Номер 3/99ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Управление инновационной
и инвестиционной деятельностью


ИНТЕРВЬЮ

Наука, производство, рынок в России

- Известно, что в индустриально развитых странах мира прикладная  наука финансируется в основном за счет коммерциализации результатов научных исследований и разработок, т.е. превращения в рыночный продукт.

В прежней доперестроечной экономике страны у нас не было такого понятия как коммерциализация научных результатов, употреблялось – внедрение. Это принципиально разные понятия. Внедрение – “силовой” прием, который заключался в том, чтобы заставить производителей использовать результаты исследований. Коммерциализация базируется на получении коммерческой выгоды всеми участниками инновационного процесса – исследователями, производителями, инвесторами, т.е. создается неразрывная цепочка: наука, производство, рынок. В этом случае научные работники должны ориентироваться с самого начала на рынок и проводить такие исследования, которые были бы востребованы рынком, имели коммерческий успех.

Парадокс развития советской научно-технической сферы заключался в том, что огромное количество проведенных исследований и разработок никогда не использовались на практике. В результате в стране, обладавшей мощным научно-техническим комплексом, выпускалась в гражданском секторе производства  неконкурентоспособная на мировом рынке продукция. У ученого в отдельности и научного коллектива в целом не было экономических стимулов для того, чтобы результаты научных исследований превращались в конкурентоспособный, рыночно востребованный товар. Благополучие научных организаций почти не зависело от результатов их деятельности. Результат известен: мы проиграли технологическое соревнование с Западом.

В индустриально развитых странах существует следующая статистика: из исследований, которые предполагают  получение нового продукта, завершаются выведением на рынок максимум 8-10%. При этом идет постоянный мониторинг исследований, имеющих целью коммерциализацию результатов НИОКР. Если устанавливается, что коммерческий успех не достигается,  то они прекращаются. У нас такого не было. Все исследования, которые начинались, доводились, как говорили, “до результата, готового к внедрению”. А потом оказывалось, что внедрять почти нечего. Большинство этих научных работ надо было отсеять раньше. Тогда средства, сэкономленные на исследованиях, не имеющих рыночной востребованности, можно было бы перебросить на те, которые сулят коммерческий успех.

 В условиях обострения и глобализации конкуренции  важным параметром технологического прогресса является скорость осуществления инновационного цикла от научных исследований до использования результатов на практике. Если вы раньше конкурента попадаете на рынок, раньше осваиваете нововведения, то и раньше других можете возместить средства, затраченные на ускорение работ.

Скорость внедрения или использования инноваций становится важным фактором экономического развития. Прежде не было подобных проблем. Чтобы встроить науку в новую экономическую систему, связывающую ее с производителями,   рынком и инвесторами, потребовались новые, адекватные  рыночным условиям экономические, правовые и организационные механизмы. Перед Управлением и была поставлена задача – найти такие механизмы, которые позволят науке стать действительно производительной силой, встроиться в качестве нормального субъекта в рыночную экономику.

– Как в рамках Управления организована работа с производителями и инвесторами? Существует ли какая-то координация работ с ними?

– Управление состоит из трех отделов. Первый – отдел развития инновационной инфраструктуры. Ученый не должен заниматься внедрением своих научных разработок.  Этим должны заниматься профессионально подготовленные люди – менеджеры и специализированные структуры, такие как центры продвижения технологий, внедренческие фирмы,  инновационно-технологические центры, технопарки. В рыночной экономике для превращения научных исследований и разработок в новый реализуемый на рынке товар нужна инновационная инфраструктура, специалисты, которые способны подхватить результат научного исследования, найти производителей, инвесторов и уметь  продвинуть готовую наукоемкую продукцию на  рынок. Создание и развитие объектов такой инфраструктуры и есть задача упомянутого отдела.

В ведении второго отдела – вопросы подготовки кадров для инновационной деятельности. Совместно с Минобразования, Минэкономики мы разработали многоуровневую систему подготовки специалистов в области технологического менеджмента. Речь идет о подготовке специалистов в вузах, повышении квалификации научных работников по деловым принципам, коммерциализации технологий, получении второго образования по технологическому менеджменту для работников инновационных фирм.

Третий отдел – рынка и коммерциализации технологий. Он занимается разработкой экономических, организационных механизмов и необходимых методических материалов, содействующих коммерциализации НИОКР. При этом очень важно правильно определить роль государственных органов. Не должно быть административного государственного вмешательства в сам процесс коммерциализации технологий.

 Главным действующим лицом здесь становится тот, кто взялся за проект, кто нашел инвестиции, организовал производство и распространение нового товара на рынке, кто, наконец, взял основной риск на себя и поставил цель заработать на реализации проекта. Роль государства сводится к содействию научным коллективам встроиться в рыночный механизм.

Сейчас запущен процесс вступления России в ВТО (Всемирную торговую организацию). Мы начинаем анализировать наши законодательные и административные положения, и нередко встречаемся с тем, что они входят в противоречие с правилами ВТО, особенно в вопросах соблюдения свободы конкуренции. Речь идет о том, чтобы государственные органы, определяя и поддерживая приоритеты, не нарушали общие принципы свободы конкуренции.

– В журнале есть рубрика, посвященная подготовке специалистов. Публикуемым под этой рубрикой материалам мы придаем очень большое значение. Не могли бы Вы подробнее рассказать, каким направлениям работы с кадрами уделяется внимание?

– В управлении есть второй отдел, который решает задачи:

  подготовки новых молодых  специалистов в области менеджмента.   Этим занимается Министерство общего и профессионального образования РФ. Здесь за последние годы произошли достаточно большие сдвиги. Около 300 вузов и университетов открыли специальности по менеджменту. Через 2-3 года страна начнет получать таких специалистов;

подготовки людей без отрыва от производства. Появилось около 45 тыс. инновационных малых предприятий – консалтинговых структур, инновационных технологических центров, технопарков.  Для них существуют программы так называемого дистанционного обучения. Нами разработано 8 учебных курсов, которые сейчас издаются в электронном виде, и в скором времени желающие смогут на своем компьютере получать необходимые знания. В каждом регионе будут преподаватели, которые станут работать с таким контингентом учащихся. Это так называемое дистанционное обучение, когда требуется лишь помочь людям в самостоятельном повышении своей квалификации;

подготовки или переподготовки действующих научных сотрудников по практическим вопросам коммерциализации технологий. Это оказалось не простой проблемой. С одной стороны, ученый не должен заниматься  собственно коммерциализацией, а с другой – он должен понимать, каким образом его знания и исследования могут превратиться в товар, сколько и каким образом он может на этом заработать.

Как правило, в инновационном процессе участвуют и научный коллектив, и производитель. Но главное действующее лицо здесь, конечно, производитель, заинтересованный в том, чтобы его товар оказался лучше, появился на рынке раньше. Поэтому создание нового продукта сопряжено с конфиденциальностью, о чем должен знать научный работник. Партнеры, особенно зарубежные, часто упрекают нас в том, что российские ученые часто по незнанию нарушают эти элементарные правила. У нас, к сожалению, еще нет культуры бизнеса, и ее необходимо осваивать на всех этапах коммерциализации.

– Сегодня возросла роль научных инновационно-технологических центров. Как Вы это воспринимаете?

– Ученый, повторю, не должен сам внедрять и продвигать свои результаты. В рыночной экономике уже отработана технология продвижения и коммерциализации  результатов, когда научные исследования передаются в специализированные малые предприятия, которые формируют проект как инновационный, подтягивают необходимых инвесторов, производителей, иначе говоря, занимаются трансфером технологии, созданной научным коллективом. При этом замыкается цепочка обратной связи, позволяющей коллективу ученых получать часть прибыли от продажи нового наукоемкого продукта. Обычно такую функцию выполняют так называемые малые технологические предприятия. Они доказали свою жизненность.

По разным экспертным оценкам, получены следующие показатели: если продвижение научной разработки, сделанной коллективом ученых, проводится через специализированные  технологические малые фирмы, то они как минимум в два раза обходятся дешевле и реализуются в два раза быстрее, чем если бы этим занимался крупный научно-исследовательский институт.

Кроме того, малые предприятия очень динамичны, быстро и тонко реагируют на конъюнктуру рынка, но вместе с тем сильно мотивированы, нацелены на  коммерческую выгоду. Если ее нет, то предприятия прогорают. Они, как правило, не разбрасываются, если есть много проектов. Все подчинено достижению успеха в каждом конкретном случае, чего не считают обязанными делать крупные научно-исследовательские институты.

Создание малых предприятий инновационного типа сегодня стало элементом технологии внедрения результатов научных исследований. В мире таких предприятий уже десятки миллионов, в России, как я упоминал, примерно 45 тыс.

 Инновационно-технологический центр объединяет малые инновационные предприятия в одном помещении. Как правило, центр имеет от 4 тыс. до нескольких сот тысяч кв. м производственных площадей. Объединяя от 20 до нескольких сотен малых предприятий, он создает синергетический эффект. С одной стороны, объединение служб и общий консалтинг существенно сокращают затраты, с другой – идет взаимная подпитка научными идеями, как со стороны ученых, так и потребителей.

Создание подобных центров как элемента инновационной инфраструктуры повсюду в мире – забота государства. Именно государство вкладывает начальный капитал в инновационную инфраструктуру.

В России с помощью государственных органов образовано18 таких центров, соответствующих международным стандартам. Кроме того, в стране самими региональными органами управления создается еще 18. Их задача состоит в том, чтобы разработку ученых довести до продукта, который можно вынести на рынок. Как правило, инновационные центры и малые предприятия, которые в них находятся, выпускают продукт небольшими сериями. Таким способом идет сканирование рынка: нужен ли ему данный продукт? Дальнейшая задача заключается в том, чтобы уже в широких промышленных масштабах освоить новый продукт, принятый рынком.

 Инновационно-технологические центры стали неотъемлемым звеном в цепочке наука – производство – рынок.

– Николай Владимирович, есть ли живые примеры сотрудничества инновационных центров с зарубежными странами, участия в совместных проектах?

– Поскольку российский рынок (по крайней мере, до недавнего времени) характеризовался очень низкой платежеспособной востребованностью научных результатов, то многие фирмы в инновационных центрах, разрабатывая продукт, затем реализуют его на мировом рынке. Большинство предприятий взаимодействует с ним по двум направлениям: выпускают  готовые продукты, наукоемкую продукцию и технологию, которую самостоятельно продают на западных рынках, или кооперируются с западными партнерами для выпуска подобной продукции.

Налаживается взаимодействие между самими инновационными центрами – отечественными и зарубежными. Например, инновационный центр г.Санкт- Петербурга сотрудничает с инновационными центрами в Германии, Финляндии, Китае. Западные партнеры, если речь идет о коммерциализации технологий,   тоже ищут контакты с такими структурами, имеющими опыт подобной работы. В целом их интерес к нашим центрам высокий, поскольку они видят реальных партнеров, с которыми можно решать конкретные задачи.

– Каковы конкретные результаты деятельности инновационных центров с коммерческой точки зрения? В западной печати мы видим усиленную рекламу инноватики. У нас же приходится встречаться с весьма вялой реакцией представителей инновационных центров на предложение рассказать в печати о достижениях и возможностях своих организаций.

– Существующие 18 инновационно-технологических центров располагают примерно 57 тыс. кв. м,  на которых размещено 266 малых технологических фирм. Они пока не полностью заполняют еще имеющиеся площади. Например, инновационно- технологический центр в Новосибирске с общей площадью примерно 16,5 тыс. кв.м заполнен примерно на 1/3. В 1998 г. фирмы, в которых занято почти 6,5 тыс. человек, реализовали на рынке продукции примерно на 51 млн долл.  Средняя выработка на одного человека в инновационных центрах примерно в 5-10 раз меньше, чем на Западе, главным образом потому, что не работает последнее звено инновационной цепочки. Фирмы выпускают малыми сериями продукцию, которая успешно реализуется на рынке, но не осваивается производством, поскольку до сих пор крупным производителям не выгодно осваивать новую продукцию. Сегодня это ключевое звено перехода к инновационному типу развития. Если препятствия не снимем, то никакого перехода не произойдет.

Что касается информационной рекламы, то надо иметь ввиду, что тревога малых фирм по поводу того, каким образом информация будет подаваться, обоснована. Ведь можно заявить о том, над чем ты работаешь и тем самым предоставить конкурентам информацию, которую может быть и не следует давать, прежде всего потому, что зачастую нет достаточных средств для защиты созданной интеллектуальной собственности. Реакция малых фирм на рекламные предложения выражает осторожную позицию: желание не навредить самому себе.

Кроме того, в области научно-технологического информационного обмена главную роль сегодня играют не печатные, а электронные средства информации, прежде всего, сеть “Интернет”.  В ней существуют свои стандарты, формы доступа, причем нередко на коммерческой основе.

Предположим, вы работаете над новой ручкой и дали сведения о том, что создано новое устройство подачи стержня. Что сделает конкурент? Нередко вы не успели или у вас нет средств, чтобы оформить патент. А конкурент, получив вашу информацию, начинает патентовать (или делать заявки на патент) упомянутое устройство. В результате вы вынуждены прекратить исследования. Привел пример для иллюстрации основной мысли: работа с информацией, имеющей коммерческий потенциал, дело очень тонкое.

– Опираясь на опыт работы Управления, какой вы могли бы составить прогноз, когда, по Вашему мнению, Россия сможет выйти на современный уровень работы зарубежных научно-производственных и инновационных центров? Я имею в виду в первую очередь вопросы финансирования и инновационной политики, внимание государства.

– Если не возражаете,  попытаюсь ответить, опираясь на китайский опыт. С моей точки зрения, некоторые начальные условия в наших странах были примерно одинаковыми. Говорю о состоянии экономической и правовой среды.

В конце 1998 г. был в Китае и поразился результатами, которых он достиг – по инновационным темпам развития опережает многие развитые страны. В Китае  прирост ВНП в среднем составляет в последние годы около 10%, а вот по инновационным направлениям (они сосредоточены главным образом в так называемых специализированных зонах внедрения высоких технологий, их всего 53) показатель значительно выше.  Так вот, китайцы на эти режимы развития инновационных технологий вышли примерно за 8-9 лет в условиях, когда не было экономического кризиса, когда проводилась и проводится последовательная государственная инновационная политика. Некоторые фирмы, которые 8 – 9 лет назад начинали с 15 – 20 работников, используя новую технологию, превратились в крупнейшие фирмы численностью от 1,5 тыс. до 6 тыс. человек и отвоевывают рынок у западных фирм, конкурируя с ними в области современных высоких технологий.

Главное – обеспечить организационно-экономическую и правовую среду для развития. Когда говорим об оживлении реального сектора экономики, должны помнить, что работа в условиях рынка сводится к  выполнению требования: создавать и производить только конкурентоспособную продукцию на базе современных  технологий, научных разработок. Однако ситуация осложняется тяжелым финансовым положением страны, крайне  неудачной кредитной историей, подорвавшей доверие к государственной политике.

– Спасибо за содержательные ответы.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz