Номер 4/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Глобализация экономики


Будущее Азии в глобализованном мире

РОННИ СИ ЧАН
президент компании “Hang Lung Development Company Limited”
(Гонконг)


• Автократическое правительство достигнет больших успехов
в экономике, особенно в начальной стадии развития страны
• Страны АТР сдержат атаки спекулятивного капитала лишь в том случае, если укрепят собственную экономическую инфраструктуру
• Широкомасштабное сотрудничество США, Китая и Японии –
путь к обеспечению стабильности в Северо-Восточной Азии

Никто не сможет понять современную Азию, не зная последствий колониализма. Хотя большинство европейских завоевателей было вытеснено из региона после второй мировой войны, их жертва – Азия – и десятилетия спустя должна политическими и экономическими методами бороться с последствиями колониального господства. Можно сказать, что Европа, создав Европейский союз, вступает в период постнационального государства. Что же касается Азии, то она в муках рождает национальное государство.


Глобальное развитие


После исчезновения колониальных властителей азиаты оказались плохо подготовленными к самостоятельному правлению, не говоря уже о формировании наций. Суть проблемы состоит в отсутствии адекватных социальных институтов и недостаточной подготовленности к самостоятельному правлению. Для преодоления этого препятствия молодым государствам необходимы институты, обеспечивающие господство права, контрольные механизмы, которые позволяют защитить свободу личности, эффективная система государственных ведомств и регулирующих органов, чтобы гарантировать честную игру в экономике. Государственные руководители должны воспитать граждан в таком духе, чтобы они признавали и уважали подобные институты.

Если подходить к азиатским государствам с подобными мерками, то их можно разделить на четыре группы. В первой группе наблюдается сбалансированность дебета и кредита счета. Благодаря президенту Ли Куан Ю, Сингапур (несмотря на западный скепсис) стал единственный страной, добившейся успеха. Во вторую группу входят страны, которые по причине деспотизма и/или коммунизма двигались в совершенно ошибочном направлении. К ним относятся Камбоджа, Лаос, Мьянма (Бирма), Вьетнам и Китайская Народная Республика. Китай за прошедшее время возглавил процесс реформ в этой группе, Вьетнам также приспосабливается к такому развитию.

Третья группа включает государства, которые, несмотря на недостаточность социальных институтов, имеют правительства, благоприятствующие развитию экономики. Это Малайзия, Таиланд, Индонезия, Тайвань и Южная Корея, добившиеся выдающихся результатов в улучшении жизненных условий своих граждан. По меркам западных институциональных стандартов, к этой категории необходимо относить также Японию. И, наконец, существуют страны, явно имеющие подходящие институты, однако недостаточно подготовленные к самостоятельному правлению. Они стали практиковать демократию сразу после достижения независимости, и все вместе прозябают в бедности.

Напрашивается вывод, что нельзя сооружать фасад современного правления, если граждане не понимают его сути. В конечном счете это приводит к крушению институтов, которые в иных условиях доказали свою полезность и эффективность.

Решающий вопрос – в каком направлении движется Азия? Чтобы оценить это, необходимо прежде всего рассмотреть всемирное экономическое и политическое развитие. Поскольку регион не обладает достаточной мощью, чтобы выдвинуться на лидирующие позиции в мире, не говоря уже о том, чтобы диктовать свои правила, он вынужден участвовать в предложенной другими игре.

В экономическом отношении глобализация, приводимая в движение развитием технологий, с головокружительной скоростью изменяет коммерческий ландшафт. Обостряется конкуренция, рушатся торговые барьеры. Эти процессы скрывают в себе как грандиозные шансы, так и риски. Внутренняя политика – и это прямой результат экономического успеха – повсеместно становится все более плюралистической, если не вовсе демократической. Совершенно естественно, что везде, где существует средний класс, он требует, чтобы с ним считались. Непросвещенные руководители, которые пытаются противостоять переменам, делают это на свой страх и риск; благоразумные лидеры будут активно подготавливать свои страны к демократии, что разумеется, проще сказать, чем сделать. Необходимо подлинное лидерство.

На социальном уровне наблюдается нарастающее взаимодействие культур, обусловленное технологическим прогрессом. Некоторым азиатским странам с тысячелетней историей глобализиация кажется фиговым листком, прикрывающим западную ориентацию, в особенности насаждение американского образа жизни. Этот феномен проявляется в массовой культуре, фильмах и музыке, многих других явлениях вплоть до ресторанов и кафе быстрого обслуживания и магазинах фирменных товаров. В мире существует одна-единственная сверхдержава – Соединенные Штаты Америки. И их союзники не видят для себя никакой открытой угрозы. Нарождается новый мировой порядок, который гораздо больше характеризует кооперация, нежели конфронтация.

Как же Азии выстоять в этих условиях? Для нее будет полезной смена поколений высших руководителей. В Японии, например, завершилась эра доминирования Либерально-демократической партии, на Тайване установилась демократия, Гонконг сохранил возможность самоопределения. Сингапур и Малайзия находятся в различных фазах политики “сильной руки”, а демократия на Филиппинах вернулась в норму. В начале XXI в. в Азии появится новое поколение постколониальных лидеров. Однако сам по себе этот факт еще ничего не гарантирует. Судьба Азии будет определяться тем, насколько успешно новые лидеры будут создавать подходящие институты и воспитывать своих граждан.


Вызовы XXI в.


С точки зрения экономики Азия поступит правильно, если будет помнить о причинах последнего финансового кризиса. Сваливать вину на массивные финансовые потоки из-за рубежа означает закрывать глаза на собственную неподготовленность. Спекулятивные атаки на национальные валюты представляют собой лишь искру, ведущую к возгоранию пламени катастрофы. При отсутствии имманентной слабости самой системы они не в состоянии нанести такой ущерб. Более того, потоки капитала – это всего лишь неожиданный побочный продукт ставшего глобальным финансового рынка. Будут и другие, причем многие из них сегодня абсолютно неизвестны. Упомянутые выше страны лишь тогда будут иметь шанс выдержать следующий натиск, если укрепят собственную экономическую инфраструктуру.

Главным звеном экономических проблем Азии является недостаточно эффективное управление государством и предприятиями, причем последнее обстоятельство естественным образом вытекает из первого. Предприятия не будут действовать наилучшим образом, банки не станут соблюдать хорошо обдуманные требования, если надлежащие правительственные учреждения не будут приучать их к сдержанности. Для этого необходимы система контроля за банковской деятельностью, свод правил “техники безопасности”, учет предписаний биржи, эффективно действующая система правосудия, а также профессиональные органы, требующие от всех соблюдения этических норм. Но, прежде всего, само правительство должно быть “чистым”, особенно при применении законов.

Как практически все развивающиеся экономики, Азия страдает от коррупции. В начальной стадии развития, когда социальных институтов недостаточно, коррупция, возможно, выполняет определенные полезные функции, до тех пор, пока она служит интересам большой группы людей (например, в Таиланде и Китае), а не отдельных личностей (как на Филиппинах при Фердинанде Маркосе и в Индонезии в период правления Сухарто). Однако, если коррупцию не контролировать, то она превратится в гноящуюся рану и в конечном счете разрушит экономику. Существуют три возможности справиться с коррупцией. Китайский метод морального убеждения, основанный на конфуцианстве, обречен на провал. Социальное давление, практикуемое в Японии, оказывается успешным по отношению к ее собственному населению, но практически неприменимо за пределами этой страны. Япония, например, является единственным обществом, в котором не разоряют из озорства автоматы по продаже различных товаров. Но, разумеется, как в государственных учреждениях Японии, так и в частных организациях, слишком часто встречается институционализированная коррупция.

Наконец, существует еще одна, хотя и не полностью эффективная модель – западные попытки установить верховенство права. Одна из приоритетных целей азиатских лидеров должна заключаться в том, чтобы повышать приемлемость этой модели и максимально ограничивать произвольную власть индивидов. С социально-экономической точки зрения политические властители должны учитывать и взвешивать интересы различных общественных групп, чтобы сделать минимальным разрыв в уровне благосостояния. Эта проблема встает во всех развивающихся обществах. Бросая на разные чаши весов объем социальных гарантий и стимулы к труду, государственные руководители должны проявить мудрость и установить, какой уровень социального благосостояния считается адекватным.

На политическом фронте вызовы серьезнее. Что касается экономики, то аргументы большинства людей совпадают: необходимо обеспечивать благосостояние. Лишь в вопросе о том, как достичь общественного богатства и как его распределять, мнения расходятся. В политике, однако, цели часто неясны. Тем не менее многие, вероятно, согласятся с тем, что двумя непременными критериями оценки политической системы являются уважение человеческого достоинства и экономическое развитие. Если это так, то азиатский опыт, накопленный в прошедшие десятилетия, поучителен по меньшей мере в трех пунктах.

Во-первых, если демократия зарождается преждевременно, когда или отсутствуют адекватные социальные институты, или граждане недостаточно к ней подготовлены, то это верный рецепт экономической катастрофы. Вопиющая нищета так же унижает человека, как и все остальное. И подтверждением этому являются Индия и Филиппины.

Во-вторых, все азиатские страны, добившиеся успеха, достигли общественного богатства в условиях отсутствия либеральной демократии. В действительности во всех этих странах существовали автократические, хотя и заботившиеся о развитии экономики правительства, как в Южной Корее, на Тайване, в Гонконге и Сингапуре в период до 90-х годов. Япония, даже если ее политическая система и культура отличаются, находится в похожей ситуации. Граждане Японии своеобразным образом сохраняют верность тем, кто ими правит, и редко ставят под сомнение инициативы правительства.

В-третьих, страна, экономика которой развивается, тем или иным образом найдет свой путь к социальному многообразию и в конечном счете к демократии. Это характерно для экономики всех пяти азиатских стран-"тигров". Учитывая эти обстоятельства, азиатские лидеры должны соразмерять темпы демократизации, создавая необходимую политическую инфраструктуру. Если они слишком сильно “закручивают гайки”, то рискуют не выполнить требования своих граждан. Результат этого может быть плачевным. Но если излишне “ослабить поводья” и проводить демократизацию, когда еще не созданы соответствующие институты и не созрела готовность граждан, то тоже возникнут проблемы.

Фактически чем демократичнее общество, тем сложнее воспитать людей в духе гражданской ответственности. Эмпирическим путем доказано, что автократическое правительство достигает больших успехов в экономике, в особенности в начальной фазе развития страны. Вследствие этого Азии необходимо будет сделать выбор – между большим экономическим ростом и быстрой демократизацией. В прошедшие 30 лет Сингапур добивался осуществления первой цели, Филиппины – второй. Сегодня десятки тысяч филиппинцев стали домработниками в семьях граждан Сингапура. Предположим, что стрелки часов можно повернуть обратно: если бы Филиппины приняли другое решение, кем были бы сегодня их граждане – подчиненными или скорее руководителями? Наполнить демократию жизнью достаточно сложно, даже если отсутствует необходимость реагировать на постоянную осаду, прежде всего американских законодателей, которые склонны рассматривать демократию как панацею и считать, что ее можно достичь в одночасье. Хотя в сравнении с другими системами демократия и является более хорошей, все же и ей присущи естественные слабости. Демократизация выходит далеко за пределы простого акта выборов; она являет собой процесс, который требует времени. Ее конечный результат проявляется по-разному и имеет различные формы – достаточно взглянуть на Европу. И если наличествуют определенные основополагающие элементы, то все модели заслуживают уважения.

Если смотреть на вещи подобным образом, то азиатским лидерам можно дать хороший совет – осмотрительно реагировать на внешнее давление и действовать по принципу: прислушивайся и учись, но применяй полученные знания в соответствии с ситуацией у себя дома. Общие рецепты от тех, кто практически не разбирается в подводных течениях политической действительности, социальной динамики и не понимает экономические условия в Азии, только вызывают раздражение. Достаточно рассмотреть ситуацию в России и Китае: развитие демократии в России, когда страна была к ней не подготовлена, ввергло ее в тотальный хаос - политический, экономический и общественный. В противоположность этому Китай спокойно и последовательно создает необходимые институты. В излишне быстром продвижении вперед кроется риск социальных волнений, которые могут поставить крест на 20 годах прогрессивного развития.


Платформа для регионального диалога


В то время как нарастает экономическая мощь Азии, она становится одновременно свидетелем воодушевляющего развития событий на региональном и международном уровнях. Прежде всего, явно отступает коммунизм, который после второй мировой войны расколол регион. Во-вторых, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) сохранила свою сплоченность, несмотря на волнения в Индонезии, самой многонаселенной стране, играющей фактически лидирующую роль в регионе. В действительности проходят регулярные формальные форумы для диалога между АСЕАН и его северо-азиатскими соседями. Это шаг в правильном направлении, к созданию панвосточно-азиатского сообщества. В-третьих, региональный форум АСЕАН представляет собой платформу для диалога по вопросам безопасности, включающего страны всего региона. В-четвертых, внутрирегиональная торговля окрыляла вплоть до последнего по времени кризиса торговлю с США и Европой, причем Европа, которая после второй мировой войны ушла из региона, вновь возвращается к нему, движимая обновленным экономическим интересом. В будущем создание региональных институтов должно выдвинуться на первое место повестки дня азиатских лидеров. Цель заключается в том, чтобы создать мирное сообщество наций, подобное Европейскому союзу. В основе их усилий лежит общее желание экономического развития и совместной безопасности. Однако эта задача является для Азии несравнимо более трудной. Зарождение Европейского союза вызвано политическими соображениями. Франция и Германия, два ключевых государства, особенно хотели исключить в будущем конфликты. В Азии похожая ситуация в отношении Китая и Японии. К несчастью, Япония в отличие от Германии до сих пор последовательно отказывалась от того, чтобы адекватным образом признать свою ответственность за вторую мировую войну. Вследствие этого восточно-азиатские государства все еще оправданно относятся к Японии с подозрением. История Китая с пертурбациями последних десятилетий также внушает опасения его соседям. Более того, в то время как государства - члены Европейского союза находятся на одном уровне экономического и общественного развития, между азиатскими странами существуют большие различия. Из этого вытекает, что Азии потребуется больше времени, чтобы добиться того, чего Европа достигла за 40 лет. Но это не должно удерживать регион от движения по тому же пути. Совместные усилия, предпринимавшиеся до сих пор в экономической области, необходимо обратить также на углубление дискуссии о политике и вопросах безопасности. Действия, которые осуществляются параллельно с этим, например Совет азиатско-тихоокеанского сотрудничества в области безопасности (САТСБ), могли бы стать предвестником официального прорыва.

Помимо создания региональных институтов следует укреплять также межрегиональные соглашения, как, например, Организацию азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Важен также и диалог со странами, расположенными по другую сторону Тихого океана, прежде всего, если он касается роли США, которые являются крупнейшим торговым партнером Азии и к тому же страной, экспортирующей капитал и технологии. Нравится ли это кому-то или нет, но Америка все еще является щитом, обеспечивающим защиту большой части Азии. К тому же США – это единственный катализатор в отношениях между Китаем и Японией. В конечном счете широкомасштабное трехстороннее сотрудничество между Соединенными Штатами Америки, Китаем и Японией – единственный путь к обеспечению прочного мира в Северо-Восточной Азии.

Ключевая позиция США порождает, однако, целый ряд проблем. Прежде всего, Америка не уверена в том, как следует вести себя с Китаем; однако вовлечение этой страны в региональное и международное сообщество имеет решающе значение. Иногда создается впечатление, что американский конгресс исполнен решимости сделать из Китая врага, возможно, чтобы найти “преемника” для бывшего противника в лице Советского Союза. Кроме того, это отношение осложняется еще смещением приоритетов в американской внешней политике – отходом от реальной политики и дрейфом в сторону прав человека и демократии. По иронии судьбы это происходит как раз в тот момент, когда Китай добивается самых больших успехов в своей истории.

Во-вторых, между США и Восточной Азией существуют большие различия в восприятии Японии. Америка будет всегда рассматривать Японию как лояльного подданного, которым она и является после поражения во второй мировой войне. Эта точка зрения не находит понимания у государств Восточной Азии, ставших поголовно жертвами японской жестокости. До тех пор пока существует американский ядерный зонтик, он будет представлять собой перестраховку, но вряд ли следует рассчитывать, что это будет продолжаться вечно, ведь военные расходы Японии уже сейчас вторые по величине в мире. На практике это не означает фактически никакого различия, поскольку обе стороны – США и Азия – должны “церемониться” с Японией. Однако недоверие Азии оправдано, и его необходимо уменьшать.

Как видим, самая неотложная задача Азии заключается в том, чтобы создать институты. В глобализованном мире игровые поля выравниваются, торговые барьеры устраняются. Большинству азиатских стран необходимо провести всеохватывающее обновление общества, чтобы обеспечить надежную основу для сохранения конкурентоспособности. Адекватную экономическую инфраструктуру необходимо подкрепить разумным политическим аппаратом. Если этого не произойдет, то Азия в лучшем случае, останется второразрядным мировым игроком.

На региональном уровне необходимо укреплять, а в некоторых областях и создавать транснациональные организации, чтобы сохранить мир. Это задача колоссального масштаба, которая подвергнет проверке подлинный характер азиатских лидеров.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz