Номер 3/98ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Россия: инвестиционная политика и коммерческие банки

ВАЛЕРИЙ КАРАВАЕВ
доктор экономических наук,
заведующий сектором Института мировой экономики
и международных отношений РАН


• В инвестиционной политике слабо задействованы крупнейшие институциональные инвесторы
• Государство должно поддерживать инвестиционные банки, отдающие предпочтение кредитованию инвестиционных проектов
• Необходим действенный механизм сотрудничества отечественных и зарубежных банков в регионах
• Пора обеспечить гарантии возврата кредитов

На фоне определенной стабилизации макроэкономических показателей в 1997 г. в России продолжается сокращение капиталовложений. Инвестиционный спад охватил и жилищное строительство, где в последующие годы наметилось некоторое оживление. При продолжающемся абсолютном и относительном сокращении бюджетного финансирования инвестиций реально можно рассчитывать только на оживление частных капиталовложений и приток иностранных. Государство должно более активно регулировать и стимулировать этот процесс в рамках научно обоснованной инвестиционной политики.


Пора задействовать главных институциональных инвесторов


В условиях продвижения рыночных реформ в России складывается система институциональных инвесторов, главное место в которой занимают коммерческие банки (КБ). По состоянию на 1 января 1997 г. в стране имелось около 2 тыс. КБ, при этом, пройдя максимальный пик, их количество имеет тенденцию к сокращению. О значительном потенциале действующих КБ свидетельствует объем их объединенного уставного фонда, достигший 18 трлн руб., а сумма предоставленных кредитов измеряется сотнями триллионов рублей.

Вместе с тем КБ крайне слабо участвуют в финансировании инвестиций в реальный сектор экономики. Так, удельный вес долгосрочных кредитов в общем объеме предоставленных КБ займов за 9 мес. 1997 г. составил 3,4%.

Если даже считать, что все долгосрочные кредиты КБ идут исключительно на инвестиционные цели, их доля в финансировании капиталовложений в экономике не превышает 3-4%. Таким образом, роль КБ в инвестиционном процессе можно расценить как минимальную, не соответствующую ни потенциальным возможностям самих КБ, ни потребностям экономики.

Без активизации капиталовложений КБ, а также других частных институциональных инвесторов (инвестиционных, пенсионных, страховых фондов и компаний) нельзя рассчитывать на преодоление инвестиционного спада.

Процессы, происходящие в последнее время в экономике, существенно влияют на условия и возможности банковского кредитования инвестиционных проектов.

Снижение темпов инфляции до 1% и менее в месяц значительно сужает сферу кредитования КБ спекулятивных по сути торгово-посреднических операций. Введение валютного коридора, скользящего валютного курса рубля, устанавливаемого и регулируемого Центральным банком России, фактически сводит на нет возможность доходных операций с валютой. Постоянное снижение доходности ГКО при линии Министерства финансов и Центробанка на ее дальнейшее уменьшение означает, что и эта сфера вложений банковского капитала теряет былую привлекательность. В то же время операции с корпоративными ценными бумагами российских компаний остаются делом рискованным в связи с неясной и в целом не слишком благоприятной хозяйственной конъюнктурой. Кризис неплатежей затронул и банковский сектор. Так, объем просроченной задолженности предприятий и организаций по банковским кредитам превысил 20 трлн руб., что составляет примерно 5% общей суммы просроченной задолженности.

Вместе с тем правительство приняло ряд решений, нацеленных на стимулирование активности частных инвесторов. В частности, оно отказалось от ранее установленного ограничения доли государственного участия в совместном с частным капиталом финансировании инвестиционных проектов 20% их общей стоимости. Теперь эта доля колеблется в рамках 20-50% в зависимости от степени привлекательности продукции и других параметров. В принятом законе о финансово-промышленных группах отсутствуют ранее установленные ограничения на участие в них банков.

Определенные меры по стимулированию частных инвестиций, в том числе в форме долгосрочных кредитов, принимаются и на региональном уровне. К их числу можно отнести, в частности, страхование некоммерческих рисков залогом имущества субъектов Федерации. В качестве залога для привлечения инвестиционных кредитов в регионах чаще всего используются пакеты акций предприятий, находящихся в собственности субъектов Федерации, права долгосрочной аренды земельных участков, права на разработку природных ресурсов, завершенные строительством муниципальные жилые дома, векселя предприятий региона. В ряде регионов получила распространение практика долевого участия региональных бюджетов в финансировании инвестиционных проектов как форма гарантий участвующим в их финансировании частным инвесторам, в том числе КБ.

При годовых темпах инфляции в 10-15% и положительной процентной ставке по долгосрочным кредитам, обеспечиваемой дисконтной политикой Центробанка, в принципе возможно значительное расширение масштабов инвестиционного кредитования как в результате удешевления кредитов для заемщиков, так и его выгодности для кредиторов по проектам со сроком окупаемости 5-6 лет.

Стимулирующую роль для активизации инвестиционной деятельности КБ должна сыграть такая мера, как значительное снижение Центробанком нормативов обязательного резервирования и его линия на выравнивание этих нормативов для валютных и рублевых депозитов и вкладов.

Российские КБ при расширении масштабов своей деятельности могут использовать опыт, накопленный крупными банками в условиях высокой инфляции.

Так, по данным Ассоциации российских банков, в кредитном портфеле Международного промышленного банка доля долгосрочных займов инвестиционной направленности составляет около 30% всех кредитных вложений.

Инкомбанк стабильно наращивает инвестиционные кредиты в таких отраслях, как черная и цветная металлургия, добывающие отрасли, производство минеральных удобрений, причем объем кредитов исчисляется сотнями миллиардов рублей и миллионов долларов.

Банк "Российский кредит" кредитует программы развития и реконструкции предприятий горно-металлургического, машиностроительного комплексов - Михайловского горно-обогатительного комбината, Орловского сталепрокатного завода, акционерного общества РТЧ "Каучук", Бежецкого сталелитейного завода. Только на эти объекты банком выданы кредиты на сумму свыше 60 млн долл.

К числу банков, активно занимающихся инвестиционным кредитованием, можно отнести Мосстройэкономбанк, сфера деятельности которого связана в основном с вложениями в строительную индустрию Москвы. Доля долгосрочных займов в общем объеме предоставленных банком кредитов достигает 32-35%.

Масштабное участие в финансировании инвестиционных проектов принимают Промстройбанк, Мосбизнесбанк, банк "Менатеп", Мост-банк, Агропромбанк, АвтоВАЗбанк, банк "Империал", Токобанк, Кредобанк, другие крупные и средние банки.

КБ активно включились в процесс создания ФПГ, принимая участие в деятельности большинства из них. В настоящее время зарегистрировано около 50 ФПГ, однако успешно работают лишь немногие из них. Принятый закон о ФПГ создает условия для более активного использования этой перспективной формы интеграции промышленности и банковского капитала, расширяя возможности его инвестирования в реальный сектор экономики.


Инвестиционным банкам - зеленую улицу


Российские КБ являются в основном универсальными. Они занимаются всеми видами банковских операций, работая как с долгосрочными, так и краткосрочными вкладами и депозитами, причем последние абсолютно преобладают. Поэтому вопрос об источниках финансирования долгосрочных кредитных вложений, в том числе инвестиционной направленности, остается для них достаточно сложным. Использование "пирамидального" принципа трансформации краткосрочных вкладов и депозитов за счет их постоянного притока в долгосрочные вложения имеет пределы, выход за которые может привести к обвалу пирамиды, как это было с печально знаменитыми МММ, "Тибетом", "Хопром" и др.

Как нам представляется, необходимой предпосылкой активизации деятельности КБ по инвестиционному кредитованию выступает усиление государственной поддержки. Было бы непростительной ошибкой полагать, что снижение темпов инфляции, стабилизация валютного курса, удешевление кредитов автоматически приведут к необходимому расширению масштабов инвестиционного кредитования со стороны КБ. Автоматизма здесь может и не быть, если законодательные органы, правительство и Центробанк не создадут необходимые для этого условия.

Для того чтобы направить ресурсы КБ в нужное для страны русло - на финансирование инвестиций, необходимо задействовать целый комплекс мер, в том числе дифференцирование нормы обязательного резервирования ресурсов в Центробанке в зависимости не только от структуры их депозитов, как сейчас, но и от специализации КБ.

Меры экономического воздействия на КБ с целью побудить их в общих интересах предоставлять больше долгосрочных кредитов не являются антирыночными. В странах с рыночной экономикой с этой целью при необходимости используются жесткие меры, иногда даже административные.

Так, в Республике Корея специальный указ президента страны обязывал КБ предоставлять долгосрочные льготные кредиты приоритетным, в основном экспортоориентированным отраслям промышленности. В странах Западной Европы в 70-80-е годы применялись жесткие кредитные рестрикции в форме повышения норм обязательного резервирования и установления потолков роста кредита. В Италии для банков установлена норма обязательного вложения в государственные ценные бумаги. На наш взгляд, стоило бы подумать о введении подобной меры в России, например установив для некоторых КБ норму обязательного вложения средств в годовые ГКО.

Осторожный, избирательный подход нужен при изменении ставок налогообложения прибыли банков. Вряд ли здесь уместен уравнительный подход по принципу "всем сестрам по серьгам". Ведь далеко не все банки заслуживают налоговых послаблений и не во всех случаях такая мера может принести пользу. Предпочтение целесообразно отдавать инвестиционным банкам, но только тем из них, кто реально отдает предпочтение кредитованию инвестиционных проектов и программ.

В качестве критерия может быть использована фактическая доля долгосрочных кредитов инвестиционной направленности в общем объеме предоставленных банком ссуд (например, если эта доля составит 20-30%, банк может получить скидку на 25% от базовой ставки налога на прибыль, при доле в 30-40% - скидку на 50% и т.д.).

На наш взгляд, пора узаконить в России статус инвестиционных банков как специализированных финансовых учреждений, занимающихся долгосрочным инвестиционным кредитованием. В качестве мер по выравниванию условий деятельности этих банков с универсальными можно было бы предусмотреть полное освобождение их от обязательного резервирования ресурсов в Центробанке и от налога на прибыль в первые два года деятельности с последующим 50%-ным снижением ставки этого налога при условии соблюдения специализации банка и отказа от краткосрочных спекулятивных операций.

Меры по стимулированию деятельности инвестиционных банков целесообразно принять и на региональном уровне, в пределах компетенции субъектов Федерации. В частности, они могли бы претендовать на статус уполномоченных банков региональных администраций, через которые предоставляются средства из территориальных бюджетов на инвестиционные цели. Подобная мера способствовала бы развитию совместного федерально-регионального финансирования инвестиционных проектов.


О взаимодействии с иностранными партнерами и территориальными
органами управления


Российским КБ приходится считаться и с таким фактором, как растущая конкуренция на внутреннем кредитном рынке со стороны иностранных банков. Сегодня в России действуют свыше 150 банков с иностранным участием, в том числе 13 полностью принадлежащих иностранному капиталу, 10 - более чем на 50%. Иностранные банки, а также международные финансовые организации - Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития все более активно занимаются инвестиционным кредитованием российской экономики, преимущественно по инфраструктурным объектам, но проявляют интерес и к производственным отраслям.

На мой взгляд, в целом это явление положительное, поскольку приток иностранного капитала увеличивает инвестиционные ресурсы, столь необходимые в условиях кризиса. В настоящее время доля кредитных учреждений с иностранным участием в общем уставном капитале КБ составляет 17%. Кроме того, иностранное присутствие на российском кредитном рынке и растущая конкуренция заставляют отечественные банки подтягиваться до международного уровня, повышать квалификацию и профессионализм работников, функционировать по современным рыночным стандартам. Это необходимо для того, чтобы установить деловое сотрудничество с зарубежными банками в качестве равноправных партнеров, в том числе в совместном финансировании инвестиционных проектов и программ.

Зарубежные институциональные инвесторы и международные финансовые организации проявляют растущий интерес к российским регионам, расширяя территориальную сферу деятельности за пределы таких крупных центров, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, где в основном сосредоточены их отделения и представительства. Такой же концентрацией грешат, хотя и в меньшей степени, отечественные КБ. В указанных городах сконцентрировано 2/3 из 200 крупнейших КБ, в том числе в Москве - более половины.

Для успешного взаимодействия с иностранными партнерами российские банки, занимающиеся инвестиционным кредитованием в регионах, нуждаются в разработке концепции региональной политики, содержащей четкие цели, территориальные и отраслевые приоритеты, а также определяющей механизм их обеспечения, в том числе путем взаимодействия с федеральными и местными органами власти, государственными, частными и иностранными партнерами.

В качестве ориентира, на наш взгляд, может служить опыт региональной деятельности западных инвестиционных банков, а также международных организаций, занимающихся инвестиционным кредитованием. В странах с современной рыночной экономикой сложилась разветвленная сеть универсальных и специализированных КБ, в том числе инвестиционных. Их региональная деятельность осуществляется через развитую систему агентств, представительств, отделений, филиалов, а также совместных банков. Каждое звено этой системы имеет свою специфику, выполняя определенные функции как внутри страны, так и за рубежом, причем масштабы международной деятельности, особенно в рамках транснациональных банков, постоянно расширяются.

Анализ зарубежного опыта показывает, что неотъемлемым элементом и важной предпосылкой региональной деятельности инвестиционных банков и международных финансовых организаций выступает тесное взаимодействие с территориальными органами управления, роль которых в финансировании капиталовложений возрастает. Это взаимодействие осуществляется, в частности, путем совместного финансирования на долевых началах региональных инвестиционных проектов и программ, в том числе с использованием финансовых ресурсов из местных бюджетов и средств инвестиционных банков, их подключения к осуществлению планов и программ регионального социально-экономического развития.

Обязательным правилом в условиях рынка стал учет региональных условий при отборе инвестиционных проектов и технико-экономическом обосновании, согласование крупных проектов и объектов инвестиционного кредитования с местными органами. Особый интерес представляет, на наш взгляд, опыт региональной деятельности Европейского инвестиционного банка, главной задачей которого является финансирование региональных программ в рамках ЕС во взаимодействии с территориальными органами.

В условиях перехода к рынку существенно расширяется круг объектов инвестиционного кредитования. Наряду с такими традиционными сферами деятельности, как строительство новых, расширение, реконструкция и модернизация действующих предприятий и непроизводственных объектов, в этот круг включается лизинг, ипотечный кредит, операции на фондовом рынке.

При отборе банками региональных проектов и программ для кредитования используются методы маркетинга, понимаемого как рыночно ориентированная система управления банковской деятельностью. Это позволяет оценить масштабы рынка долгосрочных кредитов, его сегментацию, выбрать подходящий тип банковской стратегии.

Необходимым условием выбора объектов кредитования является представление потенциальным заемщиком отвечающих современным требованиям технико-экономического обоснования и бизнес-плана проекта, содержащих его основные характеристики, прежде всего финансовые. Крупными банками на Западе, как правило, проводится постоянный мониторинг инвестиционного климата и рисков в регионах их деятельности.

Примеры активной региональной деятельности, включая инвестиционное кредитования, можно найти и среди российских КБ. Так, Инкомбанк создал около 50 филиалов и отделений практически во всех экономических районах страны. Однако таких примеров пока немного.

***

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что главным фактором, сдерживающим инвестиционную активность КБ, является не столько общая хозяйственная конъюнктура, сколько слабость правовых гарантий возврата кредитов и особенно механизма их обеспечения. Несовершенная правовая база и недееспособный механизм исполнения законов и договоров в сочетании с криминализацией российской экономики создают неблагоприятный климат для отечественных и зарубежных инвесторов.

Представляется необходимым законодательное закрепление имущественной ответственности заемщиков перед кредиторами с покрытием непогашенных вовремя долгов правами собственности (включая пакеты акций, земельные участки и другое имущество). Положительную роль, в частности, могло бы сыграть решение о погашении части задолженности пакетами акций предприятий-должников, которые банки-кредиторы могли бы реализовать на фондовом рынке и тем самым вернуть хотя бы часть выданных займов. В то же время подобная мера позволила бы удовлетворить желание банков получить доступ к собственности и приносимым ею доходам. Целесообразно продумать и механизм перепродажи долгов кредиторами в соответствии с мировой практикой.

Итак, без создания государством системы надежных гарантий для частных вкладчиков капитала, особенно для КБ, трудно рассчитывать на активизацию их инвестиционной деятельности.

Нынешняя линия правительства и Центробанка на укрупнение и концентрацию в банковском деле в принципе соответствует целям инвестиционной политики. Более крупные банки лучше приспособлены к кредитованию масштабных проектов. Вместе с тем важно не подорвать конкуренцию в банковском деле, оставив лишь небольшое количество монополитов, слившихся с государственным аппаратом.

Принятые в ноябре 1997 г. меры по ужесточению кредитно-денежной политики в связи с мировым финансовым кризисом не могут ли не повлиять на инвестиционный климат и деятельность КБ. Удорожание кредита в связи с повышением ставки рефинансирования Центробанка, что привело также к увеличению доходности ГКО, повышение его резервных требований по валютным депозитам осложнили долгосрочное кредитование. Однако последствия этих временных мер, дальнейшая финансовая стабилизация способствуют улучшению инвестиционного климата в стране.


Статья подготовлена при поддержке Российского фонда гуманитарных исследований, проект № 97-02-02018.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz