Номер 4/03 Главная Архив К содержанию номера

Управление инвестиционной и инновационной деятельностью


Новые направления инновационной политики ЕС

НАТАЛЬЯ ШЕЛЮБСКАЯ
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН


• Конкурентоспособность экономики, ориентированной на знания, зависит не только от технологических, но и от организационных
и рыночных инноваций
• В Западной Европе происходит объединение научной, промышленной, экономической, региональной и социальной политики в инновационную, главной целью которой является поддержание среды, благоприятствующей созданию нововведений
• ЕС переходит к новой стратегии стимулирования инноваций, предусматривающей увеличение расходов на НИОКР, создание единого научного и инновационного общеевропейского пространства, расширение горизонтальной и вертикальной координации инновационной политики, усиление ее регионального уровня

Перед лицом реалий ХХI в. страны Западной Европы взяли курс на ускоренное развитие инновационной экономики. Изменение характера и значения нововведений в экономике, основанной на знаниях, отставание Западной Европы от США и Японии в сфере перспективных технологий, расширение ЕС на восток – все эти факторы лежат в основе разработки новых направлений инновационной стратегии Западной Европы.

В инновационной экономике все большее значение наряду с технологическими нововведениями приобретают организационные и маркетинговые, а сфера НИОКР перестает быть единственным источником инноваций, хотя и остается основным. В результате одно из главных мест в инновационной политике занимают институциональные преобразования.


Современная стратегия Евросоюза в области инновационной политики


Курс на создание конкурентоспособной инновационной экономики был взят на саммите ЕС, состоявшемся в марте 2000 г. в Лиссабоне, а в начале 2002 г. в г. Барселоне Совет Европы сформулировал ряд конкретных задач в области стимулирования инновационного развития. Среди них – увеличение к 2010 г. доли затрат на НИОКР в странах ЕС с 1,9 до 3% ВВП, прежде всего за счет роста ассигнований частного сектора; дальнейшая вертикальная и горизонтальная координация инновационной политики; создание единого Европейского исследовательского пространства с учетом расширения Евросоюза.

В настоящее время ЕС в среднем направляет на НИОКР 1,9% ВВП, в то время как США – 2,64, Япония – 3,04% (в ряде европейских стран этот показатель выше – в Швеции 3,6%, Финляндии 3,1%). В 2000 г. ЕС затратил на НИОКР в области медицинских технологий, авиации, фармацевтики и других наукоемких сфер 164 млрд евро (166,6 млрд долл.), а США – 288 млрд евро (285,6 млрд долл.). Если в США доля частного сектора в общих расходах на НИОКР составляет 68,2%, то в ЕС – 56,3% 1. Серьезно отстает ЕС и по показателям инновационной активности, в частности по доле в ВВП венчурного капитала, капитализации новых компаний, рынка информационных технологий, а также по удельному весу новых продуктов на национальных рынках. В 90-е годы ослабли позиции стран Западной Европы на мировых рынках новейших технологий.

Отставание Западной Европы от конкурентов во многом вызвано специфическими чертами этого региона, в частности высокой долей госсектора, недостаточными стимулами к предпринимательству, различиями в национальных инновационных системах, характере и степени инновационного развития государств – членов Евросоюза. В результате расширения ЕС новые члены2 привнесут и собственные негативные особенности научно-технического развития, оставшиеся от планово-государственной экономики. В последнее время ЕС смог добиться некоторых сдвигов в реализации стратегии инновационного развития. Ряд стран (в частности Великобритания) увеличили расходы на НИОКР или отказались от их запланированного сокращения (например, Франция), начали использовать новые механизмы стимулирования инновационной деятельности в предпринимательском секторе.

Так, английское правительство поставило цель увеличить в 2003 г. за счет частного бизнеса национальные расходы на НИОКР с 1,9 до 2,8% ВВП. Этому должны способствовать такие меры, как введенный в апреле 2002 г. налоговый кредит для осуществляющих НИОКР малых и средних фирм; расширение и уточнение работ, квалифицируемых как НИОКР; отмена около 40 норм, регулирующих деятельность компаний. По расчетам министерства финансов, в результате налогового кредита сумма экономии для малых и средних предприятий достигнет 150 млн ф. ст. в год, что составляет 1/3 расходов на НИОКР в этом секторе. Данная налоговая льгота распространится на 4 500 фирм с занятостью не более 250 человек, годовым оборотом, не превышающим 25 млн ф. ст. (40 млн евро), и ежегодными расходами на НИОКР в размере не менее 25 тыс. ф. ст. На их долю приходится около 10% затрат на НИОКР в частном секторе.

Отсутствие серьезного прогресса в инновационном развитии, проблемы в связи с расширением Евросоюза, старение населения – все эти факторы легли в основу предложений Еврокомиссии по новым направлениям инновационной политики. Эти предложения сформулированы в документе «Инновационная политика: современные подходы в контексте Лиссабонской стратегии»3, где выделены следующие приоритеты:

улучшение инновационной среды путем усиления инновационной составляющей всех направлений национальных политик и их интеграции;

стимулирование рыночного спроса на инновации и использование концепции «лидирующих» рынков, предполагающей поддержку рынков, наиболее восприимчивых к нововведениям;

стимулирование инноваций в госсекторе, преодоление бюрократического консерватизма государственной администрации;

усиление региональной инновационной политики.


Системный характер
инновационной политики


В 90-е годы произошло объединение научной, промышленной, частично экономической и региональной политики в инновационную, которая приобрела системный характер. Ее главной целью стало поддержание среды, благоприятствующей созданию нововведений.

Во второй половине 90-х годов правительства почти всех западноевропейских стран приняли программы стимулирования инновационной деятельности, направленные прежде всего на распространение нововведений. Одно из основных мест в реализации этих программ заняли институциональные изменения. Были предприняты усилия по формированию структурных элементов и механизмов осуществления инновационной политики. Несмотря на национальные различия в подходах, можно выделить три общих аспекта.

n Образование новых административных структур, основанных на системном характере инноваций. Ряд стран (Великобритания, Германия) изменили функции министерств или создали новые министерства, занимающиеся вопросами инновационной политики. В Финляндии возглавляемый премьер-министром Совет по научной и технологической политике несет ответственность за стратегическое развитие и координацию этой политики, а также инновационной системы в целом. В Испании правительство сформировало в рамках национальной инновационной программы (PROINOV – the Integrated Programme for Innovation) координационную структуру в области инновационной политики под руководством премьер-министра.

Внесены также изменения в механизм координации – созданы новые координирующие органы (инновационные советы) или в компетенцию уже существующих научных советов включены вопросы инновационной деятельности.

n Признание на правительственном уровне инноваций жизненно важным фактором экономического развития, проведение широкой правительственной кампании по проблемам нововведений, активизация диалога между научным сообществом, промышленностью и общественностью.

Практика проведения информационных кампаний распространена в Великобритании и Германии. В Испании создан Форум информационного общества, одной из главных задач которого является стимулирование координации деятельности правительства и различных промышленных и общественных организаций при разработке Национального плана действий по созданию информационного общества.

n Использование нового механизма прогнозирования и выработки приоритетов «Предвидение» (“Foresight”) для формирования национальной инновационной стратегии. Его цель – определить стратегические направления исследований и инноваций, необходимые для повышения конкурентоспособности страны4.

Мероприятия по координации проведены также на уровне ЕС. В Европейском совете в 2002 г. произошло объединение советов по внутреннему рынку и промышленности и исследовательских советов в Совет по конкурентоспособности. В рамках Еврокомиссии проходят регулярные встречи Группы комиссаров по проблемам роста, конкурентоспособности, занятости и устойчивого развития.

Большое значение для координации национальных инновационных политик имеют мероприятия ЕС по сбору, анализу, оценке и распространению информации о состоянии инновационной деятельности в странах-членах и наиболее успешных примерах инновационной политики. В их числе:

тренды инноваций в Европе (the Trend Chart on Innovation in Europe) – распространение успешных примеров инновационной политики;

Европейский инновационный таблоид (the European Innovation Scoreboad) – ежегодные данные о состоянии науки, техники, инновационного поведения компаний и инновационной среды;

специальные обследования конкретных аспектов инновационной политики, включая отношение компаний к нововведениям Иннобарометр (the Innonarometer);

деятельность электронной службы информации ЕС по НИОКР и инновационной политике – CORDIS, в рамках которой предоставляются также сведения  о возможностях использования результатов работ по проектам ЕС (Technology Marketplace).

Все эти информационные мероприятия выходят за рамки программ НИОКР, финансируемых из фондов ЕС, и охватывают всю инновационную деятельность стран Западной и Центральной Европы.


Перенос центра инновационной политики на региональный уровень


За последние 10 лет в странах ЕС значительно возросло значение регионального научно-технического и инновационного сотрудничества. Появление новых технологий и глобализация экономики, а также ограниченность правительственных бюджетов привели к повышению роли регионов в осуществлении экономической деятельности. В результате региональные власти все шире налаживают контакты с заинтересованными кругами за рубежом на субрегиональном уровне. Одновременно региональные проблемы решаются путем тесных контактов центрального правительства и местных властей, поскольку последним лучше известны технические, экономические и социальные потребности регионов. Таким образом, в последние годы все более тесно переплетаются три уровня формирования региональной политики (политика, осуществляемая самими регионами, региональный компонент федеральной инновационной политики и наднациональной политики ЕС).

Изменение характера национальных научно-технических политик, делающих основной упор на распространение новых знаний в экономике, также повысило значение регионального аспекта инновационной политики. В результате региональная политика все в большей степени приобретает структурный, а не перераспределительный характер. Федеральное правительство играет доминирующую роль в фундаментальных исследованиях и подготовке научных кадров, а регионы все в большей степени проводят в жизнь политику распространения инноваций. В частности, в Великобритании регионы Восточного Мидленда, Северо-Востока, Уэльс и Шотландия имеют собственную инновационную стратегию и активно участвуют в инновационных программах ЕС.

Инновационная политика стала составной частью национальной региональной политики, однако, как правило, национальные правительства отдают предпочтение уже развитым в научно-техническом отношении регионам. Государство оказывает помощь отсталым регионам не столько путем прямых финансовых вливаний, сколько путем содействия в разработке инновационной политики и развитии инфрастуктуры. Смягчение диспропорций технологического регионального развития является преимущественно функцией ЕС.

Основное место в этом направлении деятельности отводится Сети инновационных регионов (Forum of Innovation Regions) и локальной сети центров по распространению инноваций (Innovation Relay Centres – IRC).

Сети инновационных регионов представляют собой их национальные и транснациональные объединения в сфере разработки и обмена опытом в отношении инновационной стратегии. Центры по распространению инноваций имеют статус независимых консультационных организаций в области технологии и бизнеса, получающих помощь от Еврокомиссии по предпринимательству. Они оказывают помощь инновационному бизнесу по следующим направлениям: трансфер технологий; коммерциализация результатов НИОКР, включая вопросы интеллектуальной собственности; развитие адаптационных возможностей компаний к новой технологии, в том числе нахождение и сведение вместе потенциальных партнеров сотрудничества; осуществление транснациональных инновационных инициатив; распространение информации об инновационной политике Евросоюза.

В настоящее время действует 68 центров с банком 1 300 новейших технологий. Сами они представляют сеть, их членами являются 220 европейских организаций, а в работе участвуют более 1 тыс. консультантов.

Шестая 5-летняя Рамочная программа ЕС в области НИОКР (2002-2006 гг.) предусматривает дальнейшее развитие регионального инновационного сотрудничества, в частности через систему интегрированных проектов и программу создания сети Европейского исследовательского пространства.


Формирование Европейского исследовательского пространства
и шестая Рамочная программа НИОКР


Новые направления стратегии Евросоюза в области инновационной политики получили развитие в его шестой Рамочной программе НИОКР. Эта программа с бюджетом 17, 5 млрд евро (увеличение на 17% по сравнению с пятой Рамочной программой) предусматривает создание единого Европейского исследовательского пространства (European Research Area – ERA), которое позволило бы объединить ресурсы всех европейских государств, в том числе стран-кандидатов на вступление в ЕС, а также России, государств СНГ и прочих третьих стран. Концепция ERA предусматривает:

создание научного пространства без национальных границ, что даст возможность сгладить различия в уровнях научного и инновационного развития стран-участниц, поднять конкурентоспособность ЕС, увеличить число новых рабочих мест;

повышение эффективности использования финансовых ресурсов для привлечения инвестиций в инновационную сферу;

расширение мобильности научно-технических кадров, особенно молодых ученых и женщин, более активное привлечение специалистов из третьих стран.

Шестая Рамочная программа НИОКР имеет две основные статьи расходов: программы ЕС по созданию ERA (16,27 млрд евро) и программы Евратома по ядерной энергетике (1,23 млрд евро). Работы по Рамочной программе пойдут в трех направлениях: интеграция исследований ЕС (13,345 млрд евро), структурирование ERA (2,605 млрд евро), укрепление основ ERA (0,32 млрд евро). В программе интеграции исследований выделено семь приоритетов, на которые предполагается затратить 11,285 млрд евро, в том числе, млрд евро:

создание информационного общества– 3,6 (включая 90 млн евро для участия России и других государств СНГ, стран Южной Европы и развивающихся стран);

науки о жизни, геномика и биотехнология для здравоохранения – 2,26;

нанотехнологии и нанонауки, «интеллектуальные» многофункциональные материалы, новые устройства и производственные процессы – 1,3;

аэрокосмос – 1,1;

качество и безопасность продуктов питания – 0,685;

защита окружающей среды и создание экосистем – 2,12;

население крупных городов и проблемы управления в обществе, основанном на знаниях, – 0,225.

Среди отмеченных приоритетов основное место занимает программа создания информационного общества (35% общего объема финансирования тематических исследований), далее следуют программа биотехнологических исследований и работ в области генома, нанотехнологии и новые материалы, глобальные изменения экологии. Специальные программы предусмотрены для малых и средних фирм (предполагается повысить степень их участия в проектах с 10 до 15%). Отдельная программа посвящена стимулированию инноваций. Она направлена на оказание помощи предпринимательскому сектору, а также ученым в реализации результатов исследований, трансформации их в новые инвестиции и рабочие места. Особые меры предусмотрены в таких областях, как интеллектуальная собственность, доступ к рисковому капиталу и поиск партнеров в других странах-участницах.

Выполнение предыдущих рамочных программ осуществлялось в основном путем реализации совместных проектов. Однако нередко после их окончания консорциум партнеров распадался, и в большинстве случаев проекты не достигали «критической массы», необходимой для достижения реального эффекта. Поэтому в шестой Рамочной программе предусмотрено использование и новых инструментов, в том числе интегрированных проектов, сетей по обмену опытом, совместного проведения национальных программ стран – участниц ЕС и ассоциированных государств (в соответствии со статьей 169 Договора об учреждении ЕС). Цель этих нововведений – мобилизация научно-технического потенциала европейских стран.

Итогом каждого интегрированного проекта в отличие от проектов предыдущих рамочных программ должны быть конкретные результаты, т.е. инновации. Проекты должны носить в основном многодисциплинарный характер, в них могут быть задействованы как минимум три участника из трех старых или новых членов ЕС. Основное внимание уделяется малым и средним организациям.

Цель сетей по обмену опытом – повышение качества НИОКР путем не только объединения «критической массы» ресурсов, но и накопленного опыта. Благодаря планированию совместных работ сети призваны помочь преодолеть разрозненность и фрагментарность европейских научных исследований. Среди основных задач – ликвидация организационных, культурных и кадровых барьеров на пути долговременной интеграции научного потенциала участников сети.

Хотя статья 169 Договора об учреждении ЕС, предусматривающая совместное проведение национальных программ стран-участниц и ассоциированных государств, присутствовала и в пятой Рамочной программе, она до настоящего времени не использовалась. Данная статья является наиболее действенным инструментом для создания единого Европейского исследовательского пространства, поскольку позволяет странам-кандидатам участвовать в шестой Рамочной программе на тех же условиях, что и полноправным членам ЕС. Аналогичные права даны и международным организациям, представляющим европейские интересы. Кроме того, третьи страны получили доступ к направлениям, реализуемым через совместные проекты и сети по обмену опытом. Намечено финансирование и для участников программы «Международное сотрудничество» (INCO).

Создание единого Европейского исследовательского пространства предусматривает вовлечение в него не только старых, но и новых членов ЕС, а также государств, подписавших соглашение о научно-техническом сотрудничестве с Евросоюзом (в 2001 г. такие соглашения подписаны с Россией, Украиной, Мальтой и Индией).

Особая роль при этом отводится государствам с развивающейся и переходной экономикой. В отношении России и других стран СНГ предполагаются совместные усилия, направленные, во-первых, на стабилизацию их научного потенциала, во-вторых, на решение представляющих взаимный интерес проблем в таких областях, как здравоохранение и обеспечение экологической безопасности (включая ядерную), энергетика, нераспространение вооружений. Помощь в работе со странами СНГ окажет ряд организаций, в частности Международная ассоциация по содействию сотрудничеству с учеными из новых независимых государств бывшего СССР (INTAS), Международный научно-технический центр в Москве (МНТЦ), Украинский научно-технический центр в Киеве (УНТЦ). В рамках программы INTAS сотрудничает более 40 стран. Проекты и программы МНТЦ и УНТЦ способствуют интеграции ученых оборонного комплекса в мировое научное сообщество на основе многостороннего сотрудничества с Западной Европой, США и Японией.

Россия уже участвовала в качестве субподрядчика в третьей, четвертой и пятой Рамочных программах НИОКР, главным образом в фундаментальных исследованиях. В ходе выполнения пятой Рамочной программы она была задействована в 122 проектах, в том числе по программам «Международное сотрудничество» (INCO2) – в 62, «Конкурентное и устойчивое развитие» (EECD) – в 17, «Информационное общество» (IST) – в 16, «Повышение качества кадрового потенциала» (Human potencial) – в 6, «Евратом» – в 15.

Среди стран-кандидатов в наибольшем числе проектов в пятой Рамочной программе участвовала Польша (531 проект), далее следовали Чехия (439), Венгрия (400), Словения (221), Румыния (172), Болгария (156).

Заключение в 2002 г. соглашения о научно-техническом сотрудничестве с ЕС позволит российской стороне более активно включиться в европейскую научную и инновационную кооперацию.

Программа INTAS взяла на себя роль информационного посредника между шестой Рамочной программой НИОКР Евросоюза и научными сообществами СНГ. Вместе со службами Еврокомиссии она будет обеспечивать потенциальных участников проектов в СНГ информацией по тематическим направлениям, а также по процедурным вопросам. Обратный поток информации в Европу о потенциале российских ученых, а также специалистов из других государств будет осуществляться через так называемые национальные информационные точки в странах СНГ. Они призваны помогать потенциальным европейским партнерам лучше узнать возможности не только отдельных российских институтов, но и научных сообществ, включая промышленные лаборатории5.

* * *

Итак, страны Западной Европы и Евросоюз взяли в ХХI в. курс на дальнейшее углубление кооперации в сфере НИОКР и повышение эффективности инновационной деятельности. Это будет способствовать усилению их конкурентных позиций на мировом рынке современных технологий. Что касается России, то создание единого Европейского исследовательского пространства дает ей возможность активно включиться в европейское научное сообщество, а также ускорить формирование национальной инновационной политики.


1Research, Technology, Management. – September-October 2002. –Р. 5.
2Договор о вступлении в ЕС 10 стран-кандидатов, в том числе 8 государств Центральной и Восточной Европы, подписан 16 апреля 2003 г. Полноправными членами Евросоюза эти страны станут с мая 2004 г. До этого времени они будут присутствовать в качестве наблюдателей.
3Innovation Policy: updating the Union’s approach in the context of the Lisbnon strategy. Communication from the Commission to the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Brussels. – 11.03.2003.
4Проблемы теории и практики управления. – 2001. – № 3. – С. 77.
5Поиск. – 21 февраля 2003 г. – С. 14.

Оцените эту статью по пятибалльной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz