Номер 5/03 Главная Архив К содержанию номера

О законодательном обеспечении инновационной деятельности

ВАЗГЕН АТОЯН
доктор экономических наук, профессор, первый проректор
АНАТОЛИЙ ПЛОТНИКОВ
кандидат экономических наук, доцент, докторант
Саратовский государственный технический университет
(Россия)


•Сегодня в России необходимо сделать упор на увеличение ВВП
прежде всего за счет активизации инновационной деятельности
•Венчурные инвестиционные фонды способствуют привлечению средств в инновационные компании
•Инновационная деятельность в стране развивалась в течение
всего периода реформ, в 1997 г. начался переход к ее новому качественному уровню

Саратовская область в 1997 г. одна из первых в Российской Федерации приняла закон «Об инновациях и инновационной деятельности»1. Он носил общий, рамочный характер. В нем даны такие основные понятия, как инновация (нововведение), интеллектуальная собственность, инновационный процесс, инновационная деятельность. В этом документе также определены объекты и субъекты последней, к которым отнесены физические (граждане РФ и иностранцы) и юридические лица, обладающие исключительным правом на объекты инновационной деятельности и проводящие ее реализацию или поддержку (финансовую, консалтинговую, маркетинговую, патентно-лицензионную, рекламную, лизинговую, сертификационную, кадровую, информационную и т.п.). Формы осуществления такой деятельности в данном законе ограничивались инновационной программой и инновационным проектом. Кроме того, в нем заданы общие принципы управления инновационной деятельностью и организации ее финансирования, предоставления гарантий и стимулирования.

Хотя в рассматриваемом законе перечислены возможные источники финансирования инновационной деятельности (упор сделан на средства бюджета), до настоящего времени в Саратовской области практически отсутствует действенный механизм самого инвестирования.

С момента принятия названный закон не обновлялся и не дополнялся. Вместе с тем за это время появился ряд важных общегосударственных документов, которые существенно корректируют многие аспекты в данной сфере.

В частности, в 1998 г. принят новый Налоговый кодекс РФ. В отличие от ранее действовавших законодательных актов, в нем не предусмотрены льготы по налогообложению прибыли, направляемой на инвестирование. Следовательно, необходима разработка предложений по стимулированию инновационной деятельности за счет налоговых льгот на местном уровне.

В 2002 г. на совместном заседании Совета безопасности, президиума Госсовета и Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям приняты «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу»2. В этом документе даны такие новые понятия, как научно-технологический комплекс страны, стратегические национальные приоритеты России, государственный научно-технологический заказ и др. В нем также определены приоритетные направления развития науки, технологий и техники в стране на период до 2010 г., важнейшие инновационные проекты, формы государственной поддержки разработки федеральных и региональных программ (проектов).


Возможно ли использование венчурного капитала в России?


Если Россия хочет быть державой с сильными регионами, то необходимо преодолеть определенную деформированность структуры экономики и сделать упор на увеличение ВВП в первую очередь за счет активизации инновационной деятельности. Для этого нужны венчурные инвестиционные фонды, способствующие, как свидетельствует мировой опыт, вливанию средств в растущие инновационные компании.

Привлечение акционерного капитала в мелкие и средние частные компании в постперестроечной России развито слабо. Вначале большие надежды возлагались на массированные иностранные инвестиции, но образ богатого простака-иностранца в сознании россиян в начале 90-х годов потускнел. В стране, по мнению большинства мелких и средних предпринимателей, рынок свободного капитала еще не сложился, поэтому и привлекать особенно нечего.

Думается, что данное мнение ошибочно: у нас уже работает новая финансовая индустрия – венчурный (рисковый) капитал. Но неразвитость деловой инфраструктуры в сочетании с информационной непроницаемостью и пережитками многолетней изоляции страны от остального мира в сознании многих предпринимателей мешает это увидеть. Российский (по месту деятельности, а не происхождению) венчурный бизнес существует более четырех лет. Срок немалый, если принять во внимание быстротечность перемен в бывшем Советском Союзе.

Рисковое инвестирование, как правило, осуществляется в малые и средние частные или приватизированные предприятия без предоставления ими какого-либо залога3. Венчурные фонды и компании предпочитают вкладывать капитал в фирмы, чьи акции не обращаются в свободной продаже на фондовом рынке, а полностью распределены между акционерами – физическими или юридическими лицами. Средства предоставляются в обмен на пакет акций (долю) или в форме инвестиционного кредита (как правило, среднесрочного – от трех до семи лет). Процентная ставка по таким кредитам либо не устанавливается, либо составляет LIBOR + 2 – 4%. На практике, однако, наиболее часто применяется комбинированная система, при которой часть инвестиций вносится в акционерный капитал, а другая дается в форме кредита.

Венчурный инвестор, как правило, не стремится приобрести контрольный пакет акций компании (во всяком случае при первичном инвестировании). Его цель иная. Приобретая долю, меньшую, чем контрольный пакет, он рассчитывает, что менеджмент компании будет использовать полученные деньги в качестве финансового рычага для того, чтобы обеспечить более быстрый рост бизнеса. При этом инвестор берет на себя только финансовый риск. Все остальные риски (технический, рыночный, управленческий, ценовой и пр.) несет компания (и ее менеджеры). Причем для венчурного инвестора предпочтительным является принадлежность контрольного пакета менеджерам инвестируемой структуры. Они при этом имеют стимулы для активного участия в развитии бизнеса.

Если компания в период нахождения в ней венчурного инвестора в качестве совладельца и партнера добивается успеха, т.е. если ее стоимость в течение пяти – семи лет увеличивается в несколько раз по сравнению с первоначальной (до инвестиций), риски обеих сторон оказываются оправданными и все получают соответствующее вознаграждение. В противном случае венчурный капиталист либо только вернет вложенные средства, не получив никакой прибыли, либо может их частично или полностью потерять. Прибыль возникает, когда по прошествии пяти – семи лет после инвестирования он сумеет продать свой пакет акций по цене, в несколько раз превышающей первоначальное вложение. Поэтому венчурные инвесторы не заинтересованы в распределении прибыли в виде дивидендов, а предпочитают всю ее реинвестировать в бизнес.

Разделение рисков между венчурным инвестором и предпринимателем, длительный период «совместного проживания» и открытое декларирование обеими сторонами своих целей на самом начальном этапе общей работы – слагаемые вполне вероятного, но не автоматического успеха4.


Существуют ли в России венчурные инвестиционные фонды?


В стране уже в 1998 г. действовало более 40 различных венчурных фондов, представленных как российским, так и иностранным капиталом. Еще в 1993 г. Европейский банк реконструкции и развития начал программу развития региональных фондов венчурного капитала на территории России. К настоящему времени функционирует 11 таких фондов: смоленский; уральский (Челябинская, Пермская и Свердловская области); санкт-петербургский (Санкт-Петербург и Ленинградская область); дальневосточный (Красноярский край и все регионы к востоку); нижневолжский (Самарская, Саратовская и Волгоградская области); северо-западный (Архангельская и Мурманская области, Республика Карелия); южный (Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края); центральный (Ивановская, Ярославская и Владимирская области, юго-запад Костромской области); западный (Новгородская, Псковская, Тверская и Вологодская области); западносибирский (Алтайский край, Новосибирская, Кемеровская и Томская области); центрально-черноземный (Воронежская, Липецкая, Белгородская, Курская и Тамбовская области).

Особо остановимся на деятельности государственного венчурного фонда поддержки малого предпринимательства в научно-технической сфере, созданного в Самарской области. В его состав входят попечительский совет (во главе с вице-губернатором), конкурсная комиссия (которую возглавляет начальник отдела инноваций и научных программ промышленности Департамента промышленности и торговли областной администрации) и сотрудники. Данный фонд, начиная с 1996 г., осуществляет финансовую и структурную поддержку инновационных проектов малых предприятий через становление и развитие их опытного производства. Финансирование проектов ведется из областного бюджета в рамках Комплексной программы поддержки малых предприятий в Самарской области. Кроме того, привлекаются на долевой основе средства федеральных фондов и внебюджетных инвесторов. Во многом благодаря усилиям указанной структуры в сентябре 2002 г. рассмотрен проект закона «Об утверждении областной целевой программы «инновации – производство – рынок» на 2003 – 2006 гг.».

Усилия всех подобных отечественных фондов объединяет Российская ассоциация венчурного инвестирования. Она с 2000 г. ежегодно проводит венчурные ярмарки (в октябре 2002 г. в г. Санкт-Петербурге прошла третья такая ярмарка). Участие в них дает возможность предпринимателям привлечь дополнительное внимание к своему инновационному бизнесу со стороны российских и зарубежных венчурных фондов, банков и других инвестиционных институтов.

В Минпромнауки уверены, что рисковое инвестирование получит развитие в стране. За 90-е годы у нас таким способом вложено около 1,5 млрд евро.

В сентябре 2002 г. правительство представило концепцию венчурного инвестирования в стране. Она рассчитана на дальнейшее развитие имеющегося в отечественном бизнес-сообществе потенциала.


Почему возникла идея разработки нового закона


Естественно, Саратовская область не должна отставать в развитии и законодательном обеспечении венчурного инвестирования инновационной деятельности. Поэтому сегодня назрела потребность внесения изменений и дополнений в областной закон «Об инновациях и инновационной деятельности». Возможен и другой вариант: оставить данный документ в качестве базового и разработать в дополнение к нему новый закон «О поддержке специализированных субъектов инновационной деятельности в Саратовской области».

Необходимость названных мер обусловливается прежде всего появлением новых форм взаимодействия науки и производства. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

К основным производителям и потребителям технологических инноваций относятся научно-технические организации, промышленные предприятия и малые наукоемкие фирмы. В середине 90-х годов доля инновационно активных структур была очень низкой (составляла 5-5,5% общего числа промышленных предприятий; в развитых странах Запада она достигает 60-80%5) и только начиная с 1999 г. наметился ее некоторый рост.

Отметим также, что пик создания малых инновационных фирм пришелся на 1993-1994 гг., затем их количество постепенно сократилось (этот процесс продолжается и в настоящее время). Причем приводимые в официальной статистике данные не вполне соответствуют числу малых фирм, которые фактически занимаются высокотехнологичным бизнесом. Согласно экспертным оценкам, эти цифры завышены чуть ли не на порядок. Больше всего таких структур в машиностроении и металлообработке (37,7%), легкой (13,5%), деревообрабатывающей (13,1%) и пищевой промышленности (12,3%)6.

В марте 1997 г. начала реализовываться межведомственная программа «Активизация инновационной деятельности в научно-технической сфере», в которой участвовали Миннауки, Минобразования, Российский фонд технологического развития и Фонд содействия. Ее цель – объединение усилий для создания инфраструктуры инновационной деятельности нового типа, которая получила название инновационно-технологических центров (ИТЦ).

ИТЦ представляет собой корпоративное образование, состоящее из нескольких десятков территориально разрозненных малых фирм. Причем такая структура может быть тематически ориентирована7.

В настоящее время ИТЦ, сформированные на базе вузов, преобразуются в учебно-научные инновационные комплексы – это наши аналоги технопарков, получивших широкое распространение в мировой практике. Министерство образования планирует выделить целевые средства на формирование 13 таких комплексов8. Один из них создается на базе Саратовского государственного технического университета.

В 1999 г. внутренняя логика развития привела некоторые эффективно действующие ИТЦ к преобразованию путем подключения крупного предприятия для тиражирования продукции малых фирм в инновационно-промышленные комплексы. Первые четыре подобные структуры уже действуют в Москве, Зеленограде и Санкт-Петербурге.

Однако в последнее время темпы создания ИТЦ резко замедлились, поскольку многие субъекты, заявлявшие о таком намерении, не имели для этого реальных возможностей – как финансовых, так и материальных (в частности, отсутствуют соответствующие площади). Кроме того, государство начало проводить в данной сфере более жесткую политику. Так, вновь формируемые ИТЦ должны иметь региональные источники поддержки, а не рассчитывать только на бюджетное финансирование. Для регионов же инвестиции в технологическое развитие не были приоритетными, и их участие в основном сводилось к обеспечению режима взаимозачетов.

В 1999 г. стал обсуждаться еще один проект – формирование Федеральных центров науки и высоких технологий (ФЦНВТ). В их состав входят не только научные и проектные образования, промышленные предприятия, но и структуры по подготовке кадров. Возможно подключение финансовых организаций.

Развитие и поддержка инновационной деятельности происходили в течение всего периода реформ, в 1997 г. произошел переход к новому качественному уровню. Он состоял в том, что, во-первых, провозглашена стратегическая цель создания в стране национальной инновационной системы, и, во-вторых, государственные ведомства, в той или иной степени отвечающие за развитие инновационной деятельности, стали объединять усилия и координировать проводимую политику.

Очевидно, что главный итог развития науки и высокотехнологичных отраслей в ХХ в.– это не только многочисленные научные открытия и создание перспективных рынков товаров и услуг (например, информационных). Важнее другое – формирование в экономике научно-исследовательских систем как нового механизма саморазвития, в рамках которого постоянно зарождаются и реализуются кластеры экономически успешных нововведений.

Эффективное функционирование таких систем требует не только сильной науки и образования, но и комплекса других институциональных условий. Одно из них заключается в приведении законодательной базы в этой сфере как на общегосударственном, так и на региональном уровне в соответствие с современными реалиями. Поэтому в Саратовской области необходимо подготовить новый закон, который:

регулировал отношения между органами государственной власти, специализированными субъектами инновационной деятельности и потребителями инноваций;

был бы направлен на создание условий формирования региональной инновационной политики, регулирования и поддержки инновационной системы на территории области с целью эффективного использования ее потенциала;

предусматривал новые перспективные формы инвестирования инновационной деятельности.

В этом законе, на наш взгляд, наряду со специализированными субъектами данной деятельности должны быть определены такие понятия, как инновационная продукция; государственная региональная инновационная политика; государственное регулирование инновационной деятельности в регионе; государственная поддержка инновационной деятельности в регионе; региональная инновационная система; инновационная инфраструктура; региональная система инвестирования инновационной деятельности.

Первые шаги по внесению изменений и дополнений в действующий закон Саратовской области «Об инновациях и инновационной деятельности» и разработке нового закона «О статусе специализированных субъектов инновационной деятельности в Саратовской области» сделаны. При областной Думе сформирована рабочая группа, в которую вошли сотрудники Саратовского государственного технического университета, генеральные директора ведущих промышленных предприятий города, представители местного правительства и другие заинтересованные лица. Состоялось несколько рабочих совещаний. Поставлена задача в первой половине 2003 г. представить проект нового закона на заседание комитета по вопросам индустриальной, строительной и коммунальной политики.


1Об инновациях и инновационной деятельности: Закон Саратовской области. – Саратов. – 1997.
2Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу: Проект. Приложение № 1 к Решению совместного заседания Совета безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям. – 2002. – С. 1-6.
3В отличие, например, от банковского кредитования.
4Именно такой подход представляет собой основное отличие венчурного инвестирования от банковского кредитования или стратегического партнерства.
5НГ-наука. – 1999 – № 3.
6Role of Science and Technology in Creation Favorable Innovation Climate in Russia. Ministry of Industry, Science, and Technology of RF. Back-ground paper. Helsinki Seminar, March 1-2. – 2001. — P. 7-8.
7Козлов Г.Д. Невостребованная наука // Экономика и жизнь. – 1999. – № 33.
8Поиск. – 2001.– № 12. – С. 10.

Оцените эту статью по пятибалльной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz