Номер 5/97ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Россия и Европейский союз: проблемы экономического взаимодействия

МАРГАРИТА МАКСИМОВА
доктор экономических наук, профессор,
главный научный сотрудник Института мировой экономики
и международных отношений Российской академии наук


• Взаимная заинтересованность в торговле, кредитах, инвестициях - предпосылка развития сотрудничества
• Соглашение о партнерстве и сотрудничестве - основа механизма взаимодействия
• Новые реалии порождают новые проблемы

Россия вместе с другими бывшими советскими республиками оказалась преемницей Соглашения СССР с ЕС "О торговле, экономическом и коммерческом сотрудничестве", подписанного в 1989 г.  В этом документе европейское интеграционное объединение впервые получило официальное признание со стороны СССР. Впоследствии Россия и ЕС подтвердили приверженность достигнутым договоренностям, что позволяет продолжать развитие взаимных связей.

Однако данный правовой акт не отвечал изменившимся условиям. Он регламентировал взаимодействие государств с различными экономическими системами, ограничивался вопросами торгового режима и носил во многом дискриминационный для России характер.

Положение начало меняться с начала 90-х годов. Россия вступила в Международный валютный фонд, получила статус наблюдателя во Всемирной торговой организации (в прошлом ГАТТ), а также выступила с новой концепцией отношений с ЕС.

Суть ее в том, чтобы, оставаясь за пределами ЕС, вывести отношения с этой организацией на уровень партнерства. Это означает, во-первых, взаимодействие с ЕС на принципах не только равенства и взаимной выгоды, но и взаимной ответственности, во-вторых, осуществление перехода к глубоким формам взаимных связей, охватывающих не только торговлю товарами, но и трансграничное движение услуг, капитала, граждан, сотрудничество в важнейших отраслях хозяйства, сфере внешней и внутренней политики.

Юридическую основу формирования партнерских отношений заложил новый международно-правовой акт - Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и Европейскими сообществами, подписанное Президентом РФ и главами государств и правительств стран - членов ЕС 24 июня 1994 г. Затем происходил процесс ратификации Соглашения национальными парламентами. Ожидалось, что он закончится к середине 1997 г. В РФ данная процедура завершена 25 ноября 1996 г. подписанием Президентом Федерального закона о ратификации Соглашения.

Задержалось и принятие сторонами Временного (переходного) соглашения о торговле и связанных с ней вопросах. С помощью этого документа предполагалось ускорить введение в действие положений о торговле, содержащихся в основном Соглашении, чтобы не терять темпа сотрудничества. Временное соглашение между ЕС и Россией вступило в силу лишь 1 февраля 1997 г.

Налаживание партнерских отношений между столь различными субъектами международных отношений - процесс сложный, требующий нестандартных подходов и решений. Успех предполагает наличие двух условий - высокой степени взаимной заинтересованности в сотрудничестве и достаточно эффективного механизма взаимодействия.


Мера взаимного экономического интереса


В основе тенденции к тесному взаимодействию России с ЕС помимо внешнеполитических лежат экономические факторы, значение которых в последние годы заметно возросло. В первую очередь это относится к сфере торговли, кредитов, инвестиций.

n Характерная черта прошедшего пятилетия - резкое сокращение (более чем в 2,5 раза) товарооборота России с государствами СНГ и его внушительный рост со странами ЕС, на которые ныне приходится порядка 40% российского внешнеторгового оборота. Данная группа стран прочно занимает первое место в экспорте и импорте России, значительно оттеснив другие государства (на долю стран СНГ падает около 22%, Центральной и Восточной Европы - 8, Китая - 6, США - 4, Японии - 3% российской внешней торговли).

О значении для России торговли с ЕС свидетельствует тот факт, что на западноевропейском рынке она реализует более 10% своего ВВП. Около 9% (1995 г.) ВВП составляет импорт товаров из стран ЕС. Важно и другое: в силу энергосырьевой специфики экспорта Россия нуждается в емких рынках, способных поглощать массовые партии товаров (природный газ, нефть, продукция ядерного топливного цикла, черной металлургии, химии и др.). Именно страны ЕС оказались крупными потребителями основных товаров российского экспорта. Других свободных рынков для реализации столь значительных объемов энерго-сырьевой продукции у России практически нет.

Преимущества западноевропейского рынка состоят и в том, что он достаточно открыт для российских компаний: уровень средневзвешенной пошлины на товары российского экспорта составляет 0,3-0,5%, а около 80% вывоза вообще не облагаются пошлинами. В то же время территориальная близость рынка ЕС, достаточно развитая система коммуникаций дают возможность экономить на издержках (сервисных, транспортных), связанных с импортом потребительских товаров, технических средств, технологического оборудования, разного рода услуг. Традиционное положительное сальдо торгового баланса со странами ЕС позволяет России использовать эти средства для пополнения валютных резервов, покрытия части бюджетного дефицита, обслуживания внешнего долга.

Рынок ЕС важен и в стратегическом плане. Предстоящая структурная перестройка промышленности, а затем и экспорта в сторону увеличения доли машинотехнических изделий и продукции глубокой переработки потребует радикального обновления всей производственной базы, использования не только передовой технологии, ноу-хау, но и современных методов управления производством и сбытом в условиях жесткой международной конкуренции. С этой точки зрения страны ЕС - наиболее перспективные для России партнеры как для приобретения новейшего оборудования, так и заимствования российскими компаниями управленческих знаний, использования опыта коммерческой деятельности на международных рынках. Нелишне напомнить, что страны ЕС превзошли США и Японию по совокупному объему внешнеторгового оборота, удерживая в своих руках около 40% мировой торговли.

Что касается значения торговли с Россией для стран ЕС, то оно не столь велико: ее доля в их внешнеторговом обороте составляет менее 5%. Однако для отдельных отраслей зависимость от российского рынка внушительна.

Это особенно относится к энергоснабжению: за счет импорта из России покрывается более трети потребностей стран ЕС в природном газе, почти пятая часть в нефти и нефтепродуктах, примерно столько же в ядерном топливе. В российском рынке заинтересованы и экспортеры стран ЕС, особенно таких отраслей, как машиностроение, производство автомобилей, пищевых товаров, химикатов и пластмасс, текстиля и металлов, медицинского и оптического оборудования. От экспорта на российский рынок зависит благополучие немалого числа западноевропейских фирм. Освоение потенциально крупного и емкого российского рынка становится одним из важных элементов долгосрочной стратегии ведущих европейских промышленных компаний и банков.

n Большой взаимный интерес представляет развитие кредитно-финансовых отношений. Внешний долг России (включая долги СССР) к началу 1996 г. достиг 120 млрд долл. Основную его часть (около 80%) составляют кредиты и другие формы заимствований, полученных из стран ЕС непосредственно либо через международные финансовые организации и банки, где эти страны располагают высокой квотой. Без данных средств Россия вряд ли смогла бы осуществить финансовую стабилизацию, сделать рубль частично конвертируемым, укрепить его международные позиции.

В то же время от хода реформ в России во многом, если не в решающей степени, зависят погашение ею крупной задолженности и платежи по обслуживанию долга. Взаимная финансовая зависимость России и стран ЕС приобрела, таким образом, долговременный характер.

n Россия и страны ЕС заинтересованы в широком инвестиционном сотрудничестве. Спрос на иностранные капиталовложения на российском рынке весьма высок и оценивается суммой минимум 10-12 млрд долл. в год. Пока же их объем даже в наиболее благоприятном в этом плане 1996 г. едва превысил 4 млрд долл. Основным препятствием является все еще большая степень риска инвестиций в России, связанная с недостаточной политической стабильностью, несовершенством юридической базы и рядом других причин. Очевидно, что по мере улучшения политического и инвестиционного климата в России интерес к ней со стороны западных фирм будет возрастать.

Сегодня в первую десятку инвесторов на российском рынке входят компании стран ЕС, США и Швейцарии, на долю которых приходится соответственно 41, 25 и 15% накопленного объема иностранных вложений. В общем же числе действующих смешанных компаний с иностранным участием (около 13 тыс. на 1 июля 1996 г.) более 80% составляют фирмы, где представлен капитал стран ЕС. По оценкам, западноевропейские компании в перспективе имеют лучшие по сравнению с американскими и японскими корпорациями шансы для участия в модернизации предприятий и структурной перестройке российской промышленности.


Механизм взаимодействия и новые реалии


Взаимные связи России и стран ЕС уже достигли масштабов, требующих сближения условий функционирования российского и единого европейского рынков, создания деловой среды, облегчающей трансграничное движение товарных потоков, производственных, финансовых, людских ресурсов, межфирменную интеграцию. Речь идет, таким образом, о необходимости формирования механизма взаимодействия между Россией и ЕС, адекватного сложившимся условиям и потребностям обеих сторон.

Основу такого механизма создает Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, устанавливающее необходимые правовые и организационные рамки. Впервые отношения России и ЕС основываются на принципах рыночной экономики, регулируются общепризнанными в мировой практике нормами, включая правила Всемирной торговой организации (ВТО). В ряде областей сотрудничества предусматривается более льготный режим, чем определенный правилами ВТО. Проблема, однако, заключается в том, что государства ЕС, будучи членами ВТО, ушли далеко вперед в области либерализации торговли с третьими странами (внутри Евросоюза практически полностью отменены торговые и иные барьеры, создан единый внутренний рынок). Россия же только готовится к вступлению в эту организацию, продолжая широко использовать торгово-таможенную защиту своего рынка.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве предусматривает для России временные рамки переходного периода - три и пять лет (в зависимости от конкретной сферы сотрудничества), необходимые для приспособления ее экономики к новым для нее международным нормам и правилам. Предполагалось, что в 1998 г. стороны рассмотрят вопрос о возможности создания между Россией и странами ЕС зоны свободной торговли. Однако за время, прошедшее после подписания Соглашения, таможенная защита российского рынка не только не ослабла, но заметно возросла.

Средневзвешенная пошлина на российский импорт только за 1995-1996 гг. увеличилась с 13,5 до 19,5%, причем по таким товарам, как автомобили, она достигает сегодня 30% и более (для сравнения: внешний таможенный тариф стран ЕС на промышленные товары в среднем составляет 3,5%, средний уровень таможенных пошлин в ВТО - 10%).

Это дало повод для заявлений представителей ЕС о том, что к вопросу о зоне свободной торговли следует вернуться лишь после принятия России в ВТО.

Как известно, российские власти передали свою заявку на вступление в ВТО еще в 1994 г. Все это время шло обсуждение торговой политики России на основе представленного ею меморандума. Главный же этап впереди: в 1998 г. предстоят двусторонние и многосторонние переговоры о конкретных условиях присоединения России к ВТО. Однако до начала этих переговоров России предлагается ввести так называемый standstill, т.е. дать добровольное согласие не изменять в худшую сторону свое торговое законодательство, подготовиться к возможным обязательствам открытия своих внутренних рынков для стран - членов ВТО в качестве платы за свободный доступ на мировые рынки и т.п. Пока эта работа лишь в самом начале.

На наш взгляд, учитывая, что процесс присоединения России к ВТО может затянуться, нецелесообразно откладывать вопрос о зоне свободной торговли с ЕС. Его положительное решение могло бы ускорить процедуру предстоящих переговоров.

Помимо торговли товарами Соглашение о партнерстве и сотрудничестве регламентирует условия трансграничного движения услуг (регулированием охвачено до 40 их видов), трудовых ресурсов, капиталов и платежей, конкуренции и предпринимательской деятельности, охраны интеллектуальной собственности.

Наряду с формированием благоприятной предпринимательской среды для российских и европейских компаний Соглашение предусматривает активное сотрудничество в области экономики, промышленности и сельского хозяйства, космоса и окружающей среды, социальной сферы, укреплении малого и среднего бизнеса, вопросах регионального развития.

Заметный прогресс наблюдается в сфере научно-технических связей. Российские ученые участвуют в таких программах ЕС, как Коперникус (поддержка исследователей и научных учреждений в области промышленности и охраны природной среды в странах Центральной и Восточной Европы), ИНТАС (поддержка ученых стран СНГ), ТЕМПУС (обмен студентами и преподавателями между странами ЕС и СНГ) и др. Комиссия ЕС приняла также решение открыть для российских ученых четвертую Рамочную программу научно-технического развития ЕС на 1996-1999 г. Что касается других сфер сотрудничества, то пока обозначены лишь его контуры, а разработка конкретных программ впереди.

Для наблюдения за выполнением Соглашения и выработки рекомендаций создается Совет сотрудничества из членов Правительства РФ, Совета ЕС и Комиссии ЕС.

Совет собирается как минимум один раз в год, между его заседаниями действует Комитет сотрудничества на уровне старших должностных лиц для оказания содействия Совету. Образуется также Комитет парламентского сотрудничества из депутатов Европейского парламента и членов Федерального собрания РФ, наделенный правом давать рекомендации Совету.

Соглашение заключено на 10 лет и может быть приостановлено без предварительных консультаций только в случае нарушения одного из его основополагающих элементов.

Было бы, однако, заблуждением рассчитывать на автоматизм взаимодействия, поскольку возникают новые проблемы, которые не могли найти отражения в Соглашении.

Как известно, 1 января 1999 г. большинство стран ЕС станут, по-видимому, участниками Валютного союза, и начнется процесс введения единой европейской валюты ("евро"). Предполагается, что в 2002 г. процесс обмена национальных денежных единиц на "евро" будет завершен. Встает вопрос, как эта акция скажется на интересах России, выиграют ли от нее российские предприниматели или проиграют?

С образованием Валютного союза ЕС создается второй по величине в мире финансовый рынок, что в принципе должно способствовать притоку инвестиций в Россию. Равным образом, у российских эмитентов появятся новые возможности для размещения ценных бумаг на европейском рынке. Поскольку "евро" окажется более стабильной, чем любая из национальных валют стран ЕС, российским предпринимателям будет выгоднее заключать сделки в европейской валюте: меньше станут валютные риски, легче сопоставлять цены, проще работать фирмам, имеющим большое количество партнеров в разных странах. Тем самым открываются возможности для большей надежности планирования внешней торговли.

Вместе с тем возникает и немало трудностей. В случае укрепления "евро" по отношению к доллару (такая перспектива весьма вероятна) неизбежны потери тех российских экспортеров, чьи контракты со странами ЕС заключены в долларах. Вопрос же о гарантиях от валютных рисков остается открытым. Особые проблемы ожидают малый и средний бизнес, не имеющий достаточного опыта ведения операций с разными валютами.

Однако главная трудность - осуществление пересчета всех активов и пассивов в Европе, принадлежащих российским компаниям, банкам, некоммерческим и другим организациям, что потребует больших усилий, времени и средств. И здесь немалая роль принадлежит институтам Евросоюза, способным оказать содействие в предоставлении квалифицированной информации и консультационных услуг.

Иного рода проблемы встают в связи с расширением ЕС. Как показал опыт присоединения к ЕС Финляндии, Швеции и Австрии, его следствием явилась переориентация торговых потоков, повлекшая за собой относительное сокращение российского экспорта в эти страны. Предстоящее вступление в ЕС государств Центральной и Восточной Европы может аналогичным образом сказаться на их торговле с Россией.

Сохранение восточноевропейского рынка во многом зависит от деловой активности российского бизнеса. Но не только. Предстоит найти механизмы адаптации торгово-политических инструментов ЕС с учетом российских интересов на рынках стран Центральной и Восточной Европы.

Новую ситуацию вызывает и российская политика ускоренной интеграции с ближайшими соседями по СНГ. Речь идет о форсированном создании Таможенного союза России с Белоруссией, Казахстаном и Киргизией, а также Союза Белоруссии и России. Наши обязательства по созданию единой таможенной территории с этими странами не вполне корреспондируются с достигнутыми ранее договоренностями с ЕС в области торгово-таможенной политики.

Согласно условиям Таможенного союза все его участники устанавливают единый внешний тариф в торговле с третьими странами, в том числе и Евросоюза. В случае же создания Россией и государствами ЕС Зоны свободной торговли ей придется осуществить постепенную либерализацию торгового режима в отношении этих стран, что противоречит обязательствам России по Таможенному союзу с "четверкой".

Что касается Договора о Союзе Белоруссии и России, то очень важно, чтобы реализация его конкретных положений в области внешнеэкономической деятельности не затрагивала прав и обязательств сторон по международным договорам, в том числе по соглашениям с ЕС.

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ БИЗНЕС-ОБСЛЕДОВАНИЙ В ЦЕНТРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЪЮНКТУРЫ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИИ

Окончание. Начало на стр. 68

При условии высококачественного проведения обследований полученные результаты могут быть использованы для  анализа состояния экономической среды в момент проведения обследования; описания вероятной краткосрочной перспективы развития;  разработки экономических индикаторов; оказания помощи составителям моделей экономического развития.

Целесообразность проведения подобных исследований вызвала необходимость создания системы бизнес-обследований в Центре экономической конъюнктуры при правительстве РФ.

В настоящее время в Центре на регулярной основе проводятся обследования предпринимательских намерений в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, оптовой торговле, а также в банковском и страховом секторах и инновационной сфере. Данный метод получил развитие в исследованиях региональных проблем хода экономических преобразований. В качестве респондентов в этом случае выступают руководители департаментов экономики, финансов, труда и социальной защиты населения, налоговой инспекции, государственной статистики, территориальных управлений Центрального банка, региональных центров занятости населения субъектов РФ.

Программа обследования включает оценки текущей и перспективной динамики основных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие  регионов. Кроме того, исследуются мнения региональных экспертов о наиболее актуальных проблемах преобразований, таких, как реализация инвестиционных программ и формирование  доходов бюджетной системы. В настоящее время  проводится опрос экспертов с целью выяснения их мнений относительно прогноза развития экономической ситуации в 1997-1998 гг.

Информация, полученная в результате опроса, является одним из надежных источников для подготовки прогноза социально-экономического развития страны.

(Финансовые известия, 1997, № 43.)

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz