 1998 г.
Страны Население,
млн чел.
ВНП,
млрд долл.
ВНП по ППС,
млрд долл.
ВВП,
млрд долл.
Темпы роста ВВП в 1990-1997 гг., % Темпы роста промышленного производства в 1990-1997 гг., %
США 268 7 783 7 783 7 834 3,0 4,3
Китай 1 227 1 055 3 770 902 11,6 16,3
Япония 126 4 812 3 076 4 190 1,5 0,7
Германия 82 2 321 1 737 2 092 1,4 –1,0
Индия 962 357 1 599 382 6,0 7,2
Франция 59 1 542 1 301 1 393 1,3 0,1
Англия 59 1 231 1 222 1 286 2,0 н.д.
Италия 58 1 160 1 156 1 146 1,1 0,8
Бразилия 164 784 1 039 820 3,4 3,2
Мексика 94 349 765 403 2,2 2,5
Индонезия 200 222 679 215 7,5 9,9
Канада 30 595 659 608 2,2 1,8
Россия 147 395 631 447 –7,7 –9,3
Корея 46 485 618 443 7,2 7,5
Испания 39 570 617 532 1,6 –0,4
Турция 64 199 412 190 4,1 5,0
Высокоразвитые страны 927 24 001 21 253 22 848 2,2 2,3
Весь мир 5 820 30 125 36 440 28 977 2,4 2,6

Источник: 1999 World Development Indicators. World Bank, pp.12-14, 270-273.


Претензии США на мировое господство


Соединенные Штаты стремятся закрепить геополитические результаты своей победы. Степень их влияния на мировую экономику возрастает. Это означает, что в обозримом будущем возврата Америки к изоляционизму XIX в. не произойдет. Однако в новых условиях пока еще не ясно, сможет ли она сохранить свое лидерство в системе международных отношений XXI в.

Среди ведущих держав только США обладают всем набором компонентов мощи, в то время как другие страны уступают Америке по тому или иному показателю (табл. 2).

США по-прежнему являются крупнейшей экономической и финансовой державой мира. ВВП страны в 1998 г. достиг 8 трлн долл. – примерно на 2/3 больше, чем в середине 80-х годов. На долю США приходится свыше 23% мирового ВВП и примерно 14% мировой торговли, что в несколько раз превышает соответствующие показатели любого другого государства. В долларах деноминированы 40% всех мировых финансовых средств и 64% официальных резервов конвертируемой валюты. Мировой финансовый кризис 1997-1999 гг. привел к существенным сдвигам в глобальной экономике и, вероятно, еще больше укрепит позиции Соединенных Штатов.

США лидируют и по способности приноровиться к условиям конкурентной борьбы на глобальном рынке. По оценке Института развития менеджмента, Соединенные Штаты опережают другие страны по конкурентоспособности (Великобритания находится на 10-м месте, Германия – на 14-м, Япония – на 18-м, Франция – на 21-м, а Россия на - 46-м). При этом США оказались лидером по таким показателям, как неучастие правительства в производстве продукции, открытость рынка, условия инвестиций, наличие венчурного капитала, а также использование компьютеров, образовательный уровень и эффективность нефинансового стимулирования рабочей силы.

С одной стороны, качественно новый характер приобрела степень вовлеченности американской экономики в глобальный рынок. Сегодня почти четверть производства страны ориентирована на внешний рынок, и одно из пяти рабочих мест связано с экспортом. За счет этой статьи обеспечивается примерно 1/3 прироста ВВП. С другой стороны, экономика США стала главным локомотивом нынешнего развития мирового хозяйства. Если в 80-е годы темпы ее экономического роста были ниже, чем у развитых стран в целом, то в 90-е годы они оказались более высокими: в 1990 - 1995 гг. – 2,6%, в то время как у Великобритании – 1,4%, Японии, Италии и Франции – по 1%.

США прочно сохраняют ведущие позиции в глобальной экономике, хотя их доля сократилась в 1945-1995 гг. с 50% до примерно 25% мирового ВВП. Правда, через 15 – 20 лет Китай поможет обогнать Соединенные Штаты, если китайская экономика сохранит нынешние темпы развития.


Региональные экономические коалиции


Прекращение противостояния двух политических и экономических систем привел к резкому ускорению формирования глобального рынка. Нынешний этап его консолидации идет через развитие экономических региональных объединений – Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), Европейского союза (ЕС), Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и т.д. На их фоне Россия и даже СНГ в целом выглядят легковесом. На долю НАФТА, ЕС  и АТЭС приходится примерно 80% мирового ВВП, 82% всех государственных бюджетов стран мира и 85% экспорта. Видимо, на этой основе и будет сформирован глобальный рынок XXI в.

Главная отличительная черта современной системы международных отношений заключается в формировании и развитии мощных региональных коалиций, позволяющих достигать мультипликации усилий и более эффективно защищать свои интересы на мировой арене. В последние годы многосторонние организации стали брать на себя часть традиционных прерогатив национальных государств, прежде всего в экономической сфере.

На долю каждой из трех основных экономических коалиций (табл. 3) сегодня приходится примерно по четверти мирового ВВП. Однако они весьма различаются по иным экономическим показателям.

На наших глазах идет строительство общеевропейского дома, к сожалению, без участия России. Новая Европа экономически и политически строится не вокруг ОБСЕ, а на основе Европейского союза, в состав которого после окончания “холодной войны” вошли 4 ранее нейтральные государства, а в ближайшие годы могут быть приняты 11 восточноевропейских стран. На долю этого региона приходится почти 30% капитала МВФ и Всемирного банка по сравнению с 18% США и 6% Японии.

Если Россия будет изолирована от ЕС таможенными и визовыми барьерами, под угрозой окажется статус нашей страны как европейской державы. Поэтому правительству РФ важно найти такие формы отношений с ЕС, которые позволили бы обеспечить России полноправную роль в новой европейской системе, предотвратить возврат к допетровским временам.

На долю ЕС приходится около четверти всех иностранных инвестиций, 40% экспорта и 36% импорта РФ. Однако для ЕС удельный вес торговли с Россией не превышает 4,5%. Неудовлетворительный характер носит и структура товарооборота: 2/3 нашего экспорта приходится на минеральное сырье, лес и металл.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве РФ и ЕС открывает возможности включения России в список государств с рыночной экономикой, что в принципе позволяет положить конец антидемпинговым мерам, которые Западная Европа активно практикует в отношении ряда российских товаров. Согласно условиям соглашения ЕС обязан отменить все количественные ограничения на импорт из России – примерно 600 наименований продукции. Однако полная отмена этих мер последует только после проведения конкретных антидемпинговых исследований.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС) создано в 1989 г., но только в 1993 г. в Сиэтле состоялась первая встреча в верхах лидеров входящих в него стран. АТЭС сегодня – это самый быстро развивающийся район мира. На его долю приходится около 40% населения, 55% ВВП, 42% потребления электроэнергии и свыше 55% инвестиций всего мира. В списке 500 крупнейших корпораций мира АТЭС представляют 342 компании (в том числе 222 – США и 71 – Японию). В начале XXI в. доля АТР в мировой экономической системе даже без учета стран Северной Америки еще больше увеличится.

Правда, в результате последнего финансового кризиса ряд стран Восточной Азии (особенно Южная Корея, Индонезия, Малайзия и Таиланд) понес большие экономические потери. Экономика этих стран оказалась в зависимости от МВФ и Всемирного банка, где главенствует Запад. Из-за бегства иностранных инвесторов возникла нехватка капитала для осуществления намеченных проектов развития инфраструктуры (транспортной сети, телекоммуникационных систем, электростанций) в размере 250 млрд долл. Однако это лишь замедлило, но не остановило экономическое развитие АТР.

За время существования АТЭС средние таможенные тарифы его участников сократились с 15 до 9%. Доля американского экспорта в этом регионе выросла до 70%. АТЭС ставит задачу создания зоны свободной торговли и инвестиций: к 2010 г. – для развитых стран региона и к 2020 г. – для развивающихся стран.

На саммите АТЭС в Ванкувере в 1997 г. в члены организации принята Россия. Без участия в АТЭС РФ была бы изолированной от этого наиболее динамичного района мира. Более того, под угрозой мог бы оказаться и контроль РФ над Сибирью. На долю стран АТЭС приходится всего 10% российской внешней торговли, а без учета США и Канады – лишь 5%.

Важное значение имеет начавшийся в последние годы диалог лидеров Европы и АТР. Объем торговли между странами ЕС и Азии достиг почти 450 млрд долл. И все же несмотря на быстрый рост, торговые связи между Европой и Восточной Азией не отвечают потенциалу этих блоков.

На первой встрече лидеров ЕС и АТР в Бангкоке, получившей сокращенное наименование АСЕМ, в 1996 г. провозглашено новое партнерство между Азией и Европой. Создан Фонд Азия-Европа для содействия обмену между научными центрами, народами и культурными группами. Ежегодно стали проводиться межконтинентальные бизнес-форумы. В 1997 г. в Японии прошло первое заседание министров экономик стран Европы и Азии, на котором приняты планы содействия инвестициям и торговле. Министры также договорились о сотрудничестве в ВТО.

Таблица 3

Доля региональных объединений в мировых экономических показателях, %
ПоказательНАФТАЕСАТЭС*СНГ
Население57345
ВВП по ППС2624292
Государственные расходы214021**1,5
Экспорт1743252
Потребление энергии30181712
Инвестиции1919363
Военные расходы3722183
Импорт оружия413210
Экспорт оружия4929312

*Расходы центральных правительств без учета расходов региональных и местных органов власти
**Без членов НАФТА

На второй встрече в верхах, состоявшейся в Лондоне в марте 1998 г., британский премьер-министр Т. Блэр объявил четыре задачи АСЕМ:

совместными усилиями разрешить финансовый кризис и ограничить его воздействие на мировую экономику;

ослабить социальные последствия кризиса;

сохранить открытость рынков и продолжить либерализацию торговли;

укрепить международную валютную систему для предотвращения новых кризисов.

Участники встречи объявили о необходимости дальнейшего укрепления Всемирной торговой организации как главного переговорного форума и инструмента последующей глобальной либерализации торговли в многосторонних рамках" и подчеркнули, что для высокоинтегрированной мировой экономики жизненно важно, чтобы все торговые нации были бы членами ВТО.

Настораживает тот факт, что на лондонский саммит АСЕМ, в котором участвовали лидеры 16 европейских и 10 азиатских стран, Россию не пригласили. Между тем участие в АСЕМ давало бы РФ возможность добиваться поддержки обоими союзами относительно более выгодных для нас условий сотрудничества на переходный период.

В 1993 г. вступило в силу соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), что, несомненно, стало одним из главных факторов высоких темпов развития американской экономики в 90-е годы. Торговля между США, Канадой и Мексикой выросла на 65% - примерно с 300 до 500 млн долл.

На встрече лидеров 34 стран Западного полушария в Майами в 1994 г. по инициативе президента Клинтона принято решение о создании к 2005 г. зоны свободной торговли обеих Америк (ТАФТА). В 1997 г. экспорт США в страны Латинской Америки и Карибского региона рос в 3 раза быстрее (17%), чем в другие регионы мира (5,6%). Учитывая высокие темпы развития латиноамериканских стран в последние годы,  можно предполагать, что в начале XXI в. в Западном полушарии появится самый крупный в мире экономический блок, который превзойдет по своим масштабам ЕС.


Механизмы регулирования
глобальной экономики


Центральное место в международной экономической системе играет “большая семерка”, в которую вошли США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада. Хотя в мае 1998 г. на встрече в верхах в Бирмингеме после присоединения России создана “большая восьмерка”, в экономических вопросах этот форум по-прежнему сохраняет формат “семерки”, поскольку вопросы, подобные финансовому коллапсу в Восточной Азии, обсуждаются без участия России.

“Большая семерка” является ядром Организации экономического сотрудничества и развития. ОЭСР – институциональное оформление Западного сообщества. В современном мире на долю ОЭСР приходится свыше 70% мирового ВВП и около 89% совокупных государственных бюджетов всех стран.

Сохранение единства Запада под американским руководством позволяет США не только сдерживать центробежные силы внутри коалиции наиболее развитых стран мира, но и использовать суммарные ресурсы Запада для более эффективного воздействия на формирование глобальной системы международных отношений в целом. Через ОЭСР осуществляется координация западной помощи развивающимся странам, оказывающая существенное влияние не только на экономическое, но и на политическое развитие стран “третьего мира”. Ведь средства, предоставляемые государствами ОЭСР, примерно равны 95% всего объема иностранной помощи в мире.

Наиболее важным инструментом регулирования мировой торговой системы стала созданная по инициативе США Всемирная торговая организация. Согласно Всеобщему соглашению по торговле услугами (GATS) участники ВТО обязаны упразднить таможенные барьеры примерно на 100 разных видов услуг. В 1996 г., в частности, подписано соглашение по информационным технологиям, охватывающее рынок стоимостью 500 трлн долл. и предусматривающее отмену 45 странами в 2000 г. таможенных пошлин на компьютеры, программное обеспечение и телекоммуникационное оборудование. В декабре 1997 г. подписано соглашение о либерализации рынка финансовых услуг, участниками которого стали 102 государства. Этот глобальный рынок охватывает 38 трлн банковских кредитов, 18 трлн долл. ценных бумаг и 2 трлн долл. страховых видов.

“Большая семерка” во главе с США осуществляет неформальный контроль над Всемирным банком и Международным валютным фондом, которые со времен второй мировой войны играют ключевую роль в формировании глобальной финансово-экономической системы. В этих организациях странам “большой семерки” принадлежит почти половина голосов – 45%.В конце ХХ в. именно Всемирный банк и МВФ, а не ООН взяли на себя главную роль в обеспечении международной экономической безопасности. Фактически произошла подмена Совета безопасности созданными и контролируемыми Западом финансовыми институтами, которые нередко ставят во главу угла интересы Вашингтона.


Перспективы мировой экономики


Окончательные контуры новой структуры глобальной экономической системы еще не определились, однако уже можно говорить, что вопреки желанию США в этом процессе преобладающей является тенденция формирования полицентрической системы международных отношений. В нынешних условиях основными экономическими конкурентами американцев стали их главные союзники в “холодной войне” - Западная Европа и Япония, а также Китай.

Какие изменения могут произойти к 2015 г. в мировой экономической системе?

На наш взгляд, наибольшее развитие получат интеграционные процессы на региональном уровне. Вероятно, вступит в завершающую стадию процесс экономической консолидации ЕС, членами которого станет большинство (30-35) стран континента. В Европе сложится общее экономическое пространство, которое будет регулироваться примерно таким же образом, как и в рамках современных национальных государств. Будут набирать силу наднациональные политические институты ЕС, к которым перейдут многие функции в сфере законодательной и исполнительной власти.

В целом в Европе, по всей видимости, начнется формирование конфедерации, хотя этот процесс будет тормозиться трудностями интеграции восточноевропейских стран. Сохранится нынешняя трехуровневая система, хотя на каждом из ее уровней будет достигнута более высокая степень интеграции: 10-15 государств станут фактическими членами конфедерации, еще примерно столько же стран, включая некоторые из нынешних кандидатов в ЕС, будут интегрированы в меньшей степени, наконец в “предбаннике” ЕС останется группа стран Восточной и Юго-Восточной Европы, членство которым может быть предоставлено не ранее 2030-2040 гг.

К консолидированной Европе примкнут Северная Африка и, возможно, многие страны Ближнего Востока и Черной Африки.

Второе по степени интегрированности региональное объединение возникнет в Западном полушарии. В начале следующего столетия многие латиноамериканские страны будут иметь успешный опыт устойчивого развития. К 2015 г. здесь, вероятно, уже станет действовать зона свободной торговли, ядром которой станет НАФТА. Вне всяких сомнений господствующей силой в этой зоне будут США. В то же время новую роль начнут играть такие страны, как Бразилия, Мексика и Аргентина.

Тем не менее создание наднациональных институтов вряд ли получит большое развитие в этом регионе. К тому же США вряд ли откроют свои границы для миграции из латиноамериканских стран. Однако доля этой коалиции в мировом ВВП (33-35%) может заметно превзойти долю ЕС (20-25%).

Наиболее крупной по размерам экономической коалицией, несомненно, будет Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Членами этого объединения станут три крупнейших экономических державы мира – США, Китай (который к этому времени, видимо, обойдет США по размерам ВВП по ППС) и Япония. На долю этой коалиции будет приходиться не менее 60% мирового ВВП, а без учета США и других стран НАФТА – около 35%. Можно полагать, что в первой половине следующего века АТЭС останется наиболее динамично развивающимся районом глобальной экономики.

К 2015 г. в АТР станет действовать зона свободной торговли для развитых государств и начнутся попытки создания общерегиональной зоны. Ликвидация торговых барьеров между США и Японией будет иметь далеко идущие последствия как для экономики этих стран, так и для мирового рынка. Не менее существенными окажутся последствия возможного возникновения “китайского экономического блока” (Китай, Гонконг, Сингапур, Тайвань), который способен превратиться в доминирующую силу в регионе. Его доля в мировом ВВП может превысить 20%.

Вместе с тем особую роль в интеграционных процессах в этом регионе, вероятно, будет по-прежнему играть АСЕАН. Нельзя исключать, что страны этой группы смогут пойти на опережающие меры собственной экономической интеграции. В целом же темпы и глубина интеграционных процессов в АТЭС будут, очевидно, отставать не только от ЕС, но и НАФТА (или зоны свободной торговли Западного полушария). Поэтому АТЭС останется достаточно хрупкой экономической коалицией.

Таким образом, к 2015 г. нынешняя конфигурация региональных экономических блоков в основном сохранится, хотя не исключены как изменения их состава, так и сдвиги в соотношении сил. Возможные конфликты в глобальной экономике могут гаситься благодаря нескольким факторам.

Во-первых, США, опираясь на свой экономический и военный потенциал, попытаются предотвратить вызовы со стороны конкурентов, стремясь институциализировать свои отношения с ними, сохранив за собой центральную роль в мировой экономической системе.

Во-вторых, создание к 2015 г.  Евроатлантического сообщества с участием США и ЕС может вступить в практическую стадию. В этом случае НАТО получит прочную экономическую базу, что обеспечит сохранение единства западного мира.

В-третьих, наберут силу международные институты, призванные регулировать глобальную экономику. “Большая семерка”, ОЭСР, МВФ, Всемирный банк и ВТО в первые десятилетия XXI в. начнут играть еще более заметную роль в решении ключевых экономических вопросов. Видимо, этот механизм будет эффективно контролировать правила игры на глобальном рынке.

Вместе с тем нельзя исключать, что примерно к 2015 г. на мировой арене возникнут новые узлы противоречий. Так, консолидация ЕС без создания Евроатлантического рынка способна ослабить НАТО и вызвать серьезные экономические и политические расхождения между США и Европой. В свою очередь Китай может приблизиться к превращению в новую сверхдержаву, которая в состоянии бросить вызов США в АТР.

Таким образом, складывающаяся ситуация чревата превращением России во второстепенного участника международных отношений, если она не сможет преодолеть системный кризис и восстановить свою экономическую, политическую и военную мощь, став одним из центров силы на мировой арене в XXI в.

Для того чтобы войти в число лидеров глобальной экономики, РФ предстоит увеличить свой ВВП по ППС до 4-5% мирового объема. Не меньшей должна быть ее доля и в таких показателях, как размер инвестиций и государственных расходов. Это позволит превзойти среднемировой уровень развития и приблизиться по размерам ВВП на душу населения к наиболее развитым странам. Видимо, для решения этой задачи в условиях быстрого развития глобальной экономики потребуется не меньше 40-50 лет при ежегодном росте ВВП в 5-6%. В случае же форсированного увеличения темпов роста до 8-10% эта задача может быть решена к 2030 г.

Роль России в мировой экономике может заметно возрасти, если реальностью станет интеграция в рамках СНГ, которая сегодня выглядит маловероятной. Если же в отношениях между Россией, Белоруссией, Украиной и Казахстаном возобладают интеграционные тенденции, то доля реформированного Содружества в мировых показателях к 2015 г. достигнет 4%, а к 2030 г. – 7-8%. Это, разумеется, существенно меньше, чем показатели трех основных экономических группировок, но примерно в 1,5 раза больше, чем у РФ, если она будет действовать в одиночку.

Наконец, значение России для глобальной экономики будет еще более важным, если вместо источника дешевого и грязного сырья она сможет стать транспортно-коммуникационным мостом между Евроатлантическим и Азиатско-Тихоокеанским регионами. Выживание и усиление России в XXI в. будет обеспечено в том случае, если ее соседи и на западе (Евроатлантическое сообщество), и на востоке (Азиатско-Тихоокеанское сообщество) сочтут, что их интересам отвечает сотрудничество с РФ. Россия получит максимальную выгоду от взаимозависимости, если займет в глобальной экономике такое место, которое превратит нас в один из столпов мирового рынка.

Евразийская стратегия не должна ставить своей целью возрождение сверхдержавы. Специфические условия, благодаря которым во второй половине ХХ в. мир был биполярным, думается, уже никогда не повторятся. Но Россия может выжить и реализовать свой потенциал в этом многополярном мире как великая держава, равноправный участник полицентрической системы международных отношений.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz