Номер 6/03 Главная Архив К содержанию номера

Управление социальным развитием


Некоторые проблемы формирования рынка труда в Армении

ВЛАДИМИР ХОДЖАБЕКЯН
академик Национальной академии наук Республики Армении


•Для сегодняшней Армении характерны высокие темпы воспроизводства трудовых ресурсов, причем данный процесс продолжится
и в обозримом будущем, несмотря на широкомасштабную эмиграцию
из республики
•Эффективность использования трудовых ресурсов
не только снижается, но и отсутствуют перспективы ее повышения
• Для изменения ситуации необходимо разработать программы, нацеленные на реализацию продуктивной занятости населения

«Трудовой потенциал» и «трудовые ресурсы» – две самостоятельные социально-экономические категории, которые наряду со сходством имеют четкие отличия. Первая представляет собой совокупную трудоспособность страны, а ее носители составляют сущность второй. Причем количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов задают величину трудового потенциала. В этом смысле понятие «трудовой потенциал» базируется на совокупном показателе трудоспособности работающих индивидуумов.

Трудовой потенциал может быть выражен с помощью количественных и качественных показателей. Количественно (экстенсивно) он отражается произведением абсолютной численности трудовых ресурсов на отработанные ими в течение определенного периода (к примеру, одного года) человеко-дни (или часы). Качественно (интенсивно) он характеризуется состоянием здоровья и дееспособностью, а также уровнем образования, квалификации, физического, духовного и общего интеллектуального развития трудовых ресурсов.


Трудовой потенциал и трудовые ресурсы Республики Армении


Анализ показывает, что в переходный период в Армении как количественные, так и качественные изменения трудовых ресурсов не сопровождались увеличением трудового потенциала.

Приведем некоторые данные официальной статистики по рассматриваемому вопросу. В 2000 г. численность населения трудоспособного возраста (15-70-летние) превышала 2,6 млн чел. Численность экономически активного населения составляла 1452,5 тыс. чел., из них: 88,3% (1283 тыс.) – занятые, 11,7% (169,5 тыс.) – безработные (искали работу 178,8 тыс. чел.).

Однако эти цифры, на мой взгляд, не совсем достоверны. С одной стороны, статистические органы не учитывают ушедших в теневую экономику, занижая, таким образом, реальную величину трудового потенциала, а также налоговые поступления в государственный бюджет. С другой стороны, в последние годы данный потенциал при некотором росте численности населения уменьшился – в основном из-за неполного использования трудовых ресурсов. Так, немалая часть населения оказалась незанятой. Некоторые продолжают числиться на прежних рабочих местах, при этом не проживая в Армении (такое положение особенно характерно для приватизированных предприятий). Согласно моим расчетам, реальный удельный вес занятых среди населения трудоспособного возраста равен 55-60% приведенной величины.

Кроме того, в настоящее время стала значительной доля лиц, вовлеченных в куплю-продажу (по большей части, в перепродажу сельскохозяйственных продуктов). Многие из них, подобно крестьянам, сами распоряжаются собственной рабочей силой. Следовательно, последняя не проходит этап обмена, что дает основания говорить об отсутствии в Армении цивилизованного рынка труда. К тому же эти лица не платят налоги в государственный бюджет.

Баланс трудовых ресурсов в 1990-2000 гг., отражающий официальную точку зрения, представлен в таблице.

Таблица

Баланс трудовых ресурсов в 1990-2000 гг., тыс. чел.
 19901996 2000
Всего трудовых ресурсов2 031,22 154,62 357,4
в том числе:    
а) трудоспособное население в трудоспособном возрасте1944,82054,5 2258,3
б) работающие пенсионеры 83,998,793,0
в) работающие подростки2,5 1,46,1
Занято в отраслях экономики 1  630,1 1  435,61  277,7

По данным Национальной статистической службы, трудовые ресурсы Армении равны 57% общей численности населения, следовательно, количество трудоспособного населения в трудоспособном возрасте составляет 2,26 млн чел. По моему мнению, оно должно быть уменьшено на 0,5 млн чел. При этом я принимаю в расчет следующие моменты. Во-первых, беженцы, занятые в армянской экономике, не входят в общую численность населения, поскольку не имеют гражданства РА. Во-вторых, значительное число лиц вовлечено в структуры теневого бизнеса, что не отражается официальной статистикой. В-третьих, в 2000 г. количество работающих пенсионеров по сравнению с 1990 г. выросло. Учитывая названные факторы можно сделать еще один вывод: доля безработных в общей численности экономически активного населения также представляется заниженной.

Согласно моим расчетам, статистические органы республики должны уменьшить численность трудовых ресурсов по крайней мере на 20%, меньше будет и количество занятых в отраслях экономики.

Величина трудового потенциала изменяется не только из-за роста безработицы, но и деформации структуры занятости (появления диспропорций), сужения сферы квалифицированного и расширения сферы неквалифицированного труда и т.п. Анализ ситуации позволяет сделать вывод, что в Армении не только снижается эффективность использования этого вида ресурса, но и отсутствуют перспективы ее повышения.

К примеру, количественное увеличение трудового потенциала в сельском хозяйстве не сопровождалось качественными сдвигами. В 1990-2000 гг. при его удвоении резко сократилась площадь обрабатываемых земель, а реальный объем валового урожая остался неизменным. Таким образом, в данной отрасли имело место экстенсивное расширенное воспроизводство занятости, сопровождавшееся существенным падением производительности труда и эффективности применения рабочей силы. Исследования показали, что такое положение дел вызвано сокращением численности занятых обработкой интенсивных культур и резким увеличением производства экстенсивных культур.

Аналогичная ситуация с воспроизводством рабочей силы сложилась в промышленности, строительстве и многих отраслях сферы обслуживания населения. В торговле и общественном питании это произошло, в частности, потому, что приватизация привела к распылению отрасли: мелкие объекты вытеснили крупные. Еще одна причина – длительное отсутствие в постсоветское время снабжения центральных магазинов местными и импортными товарами (сейчас оно в определенной мере восстановлено). Кроме того, за рубежом мелкие торговцы снабжаются товарами крупных магазинов и устанавливают цены в соответствии с политикой последних (как правило, более низкие по сравнению с большими торговыми комплексами). В Армении же они реализуют импортный товар по монопольно высоким ценам.

Ничем не оправдана чрезмерная вовлеченность молодежи в эту сферу деятельности, а также то, что в маленьких ларьках торгуют по несколько человек.

Думается, что сегодня в условиях, когда высококвалифицированный труд стал непрестижным, особенно среди молодежи, а производство не представляет соответствующих заявок, чрезвычайно важным фактором становится повышение качественных характеристик трудового потенциала. Проиллюстрирую это лишь несколькими цифрами. Если в 1990 г. численность рабочих и служащих, обучающихся новым специальностям, составляла 51 тыс. чел., то к 1994 г. она снизилась до 5,9 тыс. (примерно в 8,6 раз), а количество прошедших курсы переподготовки уменьшилась соответственно с 148,1 тыс. до 6,5 тыс. (почти в 23 раза). И данная тенденция сохраняется. Ухудшение качественных характеристик трудового потенциала происходит не только из-за отсутствия предложений по применению высококвалифицированных кадров, но и обесценивания их рабочей силы, а также их вовлечения в сферы неквалифицированной, но высокодоходной деятельности. Тем самым бесцельно растрачивается человеческий капитал и замедляется его накопление.

Безусловно, сказанное не относится к банковской и финансово-кредитной сферам, информационным системам, где рост численности занятых сопровождается повышением технологической вооруженности, а следовательно, и улучшением качественных характеристик трудового потенциала.

Становление независимости в Армении сопровождалось увеличением занятости в государственном аппарате, что естественно и обусловлено формированием новых управленческих структур и дипломатических корпусов в зарубежных странах, расширением экономических связей, созданием собственной армии, полиции и др. Однако имело место и раздувание аппарата, особенно в министерствах и регионах, что ничем не оправдано.

На количественные и качественные характеристики трудового потенциала немалое влияние оказывает демографический фактор. Для сегодняшней Армении характерны высокие темпы воспроизводства трудовых ресурсов, причем данный процесс продолжится и в обозримом будущем, несмотря на широкомасштабную эмиграцию из республики. Поэтому актуальной задачей является повышение эффективности использования рабочей силы посредством формирования цивилизованного рынка труда, преодоления регресса в экономике, разработки и претворения соответствующей политики занятости.


Сущность рынка труда


На современном этапе в Армении, как и во многих странах СНГ, на рынке труда сложилась критическая ситуация: на фоне постоянного роста предложения рабочей силы спрос на нее неуклонно снижается. Среди факторов, влияющих на масштабы рынка труда, можно выделить такие, как появление различных форм собственности, структурные изменения производства, развитие рыночных отношений и конкуренции, полное или частичное банкротство убыточных предприятий, потеря экономического пространства (в частности, кооперационных связей) вследствие распада СССР. Повсеместно стали характерны сужение масштабов производства, резкое сокращение инвестиций, постоянно углубляющийся разрыв между заработной платой и ценами на товары, значительная поляризация населения, неуправляемость формированием его доходов и т.д. Причем и у нас, и в других странах СНГ рынок труда как таковой все еще не сформирован, а соответствующие механизмы недостаточно развиты. Цена рабочей силы настолько низка, что заработная плата не обеспечивает даже простого ее воспроизводства.

В развитых государствах работники, высвобождаемые из традиционных производств и отраслей, посредством внутри- и межотраслевого перераспределения переходят на современные, технологически передовые объекты. В Армении же имел место обратный процесс: произошел отток рабочей силы из промышленности, строительства, транспорта, науки и образования в сельское хозяйство, торговлю, сферу обслуживания и т.д. Происходила также «утечка мозгов» за рубеж. Причем миграционный фактор выражен на рынке труда республики наиболее ярко.

Отмечу, что приватизация в сельском хозяйстве привела к уменьшению мобильности рабочей силы на национальном рынке труда и сдерживанию его развития. Тем самым она стала, с одной стороны, причиной его сжатия, а с другой – расширения. Объясняется это просто. Превращение крестьян в собственников земли усилило натурализацию сельского хозяйства, а в этой ситуации рабочая сила, как известно, не проходит этап обмена. Однако со временем значительная часть крестьян, забросив свои наделы, мигрировала в города республики и за рубеж, тем самым увеличив численность наемных работников, а также пополнив армию безработных.

Становление рынка труда в Армении не сопровождалось развитием институтов защиты прав наемных работников, что в условиях приватизации стало причиной проявления своеволия со стороны работодателей, еще более ухудшив положение тружеников.

При анализе ситуации на рынке труда особый интерес представляет классификация нынешних и будущих его резервов. Наиболее важные из них:

рабочая сила, которая в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации может либо суживать, либо расширять границы рынка труда;

обучающиеся с отрывом от производства, фермеры на договорных или арендных условиях, трудоспособные пенсионеры и инвалиды, лица, занятые индивидуальной и семейной трудовой деятельностью. Изменение среднедушевого потребления может служить причиной их выхода на рынок труда;

резерв рабочей силы, связанный с прохождением военной службы.

Приоритетной задачей для республики наряду с контролем трудовых отношений в частном секторе является разработка политики занятости, регулирующей деятельность как государственных, так и негосударственных структур. В основе ее осуществления должны лежать четкие законодательные нормы, а также программы социально-экономического развития, нацеленные на установление определенного баланса на рынке труда.

Улучшение ситуации на рынке труда – залог повышения эффективности производства и активизации потребительского рынка, поскольку между ними существует определенная взаимосвязь: необходимо, с одной стороны, сбалансировать спрос и предложение рабочей силы, а с другой – обеспечить спрос населения на соответствующие товары и услуги. В этом плане Армения отличается от стран Запада, где рынок товаров и услуг перенасыщен, предложение превышает спрос, что часто выражается в перепроизводстве.

У нас же наблюдается другая картина: на рынке отечественных товаров и услуг спрос превышает предложение, что объясняется не высокой покупательной способностью населения, а их низким качеством. Если на Западе потребление товаров и услуг превышает рациональные нормы, то у нас оно намного ниже. При этом наша страна превратилась в рынок сбыта дешевых и низкосортных товаров из пересыщенных ими западных и ряда ближневосточных государств. Думается, что нам надо разумно использовать резервы по созданию рабочих мест посредством организации новых и расширения имеющихся производств на базе переработки местных минерально-сырьевых ресурсов, пользующихся большим спросом как внутри республики, так и за рубежом.

В ходе исследований раскрыта и обратная связь: задействованные рабочие места – залог расширения производства товаров и услуг. Поэтому и активизируется разработка механизмов, регулирующих рынок труда, особенно в современных условиях, когда наряду с демографическими факторами безработица во многом предопределяет ситуацию на нем и использование трудовых ресурсов.


Пассивная и активная политика занятости на рынке труда


Представление о занятости не ограничивается трудоустройством зарегистрированных и скрытых безработных или же выплатой пособий по безработице. Здесь на республиканском уровне необходимо проводить политику, сущность которой в обеспечении эффективной занятости и развитии трудового потенциала. При этом занятость должна превратиться из цели в средство, а выплата пособий будет лишь одной из составляющих такой политики.

Данная политика труда не может рассматриваться лишь как некая самостоятельная структура в общей системе государственного управления, а должна быть приоритетным направлением стратегии социально-экономического развития государства. При отсутствии централизованного регулирования занятости и трудовых отношений стихийный рынок приводит к сильным социальным потрясениям, подобным тем, которые происходят в Армении.

Государство может осуществлять пассивную и активную политику на рынке труда. Основная цель пассивной политики – разработка системы по выплате пособий безработным, установление их размера с учетом обеспечения прожиточного минимума самого безработного и его семьи (что в Армении полностью игнорируется), а также содействие их социальной адаптации посредством неденежных форм. В развитых странах широко распространено страхование от безработицы, являющееся составляющей пассивной политики. В условиях резкого сокращения потребительского спроса оно направлено прежде всего на подъем покупательной способности населения до определенного уровня посредством применения финансовых рычагов. Однако в Армении приватизация не сопровождалась созданием соответствующих страховых агентств.

Цель активной государственной политики занятости – разработка и претворение системы мероприятий, повышающих конкурентоспособность населения в период потрясений на рынке труда. Она включает осуществление комплексных программ подготовки и профессиональной переподготовки кадров, организацию консультаций, содействие малому и среднему бизнесу, а также самозанятости и задает одинаковое для всех правовое поле. Проблема заключается не в социальном обеспечении безработных, а в повышении производственно-хозяйственной активности населения в условиях научно-технического прогресса с целью достижения каждым соответствующего уровня жизни благодаря трудовой деятельности.

Сегодняшняя экономическая политика Армении, как и других постсоветских республик, в сущности, не обеспечивает даже минимальные гарантии занятости. Для изменения ситуации необходимо разработать программы социально-экономического развития, нацеленные на реализацию продуктивной занятости населения и эффективное межотраслевое распределение трудовых ресурсов, поскольку занятость – залог экономического роста.


Стратегия государственной политики занятости
в условиях многоукладной экономики


Переход к рыночным отношениям на основе многоукладной экономики предполагает, во-первых, коренное изменение политики государства в сфере занятости населения и распределения производительных сил, во-вторых, наличие независимых товаропроизводителей, а также свободное движение трудовых ресурсов. Однако это не означает отказа от централизованных мер по обеспечению баланса спроса и предложения рабочей силы. Причем государственная политика в данной области должна сопрягаться с косвенными методами, использованием экономических рычагов, рыночных механизмов и свободной конкуренции. Надо разработать общереспубликанские стратегические программы содействия занятости.

При многоукладной экономике вместо непосредственного государственного контроля решающее значение приобретает законодательное регулирование трудовых отношений. С целью защиты интересов граждан, вовлеченных в сферу наемного труда, государство должно определить границы минимальной гарантированной заработной платы и продолжительности рабочего дня, регламентировать права работодателей, создать четкую и гибкую систему контроля условий труда, а также систему обязательных отчислений, формирующих социальные фонды, а при нарушениях – штрафы и взыскания.

Для увеличения числа предпринимателей, в частности представителей малого и среднего бизнеса, вовлеченных в осуществление государственной политики занятости, необходимо сформировать особое правовое поле, обеспечивающее им соответствующие льготы. Это позволит:

работодателям, которые создали рабочие места для лиц, впервые изъявивших желание работать, а также женщин и выпускников школ, сократить размеры выплат в государственный бюджет на социальное обеспечение;

посредством задействования фондов социального обеспечения стать на защиту предпринимателей в связи с риском при расширении сферы занятости;

предоставить долгосрочный льготный кредит с низкими процентными ставками погашения представителям частного сектора, инвестирующим средства в стратегически важные производства с целью создания новых рабочих мест;

сформировать для таких инвесторов соответствующие условия, направленные на их вовлечение в реализацию целевых государственных программ;

разработать на договорной основе систему гарантированных централизованных заказов и закупок в государственном и частном секторах, проводить согласно договору дифференцированную инвестиционную, льготную кредитную и налоговую политику в отношении работодателей, расширяющих сферу занятости;

снизить ставки налога на прибыль для предпринимателей, создавших новые рабочие места и не сокративших уже существующие. Степень льготности следует увязать с уровнем квалификации персонала, а также возможностью сохранения квалифицированного ядра трудового потенциала на местах,

заблаговременно согласовать ожидаемые увольнения со службами занятости и профсоюзом;

сохранить квалифицированных рабочих в трудовых коллективах. Здесь нужно активно использовать зарубежный опыт. Хозяйственная практика развитых стран показывает, что и в условиях кризиса неизменность основного кадрового состава представляет залог успеха в плане сокращения расходов, так как подготовка и обучение новых работников связаны с большими затратами;

посредством государственных заказов способствовать межрайонному и межотраслевому перераспределению рабочей силы, осуществлять целевые расселения;

создать особые условия для тех представителей частного сектора, которые, несмотря на высокую степень риска, способствуют смягчению массовой безработицы в регионах, повышению эффективности занятости, препятствуя неуместной эмиграции и закрепляя население на местах. Это касается прежде всего расширения сферы приложения труда на селе посредством организации производства и поставки малых сельскохозяйственных машин, запасных частей, топлива, ядохимикатов и т.д.

В настоящее время с особой остротой встает вопрос образования специальных целевых, страховых, а также общегосударственных, региональных и местных резервных фондов занятости.

Государство в целях обеспечения эффективной занятости, используя инвестиционную, налоговую, таможенную и кредитную политику, а также политику в сфере зарплаты, ограничительные или стимулирующие экономические рычаги, может участвовать в распределении производительных сил, дальнейшем целенаправленном формировании отраслевой структуры экономики, а следовательно, и регулировании межгосударственного, межрегионального и межотраслевого движения трудовых ресурсов. Претворением подобной экономической стратегии государство может стимулировать создание рабочих мест.

* * *

Таким образом, разработка и обеспечение благоприятных условий для претворения в жизнь национальной государственной политики занятости с целью создания новых рабочих мест – первоочередная задача, которая должна стать важнейшей составляющей программы социально-экономического развития республики. Речь идет об активизации национальной экономики путем мобилизации внутреннего потенциала, приоритетном развитии экспортных отраслей, имеющих стратегическое значение, протекционизме государства в этой сфере.

Оцените эту статью по пятибалльной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
На http://www.asfalt-grant.ru асфальтирование.
Сайт создан в системе uCoz