Номер 5/03 Главная Архив К содержанию номера

Управление инвестиционной и инновационной деятельностью


16 июня 2003 г. в конгресс-центре Торгово-промышленной палаты РФ состоялся российско-кубинский диалог-форум на тему «Развитие иностранных инвестиций на Кубе», организованный ТПП и посольством Республики Куба
в РФ. С основным докладом выступил первый заместитель министра экономического сотрудничества и иностранных инвестиций Республики Куба Эрнесто Сенти Дариа. В работе форума участвовали Чрезвычайный
и Полномочный Посол Республики Куба в РФ Хорхе Марти Мартинес, вице-президент ТПП Георгий Петров, ответственный сотрудник Министерства экономического развития и торговли РФ Андрей Долгополов, генеральный директор Национального комитета содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки Дмитрий Панюшкин, представители российских и кубинских министерств и ведомств, ученые
и предприниматели двух стран.

Развитие бизнеса на Кубе и эффективность иностранных инвестиций

ЭРНЕСТО СЕНТИ ДАРИА
первый заместитель министра экономического сотрудничества и иностранных инвестиций Республики Куба


Крушение плановой экономики в странах Центральной и Восточной Европы, исчезновение традиционных направлений внешнеэкономического сотрудничества, обусловленного участием Кубы в Совете Экономической Взаимопомощи, а затем и развал основного торгового партнера – Советского Союза привели к крайне негативным последствиям для кубинской экономики. В результате потери большей части традиционных рынков, объем валового производства страны сократился более чем на 1/3.

В этих условиях правительство Кубы приняло ряд экономических, организационных и финансовых мер, которые позволили республике провести радикальные преобразования в народном хозяйстве, мобилизовать внутренние ресурсы и переориентироваться на новые внешние рынки, прежде всего в Канаде, Испании, Италии. В частности, в 1992 г. в Конституцию страны внесены изменения, признающие собственность смешанных предприятий, экономических ассоциаций и обществ, образуемых в установленном порядке. Кроме того, в исключительных случаях разрешалось частично или полностью передавать государственную собственность во владение экономических агентов. В частности, трансформации экономики в наибольшей степени способствовали:

децентрализация внешней торговли и стимулирование притока иностранных инвестиций;

придание туризму приоритетного значения;

открытие более 800 торговых представительств зарубежных компаний;

совершенствование системы предпринимательской деятельности и отмена запрета на владение конвертируемой валютой гражданами и частными фирмами;

новая налоговая система, децентрализация и развитие банковской и финансовой систем;

расширение кооперации в сельском хозяйстве;

развитие объектов национальной энергетики.

В результате этих действий падение производства прекратилось, а объем ВВП стал постепенно увеличиваться, и в начале ХХI в. его ежегодный прирост в среднем достиг 3%. При этом наиболее успешно работают предприятия в таких сферах, как эксплуатация шахт и каменоломен (3,1%), строительство (3,6), транспорт, складирование и связь (3,9), коммунальные, социальные и индивидуальные услуги (7,9%).


Предпринимательский климат для капитала


Для эффективного развития экономики необходимы инвестиции. Мы понимаем, что капитал имеет интернациональный характер, поэтому идет туда, где ему предоставляют комфортные условия. Поэтому одним из первых шагов на пути трансформации кубинской экономики стало поощрение иностранных инвестиций, формирование благоприятного предпринимательского климата для отечественных и зарубежных компаний, прежде всего – отмена государственной монополии на внешнюю торговлю. Эти меры не только оказали содействие притоку капиталов и технологий, но и оживили внешнеэкономическую деятельность государственных и смешанных предприятий, торговых обществ, получивших право на ведение внешнеторговых операций. Децентрализация внешней торговли дала и другой положительный эффект – создала условия для того, чтобы иностранные предприятия и предприниматели могли открывать в стране свои филиалы или быть представлены агентами. Благодаря этому появились консигнационные и таможенные склады, которые начали размещаться в свободных зонах и промышленных парках, которые начали функционировать на Кубе.

Правительство Кубы ориентирует зарубежных партнеров на то, чтобы прямые иностранные инвестиции способствовали поиску новых эффективных рынков и конкурентоспособных технологий. На это, в частности, нацелен основополагающий закон «Об иностранных инвестициях», принятый в 1995 г. Задача этого правового акта – стимулирование притока иностранных инвестиций в валюте. Он позволяет вкладывать капитал зарубежных компаний и организаций во все сферы народного хозяйства на территории страны, за исключением здравоохранения, образования и вооруженных сил. При этом целью этих операций должно быть извлечение доходов, укрепление экономического потенциала, устойчивое развитие на основе уважения национального суверенитета и независимости страны.

С точки зрения этого закона вложениями иностранного капитала считаются:

прямые вложения в совместные предприятия или предприятия с участием только иностранного капитала, в которых иностранный вкладчик непосредственно участвует в деятельности, а также вложения, составляющие долевые вклады по контрактам о международной экономической ассоциации;

вложения в акциях или других ценных бумагах, государственных либо частных, не имеющих характера прямых вложений.

При этом иностранные инвестиции могут принять одну из следующих форм:

совместного предприятия;

контракта о международной экономической ассоциации;

предприятия с участием только иностранного капитала.

Мы считаем, что для зарубежных компаний привлекательным преимуществом инвестиционного сотрудничества с кубинскими предприятиями является также:

наличие в нашей стране квалифицированной рабочей силы, способной освоить в короткие сроки новые технологии;

разветвленная и современная инфраструктура, в которой выделяется 95%-ная электрификация территории страны;

политическая и социальная стабильность, гарантии безопасности иностранному персоналу;

перспективы интеграции Кубы в региональное экономическое пространство, выгодное географическое положение в центре расширяющегося рынка и на перекрестье важных торговых путей;

действующие соглашения с 53 странами о взаимной защите инвестиций и избежании двойного налогообложения.

Благодаря этим законодательным и организационным решениям у предпринимателей Кубы появилась возможность организовать с иностранным капиталом 403 международные экономические ассоциации, 82 из которых свои штаб-квартиры расположили за рубежом. Приток финансовых ресурсов и технологий позволил стране ежегодно увеличивать на 11,3% внешнеторговый оборот, объем которого в 2002 г. превысил 6,5 млрд песо. Причем произошла переориентация торговых потоков. Если в 1989 г. почти 90% внешнеторговых операций Кубы осуществлялись со странами Европы, то в 2000 г. на долю этого региона пришлось чуть больше 40%. Но резко вырос товарообмен со странами Азии, прежде всего с Китаем, и американского региона. Более 14% этого объема пришлись на Венесуэлу, 13,7 – на Испанию, 9,1 – на Канаду, 8,1% – на Китай.

К сожалению, резко сократилось торгово-экономическое сотрудничество с Россией: сейчас среди зарубежных партнеров Кубы по этому показателю она занимает лишь пятое место, на ее долю приходится всего 6,7% кубинского внешнеторгового оборота. Но мы уверены, что динамичные позитивные изменения в двусторонних отношениях, происходящие в последние годы, непременно дадут импульс сотрудничеству в сфере экономики и торговли.


Приоритетные сферы для инвестиций


За последние годы расширился спектр отраслей, куда зарубежные предприниматели предпочитают вкладывать свои капиталы. Преимущество отдается горнодобывающей промышленности, разведке и добыче нефти. Не обойдены вниманием инвесторов традиционные промышленные сферы – легкая и пищевая индустрия, металлургия и металлообработка, а также строительство и туризм.

Стратегическое значение для экономики приобрело увеличение добычи нефти и природного газа. В 2001 г. производство в этих отраслях выросло соответственно на 7,5 и 2%, что в абсолютных величинах составило 2,9 млн т нефти и 584 млн м3 газа. Такой уровень позволил на базе национального топлива генерировать 52% электроэнергии и за счет сокращения внешних закупок и глубокой переработки собственных энергоресурсов сэкономить более 90 млн долл. Другими словами, на каждой тонне сырой нефти экономия достигла 16,4 долл.

Но достигнутое не предел. В целях повышения эффективности разведки нефти решено территорию страны разделить на блоки, из которых 26 ждут своих открывателей. 16 таких секторов находятся на суше, а 10 – в море. Площадь каждого участка – от 60 до 6 тыс. км2. Разведчикам недр предлагается также глубоководный сектор в эксклюзивной экономической зоне Мексиканского залива, состоящий из 59 блоков средней площадью 2 тыс. м2 и глубиной 2 тыс. м. Расчеты ученых показывают, что в этой зоне предвидится возможность открыть крупные залежи нефти, для эксплуатации которых потребуется новейшая технология.

Крупные инвестиции нужны и для разработки месторождения Санта Лусия-Кастельянос, где обнаружены промышленные залежи свинца и цинка. В его окрестностях имеется 11 зон окисления, содержащие золото – 5-8 г на тонну руды. Более тщательная проработка этого проекта, очевидно, потребует строительства и эксплуатации металлообрабатывающего завода. На Кубе имеются и другие площади, где можно вести перспективную геологоразведку основных и драгоценных металлов на условиях полного или разделенного риска для иностранных инвесторов. В случае обнаружения месторождения для его эксплуатации будут созданы совместные предприятия.

Деловую активность иностранные фирмы проявляют и в таких сферах, как энергетика, газификация населенных пунктов, финансы, производство и реализация сигар, строительство и реконструкция водопровода и системы водоснабжения столицы. Например, за последние три года к магистральному газопроводу подключены более 320 тыс. потребительских ячеек, насчитывающих почти 1,3 млн человек. Благодаря реализации программы энергосбережения и повышения эффективности отрасли для получения того же объема продукции потребовалось на 27,5% меньше топлива.

Важные сделки с зарубежными фирмами заключены с целью производства цемента, лаков и красок, развития гражданской авиации и автобусостроения, ремонта судов. Созданы совместные предприятия в сфере гостиничного хозяйства в Санта Лусия, Камагуэе и туризма в Бакунаягуа и Матансасе.

Капиталы, вложенные в совместные компании и ассоциации, принадлежат фирмам из более чем 46 стран, среди которых Испания, Канада и Италия, имеющие наивысшие показатели участия в совместных сделках. При этом в общей сумме капвложений доля стран ЕС и международных экономических организаций составляет всего 56%.


Новые формы делового партнерства


В результате крупных законодательных и организационных мер по трансформации экономических процессов на Кубе стали развиваться гибкие договорные формы международного сотрудничества кубинских предприятий, выгодные для всех участников соглашений. Особенно эффективными они оказались для малого и среднего предпринимательства, так как дают бизнесменам возможность лучше ознакомиться друг с другом и не обязывают потенциальных инвесторов идти на преждевременные денежные расходы, поскольку новые проекты не предусматривают создание новых предприятий. Их задача – подготовить условия для установления в последующем более сложных видов объединения усилий, если этого потребуют перспективы сотрудничества. Так, контракт на кооперированное производство товаров или предоставление услуг включает следующие элементы:

пропорциональное соотношение национальных и иностранных долей в уставном капитале;

иностранная доля должна быть соотнесена с размером материальных и финансовых вложений, значимостью технологии и рынка сбыта произведенных товаров или услуг, являющихся предметом вознаграждения по каждой статье;

коммерциализацию на внутреннем или внешнем рынках, которая будет осуществляться сторонами без проведения между ними распределения прибыли;

совместную реализацию произведенных товаров или предоставленных услуг.

В контрактах на гостиничное и производственное управление иностранная сторона должна внести ноу-хау, технологию или рынок, принимая за основу свой производственный или коммерческий опыт в том виде деятельности, которой она будет управлять.

Подобные соглашения в зависимости от специфики утверждаются и контролируются Министерством туризма или Министерством экономического сотрудничества и иностранных инвестиций. Пошлины, тарифы и прочие налоговые сборы, подлежащие уплате при реализации этих контрактов, каждая сторона возьмет на себя согласно обязательствам, а капитальные вложения, необходимые для развития деятельности по ним, а также таможенные пошлины внесут кубинские предприятия, участвующие в проекте.

На начало 2003 г. действовало 270 контрактов на производственную кооперацию, в основном в металлообрабатывающей и легкой промышленности, 10 – на производственное управление и более 50 – на гостиничное управление.

В нашем министерстве имеется Центр по продвижению иностранных инвестиций, в обязанности которого входит рекламирование национальных объектов, нуждающихся в иностранных капиталовложениях. В этом списке уже значатся 238 проектов в 12 секторах народного хозяйства, в том числе 50 – в восточном регионе страны, 74 – в центральном и 114 – в западном.

Еще одним новшеством, способствующим продвижению в кубинскую экономику иностранного капитала, стала система единого окна, представляющая собой единый пункт, где инвестор может быстро оформить свой бизнес на Кубе, получить все необходимые разрешения и визы в министерствах и других государственных учреждениях.

Министерство экономического сотрудничества и иностранных инвестиций рассчитывает, что все эти управленческие решения создают благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций, а следовательно, станут основой дальнейшего роста на Кубе.

Оцените эту статью по пятибалльной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz