Номер 2/03 Главная Архив К содержанию номера

Пути совершенствования отношений собственности и труда в России

АЛЕКСАНДР БУЗГАЛИН
доктор экономических наук,
профессор МГУ имени М.В. Ломоносова


• Для прорыва в экономическом развитии государству необходимо переходить на более эффективные способы координации всей системы экономики
• В отношениях собственности требуется усиление функций государственного регулирования и контроля за предприятиями, использующими природные ресурсы общенационального и регионального значения, обеспечение роста участия работников во владении и управлении предприятиями
• Новое качество труда предполагает рост самоуправления работников на предприятиях, создание эффективной структуры занятости и справедливой системы распределения
• Для экономического подъема Россия располагает необходимыми материальными и финансовыми ресурсами при их эффективном использовании

При оценке перспективы экономического развития России в XXI в. нередко слышны пессимистичные выводы о том, будто Россия отстала от современного мира уже навсегда. Результат может быть достигнут при меньших ресурсных напряжениях, обеспечивая сокращение затрат на финансовую надстройку экономики, не допуская раздувания перепотребления и рационализируя разумное потребление.


Недостатки современной экономической системы в России


В настоящее время в экономике сочетаются весьма противоречивые способы координации. Это не только определенная комбинация свободного рынка и государственного регулирования. В современной России также реально присутствуют пережитки централизованного планирования и управления, локальное корпоративно-монополистическое регулирование, некоторые элементы натурально-хозяйственных, дорыночных связей. Их влияние желательно последовательно минимизировать. Рынок – не только содержание экономических реформ, а одна из форм хозяйствования наряду с планом, которые можно и должно эффективно использовать. Причем использовать необходимо прежде всего наиболее развитые и эффективные формы рынка, очистив их от негативных черт. И осуществлять это в рамках всей системы координации экономики как совокупности экономических отношений, взаимосвязанных с отношениями труда, социальной, политической и духовной организацией общества.

В области регулирования экономики следует не только повысить роль государства, но и уменьшить влияние кланово-корпоративных структур. Для этого желательны такие меры, как демократический, идущий снизу контроль и учет со стороны производителей, работников, граждан.

Переход к демократическому регулированию и социальному программированию экономики предполагает разработку и реализацию долгосрочных целевых программ, обеспечивающих социальную переориентацию и структурную перестройку экономики. По нашему мнению, стране необходима новая стратегическая программа, своего рода “ГОЭЛРО-2", где цель развития объединит в единую систему государственные и рыночные методы. Селективное регулирование (фискальная, кредитная, денежная политика государства, нормативы и т.п.) полезно соединить с долгосрочными планами (программами) государственных расходов (инвестиций и т.д.), встроить в долгосрочные социальные программы и служить средством их реализации, согласуясь по целям, объектам, этапам. Целесообразно двигаться в направлении точечного регулирования, ориентированного на поддержку наиболее важных сфер экономики.

Исходя из этого важно стимулировать в первую очередь саморегулирующиеся трудовые коллективы государственных и коллективных предприятий, кооперативов и их объединений; ассоциации наемных работников (профсоюзов); потребительских, экологических и других организаций. На их базе целесообразно формирование ориентированных на социальные приоритеты и обладающих широкими экономическими полномочиями массовых демократических организаций – объединений трудовых коллективов, профсоюзов, потребительских, экологических, творческих союзов. Демократизм этих институтов достигается за счет внутренних принципов организации регионального и федерального уровней – самоуправления, открытости для демократического регулирования и контроля, включенности в стратегические программы.

Не менее важно демократизировать механизмы деятельности и центральных экономических органов и институтов. Некоторые из них могут носить негосударственный характер и создаваться на основе инициативы снизу и зависеть экономически и организационно от эффективности их деятельности по обслуживанию производителей и потребителей.

Желательно постепенно двигаться к тому, чтобы государственные органы (экономические институты, прежде всего правительство) становились подотчетными и подконтрольными законодательной власти и ее соответствующим структурам (комитетам, комиссиям парламента и т.п.).

Перспективной задачей может явиться формирование добровольных и открытых ассоциаций производителей и потребителей, создаваемых на контрактной основе. Такие объединения могут стать своего рода островами или архипелагами сознательно регулируемого развития в рыночной среде и соединять преимущества крупных корпораций с преодолением ключевых пороков монополизма за счет открытости, добровольности, подконтрольности, подвижности таких ассоциаций.


Демократическое реформирование отношений собственности


Для развития творческой деятельности и новаторского потенциала широкого круга тружеников необходимо преодоление отчуждения работников от труда и управления, формирование у них совместной хозяйской мотивации. Имеющийся общемировой опыт включает определенную передачу собственности в руки работников, повышение эффективности кооперативных предприятий; расширение участия работников в управлении и самоуправления в рамках частных корпораций; успехи коллективного сектора в экономике Китая; развитие различных форм партнерской деятельности и общественных ассоциаций в сферах технологии, науки, образования.

Важнейшим стратегическим средством создания экономики для человека является демократическая реформа отношений собственности, включение хозяйской мотивации и предприимчивости значительной части населения и снятие как государственно-бюрократического, так и корпоративно- или частнокапиталистического отчуждения (прежде всего работников-новаторов) от собственности.

Речь при этом идет о более демократичном распределении ключевых прав собственности. К числу важнейших задач здесь можно отнести следующие.

Предпосылкой реформирования отношений собственности должна явиться своего рода инвентаризация имеющегося в стране имущества с точным определением и юридической фиксацией системы прав собственности: не только составление реестра акционеров, но и отмена коммерческой тайны в области отношений собственности, в том числе для холдингов и т.п. На основе этого будет составлен своего рода портрет системы прав собственности в России с обязательной фиксацией законности или незаконности получения собственности нынешними владельцами, а также меры эффективности использования имущества новыми собственниками. В результате может быть поставлен вопрос о незаконно приватизированных и неэффективно используемых объектах собственности.

Ключевым шагом в реформировании отношений собственности должна стать передача в руки государства предприятий, использующих природные ресурсы общенационального (федеральная собственность) или регионального (муниципальная собственность) значения, для предотвращения их хищнического применения и переориентации рентных доходов на пользу всех граждан страны. Необходимость такого решения обоснована в работах академика Д. Львова и ряда других ученых.

Важным шагом в перспективе может стать перераспределение прав собственности в пользу демократических институтов. Это предполагает: создание дополнительных возможностей (льгот, кредитов, государственных общественно-инвестиционных фондов) для рядовых граждан стать со-собственниками частных акционерных предприятий, консолидируя свои пакеты акций; перераспределение ряда прав собственности на любых (индивидуальных, акционерных и т.д.) предприятиях в пользу работников и их организаций (профсоюзов, советов трудовых коллективов и т.п.).

В частности, это могло бы включать право работников на контроль за деятельностью собственника (например, за выплатой зарплаты) и участие в решении вопросов занятости, условий и оплаты труда (как, например, в Бельгии); ответственность собственника за целесообразное и эффективное использование имущества (как, например, в ФРГ); права неправительственных организаций и местных органов на контроль за соблюдением экологических и иных норм, затрагивающих интересы жителей и многое другое.

Рост экономических функций государства и числа государственных предприятий поставит в качестве важнейшей проблемы дебюрократизацию государственной собственности. Здесь возможны следующие шаги.

Во-первых, передача ряда существующих государственных предприятий в хозяйственное ведение или аренду трудовым коллективам (за исключением имеющих стратегическое народнохозяйственное значение, особо опасных и тому подобных производств). В этом случае права и ответственность собственника распределяются между государством и трудовым коллективом. Предприятие работает на началах самоуправления, коллектив нанимает профессиональный управленческий персонал, делегируя ему необходимые полномочия по текущему руководству; стратегические решения принимаются органами самоуправления в рамках (если таковые имеются) общегосударственных программ, за эффективность и качество решений коллектив отвечает своим доходом, в случае стабильной убыточности предприятия коллектив может быть расформирован.

Не менее важна, во-вторых, радикальная демократизация органов, обеспечивающих по поручению государства распоряжение собственностью. С этой целью необходимо определить законодательно правомочия, компетенцию и ответственность этих органов и возложить контроль за соблюдением такого регламента и их деятельностью на добровольные ассоциации трудовых коллективов самоуправляющихся предприятий и другие общественные структуры.

Изменение отношений собственности предполагает и широкое развитие ассоциаций новаторов, венчурных кооперативов и других типов предприятий, находящихся в собственности их работников, предоставив им (как адекватным для развития инновационных проектов) экономические льготы. Наконец, на формирование экономики для человека может в определенных масштабах работать и частный бизнес (как отечественный, так и зарубежный), при условии, что он ориентирован на решение стратегических задач гуманизации и социализации экономики и функционирует за счет собственных средств предпринимателей и кредитов (но не паразитического перераспределения государственной собственности). Поддержка частных предприятий, реализующих долгосрочные программы интенсивного развития, “нейтралитет” по отношению к бизнесу, работающему на реальный сектор, выдавливание (через налоги, нормативы и т.п.) спекулятивного капитала при обязательном соблюдении всеми ими социальных и экологических нормативов – такой может быть политика государства и общества по отношению к частным предприятиям.


Повышение качества труда
и социальных гарантий


Движение от труда наемника к деятельности свободного работника предполагает поддержку и стимулирование инициативного, производительного, творческого труда. Квалифицированный рабочий и добросовестный крестьянин, инженер и учитель, врач и ученый России сегодня вполне способны к такому труду. Для того чтобы реализовать эту задачу, необходимо осуществить ряд коренных преобразований в сфере трудовых отношений, направленных на постепенное преодоление отчуждения труда.

На акционерных предприятиях, контролируемых частным бизнесом, возможны переходные меры, включающие государственные гарантии:

введение нормативов, определяющих условия труда и его оплаты на уровне, обеспечивающем нормальное воспроизводство работника данной квалификации;

обеспечение прав работников на участие в контроле и управлении собственностью; на получение информации о деятельности предприятия, источниках и направлениях использования финансовых средств.

На государственных и коллективных предприятиях важным шагом к снятию отчуждения труда мог бы стать отказ от системы государственно-бюрократического найма работников и переход к системе договорных отношений между самоуправляющимся трудовым коллективом (свободная ассоциация работников), собственном (он может совпадать с коллективом) и администрацией.

Чтобы эти шаги в области труда стали реальностью, необходимо решение триединой задачи.

Во-первых, формирование снизу разнообразных органов самоуправления, обеспечивающих возможность труженикам принимать участие в решении тех проблем, в которых они непосредственно экономически заинтересованы.

Во-вторых, создание гибкой системы занятости, обеспечивая прогнозирование и планирование высвобождения работников, создания новых рабочих мест и осуществляя соответствующее переобучение работников. Такая система должна функционировать под эгидой профсоюзов на средства, выделяемые предпринимателями.

Механизм функционирования системы может быть основан на парадоксальном принципе: планируемое высвобождение (“увольнение”) с предприятий (первоначально хотя бы в общественном секторе) наиболее высококвалифицированных работников для их переобучения и перевода на более творческую работу в “секторах прорыва”. Условием перевода работников на новую работу может быть обучение остающегося персонала, подтягивающее его до уровня высвобождаемых. Задача такой системы – создание возможностей для получения работы каждому, кто может и желает трудиться, а не расширение слоя люмпенов, живущих на подачки в виде пособия по безработице. Так может быть создан своего рода постоянный “подсос” работников в сферы более квалифицированного новаторского труда: возвышение рабочих-новаторов до собственного творчества, “рядовых” рабочих – до высококвалифицированной новаторской деятельности в секторах “прорыва”, отстающих и люмпенизирующихся работников – до уровня “нормальных” работников.

В-третьих, шаги по снятию отчуждения труда останутся незавершенными, если их не дополнить созданием системы распределения, стимулирующей труд, новаторство и предпринимательство и “выдавливающей” паразитические доходы. В частности:

разграничив рантьерские доходы, предпринимательские доходы, доходы от трудовой деятельности и социальные пособия, установить жесткий прогрессивный налог на первые (вплоть до социального максимума) и более мягкий прогрессивный налог на предпринимательские доходы (с поощрением их использования для инвестиций, благотворительности и т.п.);

не вводить прямых ограничений по максимуму, но гарантировать минимум реальных доходов от труда и социальных пособий на уровне не ниже прожиточного уровня;

реализовать программу борьбы с нелегальными доходами, введя обязательность как налоговых, так и имущественных деклараций, а в перспективе перейти к регистрации всех видов доходов на именных счетах и одновременно к безналичной форме расчетов по крупным гражданским сделкам;

применяя современные зарубежные и отечественные достижения в области мотивации труда, ввести комплексные системы стимулирования творческого инициативного труда, повышения квалификации, трудовой активности на основе использования не только денежного стимулирования, но и свободного времени, создания возможностей самореализации, профессионального роста и др.;

обеспечить приоритетное стимулирование (более высокая оплата труда, высший социальный престиж и т.п.) работников-новаторов и специалистов массовых творческих профессий (учителя, воспитатели, медицинские работники и т.п.);

развивать механизм общественного контроля и самоуправления в сфере организации и стимулирования труда.

В-четвертых, важнейшим условием функционирования такой системы распределения, стимулирующей новаторство, должна стать демократическая система социальных трансфертов, являющаяся одной из целей и одновременно средством стратегии интенсивного развития. Ключевым вопросом здесь станет не столько ее размер, сколько иная проблема: для чего ее развивать.

В  данном случае нужно исходить  из того, что социальные трансферты должны стать не столько средством поддержки минимально терпимого уровня жизни обездоленных (что по сути является способом увековечивания этого слоя), сколько средством для решения единого комплекса задач: “вытаскивания” из гетто нищеты наиболее обездоленных членов общества и возврата их к полноценной социальной жизни (“социальная реабилитация”); создания каждому члену общества гарантированного и равного стартового базиса для включения в новаторскую деятельность и минимальных гарантий стабильности (“стартовая площадка” и “социально-гарантированный минимум”); обеспечения достойных условий жизни уже и еще нетрудоспособных (собственно “социальная защита”), в том числе за счет их посильного включения в социальное творчество (самоуправляющиеся трудовые ассоциации школьников, потребительские и жилищные кооперативы престарелых и многое другое).

При этом не менее важно и то, кто и как будет организовывать функционирование такой системы социальных трансфертов. Если мы хотим двигаться к гражданскому обществу, то она должна быть основана на самоорганизации граждан, возможности выбора ими различных (альтернативных) форм, методов и источников получения гарантированных пособий.


Материальные и финансовые ресурсы
для экономического прорыва


Осуществление назревших инноваций предполагает использование огромных по своим масштабам материальных и финансовых ресурсов. Возникает естественный вопрос: где их взять в России, все еще страдающей от изношенности основных фондов, недостатка инвестиций, вывоза капитала, ограниченности государственного бюджета?

В некотором смысле российская экономика попала в замкнутый круг: для выхода из отсталости стране нужны дополнительные ресурсы, а чтобы их получить, нужно преодолеть отсталость. Как можно разорвать этот замкнутый круг? Важнейшим шагом считаем формирование государственной системы власти и управления, пользующейся доверием и поддержкой населения, обладающей знаниями, волей и силой для последовательной реализации долгосрочных программ, выработанных на основе учета интересов и при широком участии большинства граждан.

Создание такой системы доверия в отношениях между всеми основными агентами экономической, социальной, политической и духовной жизни общества при закреплении их на нравственном уровне несомненно обеспечит прирост доходов государства за счет утилизации неиспользуемых или теряемых ныне экономических ресурсов. А именно, более полное поступление в госбюджет налогов (люди будут стремиться заплатить налог, если убедятся, что эти средства используются эффективно, справедливо и им на пользу), сокращение теневого сектора, прекращение оттока капиталов за границу и частичная репатриация капиталов, увеличение инвестиций в долгосрочные проекты (и их отток из сферы спекуляций) и т.п.

В настоящее время нехватка средств, прежде всего государственных, во многом обусловлена их крайне нерациональным использованием, распылением вследствие коррупции, лоббирования и тому подобных явлений корпоративно-бюрократического характера власти. Демократизация власти, ее открытость и подконтрольность институтам базовой демократии позволит избавиться от этих недостатков, в частности, за счет наведения порядка в военном бюджете, сокращения бюрократического аппарата, ликвидации привилегий и льгот номенклатуры, отказа от нерациональных дотаций и льгот.

Стабилизация политической и экономической системы вкупе с дешевой рабочей силой, большими сырьевыми ресурсами при гарантии прав собственности вызовет значительные инвестиции из-за рубежа. Как показывает опыт Китая, они могут составлять до 30-50 млрд долл. в год и приносить прибыль, а не увеличивать долги.

Долгосрочные международные программы в области высоких технологий, прикладной науки, информатизации, здравоохранения, образования могут финансироваться не только развитыми, но и развивающимися странами (напомним – последние вывозят капитала до 80 млрд долл. ежегодно) при совместном использовании разработок и без “утечки мозгов” из России.

Условием получения всех этих ресурсов должна стать перестройка кредитно-финансовой системы на принципах реализации стратегии интенсивного развития, обеспечивающих доверие финансовым институтам как аккумуляторам и генераторам энергии и ресурсов социально-экономического прорыва, а не поступающим в распоряжение спекулятивно-паразитической прослойки.

По содержанию это была бы система, поддающаяся демократическому регулированию, что предполагает, в частности, увеличение степени открытости, прозрачности банковской системы, расширение нормативного регулирования банковской деятельности, введение обязательного страхования банковских депозитов, введение парламентского контроля над уровнем и условиями государственного внутреннего и внешнего долга, увеличение степени открытости фондового рынка (включая расширение обязательной открытой информации об эмитентах ценных бумаг) и т.п.

Не менее важно осуществление целенаправленной поддержки общественно-государственных финансовых институтов (фондов), аккумулирующих и использующих средства для развития “отраслей прорыва” при выдавливании спекулятивных частных финансовых институтов вплоть до их национализации.

Радикальным средством оздоровления этой системы могла бы стать и проводимая с учетом опыта ФРГ конца 40-х и СССР периода нэпа рестрикционная денежная реформа (ее проведение возможно исключительно при условии получения государством “кредита доверия” от большинства населения). Она могла бы передать обществу капиталы, наворованные (в точном юридическом смысле этого слова) за годы “реформ”. Необходимым дополнением этого шага могли бы стать такие шаги, как активное увеличение доли безналичных операций и концентрация всех видов доходов на именных счетах, регистрация крупных гражданских сделок, открытость финансовой информации для любых государственных и общественных контрольных органов.

Кроме того, развитие демократического контроля снизу (со стороны объединений потребителей, например) и государственного нормативного регулирования рынка, а также целенаправленное (через налоговые и другие инструменты) выдавливание излишнего финансового и торгового посредничества позволит снизить цены на многие товары и продукты.

Наконец, важнейшей задачей является концентрация имеющихся ресурсов лишь на ключевых направлениях и их согласованное использование в рамках долгосрочных программ. Нормативное, кредитное, налоговое регулирование, привязанное к реализации таких программ, вкупе со стабильностью государства и его социально-экономической стратегии позволят перераспределить значительные ресурсы из секторов, по преимуществу обслуживающих трансакции и увеличивающих трансакционные издержки, в секторы реального и интенсивного прорыва всей экономической и общественной системы России.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz