Номер 6/99ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Корпоративные структуры в наукоемких отраслях промышленности

СЕРГЕЙ БОДРУНОВ,
доктор экономических наук,
президент Национальной ассоциации авиаприборостроителей,
генеральный директор корпорации “Аэрокосмическое оборудование”
(Россия)


• Изъятие из кооперации даже одного ключевого завода может привести к краху всей системы авиапрома
• Корпорация – инструмент государственного контроля
и эффективного функционирования производства
• Авиапрому нужны не льготы, а разумный подход к налогообложению интегрированных структур

Для реформирования промышленности, безусловно, необходимо серьезное изменение законодательной базы, о чем немало говорится. Однако, на наш взгляд, следует ставить вопрос более емко – требуется изменение самой идеологии промышленной реформы. В ее центр нужно поставить реальную поддержку отечественного производителя, но не на словах, а на деле. И не абстрактного, а абсолютно конкретного. Речь, в частности, идет о мощных промышленных корпорациях, составляющих основу крупного товарного производства, а следовательно, и фундамент всей экономики. Прежде всего это относится к таким сложным корпоративным интегрированным структурам, как авиапром и авиаприборостроение.


Ситуация в авиаприборостроении


В последние годы большинство предприятий авиаприборостроения находится в состоянии глубокого упадка, а часть из них практически прекратила производственную деятельность. Численность персонала в объединениях, входящих в Национальную ассоциацию авиаприборостроителей, за пять лет снизилась на 78%. Объемы производства, по разным методикам, упали в 1997 г. до 18-24% от уровня 1992 г., а 1998 г. можно вообще не упоминать – почти вся отрасль не работала весь IV квартал.

Причин такого положения много. Здесь общеэкономический кризис, снижение заказов на продукцию отрасли, финансовые неурядицы и т. д. Выделю еще одну: распад внутриотраслевой кооперации. И это обусловлено не только нынешним экономическим положением большинства научно-производственных объединений. У значительной части акционированных НПО появились либо неэффективные , либо объективно незаинтересованные в развитии отечественного приборостроения собственники, причем при продолжении существующей практики акционирования в последующие годы эта проблема может резко усугубиться. В то же время “вырываниеиз кооперации даже незначительного количества ключевых заводов может привести (в силу общности отраслевого продукта и высокой степени связанности элементов) к разрушению системы в целом.

Допустить это нельзя, если мы рассчитываем и в будущем иметь собственную авиационную промышленность и не хотим вечно зависеть от решений некоей “группы из 19 государств”, диктующей свои правила игры на мировых рынках. Для изменения ситуации к лучшему необходимо:

усиление на обозримый период  государственного влияния в отрасли в целях обеспечения государственных интересов и национальной безопасности России;

поддержание научно-технического и производственного потенциала российского авиаприборостроения с целью сохранения приоритетов страны на мировом рынке;

создание предпосылок для его интенсивного развития в ближайшее десятилетие;

резкое снижение производственных издержек авиаприборостроительной промышленности с целью повышения конкурентоспособности ее продукции;

обеспечение социально-экономических результатов реформы оборонно-промышленного комплекса страны.

При этом также следует гарантировать комплексность решения проблемы и с точки зрения ее увязки с реформой на всех уровнях — предприятий, подотраслей, отрасли и смежных ведомств.


В центре реструктуризации — корпорация


В качестве концептуальной основы решения перечисленных выше задач наша ассоциация предложила правительству РФ подход, смысл которого – создание крупных интегрированных хозяйственных научно-производственных и финансово-промышленных структур, сформированных по корпоративному принципу, каждая из которых явилась бы производителем конечного продукта либо группы связанных продуктов.

В 1996 г. ассоциацией разработана концепция реформирования отечественного авиаприборостроительного комплекса, которая во главу угла поставила реструктуризацию отрасли и создание интегрированных компаний с участием государства. В 1997 г. концепция прошла апробацию в заинтересованных министерствах и ведомствах, Государственной думе и Совете Федерации. В отдельных аспектах она состыкована с программой реструктуризации промышленных предприятий г.Санкт-Петербурга, начатой в 1998 г. администрацией города. На ее базе сформирован раздел “Авиаприборостроение и авиационное оборудование” в федеральной целевой программе реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998-2000 гг., утвержденной в июне 1998 г. правительством РФ.

В ноябре 1998 г. в соответствии с этим документом правительством РФ образована корпорация “Аэрокосмическое оборудование”, включившая 20 предприятий. В их числе – разработчики авионики по ведущим системам, основные серийные заводы-производители этих систем (по кооперативному признаку), финансовые компании. Отбор производился по специальным критериям на основе многофакторного анализа. В качестве начального варианта взято 10 базовых факторов, среди которых:

степень участия предприятия в кооперации;

количество изготовляемых изделий;

уровень связанности, загрузки мощностей продукцией корпорации и эксклюзивности (монополизации) в производстве отдельных элементов;

экономическое положение.

При формировании корпорации обеспечивалась жесткая связь высокого уровня с горизонтальными рыночными субъектами — двигателистами, агрегатчиками и т.п., далее – с производителями элементной базы и других необходимых продуктов смежных отраслей, т.е. с теми, кто участвует в совместном производстве либо без кого использование продукта ограничено, а также с вертикальными структурами (самолетостроительными фирмами, вертолетчиками, ракето- и судостроителями и т.д.), потребляющими продукт корпорации.

При формировании уставного капитала корпорации предусматривается:

а) передача в уставный фонд в качестве долей учредителей-акционерных обществ без государственного участия их акций в размере от 25% плюс одна акция до 50% плюс одна акция. Как вклад государства принимаются пакеты акций учредителей-акционерных обществ, закрепленных в федеральной собственности;

б) вывод государственных предприятий — участников корпорации из состава производственных структур, в которые они включены в настоящее время, их акционирование и передача в состав корпорации с внесением эффективных пакетов акций в качестве вклада государства в уставный капитал;

в) продажа значительной части от получившейся суммарной доли государства в уставном капитале корпорации заинтересованному (стратегическому) инвестору или группе таких инвесторов с сохранением в федеральной собственности от 25 до 50% плюс одна акция от уставного капитала корпорации;

г) закрепление оставшейся государственной доли в уставном фонде корпорации на определенный период с участием коллегии представителей государства в управлении корпорацией.

В качестве обобщенного заинтересованного инвестора в нашем случае выступила группа предприятий-учредителей и банков, работающих с предприятиями отрасли, которая сформировала необходимый финансовый пул.

Предлагаемый механизм формирования уставного капитала корпорации позволяет оперативно и эффективно оплатить весь первоначальный уставный капитал и быстро, без крупных организационных проблем и потери темпа приступить к работе в новых условиях. При этом доля государства в уставном фонде корпорации по завершению его формирования составит, по расчетам, до 60-65%, что, однако, в случае реализации предложенной схемы не потребует от государства никаких бюджетных вложений. Более того, продажа части этой доли (оставив, например, в госсобственности 25% плюс одна акция) может принести государственной казне существенный доход. В то же время доля государства в уставном капитале корпорации на первом этапе будет достаточно велика, что позволит государству не только получать дивиденды, но и при необходимости активно влиять на положение дел в корпорации.

При таком подходе к формированию корпорация будет владеть либо контрольными, либо блокирующими пакетами акций всех основных предприятий, участвующих в рассматриваемом авиаприборостроительном комплексе – от разработки систем до их эксплуатации и обслуживания, независимо от их нынешнего статуса и формы собственности. Это позволяет обеспечить эффективный контроль государства (путем практического участия его представителей в совете директоров) и эффективный механизм функционирования корпорации.

Управляющая компания корпорации, действующая под жестким контролем совета директоров, осуществляет основные функции объединения – разработку, производство и сбыт продукции, финансирование, маркетинг, разработку стратегии развития, координацию работ участников.

Предложенная схема формирования авиаприборостроительной корпорации позволяет решить текущие и перспективные проблемы отрасли, если, учитывая особенности авиаприборостроительного комплекса, строить ее как структуру, имеющую два “центра тяготения” – научно-технический, объединяющий разработчиков, и производственный, включающий серийные производства, вспомогательные мощности и кооперационные компоненты, охватывающие связи с заводами, не вошедшими в корпорацию либо слабо с нею интегрированными, и управляемую центральной компанией.

Механизмы функционирования корпорации в значительной мере апробированы деятельностью консорциумов производителей ряда авиаприборостроительных систем и комплексов (для МиГ-29, семейства Су-27, комплекса ПВО С-300-ПМУ1, Ту-154 и др.). В каждом таком консорциуме по каждому продукту у каждого из участников есть четко определенные задачи. Управляющая компания организует и замыкает на себя всю кооперационную цепочку, осуществляет финансирование работ под ликвидные активы или контракты, связь с разработчиками, реализацию продукции, маркетинг и контрактацию. Участники производства имеют определенную материальную долю в каждом изделии; параллельно работающие фирмы имеют квоты на производство в каждом контракте (заказе). Такой подход позволяет организовать сквозное производственное и финансовое планирование, разработку бюджета, обеспечить возвратность вкладываемых средств и в конечном счете исполнение заказов и получение доходов, распределяемых между участниками консорциумов согласно квотам и долям участия. Таким образом, сохраняются интересы всех участников процесса – разработчиков, производственников, финансовых групп, заказчиков.

Предлагаемый механизм формирования и управления корпорацией полностью отвечает государственным интересам. Благодаря ему восстанавливается контрольная и регулирующая функции государства в авиаприборостроении, обеспечиваются механизмы реализации интересов национальной безопасности страны.


Законы требуют корректировки


Практика показывает, что создание таких корпораций станет значимым шагом на пути выполнения законов, правительственных решений и указов президента РФ, касающихся развития авиационной промышленности и ВПК в целом. Оно наглядно демонстрирует возможности плодотворного сотрудничества бизнеса и всех ветвей власти в области реформирования экономики, т. е. решения задач, крайне актуальных не только для промышленности, но и для власти.

Однако создание и последующее развитие подобных структур сдерживаются рядом негативных факторов в законодательстве, в налоговой системе и т.д. В частности, необходимо отменить при управлении такими компаниями право использования “золотой акции” (пункты 4 и 7 указа президента РФ от 16 ноября 1992 г. и Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества).

Невозможно также создавать эффективно действующие компании при запрете вносить в их уставный капитал более 10% акций дочерних фирм, ведь по законодательству блокирующим является пакет 25%. Следовательно, надо изъять соответствующий пункт из Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ от 24 декабря 1993 г. Кроме того, сегодня у правительства практически связаны руки в вопросах принятия любых “продвинутых” решений по интеграции предприятий, так как вся эта сфера отнесена к ведению главы государства. Поэтому, на наш взгляд, было бы целесообразно пересмотреть отдельные положения  указа президента РФ от 30 сентября 1995 г. “О порядке принятия решений об управлении и распоряжении находящимися в федеральной собственности акциями” с тем, чтобы передать правительству функции принятия необходимых решений.

Если мы хотим, чтобы создаваемые корпорации начинали работу с реального производства и поставок продукции, то должна быть решена и проблема лицензирования их деятельности. В частности, по действующему в ВПК положению ни одна интегрированная корпорация не может иметь лицензию ни на один вид деятельности, потому что владеет (управляет) акциями подконтрольных заводов и КБ, а не их основными фондами. Чтобы исправить этот недостаток, по нашему мнению, следует внести соответствующее дополнение в “Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству и утилизации вооружения, военной техники и боеприпасов”, утвержденное правительством РФ 27 марта 1998 г.

Наконец, в научных кругах и на совещаниях специалистов много говорится о необходимости налоговых льгот для подобных структур. На самом деле нужны не льготы, а разумный неформальный подход к налогообложению интегрированных структур. Очевидно, что их бичом всегда будут так называемые суммовые разницы, съедающие всю валютную прибыль у корпораций – экспортеров продукции, если им не будет позволено вести сквозную учетную политику в привязке к контрактной цене экспортируемой продукции. Для таких структур необходимо также осуществлять возврат НДС по курсу на дату возврата, иначе практически никогда не будет рентабелен экспорт сложной, затратной продукции с невысокой нормой прибыли. Кроме того, многие проблемы налогообложения, учета, контроля были бы сняты, если ввести оплату налогов с конечного продукта, реализуемого корпорацией, а не “сдергивать” налоги на каждом уровне кооперации.

Это, безусловно, не исчерпывающие, но абсолютно конкретные, очевидные шаги, которые позволят резко интенсифицировать создание корпоративных структур и обеспечить им возможность эффективного функционирования.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz