Номер 1/01ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Управление инновационной и инвестиционной деятельностью


Механизм инвестиционных решений на промышленном предприятии

АЛЕКСАНДР БЕРЛИН
доктор экономических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова,
заместитель председателя совета директоров
ОАО “Московская кондитерская фабрика “Красный Октябрь””

АЛЕКСАНДР АРЗЯМОВ
главный специалист ООО “Аудиторская фирма “АкадемАудит””


• Упустить возможность эффективного инвестиционного проекта значит ослабить рыночные позиции предприятия в долгосрочной перспективе
• Чем больше источников инвестиционных идей, тем больше направлений повышения эффективности функционирования предприятия
• Многоэтапность отбора идей позволяет минимизировать риск принятия и реализации неэффективного инвестиционного решения

Российские предприятия всех отраслей промышленности сталкиваются с возрастающей конкуренцией. Поэтому огромное значение для каждого из них приобретает проблема формирования долгосрочных конкурентных преимуществ на целевых сегментах рынка. Основы этого закладываются путем разработки и реализации инвестиционной политики фирмы – комплекса мероприятий, направленных на завоевание и укрепление рыночных позиций в долгосрочной перспективе. При ее формировании определяются приоритетные направления капиталовложений и устанавливается оптимальное (по критерию повышения конкурентоспособности фирмы) распределение ресурсов между ними.

Результаты реализации инвестиционной политики зависят от качества менеджмента на предприятии, его способности работать с потенциальными инвесторами с целью привлечения дополнительных источников финансирования. В зависимости от степени решения этих задач управление может либо содействовать развитию, либо тормозить его. Наличие высококачественного менеджмента, способного обеспечить как эффективное использование собственных и привлеченных финансовых ресурсов, так и качественное решение задач повышения конкурентоспособности, является ключевым фактором успеха в реализации рыночной стратегии предприятия.

Поддержание конкурентоспособности – чрезвычайно актуально для отечественных предприятий и заслуживает отдельного рассмотрения. В данной статье мы остановимся на связанной с ним проблеме организационного обеспечения выработки и реализации инвестиционных решений.

Всякое вложение капитала является результатом принятия определенного решения. Если в плановой экономике этот процесс для первичного хозяйственного звена был строго регламентирован специальными нормативно-правовыми актами и вписан в общую систему экономического и социального развития страны на пятилетку, то сейчас такие решения принимаются непосредственно на предприятии. Более того, данный процесс для предприятия стал крайне сложен, поскольку принимать инвестиционные решения приходится сообразуясь с воздействиями множества факторов внешней и внутренней среды. Среди них – политическая и общеэкономическая нестабильность, несовершенство правовой базы инвестиционной деятельности, недостаток финансовых ресурсов и т.д. Отметим также, что главным критерием принятия того или иного инвестиционного решения стала экономическая эффективность, важнейшим элементом которой является конкурентоспособность фирмы на целевом рынке.

В отечественной экономической литературе названной проблеме, на наш взгляд, уделяется недостаточное внимание, хотя именно правильная организация процесса принятия и реализации инвестиционных решений является важнейшим фактором успеха предприятия в долгосрочной перспективе. Попытаемся частично восполнить этот пробел на примере одного из наиболее устойчивых российских промышленных предприятий – ОАО “Московская кондитерская фабрика “Красный Октябрь”. Выбор не случаен. На протяжении последнего десятилетия МКФ “Красный Октябрь” стабильно занимала первые строчки в рейтингах, отражающих качество и эффективность управления.


Процесс принятия
инвестиционного решения


Рассмотрим некую идеальную с точки зрения эффективности модель принятия решения об осуществлении инвестиционных вложений в реальный сектор экономики. Процесс принятия такого решения охватывает все стадии инвестиционного цикла от момента возникновения идеи и до утверждения инвестиционного проекта руководством предприятия и его внесения в план капитальных вложений. Под инвестиционной идеей мы будем понимать предложение об осуществлении капитальных вложений в конкретный объект (например, приобретение упаковочного оборудования или открытие фирменного магазина в г. Твери). Но до того как стать инвестиционным решением, идея должна пройти ряд последовательных этапов (см. рисунок).

С точки зрения эффективности идеальной является ситуация, при которой каждое функциональное подразделение предприятия, каждое должностное лицо, каждый работник выступают источниками (генераторами) инвестиционных идей. В условиях рыночной экономики упустить возможность реализации эффективного инвестиционного проекта значит ослабить рыночные позиции предприятия в долгосрочной перспективе, поэтому источников формирования таких идей должно быть много.

Итак, инвестиционные идеи (см. рисунок), возникающие в различных подразделениях, стекаются в специально сформированный центр, состоящий из высококвалифицированных сотрудников различного профиля и отвечающий за координацию усилий по реализации стратегии предприятия. В нем производится отсев тех идей, которые не соответствуют стратегическим целям. Например, если предусматривается ориентация на работу с крупными оптовиками, то нет необходимости в расширении сети розничной торговли. В то же время строительство нового оптового склада готовой продукции не противоречит этой цели.

Что касается идей, прошедших этап отбора, то они оформляются в соответствующие предложения, которые поступают в структурное подразделение, отвечающее за разработку инвестиционных проектов. На этом этапе формируются различные способы реализации инвестиционных предложений – так называемые инвестиционные альтернативы. Например, необходимое предприятию технологическое оборудование может быть произведено собственными силами или закуплено у одной из фирм-производителей. Сформированный набор альтернатив впоследствии вновь подвергается просеиванию, критерием которого служит экономическая эффективность. В результате выбирается наиболее эффективный вариант, который и принято называть инвестиционным проектом. Это и есть конечный продукт процесса принятия инвестиционного решения.

Существование множества источников возникновения инвестиционных идей увеличивает широту возможных направлений повышения эффективности функционирования предприятия в долгосрочной перспективе. Прохождение идей через несколько этапов отбора позволяет минимизировать риск принятия и реализации неэффективного инвестиционного решения. Конечно, данная модель лишь идеал, редко встречающийся на практике. Причинами отклонений являются, как правило, дефицит финансовых ресурсов и несоответствие между характерным для многих руководителей предприятий стилем управления, сложившимся еще в советские годы, и новыми условиями хозяйствования.

Через призму этой идеальной модели рассмотрим порядок принятия инвестиционных решений на МКФ “Красный Октябрь”. По сложившейся практике инициировать принятие решения об осуществлении капитальных вложений могут лишь:

• служба главного инженера, объединяющая в своей структуре технический и конструкторский отделы, отдел главного механика и пр. Работники этого подразделения по роду своей деятельности отслеживают состояние производственной базы предприятия (реальный износ, возрастную структуру основных фондов) и формулируют предложения по ее обновлению и техническому перевооружению;

• отдел маркетинга, роль которого как генератора инвестиционных идей значительно повысилась в результате проведенной в течение последних двух лет реструктуризации системы управления. Как это ни парадоксально, но вплоть до конца 1998 г. данный отдел входил в структуру службы сбыта и не был подготовлен к сопоставлению производственных возможностей предприятия с требованиями рынка конечной продукции. Только теперь его сотрудники начали изучать потребности рынка и вносить предложения по изменению ассортимента выпускаемой продукции. Однако отдел готовит лишь предложения, касающиеся осуществления капитальных вложений в развитие сети фирменной торговли.

Вне зависимости от источника возникновения все инвестиционные идеи стекаются в так называемый штаб главного инженера (это связано с тем, что практически всегда основанные на них проекты предполагают приобретение материальных активов, что требует проработки технико-технологических аспектов). Проведя предварительный анализ, штаб главного инженера выносит их на обсуждение совета директоров ОАО “Московская кондитерская фабрика “Красный Октябрь””, который определяет приоритетность тех или иных направлений капитальных вложений.

После одобрения инвестиционных предложений высшими органами предприятия под каждое из них формируется соответствующее технико-экономическое обоснование (ТЭО). Оно разрабатывается совместно техническим и плановым отделами. Сначала технический отдел оценивает долю проектных работ, определяет перечень необходимого оборудования, рассчитывает объемы строительно-монтажных работ. Далее эта информация передается в плановый отдел, который производит оценку эффективности инвестиционных вложений (рассчитывает срок окупаемости, норму доходности и другие показатели), а также формулирует предложения по источникам финансирования. Как правило, при инвестиционном проектировании фабрика опирается на собственные силы и не пользуется услугами сторонних организаций.

Модель принятия инвестиционных решений

Рассмотрим подробнее организационные моменты инвестиционного проектирования. В результате многолетней практики на фабрике сложился круг лиц, которые участвуют в подготовке любого ТЭО. Среди них – главный инженер, его заместитель, начальник технического отдела, главный экономист и начальник планового отдела. Непосредственное руководство этой группой осуществляет главный инженер, являющийся одновременно и первым вице-президентом данного ОАО. В процессе инвестиционного проектирования он координирует работу и тех служб предприятия, которые ему непосредственно не подчиняются. В случае необходимости (например, при разработке рецептуры изделий, которые предполагается производить на новом оборудовании) он может принять решение о привлечении в состав группы разработчиков ТЭО специалистов иных функциональных подразделений (главного технолога, технологов цехов и др.).

В связи с долгосрочным характером капитальных вложений в технико-экономическом обосновании практически каждого инвестиционного проекта предусмотрено его финансирование в течение нескольких лет. Однако план технического развития предприятия составляется лишь на годовую перспективу, что предполагает финансирование проектов лишь в объемах, которые предстоит освоить в текущем году. Отсюда потребность в использовании механизма внутренней преемственности планов технического развития как компенсатора суженного горизонта планирования.

Процесс принятия решения об осуществлении тех или иных капитальных вложений завершается в момент внесения конкретного инвестиционного проекта в план технического развития фабрики. Однако до утверждения плана участники группы разработчиков ТЭО неоднократно встречаются с президентом ОАО “Московская кондитерская фабрика “Красный Октябрь”” с целью согласования его основных показателей, а также определения источников финансирования. На данном этапе происходит последовательная притирка показателей финансового плана предприятия и плана его технического развития. Одновременно осуществляется поиск финансовых ресурсов, необходимых для реализации инвестиционных проектов.

Сформированный план технического развития фабрики на предстоящий год предоставляется президенту ОАО “МКФ “Красный Октябрь””, который докладывает его совету директоров. Тот в случае отсутствия серьезных возражений по структуре и объемам инвестиционных вложений его одобряет, после чего происходит его утверждение президентом.


Процесс реализации
инвестиционного решения


Процесс реализации любого инвестиционного проекта, связанного с приобретением технологического оборудования, можно разделить на следующие этапы:

сбор и обработка информации о потенциальных поставщиках (производителях) технологического оборудования;

проведение конкурса (тендера) на поставку оборудования и выбор поставщика (производителя);

заключение договора с поставщиком (производителем) и организация поставок;

монтаж, пуско-наладочные работы и обучение обслуживающего персонала.

Осуществляя постоянный мониторинг новых технологий, представители штаба главного инженера обладают всей необходимой информацией о производителях кондитерского оборудования и возможности каждого из них. Это знание является результатом многолетнего опыта сотрудничества с производителями данного оборудования. Кроме того, работники фабрики регулярно посещают специализированные выставки оборудования для кондитерской промышленности (например, в Дюссельдорфе), постоянный мониторинг которых также ведется штабом главного инженера. Да и сами производители находятся в постоянном поиске потенциальных покупателей. Поэтому проблем с информационным обеспечением при проведении конкурса на поставку оборудования у фабрики не возникает.

Вообще необходимость проведения конкурса связана с высокой специфичностью объекта капиталовложений как товара. В соответствии с широко распространенной классификацией по критерию специфичности обращающихся товаров все рынки можно разбить на три группы – рынки продукции:

• при приобретении которой потребитель руководствуется установленными стандартами, достаточно полно характеризующими ее с точки зрения возможностей использования. Для таких рынков характерны следующие формы хозяйственных связей – торговля через товарные биржи и различные специализированные посреднические организации;

• которую потребитель может приобретать по образцам или руководствуясь каталогами изготовителей. Для этого типа рынков естественным является широкое участие универсальных оптово-посреднических организаций, фирм-"интеграторов" – через промышленные ярмарки, а для изделий, требующих наладки и технического обслуживания, – через фирменную торговлю, специализированные оптово-сервисные фирмы;

• реализуемой по индивидуальным заказам потребителей. Для таких рынков наиболее естественны прямые связи предприятий, фирменный принцип организации торговли, наличие специализированных комплектующих организаций.

МКФ “Красный Октябрь” функционирует на рынке третьего типа, что обусловливает необходимость установления прямых связей с непосредственными производителями технологического оборудования (на предприятиях других отраслей процесс реализации инвестиционных решений может иметь иную структуру). На фабрике еще при разработке ТЭО служба главного инженера формулирует технические требования к предусматриваемому в проекте комплексу технологического оборудования.

Как правило, подбор потенциальных поставщиков-производителей оборудования осуществляется на основе следующих критериев проектирования производственного процесса:

• производственная мощность;

• ресурсоемкость;

• экономическая эффективность;

• гибкость;

• производительность;

• надежность;

• ремонтопригодность;

• стандартизация и постоянство результатов;

• безопасность, промышленная санитария и гигиена.

После определения конкретных требований к нужному комплексу технологического оборудования производится предварительный отбор его потенциальных поставщиков (производителей). Многолетний опыт работы на данном рынке сформировал у руководства фабрики определенные приоритеты, в силу чего потребности в специальном анализе рынка на этом этапе не возникает. Более того, до проведения конкурса между потенциальными поставщиками с ними происходят неоднократные контакты, на которых обсуждается подготовленное группой разработчиков ТЭО техническое задание. В нем приведены описание технических характеристик производства, предполагаемый ассортимент продукции, комплектность требующегося оборудования и виды работ по проекту. Предварительные контакты с поставщиками осуществляются с целью выработки спецификаций к оборудованию и применяемым технологиям и не сопровождаются подписанием каких-либо официальных документов.

В случае получения принципиального согласия потенциальных поставщиков (производителей) на участие в конкурсе на поставку комплекса технологического оборудования каждому из них направляется официальное письмо. После этого производители формулируют свои предложения, в которых отражаются следующие позиции:

• перечень оборудования, решающего поставленные задачи;

• стоимость комплекса оборудования;

• условия финансирования и поставки;

• вид гарантии и пр.

Группа разработчиков ТЭО оценивает предложения определенных в результате предварительного отбора нескольких ведущих производителей оборудования. Как правило, это такие широко известные во всем мире фирмы, как “Винклер и Дюннебир” и “Биндлер” (Германия), “Бюллер” (Швейцария), “Хосокава” (США, Япония, Голландия) и “Карле- Монтанари” (Италия). Несмотря на то что все эти предприятия производят оборудование примерно одного класса, существуют некоторые различия в его технико-технологических и стоимостных характеристиках, выявляемые при проведении конкурса. Осуществляя выбор конкретного производителя технологического оборудования, специалисты фабрики руководствуются следующими факторами:

• надежность оборудования в работе;

• опыт эксплуатации подобного оборудования на МКФ “Красный Октябрь”;

• опыт производства данного оборудования на фирме-производителе (история изготовления модели, положительный опыт поставок на другие кондитерские фабрики и успешная работа там);

• наличие сервисной службы (от фирмы-производителя) в Москве;

• конструктивная возможность перспективного расширения выпускаемого на выбранном оборудовании ассортимента продукции;

• устойчивость финансового состояния фирмы-производителя оборудования;

• сроки поставки оборудования;

• комплексность поставки оборудования (возможность приобретения всего комплекса необходимого оборудования у данного производителя);

• условия финансирования приобретения оборудования.

Поступившие от различных производителей предложения обобщаются в сравнительной таблице, составляемой техническим отделом фабрики с целью сопоставления предложений производителей со сформулированными ранее требованиями. Таблица сопровождается пояснительной запиской, в которой дается детальный анализ предложений поставщиков. Пояснительная записка завершается рекомендациями по выбору конкретного поставщика, максимально полно удовлетворяющего требованиям фабрики, и подписывается начальником технического отдела. Извещение участников конкурса (как победителя, так и проигравших) о результатах его проведения осуществляется официальными письмами.

После принятия решения о выборе производителя оборудования и подписания с ним контракта отношения между работниками МКФ “Красный Октябрь” и представителями поставщика переходят на качественно новый уровень. Если в договоре предусматривается, что проект установки оборудования разрабатывается силами поставщика, его специалисты выезжают на фабрику для замера производственных помещений и уточнения различных технических вопросов. После достижения необходимой степени готовности производственных площадей партнер поставляет оборудование по графикам, согласованным с руководством фабрики и строго увязанным со сроками выполнения монтажных работ. При этом контроль за своевременностью и комплектностью поставок, количеством и качеством оборудования осуществляется техническим отделом МКФ “Красный Октябрь”. В соответствии с заключенным договором поставщик оборудования осуществляет шефмонтажные работы, в ходе которых его представители руководят работниками монтажной бригады фабрики и процессом пуска-наладки.

Реализация любого инвестиционного проекта, связанного с приобретением нового технологического оборудования, повышает требования к качеству трудовых ресурсов. Поэтому на МКФ “Красный Октябрь” сразу после подписания контракта проводится переобучение работников – их направляют на стажировку к поставщику оборудования либо на специальные компьютерные курсы. Повышение квалификации продолжается и при осуществлении пуско-наладочных работ, в ходе которых представители поставщика обучают операторов производственного оборудования и обслуживающий персонал работе с новой техникой.

***

Подводя итоги, еще раз отметим, что рассмотренный в настоящей статье организационный механизм принятия и реализации инвестиционных решений в силу ряда объективных и субъективных причин не является идеальным. Это лишь один из множества примеров организации инвестиционного процесса, характерный для конкретного предприятия. Однако, как нам представляется, опыт МКФ “Красный Октябрь”, поддерживавшей высокие объемы капитальных вложений на протяжении всего последнего десятилетия, может быть полезным для руководителей многих отечественных предприятий.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz