Номер 4/98ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Управление предприятием


Управление акционерным обществом в Югославии

(новые правовые основы)

МИРОСЛАВ ВИТЕЗ
доктор экономики, профессор
ДРАГАН МРКШИЧ
доктор экономики, доцент
г.Суботица (Югославия)


• Управление АО нацелено на обеспечение его эффективной деятельности
• Деятельностью АО руководят общее собрание акционеров (скупщина), совет директоров, директор, надзорная комиссия

В последние годы в югославском хозяйственном праве произошли значительные изменения. Их цель – содействовать завершению трансформации в сфере собственности и включению национального хозяйства в мировую экономику. На уровне союзного государства принято несколько законов, которые  оформили новое системное хозяйственно-правовое поле, – Закон о внешнеторговой деятельности (1992 г.), Закон об иностранных инвестициях (1994 г.), Закон о ценных бумагах (1994 г.), Закон о предприятиях (1996 г.) и др.

Включение экономики в систему мирового рынка продолжается, и важное место в нем принадлежит сотрудничеству с зарубежными субъектами, в первую очередь с Российской Федерацией. Организационно-правовую форму этого сотрудничества регулирует Закон о предприятиях, в котором определены условия функционирования АО, его взаимодействия с зарубежными партнерами, поступления иностранных инвестиций и др. В связи с этим целесообразно раскрыть значение главных положений закона, содержание которых направлено на укрепление взаимного доверия деловых партнеров.


Особенности управления
акционерным обществом


Управление АО основывается на следующих принципах:

фундаментом является капитал-взнос, которым совокупно владеет общество, каждый участвует в управлении соразмерно номинальной стоимости акций;

структура органов нацелена на выражение интересов собственников;

владельцы активно участвуют в предпринимательской деятельности; в целом они проводят политику, направленную на повышение эффективности;

в управлении в ограниченном объеме участвуют сотрудники, а факультативно и в ограниченном объеме – кредиторы общества и государство;

поддерживается тенденция к расширению участия в нем кредиторов; тем самым они, с одной стороны, защищают свои интересы, а с другой – препятствуют неограниченному управлению АО со стороны владельцев. Это способствует как укреплению правового порядка, так и обеспечению равновесия экономических интересов партнеров на рынке.

Складывается, таким образом, следующая структура управления: скупщина (общее собрание акционеров) как орган принятия решений собственниками; совет директоров (правление, наблюдательный совет) как орган управления; директор как орган непосредственного руководства работой; надзорная комиссия как орган контроля.

Обязательными органами АО, если оно срочно организуется и имеет не более 100 акционеров или имеет до 50 занятых и в целом использует общественный капитал, являются скупщина (общее собрание акционеров) и директор, а факультативными органами – совет директоров (правление, наблюдательный совет) и надзорная комиссия.

Однако совет директоров и надзорная комиссия также становятся обязательными органами во всех других случаях, перечисленных в Законе о предприятиях (например, если в обществе свыше 100 акционеров или общество, владеющее общественным капиталом, имеет более 50 занятых лиц).


Скупщина (общее собрание акционеров)


Полномочия (компетенция) скупщины непосредственно вытекают из Закона о предприятиях и опираются на устав АО. С одной стороны, все скупщины обладают одинаковыми полномочиями на основании единого закона, а с другой – различаются по вопросам, зафиксированным в их уставах. Подобное соединение общего и особенного логично, так как учитывает специфику АО в определенной сфере деятельности.

На основании закона в компетенцию скупщины входит:

принятие устава;

определение политики предприятия;

утверждение годового финансового отчета и отчета о хозяйственной деятельности;

распределение годовой прибыли и поиск источников покрытия расходов;

изучение возможностей увеличения и уменьшения основного капитала;

внесение поправок в устав, изменение формы и прекращение деятельности предприятия;

выбор и отзыв членов совета директоров, его председателя и членов надзорной комиссии, ревизора и ликвидатора, определение их зарплаты и материального вознаграждения;

принятие должностных инструкций;

решение других вопросов, предписанных союзным законом, учредительным актом и уставом.

При утверждении годового финансового отчета и отчета о хозяйственной деятельности, а также о распределении годовой прибыли и покрытии расходов учитывается мнение надзорной комиссии и ревизора, но юридической силы оно не имеет.

Законом предусматривается, что в компетенцию скупщины входит также принятие решений:

об изменении прав, связанных с отдельными категориями и видами акций;

о выполнении требований АО, предъявляемых к членам совета директоров, надзорной комиссии или акционерам в связи с возмещением убытков в процессе хозяйственной деятельности;

о представлении общества по судебным делам, возбужденным против членов совета директоров.

По вопросам компетенции совета директоров скупщина может принимать решения только по его требованию.

Важно, что закон содержит положения о защите прав акционеров, которые имеют хотя бы 1/10 долю основного капитала или в соответствии с уставом представляют меньшую долю. Они имеют право требовать от совета директоров созыва скупщины, объяснив причины этого и поставив вопросы, которые скупщине следует обсудить и принять решения. По утвержденной процедуре совет директоров должен заявить о созыве скупщины в 15-дневный срок, а если он не сделает это своевременно, то надзорная комиссия. В случае если скупщина не будет созвана, АО по требованию акционеров обязано выкупить у них акции в соответствии с положениями закона.


Совет директоров
(правление, наблюдательный совет)


Совет директоров является профессиональным и важнейшим органом, который управляет деятельностью АО и подотчетен скупщине. Совет директоров состоит не менее чем из трех членов. АО определяет в уставе его правовое положение (число членов, их мандаты, структуры, из которых выбираются его члены, выбор заместителей членов совета директоров, условия, необходимые для отзыва членов совета директоров, и др.). В принимаемом уставе отражаются как положения закона, так и права и обязанности членов совета директоров, которые определяются договором между ним и АО.

Член совета директоров во время ведения им хозяйственной деятельности руководствуется совокупностью обязательств, определяющих или ограничивающих их права.

Определяющие обязательства:

выполняет функции в интересах общества;

проводит экономическую политику общества как хороший хозяйственник;

возмещает убытки общества в случае, если участвовал  в принятии решения, ставшего причиной убытков.

Ограничивающие обязательства:

не может быть одновременно членом совета директоров более чем на трех предприятиях, которые ведут одну и ту же или сходную хозяйственную деятельность, и может быть председателем совета директоров только на одном из этих предприятий;

не может быть работником предприятия, иметь полномочия торгового представителя, быть собственником какого-либо другого предприятия, соответственно юридическим лицом  в этой или сходной деятельности или же деятельности, которая могла бы быть конкурирующей, быть предпринимателем, ведущим подобную деятельность (клаузула конкуренции);

не может заключать с обществом договор о кредите, поручении, гарантии, векселе, ручательстве и вести другую правовую работу, утвержденную учредительным актом общества, а также уставом, без разрешения на то остальных членов совета директоров и надзорной комиссии ( клаузула о конфликтности интересов).

Уставом АО предусмотрено вознаграждение членам совета директоров, которое выплачивается в соответствии с решением скупщины.

Компетенции совета директоров определены как в указанном союзном законе и других законах (обязательная, законодательная часть компетенций), так и уставе общества (факультативная, уставная часть компетенций). Исходя из этого совет директоров подготавливает проекты решений для скупщины и выполняет принятые решения; принимает общие акты, находящиеся вне сферы работы скупщины; проводит работу по подготовке для скупщины годового финансового отчета и принимает периодические отчеты; выбирает председателя совета директоров; назначает и освобождает от должности директора.

Решения совета директоров правомочны, если присутствует более половины его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих членов, если уставом не предусмотрено иначе. В случае равенства голосов, если уставом не определен иной порядок, голос председателя является решающим.


Директор


Компетенция директора основывается непосредственно на положениях закона, а также других союзных законов, учредительного акта и устава.

На основании закона директор имеет право:

организовывать и проводить хозяйственную политику предприятия;

представлять предприятие;

следить за соблюдением законов в работе предприятия и отвечать за ее законность;

выполнять другую работу, определенную союзным законом, учредительным актом и уставом.

Директор АО выполняет и другую работу, оговоренную союзным законом, уставом и другими общими актами АО и не относящуюся к компетенции других органов общества.

Важно подчеркнуть, что устав не может предписать директору выполнение работы, которая является непосредственной прерогативой скупщины, совета директоров или надзорной комиссии. Однако по уставу совет директоров может возложить выполнение части своей работы на директора или председателя совета директоров. При этом выполнение этих перенесенных на директора функций может быть отменено в любое время. В этих условиях директор или председатель совета директоров обязан в срок, определенный уставом, предоставить совету директоров отчет о проделанной работе.

Закон предусматривает возможность  существования в соответствии с принятым уставом исполнительного органа директора – дирекции (правления). При этом дирекция должна являться вспомогательным и исполнительным органом директора, члены которой назначаются и освобождаются согласно положениям устава. Интересно, что в этом случае члены дирекции могут быть выбраны из членов совета директоров, но их число не может превышать 1/3 совета директоров.

Следует иметь в виду, что дирекция является факультативным органом с определенными правами в отличие от так называемой коллегии директора, которая обычно состоит из директора, заместителя директора, помощников директора или из начальников отделов и исполнительных директоров. Коллегия директора имеет статус консультативного совета, созываемого для обеспечения более качественной подготовки, принятия и выполнения решений. Поэтому директор принимает решения самостоятельно, а не на уровне коллективного делового органа.


Надзорная комиссия


Надзорная комиссия выступает в роли защитника законности в деятельности АО. Компетенции надзорной комиссии определены в указанном союзном законе, других законах (обязательная, законная часть компетенций) и уставе общества (факультативная, уставная часть компетенций).

Надзорная комиссия осуществляет следующие функции:

надзор за законностью в работе совета директоров и дирекции директора (если этот вспомогательный исполнительный орган директора формируется);

анализ периодических и годовых отчетов, определяя их соответствие существующим нормам;

контроль за ведением деловой документации предприятия, ее соответствия установленным правилам, а также возможную передачу документов на экспертизу и др.

Надзорная комиссия состоит не менее чем из трех членов, которые выбираются скупщиной из числа акционеров или других лиц вне общества, с учетом того, что определенное число ее членов в качестве своих представителей выбирают работники предприятия (не менее одного в обществе с частным или преимущественно частным капиталом или 1/3 в обществе с преимущественно общественным или государственным капиталом).

Надзорная комиссия может принимать решения при наличии на заседании не менее 2/3 членов; решения принимаются большинством голосов присутствующих членов. Деятельность в рамках своей компетенции надзорная комиссия осуществляет как по собственной инициативе или требованию акционеров, имеющих не менее 1/10 доли основного капитала, так и по требованию кредиторов общества, чьи активы составляют не менее 1/10 доли основного капитала.

Члены надзорной комиссии могут присутствовать на заседаниях скупщины и участвовать в обсуждении вопросов, но без права голоса. Акционер, который имеет или представляет не менее 1/10 доли основного капитала или определенную по уставу меньшую долю, может в письменной форме потребовать от надзорной комиссии провести проверку законности работы дирекции и самого директора, объясняя при этом причины. Если надзорная комиссия не отреагирует на это, то акционер имеет право обратиться к скупщине. На действия членов надзорной комиссии по применению клаузулы конкуренции и клаузулы конфликтности интересов, как и по другим ограничивающим обязательствам, распространяются те же правила, что и на членов совета директоров.

На выборы в надзорную комиссию в союзном законе установлено одно важное дополнительное ограничение: члены совета директоров, директор, члены дирекции и партнерских предприятий, другие работники предприятия, определенные учредительным актом или уставом, как и родственники этих лиц до третьего колена не могут быть выбраны членами надзорной комиссии.

Таким образом, вопросы формирования, деятельности и управления АО в Законе о предприятиях сформулированы с учетом не только традиционных правил и прав стран с развитой рыночной экономикой, но и важнейших демократических требований и норм. В их числе положения, целью которых является защита АО как юридического лица  и обеспечение определенного равновесия в интересах как АО, так и других лиц, содействующих его деятельности и успехам, включая кредиторов.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz