Номер 4/03 Главная Архив К содержанию номера

Рынок труда


Нелегальная занятость
и ее последствия для социальных систем и рынка труда Германии

АКСЕЛЬ МЁРЕР-ФУНК


• Тот, кто делает легальную работу, но в обход государства, не платя налогов и взносов в социальные фонды, работает нелегально
• Нелегальная занятость есть во всех странах, ее масштаб является показателем степени доверия граждан экономической политике государства
• Нередко раздаются критические голоса, ставящие под сомнение необходимость строгого преследования теневой занятости

Черный рынок труда есть во всех странах. Для многих «левая» работа очень привлекательна. Причем такой бизнес выгоден обеим сторонам. Тот, кто трудится нелегально, получает зарплату и не платит налогов, не делает взносов в пенсионный, медицинский и другие страховые фонды. То же самое относится и к тем, кто использует нелегальный труд. Поэтому неудивительно, что нелегальная занятость так широко распространена во всем мире. Например, в Германии, по некоторым оценкам, «левой» работой в настоящее время занято 5 млн человек.

Однако у данного явления есть и минусы, которые становятся заметными в большинстве случаев лишь тогда, когда работа сделана плохо или же происходит несчастный случай. Нелегальный работник, как правило, не несет ответственности за качество своей деятельности и при неудовлетворительном результате часто отказывается от нее. Клиент не может потребовать устранения дефектов – рекламация в данной ситуации бессмысленна. Нелегал вредит и самому себе: «левая» работа не учитывается при начислении пенсии по старости, а при получении травмы он не может рассчитывать на медицинскую страховку.

Но главный недостаток рассматриваемого явления в том, что он приводит к тяжелым последствиям для общества. При высокой безработице и постоянно растущем количестве пенсионеров нелегальная занятость подрывает всю экономическую систему. По подсчетам Федерального министерства финансов Германии, страна из-за этого ежегодно теряет 500 тыс. официальных рабочих мест. Причина проста: честно работающие предприятия уже не могут успешно конкурировать с теми, кто использует дешевый нелегальный труд, и вынуждены увольнять сотрудников. При этом государство недополучает налогов на сумму около 125 млрд марок, а социальные фонды (в частности, фонд пенсионного страхования) теряют около 110 млрд. В 2000 г. оборот нелегальной занятости на германском рынке составил примерно 640 млрд марок, что соответствует 16% ВНП. По подсчетам экономистов Ф. Шнайдера (Австрия) и Д. Энсте (Германия), она уже несколько лет растет быстрее, чем официальная экономика.


Что такое нелегальная занятость


Тот, кто делает легальную работу, но в обход государства, не платя налогов и взносов в социальные фонды, работает нелегально. Классический пример: человек в свободное время ремонтирует автомобиль знакомого за наличные и без выписки счета.

«Левые» работники нарушают закон не только тем, что не платят налогов и взносов. С этим связаны и другие серьезные нарушения. В Германии, например, право открыть предприятие дано лишь человеку, имеющему звание «мастер» по соответствующей специальности. Проблема в том, что добиться такого сертификата непросто: к сдаче экзамена на мастера нужно готовиться несколько лет. Некоторые граждане поддаются соблазну и предлагают услуги не имея указанного звания. Распространено и такое явление, когда люди, получающие пособия по безработице и другую государственную поддержку, работают не легализуя заработок.

Согласно результатам опросов, нелегальная занятость в Германии больше всего распространена в строительстве. Другие типичные сферы ее приложения – мелкий бизнес, домашняя работа (уборка, уход за садом, присмотр за детьми) и услуги (ремонт, общепит и т.п.). Как видим, это отрасли, где применяется много ручного труда. Действительно, автомобиль или самолет нельзя сделать нелегально, для этого необходимо большое количество людей и оборудования. Иная ситуация, когда надо отремонтировать квартиру, построить дом или нужна помощь по хозяйству, в саду, на крестьянском подворье – здесь требуются, прежде всего, рабочие руки. И они  будут существенно дешевле, если не платить налогов и взносов. В Германии, например, при официальном ремонте автомобиля в автосервисе сейчас приходится платить в среднем 113 марок за час, а «левый» ремонт обойдется менее чем за половину этой суммы.

Еще одной формой рассматриваемого явления выступает сдача нелегальной рабочей силы в аренду. В этом случае фирма нанимает людей, чтобы за плату временно предоставлять их другим предприятиям. Зарплата таких работников часто бывает ниже, чем установленный в отрасли минимальный уровень оплаты труда. Нелегальной является также занятость иностранцев, не имеющих разрешения на работу.

Для оценки масштаба теневой занятости ученые используют в основном два инструмента: опросы населения и расчеты на основе оборота наличных денег. Благодаря опросам можно выяснить, сколько граждан и как часто выполняют или используют «левую» работу. В последние годы люди более охотно делятся информацией по данной теме. При втором подходе исследователи исходят из следующей посылки. Стране для создания ВВП необходима определенная масса наличных денег. Нелегальный труд оплачивается преимущественно «живыми» деньгами, чтобы его можно было легче скрыть. Поэтому количество наличности, которое тратит население, косвенно указывает на объем нелегального труда.


Итоги 2000 г.


В Германии сумма штрафов, взысканных за нелегальную занятость, в 2000 г. выросла до рекордной отметки – 325 млн марок. Таможенные органы и биржи труда вскрыли 250 тыс. нарушений, связанных с использованием «левого» труда; в 72 тыс. случаев имелись признаки уголовных преступлений. Более 15 тыс. раз нарушался Закон о командировании работников; при этом к работе привлекались зарубежные работники, но в отношении их не соблюдались минимальные германские тарифные и социальные нормы. За этот так называемый социальный демпинг было взыскано штрафов на 150 млн марок.

2000 г. принес также рекордные цифры теневой занятости иностранцев. Контролеры вскрыли 64 тыс. случаев, когда иностранцы работали не имея разрешения на это, за что было наложено 41 тыс. денежных взысканий на общую сумму 59 млн марок. На 56 млн марок набралось штрафов за 38 тыс. случаев нелегальной «сдачи в аренду» рабочей силы.

Так называемое злоупотребление государственными пособиями также достигло высокого уровня. В 40 тыс. наиболее серьезных случаев биржи труда подали заявления о возбуждении уголовных дел, в 163 тыс. случаев наложены штрафы на общую сумму 31 млн марок.


Причины роста нелегальной занятости


Нелегальная занятость есть везде, но масштаб очень разный. Некоторые ученые, среди них Ф. Шнайдер, который является ведущим специалистом в этой области в немецкоязычных странах, считают, что главная причина ее активного роста – высокий уровень налогов и взносов в социальные фонды. Ее размеры для многих исследователей являются показателем того, насколько граждане удовлетворены экономической политикой своей страны. Отмечу, однако, что немалую роль здесь играют и другие факторы, поэтому сравнивать ситуацию в разных странах бывает непросто.

Налоги и взносы. В Германии налоги и взносы в фонды социального и медицинского страхования (а они ежемесячно автоматически вычитаются из зарплаты) в сумме могут быть выше, чем «чистая» зарплата. Следовательно, тот, кто заказывает нелегальную работу, может платить за нее (без соблюдения материальных и юридических гарантий) менее половины официальной цены. Согласно результатам исследования, проведенного в 2000 г. тюбингенским Институтом прикладных экономических исследований (IAW), 55% опрошенных указали на высокий уровень налогов и взносов как на существенную причину того, что они выполняют или используют «левую» работу. При этом 78,8% респондентов считают главным мотивом для нелегального труда – возможность подработать; 16,4% признались, что подрабатывают нелегально.

Неразумное расходование налогов. Ученые полагают, что масштабы нелегальной занятости связаны также с уровнем авторитета государства, степенью доверия граждан к общественному строю и их уверенности, что государство разумно расходует средства налогоплательщиков. Эти моменты влияют на налоговую мораль граждан, и, как следствие, на их готовность работать в теневой сфере. Как показало исследование IAW, 30% опрошенных считают, что государство транжирит налоговые средства, а 20% высказали мнение, что оно слишком сильно вмешивается в экономику.

Досуг. Объем свободного времени и более гибкий подход к трудовому графику также оказывают немалое влияние на масштабы теневой занятости. Сокращение рабочей недели приводит к тому, что у работников остается больше времени для подработки. Они могли бы от нее отказаться, если бы имели возможность обеспечить себе приемлемый уровень жизни и сокращение рабочего времени отвечало их личным ожиданиям. Опрос, проведенный исследовательским институтом ЭМНИД в 1997 г., показал, что лишь 40% работников наемного труда в Германии довольны рабочим временем, 27% предпочли бы трудиться дольше, чем установленные законом 38,5 ч в неделю. Отмечу, что тенденция к сокращению рабочей недели и сетования на тяжесть налогового пресса наблюдаются во многих государствах.

Объем нелегальной занятости в разных странах неодинаков, о чем свидетельствуют данные табл. 1.

Таблица 1

Теневая экономика в государствах ОЭСР, % ВВП
ГосударствоСредние данные за:
1989 – 1990 гг.1994 – 1995 гг.1999 – 2000 гг.
Греция22,628,628,7
Италия22,826,027,1
Португалия15,922,122,7
Испания16,122,422,7
Бельгия19,321,522,2
Швеция15,819,519,2
Норвегия14,818,219,1
Финляндия13,418,218,1
Дания10,817,818,0
Канада12,814,816,0
Германия11,813,516,0
Ирландия11,015,415,9
Франция9,014,515,2
Австралия10,113,514,3
Нидерланды11,913,713,1
Новая Зеландия9,211,3 12,8
Великобритания9,612,5 12,7
Япония8,810,611,2
Австрия6,98,69,8
США6,78,88,7
Швейцария6,77,88,6
В среднем по 21 государству ОЭСР13,2 15,716,7

Налоговая реформа в ФРГ, в результате которой в 2001 г. фискальное бремя в первую очередь для семей с низкими доходами существенно снижено, по мнению экспертов, положительно отразится на уровне нелегальной занятости. Они ожидают, что ее объем стабилизируется на уровне 16% ВВП и больше не будет расти быстрее, чем официальное народное хозяйство. Так, в прошедшие годы теневая экономика по данным Ф. Шнайдера развивалась в 3-4 раза быстрее, чем официальная (табл. 2).

Таблица 2

Теневая экономика в Германии
ГодОбъем, млрд марокДоля от ВВП, %
1975595,75
198016010,8
198520411,2
199029512,2
1995*48113,9
2000**64316,0
2001**68516,0

* С 1995 г. – все данные по объединенной Германии.
** Прогнозные данные.

Тот факт, что 16% ВВП производится нелегально и 5 млн человек работают в обход государства, говорит о положительном отношении населения Германии к теневой занятости. В обращении правящих партий СДПГ и «Союз 90/Зеленые» от февраля 2001 г. отмечалось, что привлечение нелегальной рабочей силы все больше воспринимается обществом как нечто нормальное и для многих такая деятельность в домашнем хозяйстве или при проведении ремонтных работ стала привычной.

Поэтому неудивительно, что ученые советуют реагировать на данное явление не только ужесточением наказаний. Они считают, что прежде всего нужно повысить степень доверия граждан к своему государству. Надо, чтобы население лучше понимало, почему и на какие цели государство тратит деньги. Если оно не полностью справляется с возложенными на него задачами, если оно не борется со злоупотреблениями государственными пособиями и если даже известные люди уходят от уплаты налогов, то у граждан усиливается желание уйти из официальной экономики в тень.

О том, насколько либерально граждане Германии относятся к нелегальной занятости, свидетельствует уже упоминавшееся исследование, проведенное в 2000 г. экономистами Д. Энсте и Ф. Шнайдером. Хотя около 90% опрошенных осознали, что государство из-за нелегальной занятости теряет многие миллиарды марок и большое количество рабочих мест, только 46% считали, что за нее надо строго наказывать. Более 50% высказали мнение, что против «левой» работы вообще не нужно бороться. Такое мнение особенно распространено среди молодежи: среди лиц моложе 40 лет 60% против борьбы с ней, причем 42,9% считают ее незначительным проступком.

Исследователи усматривают в этих цифрах немалую опасность: масштабы нелегальной занятости в Германии могут еще больше вырасти, а граждане еще больше привыкнуть к ней, тогда государству будет труднее находить средства для эффективной борьбы с ней. Поэтому эксперт по рынку труда профессор Шнайдер советует больше говорить «о большом числе честных налогоплательщиков и широкой палитре государственных услуг, которые можно профинансировать только при условии сохранения правил сбора налогов и взносов».

Согласно результатам исследования Ф. Шнайдера по масштабам нелегальной занятости Берлин занимает лидирующие позиции в стране. На «левую» работу приходится 22% создаваемого здесь валового продукта (напомню, в целом по стране – 16%). Даже на многочисленных стройках парламента и правительства вновь и вновь вскрываются случаи теневого использования рабочей силы. По оценке Специализированного союза строителей Берлина, более 30% общего объема строительных работ в городе осуществляется нелегалами.

Проблемы Берлина обусловлены прежде всего его близостью к восточно-европейским странам, где люди зарабатывают значительно меньше, чем в Германии.

Нелегальные рабочие приезжают и из западноевропейских стран. Берлинские следователи вскрыли в 2000 г. махинации строительной фирмы, которая использовала большое количество английских строителей, не платя за них взносы в фонды медицинского и социального страхования. За полтора года ущерб от такого бизнеса составил 1,4 млн марок.

Можно сделать вывод, что на уровень нелегальной занятости в основном влияют такие факторы, как тяжкое бремя налогов и взносов, расточительное расходование налоговых поступлений, неуплата налогов и злоупотребление государственными пособиями.


Меры против нелегальной занятости


Государство располагает обширным набором инструментов для предотвращения нелегальной занятости. Безусловно, на первом плане стоит преследование ее проявлений со стороны таможенных органов, бирж труда и муниципальных розыскных групп. Раскрытием случаев теневой занятости в Германии в настоящее время занимаются 2 500 таможенников и 2 900 сотрудников бирж труда. В последние годы состав розыскных групп значительно вырос.

Наряду с этим законодатели пытаются бороться с данным явлением путем принятия новых законов. Кроме того, в преддверии расширения Евросоюза на восток ФРГ намерена ослабить трансграничное преследование нелегальной занятости через заключение двусторонних соглашений.

В прошедшие годы Федеральное правительство Германии пыталось сдержать нелегальную занятость с помощью различных законодательных мер. Перечислим основные законы, связанные с этой проблемой.

Социальный кодекс. Он регулирует права и обязанности работников наемного труда и работодателей. Во многих его статьях затронуты вопросы нелегальной занятости.

Закон о командировании работников. Он действует с 1996 г. Закон призван противодействовать тарифному и социальному демпингу зарубежных фирм на стройках и кораблях Германии. В нем указано, что иностранные фирмы в сфере строительства и морских перевозок должны соблюдать германские положения о минимальной оплате труда и другие тарифные соглашения между работодателями и профсоюзами, если они командируют своих сотрудников на работу в Германию. Этот закон действует также и для предпринимателей из стран ЕС.

Закон о борьбе с нелегальной занятостью. В этом законе четко прописано, что относится к нелегальной занятости. В соответствии с ним к ответственности привлекаются также граждане, заказывающие «левую» работу. Противозаконным является даже объявление в газете, с помощью которого работник-нелегал хочет привлечь клиентов. Предприятия, нанимающие теневых работников (в том числе иммигрантов) или нарушающие закон о командировании работников, могут быть не только наказаны большими денежными штрафами, а их руководители – лишением свободы, но и отстранены на срок до двух лет от выполнения государственных и муниципальных заказов. Закон регулирует также сотрудничество между биржами труда, таможенными органами, пенсионными фондами, фондами медицинского страхования и другими организациями в борьбе с нелегальной занятостью.

 В соответствии с законом, направленным на сдерживание нелегальной занятости в строительстве (принят Бундестагом в мае 2001 г.) все строительные фирмы, работающие в Германии (как немецкие, так и зарубежные), обязаны регистрировать выполнение всех заказов в налоговых органах. При этом заказчик работ должен удерживать 15% их стоимости и отчислять их налоговому органу. С помощью этого закона Германия хочет исключить случаи использования подставных субподрядчиков, которые привлекают рабочих-нелегалов, не платя за них ни налогов, ни социальных взносов. Предприятия, которые до сих пор исправно платили все налоги и взносы, освобождаются от такой обязанности.

Федеральное правительство использует и экономические инструменты. Так, оно намерено удешевить труд и тем самым облегчить отечественным предприятиям создание рабочих мест. Эта мера направлена на снижение привлекательности нелегальной занятости. Кроме того, в результате начатой в 2000 г. налоговой реформы объем фискальных платежей, которыми облагаются предприятия и частные лица, к 2005 г. должен сократиться на 75 млрд марок в год.

Одновременно с этим Федеральное правительство намерено стабилизировать, а затем постепенно снижать уровень взносов в фонды медицинского и социального страхования. Например, благодаря введению нового экологического налога на бензин ставка взносов в фонд обязательного пенсионного страхования уже была снижена с 20,3 до 19,1% заработной платы до вычетов.

* * *

В Германии нередко раздаются критические выступления, ставящие под сомнение необходимость строгого преследования теневой занятости. Так, немалое распространение получила теория, согласно которой большую часть нелегально оказанных услуг в сфере частного домашнего хозяйства невозможно оказать легально. В частности, семьи с невысокими доходами благодаря этому могут пользоваться услугами (ремонт дома), которые им иначе были бы просто не по карману. Кроме того, деньги, полученные «левым» работником, быстро тратятся, поступая в легальную экономику. Д. Энсте предполагает, что примерно 2/3 средств, используемых в теневой экономике, перетекают в сферу создания официальной добавленной стоимости и такие услуги не были бы оказаны или не нашли бы спроса в рамках официальных стандартов. Таким образом, согласно этой теории нелегальная занятость предоставляет услуги, на которые иначе не было бы спроса, создавая или обеспечивая при этом легальные рабочие места.


Полный текст см.: BASIS-INFO 25 – 2001/ Экономика

Оцените эту статью по пятибалльной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz