Номер 4/02 Главная Архив К содержанию номера

“В период глобальных перемен консенсус невозможен…”

ГАВРИИЛ ПОПОВ,
доктор экономических наук, профессор,
президент Вольного экономического общества России

Можно что угодно говорить о плюсах и минусах ВТО, но важна суть дела. В случае вступления России в этот международный торговый клуб на рынок страны из-за границы поступит масса дешевых товаров. Свободный рынок разорит значительную часть отраслей страны. Другими словами, может случиться то, что в начале 90-х годов нам предлагал Запад сделать самим в виде шоковой терапии. Поскольку надежды не оправдались, в действие вводится второй вариант – ВТО придет к нам и попробует выполнить ту же работу своими руками. Суть этого сценария – это та же шоковая терапия, та же концепция для России, которую составляли люди, не заинтересованные ее судьбой.

ВТО ничем не отличается от МВФ и других международных структур. Это один из инструментов американской модели глобального устройства мира. Поэтому когда речь идет о глобализации и свободном рынке, то следует различать их нюансы: помимо объективного процесса, от которого никуда не денешься, есть модель, которую разработала американская администрация исходя из своих интересов и с учетом проблем, которые перед нею стоят. И ВТО – это лишь составная часть этого механизма. И никакая это не независимая структура. Поэтому надо четко осознать: мы вступаем в одну из контролируемых США организаций, через которую нам будут сообщать, что нужно делать. Видимо, МВФ с этой ролью не справился и потребовался другой куратор. Может быть, я ошибаюсь, но ощущение такое, что процесс развивается по такому сценарию.

Проблема вступления России в ВТО заключается не в этой организации и не в нашем вступлении в нее. Речь идет о стратегической программе развития нашей страны и только в рамках этой программы, с ее позиций можно подходить к этому вопросу. Решать же эту задачу как самостоятельную практически невозможно без опасности серьезных ошибок.

Россия уже более 10 лет развивается не имея глобального плана преобразований. Поэтому первостепенная задача – создать модель будущего страны, которая определит подходы и к сотрудничеству с МВФ, и к вступлению в ВТО. Мне представляется, Россия должна иметь перспективный 10-летний план социально-экономического развития, а потом уже думать о переходном периоде в связи с ВТО как части этого генерального плана.

Для того чтобы Россия стала великой постиндустриальной державой, во-первых, она должна иметь группу отраслей научно-технического прорыва, которые в состоянии выдавать современные научно-технические изделия на мировом уровне и диктовать цены на мировых рынках. К сожалению, в документах ВТО ничего не сказано, будет ли нам открыт доступ к научно-техническим технологиям Запада после вступления в эту организацию.

Во-вторых, сегодня сырьевые отрасли, энергетика, металлургия и другие основные экспортные производства страны сталкиваются на мировом рынке с антидемпинговым законодательством. Но из документов ВТО также не видно: собирается ли Запад убрать эти барьеры с пути российских товаров или они будут возрастать?

В-третьих, заблаговременно должна быть определена судьба отраслей, которые после вступления в ВТО подвергнутся серьезной трансформации. Одни из них сильно отстали, а собственных ресурсов для их подъема недостает (типичный пример – автомобилестроение) и они вынуждены будут интегрироваться в западные производства. Для них главный вопрос – каковы должны быть темпы и график этих преобразований. Другие отрасли мы обязаны поддерживать любой ценой, потому что от их благополучия зависит самостоятельность страны. Например, сельское хозяйство и основной продовольственный комплекс. А третья группа отраслей, грубо говоря, обречены на гибель, и задача правительства – смягчить социальные последствия этого процесса.

Анализ действий властей по этим направлениям показывает: в стране нет единого подхода к проблеме вступления в ВТО. Я, как представитель общественных организаций, согласен с моими коллегами в том, что надо демократизировать процесс вступления России в ВТО, включить гражданское общество в обсуждение этих проблем. Но вместе с тем должен сказать: пока наверху не будут приняты генеральные решения, все остальное нужного эффекта не даст. Поэтому центральная проблема – высшие органы власти государства обязаны принять главные решения. В их выработке непременно должна участвовать и общественность, высказывать свои соображения.  Думать, что в период глобальных перемен можно жить консенсусом, значит, топтаться на месте, не выходя ни на какие решения.

Какой может быть консенсус между отраслью, для развития которой потребуется мобилизовать ресурсы всего государства, как это было с атомной промышленностью или ракетным щитом, и отраслями, которые по этой причине окажутся без средств к существованию. Тут уж не до консенсуса. Воля центра, интересы будущего страны должны быть на первом месте.

Подборку подготовил
ПАВЕЛ ШИНКАРЕНКО

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz