Номер 2/99ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Управление инвестиционной
и инновационной деятельностью


ИНТЕРВЬЮ

Крушение плановой экономики в странах Центральной и Восточной Европы,
а затем и развал основного торгового партнера Кубы – Советского Союза привели к крайне негативным последствиям для кубинской экономики. ВВП страны в результате потери большей части традиционных рынков сократился более чем на треть, и лишь в 1994 г. началось восстановление внешней торговли. О том, какие управленческие решения были приняты для выхода страны
из кризиса и как они повлияли на социально-экономическую ситуацию в стране, рассказывает Торговый представитель Республики Куба в РФ, полномочный министр АЛЕХАНДРО МУСТЕЛЬЕР

Куба открывает двери иностранным инвестициям

– Господин Министр, исчезновение традиционных направлений внешнеэкономического сотрудничества, обусловленного участием Республики Куба в Совете Экономической Взаимопомощи, очевидно, заставили Ваше правительство предпринять ряд экономических, организационных и финансовых мер, которые позволили стране переориентироваться на другие внешние рынки. Каковы были первые шаги на этом пути?

– Одним из таких шагов стало поощрение иностранных инвестиций, способствовавшее притоку капиталов и технологий и открытию новых рынков, а другим – отмена государственной монополии на внешнюю торговлю, оживившая внешнеторговую деятельность.

Децентрализация внешней торговли привела к возникновению государственных предприятий, торговых обществ и смешанных предприятий, получивших разрешение на ведение внешнеторговых операций, к этому добавился и другой положительный аспект – создание условий для того, чтобы иностранные предприятия и предприниматели могли открывать в стране свои филиалы или были представлены агентами, а также появление консигнационных и таможенных складов и их размещение в свободных зонах и промышленных парках, которые начали функционировать на Кубе.

Привлечение иностранных капиталовложений осуществляется прежде всего в форме совместных предприятий (ассоциаций) с кубинским капиталом. Темпы их создания, особенно начиная с 1993 г., весьма велики: если в 1992 г. в различных отраслях экономики действовало 50 СП с участием фирм из 10 зарубежных стран, то на конец 1998 г. их число составило 350, а количество стран-участниц превысило 50. Согласно примерным данным, общий объем экспорта, осуществленного этими предприятиями в 1997 г., составил около 14% от всего экспорта страны. Это, разумеется, не так значительно, как хотелось бы. Однако и этот показатель весьма обнадеживает, если учесть, что процесс открытия возможностей для иностранного капитала идет полным ходом.  За эти же годы объем иностранных капиталовложений в хозяйство острова составил свыше 2 млрд долл. Ведущими партнерами Кубы в области инвестиционного сотрудничества стали предприниматели из Испании, Канады, Италии, Франции и Голландии. Не меньший интерес к проникновению на кубинский рынок проявляет большинство соседних латиноамериканских стран. О далеко идущих намерениях по освоению острова заявили бизнесмены из Австралии, ЮАР и Китая.

– Известно, что капитал идет туда, где для него создаются благоприятные условия. Какими юридическими нормами на Кубе гарантируются хорошие возможности для инвестиций?

– Процесс совершенствования правовых норм функционирования иностранного капитала начался параллельно с “открытием дверей”. Правовую основу нового курса по отношению к зарубежным инвесторам составили Декрет-закон № 50 и двусторонние соглашения о стимулировании и защите инвестиций. Главный их принцип – предоставление иностранному вкладчику тех же условий в области налогового, банковского и трудового законодательства, что и национальным  вкладчикам. По этим договоренностям более 15 государств получили дополнительные гарантии защиты своих инвестиций. В их числе была и Россия, ставшая одной из первых стран, с которыми заключено подобное соглашение. К сожалению, участие российских предприятий не соответствует существующему потенциалу.

В последние годы стали проявляться недостатки действовавшего законодательства. В частности, количество занятых на предприятиях с иностранным участием стало превышать 60 тыс. человек, что нарушало установленные нормы. В сентябре 1995 г. Национальная ассамблея одобрила новый декрет-закон № 77. А незадолго до этого было создано специальное Министерство иностранных инвестиций и экономического сотрудничества.

В соответствии с новым законом иностранные капиталовложения допускаются во все сферы, за исключением здравоохранения, образования и национальной обороны. Причем в последнем случае запрет на реализацию иностранных инвестиций не распространяется на принадлежащую военным систему предпринимательства. В целом указанные ограничения не выходят за общепринятые мировые стандарты. Важный элемент Закона № 77 – сохранение прежнего разрешительного характера, при котором любой проект по реализации зарубежных инвестиций в экономику страны должен утверждаться Советом министров Кубы или назначенной им комиссией. Такая процедура отличается от характерного для большинства стран, включая Россию, регистрационного порядка операций по инвестированию из-за рубежа. Тем не менее мы не считаем нашу систему регрессивной. Как показывает практика, все зависит от эффективности функционирования бюрократического аппарата страны: при разрешительной системе прохождение необходимых инстанций может занять меньше времени, чем при регистрационной. В Законе № 77 четко зафиксировано, что решение об отклонении или одобрении зарубежного инвестиционного проекта выносится в течение 60 календарных дней (статья 23, параграф 6).

К позитивным сторонам нового кубинского закона об инвестициях, бесспорно, относятся: гарантии от некомпенсируемой экспроприации, предоставление иностранному вкладчику возможности продажи в любой момент своей доли, а также права на компенсацию по истечении срока договора о совместном предприятии и права на свободный вывоз прибылей и капитала за рубеж.

Новый закон впервые открыл доступ иностранным инвесторам к недвижимости. Так, физическим лицам, не проживающим постоянно на Кубе, разрешено приобретать в собственность жилье и другие строения (статья 16). Стимулируя с помощью ряда льгот (особенно в налогообложении) приоритетное развитие совместного предпринимательства, закон тем не менее не исключает с оздание предприятий с исключительно иностранным участием. Не регламентируются доли участия зарубежного и национального партнеров и в СП – теоретически соотношение между ними может быть равным 99:1. В этом плане кубинское законодательство намного либеральнее первых законов об иностранных капвложениях, принятых в СССР и в некоторых странах Центральной и Восточной Европы в период перестройки, разрешавших иностранцам владеть лишь 49% уставного капитала.

Дополнительный импульс этому процессу придал Декрет- закон № 165 о “свободных зонах” и “промышленных парках”, принятый в июне 1996 г. В соответствии с этим документом на отдельных участках национальной территории может быть введен особый режим, позволяющий облегчить деятельность инвесторов. Причем это касается не только иностранцев, но и национальных юридических лиц, которым разрешено обосноваться в свободной зоне для проведения каких-либо законных видов деятельности.

– В чем суть особого режима и к кому он применяется?

– Когда говорят об особом режиме, то в первую очередь подразумевают льготы в сфере таможенного, банковского и налогового регулирования, трудовых отношений, при обеспечении общественного порядка и функционировании миграционной системы, которые предоставляются в порядке поощрения инвестиций. В этом случае вводятся менее обременительные и не столь жесткие нормы, чем обычно применяемые к концессионерам и операторам свободных зон. Концессионеры и операторы получают преимущественное право на ведение здесь финансовых, экспортно-импортных и складских операций, а также на производственную деятельность и реэкспорт. В частности, при введении особого режима таможенного регулирования инвесторы освобождаются от уплаты пошлин и прочих сборов за ввоз продукции, необходимой для работы. Экспорт из этой зоны также не облагается пошлинами. При особом налоговом режиме льготы распространяются на прибыль и использование рабочей силы. Эти изъятия из общих правил распространяются на тех инвесторов, которые осуществляют деятельность, связанную с промышленным и ручным производством, сборкой, обработкой готовой продукции или полуфабрикатов и сельским хозяйством. Таким концессионерам и операторам полное освобождение от налогов дается на первые 12 лет, а льготное (на 50%) – на следующие 5 лет. В банковской сфере режим особого регулирования позволяет инвестору переводить за границу в свободно конвертируемой валюте чистую прибыль или дивиденды, полученные в результате деятельности предприятий

– Традиционно главным продуктом кубинского экспорта был сахар. Но в последние годы, судя по статистике, объемы его производства снизились. Как это отразилось на общей картине внешней торговли Кубы?

– Действительно, в 80-е годы годовое производство сахара на Кубе составляло в среднем более 7 млн т, а продажа его за рубеж давала государству 75% экспортных поступлений. В последние 5 лет производство не  достигает и 5 млн т в год, соответственно уменьшился и приток валюты. Однако эта трансформация сыграла на руку другим отраслям, которые смогли увеличить экспортные возможности. Речь идет о таких товарах, как никель, морские продукты, табак, сталь, продукция медико-фармацевтической промышленности. Важной статьей валютных поступлений стали услуги, в первую очередь туризм. Это и неудивительно. Сочетание  исключительно благоприятных природно-климатических условий с достаточно развитой инфраструктурой гарантирует получение устойчивых доходов уже сейчас, не говоря уже о колоссальных перспективах, которые открываются в перспективе. Так, в 1997 г. нашу страну посетили 1,17 млн человек, а в 1998 г. – уже 1,4 млн, объем доходов по этой статье вырос с 1,5 млрд до 1,8 млрд долл.  Это примерно 42% всех валютных поступлений в бюджет страны. По расчетам, в начале будущего столетия темпы развития туристической индустрии составят 13,5% ежегодно, что позволит уже в 2010 г., независимо от эмбарго США, принять 7 млн туристов.

Но и сахарная промышленность не забыта. В этой области разработана и внедряется обширная программа восстановления производства, которая позволит вернуть этой отрасли традиционно почетное место в национальной экономике.

Последние четыре года постепенно восстанавливается производство и экспорт других товаров, хотя большую часть нетрадиционных продуктов все же пока трудно экспортировать или они полностью идут на внутренний рынок для замещения импорта, что также является важным и необходимым элементом нашего народного хозяйства. В любом случае разработка, стимулирование производства и диверсификация ассортимента новой экспортной продукции представляют важное значение для страны. Для достижения этой цели мы проводим ряд мер и действий, повышающих интерес предпринимателей к выпуску экспортной продукции и обеспечивающих устойчивый рост нетрадиционных товаров. Стимулирование производства и диверсификация этих статей становится важнейшим залогом будущего развития, поэтому сейчас подготавливаются меры, которые позволят в кратчайшие сроки сделать качественный и количественный  скачок, так нужный нашей экономике. Причем упор делается  на менее сложные и более доступные меры, которые могут вместе с тем значительно отразиться на размере поступлений.

Куба намерена в скором времени начать вводить политику стимулирования экспорта, которая охватит весь комплекс вопросов, связанных с использованием налоговых, таможенных и финансовых мер. С другой стороны, мы укрепляем работу организаций, оказывающих услуги по продвижению и поощрению экспортных фондов, таких, как Центр по продвижению кубинского экспорта и Торговая палата. Мы уделяем систематическое и первостепенное внимание формированию экспортной культуры в регионах страны. Причем начинаем с предприятий – изготовителей экспортной продукции, поскольку они поддерживают прямые связи с международным рынком. Такой подход позволил обнаружить в провинциях новые экспортные товары, и сейчас ряд организаций и учреждений доводят эти продукты до мировых стандартов. Кроме того, мы стремимся к более тесной интеграции Кубы со странами Карибского региона, с тем чтобы предприятия-экспортеры эффективнее пользовались преимуществами, которые дают подписанные нами преференциальные торговые соглашения.

– Упразднение СЭВ и утрата рынков СССР и других европейских социалистических стран, о чем Вы говорили в начале беседы, очевидно, заставила искать новых партнеров по внешнеэкономической деятельности. Каково положение с этим в настоящее время?

– Действительно, в новейшей истории Куба пережила два этапа “особых отношений”: сначала с Соединенными Штатами, потом – с Советским Союзом. Драматичный финал обоих этапов общеизвестен. На рубеже 80–90-х годов вследствие исчезновения социалистического лагеря и распада СССР, на которые приходилось 85% кубинского товарооборота, ВВП нашей страны сократился на 34%. Но сейчас монополии на сотрудничество с Кубой нет ни у кого. Теперь наши партнеры живут более чем в 140 странах. Произошли существенные изменения и в географической структуре внешней торговли. Так, в 1997 г. наш товарообмен по континентам распределился следующим образом: Европа – 41%, Америка (Латинская Америка, Канада и Карибский регион) – 40%, Азия – 14%, Африка – 4%, Океания – 1%. Нашими главными партнерами стали Испания, Канада, Венесуэла, Российская Федерация, Мексика, Китай, Франция, Голландские Антильские острова, Италия и Аргентина.

Как видно, мы стремимся укрепить наши торговые связи прежде всего со странами Латинской Америки и Карибского бассейна. С этой целью подписали Соглашение частичного охвата со странами – членами Латиноамериканской ассоциации интеграции, начали подготовку к предстоящему вступлению Кубы в эту региональную организацию. Кроме того, мы завязали контакты с МЕРКОСУР, чтобы сделать шаг к заключению соглашения с этой группой стран, являемся членами Ассоциации карибских государств и поддерживаем тесные связи с организацией КАРИФОРУМ. Наша делегация получила статус наблюдателя в процессе переговоров между Европейским Союзом и странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, направленных на заключение Соглашения Пост- Ломе IV.

Все это свидетельства того, какие огромные усилия сделала Куба за последние десять лет, чтобы изменить направления товарных потоков, найти новых партнеров. При этом надо принимать во внимание положение слаборазвитых стран – тут наша страна не является исключением – в борьбе за обеспечение доступа своих продуктов на разные международные рынки. В нашем случае к этому добавляется политика экономической, торговой и финансовой блокады – часть настоящей экономической войны, ведущейся из-за враждебной политики самого могучего государства в мире.

Наши потенциальные партнеры должны знать, что на Кубе, во-первых, успешно реализуется широкая программа восстановления экономики, которая уже сумела остановить спад производства и способствует некоторому росту ВВП, хотя мы все еще и далеки от уровня 1989 г. Эта программа создала условия для иностранного бизнеса практически во всех экономических сферах, чем уже успели воспользоваться сотни активных инвесторов из-за рубежа. Во-вторых, они должны следить за событиями, происходящими в стране. Для этого достаточно заглянуть в Книгу экспортеров Республики Куба, прочитать соответствующие периодические издания или посетить международные ярмарки – Гаванскую и “Экспокарибе”, любую другую экспозицию, организуемую на Кубе. В-третьих, полученная информация даст им уверенность в стабильности и безопасности своего бизнеса, позволит учесть наличие высококвалифицированной рабочей силы и промышленной инфраструктуры, поверить в наш гостеприимный и общительный народ. И тогда выбор в пользу Кубы они сделают обязательно.

Беседу вел
редактор-консультант
ПАВЕЛ ШИНКАРЕНКО

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Компания Paradox security systems, безопасность. Поставки СКУД от Paradox.
Сайт создан в системе uCoz