Номер 6/03 Главная Архив К содержанию номера

О механизме регулирования репродукционного процесса в регионе

ИРИНА ЛАВРЕНТЬВА
кандидат экономических наук, доцент, декан факультета управления,
коммерции, права Челябинского института (филиала)
Российского государственного торгово-экономического университета


• Идея индикативного управления – обеспечение расширенного воспроизводства человеческого капитала путем включения репродуктивного труда в региональную экономику
• Главным недостатком использования методов регулирования репродукции является разрозненный, дезинтегративный характер
их применения
• Наличие в регионе единого межведомственного органа управления
дает возможность тесной координации усилий всех субъектов процесса человеческого воспроизводства

Репродукционный процесс, содержанием которого является репродуктивный труд1, представляет собой специфичный и многосложный объект управления. Во-первых, репродуктивный труд – это производство не материальных благ, а «людей людьми», субъектами которого являются женщины и мужчины, и их решения о формах, методах и степени участия в процессе носят приватный характер. Во-вторых, результат репродуктивного труда не принадлежит его участникам (хотя родители несут ответственность за ребенка до определенного возраста). В-третьих, государство, местные органы власти, социум, региональные сообщества, предпринимательские круги, формально не являясь основными участниками репродукционного процесса, в действительности заинтересованы в его результатах. В-четвертых, факторы репродуктивного поведения граждан разнообразны и недостаточно изучены: они не вписываются ни в одну из существующих теорий экономического поведения – ни в теорию абстрактного «homo economicus», якобы всегда осуществляющего рациональный выбор, ни в новую теорию поведения на рынке индивидуумов, обладающих асимметричной информацией2.

Эти особенности создают серьезные трудности при выборе адекватных методов регулирующего воздействия на репродукцию со стороны общества и государства.


Индикативное управление репродукционным процессом


Концептуальный подход к формированию экономического механизма регулирования репродукции (в качестве которого, на наш взгляд, может быть использован механизм индикативного управления) предполагает идентификацию ряда его ключевых элементов. Первоначально должна быть определена основополагающая идея механизма индикативного управления – обеспечение расширенного воспроизводства человеческого капитала интенсивного типа путем включения репродуктивного труда в региональную экономику. Для реализации этой задачи требуется разработать соответствующие экономические инструменты, к которым относятся системы учета и контроля, планирования и финансирования, управления и мониторинга. Кроме того, должны быть предусмотрены и разработаны институционально-правовые рамки функционирования данного механизма.

В основу регулирования репродукции могут быть положены концепция и программа индикативного управления репродукционным процессом в регионе. Разработку такого рода программы целесообразно осуществлять в несколько этапов (см. таблицу).

Этапы разработки программы регулирования репродукционного процесса в регионе
№ п/п и содержание этапаЦель Аналитический результат
I. Оценка демографической ситуации и состояния репродукционного процесса на территорииДиагностика текущего состояния репродукционного процессаВыявление наиболее значительных отклонений от нормального хода репродукции
II. Выявление основных тенденций развития репродукционных процессов Выполнение экстраполяционного прогноза развития демографической ситуацииОпределение наиболее опасных отклонений в прошлом и настоящем, которые могут привести к новому резкому ухудшению демографической ситуации и качественных характеристик репродукционного процесса в будущем
III. Определение факторов улучшения качества репродукционных процессов Статистическая оценка влияния различных факторов социально-экономической среды на характеристики репродукционного процессаВыявление совокупности факторов, способных оказать позитивное воздействие на развитие демографической ситуации в будущем
IV.Разработка альтернативных вариантов активного прогноза развития демографической ситуации и репродукционных процессовОпределение сценариев возможных изменений демографической ситуацииСоставление совокупности альтернативных вариантов активного прогноза репродукционных процессов
V.Формирование экономического механизма управления репродукционным процессомПоиск средств перехода к расширенному воспроизводству человеческого капитала интенсивного типаСоздание институциональных основ функционирования социально-экономического механизма управления репродукцией
VI.Структуризация экономического механизма управления по основным участникам (сферам, подсистемам) репродукционного процесса Создание организационно-управленческих структур, осуществляющих регулирование репродукционного процессаПовышение эффективности репродукционного процесса в регионе в количественно-качественном аспекте

Поскольку положение домашнего репродуктивного труда в трансформируемом российском обществе характеризуется негативно, что подтверждается в целом отрицательными результатами репродукционного процесса в количественно-качественном аспекте, представляется необходимым выполнить укрупненный анализ существующего в настоящее время механизма государственного регулирования репродукционных процессов. При этом следует иметь в виду, что существующая система поддержки государством репродукции сформировалась в других социально-политических и экономических условиях. Но за последние 13 лет произошли необратимые деформации этого механизма с утратой ряда присущих ему позитивных элементов.

В сложившемся порядке управления репродукцией используются три основных метода – государственное воздействие, идеологическое и моральное воздействие, экономическое регулирование.

Методы государственного воздействия основываются на нормативно-законодательном регулировании наиболее важных условий репродукции (Гражданский кодекс, Кодекс законов о семье и браке, Жилищный кодекс, Трудовой кодекс, социальное законодательство и др.). Реализацию этих правовых актов осуществляют все ветви власти – исполнительная, судебная и местное самоуправление. В настоящее время российское законодательство, регулирующее условия репродукции, в основном отвечает мировым стандартам.

Однако, во-первых, эти стандарты не предусматривают полномасштабного включения репродуктивного труда в экономику, во-вторых, некоторые законодательные нормы приняты, но не действуют вообще. Кроме того, практика применения действующего законодательства крайне несовершенна: так, в конце 90-х годов нищенские по размерам детские пособия годами не выплачивались во многих регионах страны, но не отмечены случаи взыскания по суду этих пособий и возмещения морального ущерба потерпевшей стороне. Известны также многочисленные случаи неиспользования положенных по закону декретных отпусков работающими женщинами из-за опасения потери рабочего места.

Методы идеологического и морального воздействия с советских времен сориентированы на внедрение в ментальность населения образа женщины-труженицы, успешно сочетающей ударную работу на производстве с образцовым выполнением супружеских и материнских обязанностей. Эта модель поддерживалась пропагандой через средства массовой информации, в художественной литературе и киноискусстве. Прямое административное воздействие дополнялось идеологическим прессингом и логически его завершало.

Судя по демографическим результатам эта политика в какой-то мере срабатывала. Так, даже в поздний советский период (80-е годы) это привело к заметному росту коэффициента суммарной рождаемости на 1 тыс. женщин – с 1 888 рождений в 1980 г. до 2 194 (в сельской местности до 3 162) рождений в 1987 г. После распада СССР и прекращения деятельности КПСС методы идеологического и морального воздействия на репродукционные процессы испытывают серьезный кризис: прежней идеологии не стало, новая национальная идея не выработана, а общественная мораль деформирована (в частности из-за некритичного заимствования ряда ее западных форм).

Методы экономического регулирования используются на общегосударственном уровне, уровне территории, предприятия, семьи. Например, учреждения сфер образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты за небольшим исключением финансируются за счет бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов и средств государственных предприятий.

Особое место в регулировании уровня и качества репродукции занимают средства семейных бюджетов. Собственно они и являются основным источником финансирования репродуктивных затрат (что отвечает марксистским теориям о включенности затрат на воспроизводство будущего человеческого капитала в стоимость функционирующей рабочей силы, но не соответствует реалиям жизни и отношениям полов). Заметно меньшую роль в финансировании репродуктивных затрат играют государство и регион – их экономическая поддержка репродукции минимальна. Так, несмотря на широко разрекламированные решения об увеличении продолжительности отпусков по рождению ребенка и уходу за ним, детских пособий, материальной помощи многодетным семьям, эти меры оказались недостаточными для реализации репродуктивных планов. Причина предельно проста – мизерный уровень стимулирования.

Главный недостаток использования методов регулирования репродукции в настоящее время – разрозненный характер их использования, что проявляется в следующем:

дезинтеграция в применении методов государственного регулирования и идеологического и морального воздействия на репродукционный процесс (государственное регулирование осуществляется вне связи с ныне отсутствующей государственной идеологией и деформированной моралью);

расбалансированность целей и средств государственного и экономического регулирования репродукции: экономическая поддержка федеральным центром и регионами этого процесса происходит на очень низком уровне, тогда как государство декларирует необходимость проведения в жизнь активной демографической политики;

асимметричность законодательства в сфере создания благоприятных условий для репродукции и практики его выполнения;

искусственная изолированность экономического регулированная репродукции в приватной сфере от ее регулирования в социуме (семья, по существу, предоставлена сама себе при решении всех вопросов финансирования репродукционных процессов);

неурегулированность взаимоотношений различных уровней власти в финансово-экономической и социальной сферах (закрепленные за региональными органами власти доходные источники не позволяют в большинстве случаев обеспечить финансирование программ социальной помощи, поддержки и защиты малообеспеченных и многодетных семей).

Дезинтегративность характерна также для всех подсистем существующего механизма управления репродукционными процессами. Однако назвать эти изолированные друг от друга элементы (домашний репродуктивный сектор, детские социальные учреждения и социально-бытовую сферу предприятия) единой системой по взращиванию человеческого капитала можно только со значительными оговорками. Кроме того, дезинтеграция между подсистемами проявляется в том, что территориальные образования и предприятия в большей степени заинтересованы в получении уже готовой рабочей силы, тогда как взращивание будущей рабочей силы по-прежнему сконцентрировано преимущественно в домашнем репродуктивном секторе.


Регулирование репродукции в переходной экономике


Для государственного регулирования репродукционного процесса (в части поддержки семей с детьми) в транзитивный период экономики характерны следующие особенности:

передача функций назначения и выплаты ежемесячных пособий на детей от предприятий и мест учебы к органам социальной защиты населения, во-первых, нередко затрудняет оказание социальной помощи (из-за бюрократических проволочек и препон, свойственных «казенным» учреждениям); во-вторых, искусственно прерывает включение предприятий в создание благоприятных условий для репродукции;

запаздывание принимаемых решений по нейтрализации последствий негативных изменений в экономике и обществе: так, из-за задержки указа об увеличении минимального размера оплаты труда в 1994 г. несвоевременно проведена индексация детских пособий на 70%. В результате апрельские выплаты оказались существенно меньше мартовских;

высокая вариабельность методических принципов, критериев, масштабов и видов поддержки и помощи семьям с детьми;

вынужденный отказ государства от политики стимулирования рождаемости и многодетности в пользу социальной защиты и стратегии выживания в нестабильных социально-экономических условиях;

ситуационный характер, спонтанность и непоследовательность осуществления политики социальной защиты семей с детьми (так, размер детских пособий то увеличивался по отношению к прожиточному минимуму, то снижался, а выросшие к середине 90-х годов назначенные суммы не выплачивались вообще);

недостаточный учет региональных особенностей репродукции, что выражалось в игнорировании различия в уровнях доходов, оплаты труда и покупательной способности рубля в различных районах России;

приоритетное осуществление мер по социальной защите в первую очередь в интересах наиболее бедных семей с детьми, что представляется односторонним подходом к решению проблемы социальной защиты материнства и детства.

На наш взгляд, сегодня целесообразно поставить вопрос об организации индикативного управления (регулирования) репродукционным процессом по регионам РФ, резко различающимся друг от друга по широкой совокупности разнообразных условий.

В состав объектов управления могут быть включены репродукционный процесс в целом и его отдельные стадии (младенческая, дошкольная, школьная и инкорпоративная); виды репродуктивного труда по уходу, воспитанию, обучению, социализации детей; его материально-технические и финансовые ресурсы, а также промежуточные и конечные результаты.

При этом субъектами управления являются все юридические и физические лица, заинтересованные в получении высококачественного человеческого капитала и участвующие в этом процессе. К субъектам управления относятся семья, учреждения социальной сферы, субъекты экономической деятельности, властные структуры, армия.

Ключевую роль в формировании регионального экономического механизма регулирования репродукции, на наш взгляд, могут сыграть методы индикативного планирования. При их применении обозначаются лишь самые общие ориентиры развития, которые задаются в определенном диапазоне и носят рекомендательный характер.

Для управления воспроизводством человеческого капитала индикативное планирование дает возможность оптимально сочетать методы государственного регулирования с внутрисемейным планированием, найти лучший вариант коллективного баланса между плановым началом и рыночным саморегулированием. Главный результат такого подхода – создание институциональных основ функционирования социально-экономического механизма управления репродукцией, которые были бы адекватны российским трансформационным условиям, сложившейся демографической ситуации и специфике объекта управления.

Индикативное планирование и базирующийся на нем экономический механизм управления, направленные в рассматриваемом случае на достижение желаемого состояния демографического процесса, позволяют методом итерации постепенно приблизиться к этой цели путем сближения позиций различных субъектов управления, координации и интеграции их действий на различных стадиях репродукции, объединения ее ресурсов и достижения совместными усилиями высоких качественных результатов.

Проблема кардинального повышения эффективности регионального процесса воспроизводства человеческого капитала носит двуединый характер и может быть сформулирована следующим образом:

во-первых, каким должен быть новый более совершенный интегрированный механизм, основой которого является индикативное планирование соответствующих процессов, видов репродуктивного труда по уходу за детьми, ресурсов и результатов;

во-вторых, каким образом следует относительно безболезненно трансформировать существующий дезинтегрированный, крайне несовершенный механизм индикативного регулирования репродукционных процессов в предлагаемый интегрированный механизм индикативного планирования и управления ими.

При рассмотрении первой части этой проблемы следует подробнее остановиться на методологии индикативного планирования. В ее основу положена концепция устойчивого воспроизводства и сбалансированного саморазвития многоресурсных систем. Несомненно, региональная система воспроизводства человеческого капитала относится к такому классу саморазвивающихся систем, целью управления которой является обеспечение устойчивого и сбалансированного развития. Эта задача решается путем поиска оптимального варианта организации партнерского взаимодействия субъектов репродукции при осуществлении всех стадий репродукционного процесса, выполнении различных видов домашнего репродуктивного труда, использовании разнообразных ресурсов, получении промежуточных и конечных результатов.

Методология индикативного планирования предполагает расчет индикаторов – параметров границ. В пределах этих границ региональная система воспроизводства человеческого капитала может устойчиво функционировать и развиваться. При этом индикаторы могут иметь смысл предельных величин (например, минимальный уровень детской смертности) и максимальных (коэффициент суммарной рождаемости). Исчисляются также характеристики равновесных (сбалансированных) режимов функционирования региональных систем воспроизводства человеческого капитала как многоресурсных, устойчиво развивающихся.

Применение индикаторов-параметров, в частности, дает возможность:

• провести диагностику текущего состояния репродукционного процесса и определить тип воспроизводства человеческого капитала, происходящих в нем изменений и возникающих угроз;

• сформулировать приоритеты социально-экономического и демографического развития региона, критерии их достижения и обеспечить устойчивый режим функционирования системы;

• составить прогнозы и разработать индикативные планы развития отдельных подсистем и системы в целом;

• разработать эффективные стратегии и механизм развития региона с учетом имеющихся ресурсов, результатов диагностики и прогнозируемых параметров системы воспроизводства человеческих ресурсов, которая является в данном случае подсистемой более общей экономико-демографической системы;

 Таким образом, под индикативным планированием и управлением в рассматриваемом случае понимается формирование индикаторов-параметров региональной системы воспроизводства человеческого капитала, устанавливаемых с целью организации эффективного взаимодействия субъектов репродукции для достижения желательного состояния этой системы. Эти индикаторы-параметры носят рекомендательный характер, но их расчет опирается на результаты диагностики и мониторинга состояния региональной экономико-демографической системы, наличия имеющихся и возможности привлечения ресурсов, на прогнозы развития внутренней и внешней среды.


Экономический механизм управления репродукцией


После рассмотрения наиболее важных методологических вопросов индикативного планирования (применительно к характеризуемому в исследовании объекту) целесообразно перейти к построению общей схемы экономического механизма управления репродукционным процессом в государственной и приватной сферах региона (см. рисунок).

Главное отличие этого механизма от существующего в том, что вместо государственного регулирования процессов репродукции, автономно осуществляемого самыми разными ведомствами (образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и др.), предлагается создание единого государственного регионального органа управления репродукционным процессом (РОУРП). В отличие от функционирующего механизма госрегулирования, имеющего ярко выраженный узковедомственный характер, РОУРП предусматривает создание специализированного межведомственного государственного регионального органа управления, в который входят представители законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты, субъектов экономической деятельности, армии и общественных организаций.

Предлагаемый механизм индикативного управления репродукционным процессом обладает, по нашему мнению, рядом преимуществ. Так, наличие в регионе единого межведомственного органа управления дает возможность тесной координации под эгидой РОУРП усилий всех субъектов воспроизводственного процесса в регионе, использовать более совершенную институционально-правовую базу, широко применять высокоэффективные методы индикативного планирования, обеспечивающие гибкое, адаптивное управление процессом человеческого воспроизводства. Кроме того, благодаря новому механизму достигаются высокая степень дифференциации объектов управления репродукционным процессом и за счет этого адресное выделение материальных и финансовых ресурсов.

Проектируемый механизм управления репродукционным процессом может быть в чистом виде внедрен либо для страны в целом, либо для вновь осваиваемых (пионерных) районов, в которых с нулевой отметки формируется инфраструктура, создается промышленность и развивается социальная сфера. Однако из-за недостатка людских и финансовых ресурсов продвижение производительных сил России в новые регионы приостановлено, а для реализации фронтальной стратегии социальных преобразований явно не достает инвестиционных источников, глубоких методологических наработок («методологического ресурса») и, вероятно, политической воли.


Интегральный механизм индикативного планирования и управления

            репродукционным процессом (РП) в государственной и приватной сферах


1Репродуктивный труд в широком смысле слова представляет собой деятельность по воспроизводству человеческого капитала, которая заключается в уходе за будущей и имеющейся рабочей силой и человеческим родом в целом. Репродуктивный труд в узком понимании, предметом которого является выращивание будущей рабочей силы, слагается из процессов рождения, ухода, воспитания, дошкольной подготовки детей в семье и их ранней социализации.
2Выдающийся вклад в анализ рынков с асимметричной информацией внесли лауреаты Нобелевской премии за 2001 г. Дж.Стиглиц, Дж.Акерлоф, М.Спенс.Однако теория рынков с асимметричной информацией не применялась ее создателями к рынку труда и человеческого капитала. Вполне вероятно, что определенный вклад в создание пока не существующей теории факторов репродуктивного поведения могут внести психологическая экономика и экспериментальная экономика. Но их создатели (лауреаты Нобелевской премии за 2002 г. Дэниэл Канеман и Вернон Смит) по имеющимся сведениям, выполнили свои исследования для других сфер (Smith V.L. Bargaining and Market Behavior, Cambridge University Press 2000; Воронов Ю.П. Нобелевская премия за рынок с человеческим лицом. – ЭКО – 2003. – №1).

Оцените эту статью по пятибалльной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
прикольно взрывают мозг в красной книге подонки . Банный комплекс Хамам - шикарная турецкая баня в Петербурге. 334-25-25 Звоните!
Сайт создан в системе uCoz