НазадСодержаниеДалее

ВТОРАЯ СЕССИЯ:
МЕСТНЫЕ ФИНАНСЫ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Г.Н.АЛИМУРЗАЕВ

Бюджетно-налоговая политика: проблемы и возможности

Уважаемые коллеги, поскольку я буду говорить о вещах несколько странных и не хочу, чтобы меня обвинили в смертном грехе теоретизирования, то отмечу, что я не только представляю Ассоциацию городов Юга России, но и являюсь вице-мэром Краснодара, отвечающим за вопросы экономической деятельности.

Попробую сначала отреагировать на позиции, которые здесь были заявлены по проблемам Бюджетного кодекса и Налогового кодекса. С нашей точки зрения, то есть точки зрения, которая сейчас концептуально оформлена и реализуется на территории Краснодара, дискуссия и по тому, и по другому документам ведется где-то далеко за пределами основного их содержания, которое мы хотели бы там видеть.

Для нас основная проблема Бюджетного кодекса заключается в том, что он, по моему мнению, должен обеспечить нашу собственность, наш бюджет, там этот вопрос вообще никак не затрагивается. Поэтому мне приятно, что, несмотря на то, что от Юга до Владивостока расстояние большое, все мы сходимся в главном: если собственность и бюджет не будут обеспечены, то все остальное совершенно не важно. А если будут, то дайте нам маленький бюджетик, мы встанем на него сначала одной ногой, потом найдем, куда вторую ногу пристроить, и дело пойдет.

Сейчас обсуждаются проблемы Земельного кодекса. Нет инвестиций, нет собственности на землю и инвестор не знает, куда он инвестирует — в небо, в горизонт? Так же точно и мне невозможно развивать бюджет, если я не знаю то, что мне дали, пусть даже маленькое, но мое. Это первое.

Вторая часть проблемы Бюджетного кодекса состоит в том, что он должен обеспечить, наряду с межбюджетной вертикалью, которая является основой устойчивости государственных финансов, еще и существование межбюджетной горизонтали, которая может стать основой устойчивости муниципальных финансов.

Мы должны нормально интегрироваться, обмениваться, в том числе и бюджетными средствами, для решения наших совместных проблем. Если это произойдет, то дальше станет ясно, что делиться мы должны не по волостям, а по какому-то другому принципу, например, по принципу возможности самостоятельно формировать собственные источники финансирования для решения своих проблем.

Если говорить о Налоговом кодексе, то я считаю, что главной его задачей будет вытеснение органов местного самоуправления за пределы налогового поля. Нечего нам там делать! Если уж мы не государственная власть, то извините! Налог является испокон веков по природе, по смыслу, по существу своему инструментом государственной финансовой политики, а если уж мы не государство, нам там делать нечего. История нашей борьбы за налоги будет сплошной историей наших поражений. Поэтому лично нам так не хочется в это лезть. Одно дело — вытеснение за пределы налогового поля там, где речь идет об источнике финансирования наших собственных полномочий, а уж где делегированные, вмененные — будьте добры, соберите государственный налог и профинансируйте нам в полной мере то, что за нами закрепили. Собственные полномочия мы должны финансировать из других источников, и Налоговый кодекс должен стимулировать наше движение в направлении этих источников. Стимулировать! Поэтому он должен определять, скажем, статус того или иного источника не по тому, как он получен, а по тому, на что он израсходован. Если налоговые поступления от муниципального предприятия израсходованы на финансирование муниципальных программ, то не надо с него никаких налогов собирать — ни налога на прибыль, ни НДС — оно финансирует муниципальную программу, это наш источник. Мы эту проблему не только видим, мы ее решаем. Например, мы считаем, что собственные источники, неналоговые, у местного бюджета должны составлять не менее 50%. И это — залог нашей самостоятельности. В этом случае нам ни губернаторы, ни кто-то еще не указ — мы сами сформировали свой бюджет. И особых проблем на пути решения этой задачи нет.

Назову несколько цифр. На территории города мы сделали это за год с небольшим. В 1996 году бюджетный план Краснодара составлял 1 трлн. 50 млрд. рублей. Город исполнил бюджет, не достигнув цифры 900 млрд. В декабре 1996 года пришла новая команда, мы стали разрабатывать свои подходы. В результате в 1997 году край нам дал план 1 трлн. 50 млрд., мы взяли 1 трлн. 180 млрд., исполнили — 1 трлн. 220 млрд.. На этот год мы планируем себе 1 трлн. 640 млрд. Так вот если исходить только из естественной динамики сбора налогов, то в 1998 году мы должны будем собрать на 100 млрд. меньше, чем в 1996 г. То есть 800 млн. деноминированных рублей составят в этом году налоги, а мы планируем бюджет в размере 1 млрд. 640 тысяч, т.е. в два раза больше. Таким образом, 50% доходной части бюджета составляют неналоговые источники. Другое дело, что сегодня бюджетная классификация нам не дает возможности учитывать эти доходы как неналоговые. Поэтому мы их учитываем как налоговые доходы. Хотя, я повторяю, и технологически, и структурно они имеют совершенно другую природу. Мы, правда, не Усть-Лабинский район, не город Армавир, мы все-таки Краснодар, мы — донор. Нам их проблемы понятны и мы не хотели бы наше одеяло натягивать на все остальное муниципальное пространство, но говорим, что таким образом могут поступать и остальные.

Мы говорим о том, что первый этап реформ пройден и начался второй этап. Смысл второго этапа мы как раз и видим в том, чтобы приобрести собственные финансовые основы своего существования. То есть речь идет о тех механизмах, на которые я намекал.

Важнейшим собственным ресурсом нашего существования является наше население. У нефтяников — это нефть, у газовиков — газ. У нас, муниципальщиков, — это население. Мы сейчас к нему относимся как к камню на шее, и только когда нужно выбирать нас, мы тут вспоминаем: “Ребята!..” А потом? Потом мы просто не знаем, как этот ресурс освоить. Потом мы стонем, кряхтим, тянем... А на самом деле, это очень хороший, качественный инвестиционный ресурс.

Население одного города Краснодара на сегодняшний день в Сбербанке держит 4,5 трлн. неденоминированных рублей. И этих денег нам хватит! Но только пока население их держит в банке, а не инвестирует в город. Это первое.

Второе. Население города является крупнейшим владельческим ресурсом. Примерно до 60% акций наших предприятий в порядке приватизации перешли в карманы нашего населения. Но оно не знает, что с ними делать. Поэтому когда люди не получают зарплату, то они выходят на площадь или бастуют — вместо того, чтобы воспользоваться своими правами собственников. То есть налицо серьезный владельческий ресурс. И мы в этом плане можем нормально на доверительных основах сотрудничать с населением.

Наконец, население является крупным информационно-аналитическим ресурсом. Вы только спросите: где и кто ворует? Вам будут звонить по “Телефону доверия” и скажут: кто сколько унес. 90% будет туфты, но 10% обязательно пригодится!

Следующий тезис. Вчера состоялось еще одно важное событие, где объединились усилия мэров и губернаторов. Об этом мало кто знает, но вчера в Совете Федерации не только была ратифицирована Хартия местного самоуправления, но и был провален трижды проголосованный Думой закон об особенностях государственной эмиссии ценных бумаг. Мэры и губернаторы выступили с инициативой, Союз российских городов принял активное участие, и примерно за два дня был организован провал этого закона — закона, который был принят против нас.

Этот ресурс нужно задействовать. Мы сейчас в пределах Союза городов формируем концепцию муниципального и эмиссионного консорциума, где могут участвовать все города. Это большие объемы выносимых на рынок фондовых инструментов, это очень хорошие условия для привлечения инвестиционных ресурсов и, соответственно, решения наших собственных муниципальных задач. Поэтому, поскольку было принято решение сформировать по этому закону согласительную комиссию между Думой и Советом Федерации, я обращаюсь здесь к Сергею Сергеевичу Митрохину: давайте мы поработаем в рамках рабочей группы и сделаем этот закон таким, каким мы хотели бы его видеть.

С.С.МИТРОХИН: Я же ваши поправки провел в Думе!..

А.Ф.МУРАШКО: Пожалуйста, вопросы. Вопросов нет. Спасибо большое.

Слово предоставляется Болеку Вячеславу Ивановичу — главе администрации Кстовского района Нижегородской области.


Copyright МОНФ-2000г. Дизайн и HTML верстка Олега Ступенькова
Сайт создан в системе uCoz