Номер 6/97ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Управление рынком труда


Управление рынком труда в нестабильной экономике

АЛЛА КАЛИНА
кандидат экономических наук,
член-корреспондент Международной кадровой академии,
директор департамента Межрегиональной академии управления персоналом
(Украина)


• Рынок труда - форма движения трудовых ресурсов
• Государственное регулирование денежных доходов населения должно быть сориентировано на минимальный потребительский бюджет, контролируемый государством
• Взаимоувязанное регулирование рынка труда и заработной платы - один из механизмов достижения необходимого уровня развития экономики

Изменения, происходящие в экономике стран СНГ, в том числе и Украины, связаны с развитием рыночных отношений, в частности формированием рынка труда. Нормальное функционирование этого рынка невозможно без соответствующей системы экономических, социальных, организационных и правовых мероприятий как его основы, создающих условия для институционирования новых социально-структурных отношений.


Экономические условия и рынок труда


В недалеком прошлом работнику практически гарантировалось то рабочее место, на которое он когда-то попал. Вместе с тем существовали ограничения в выборе места и условий реализации возможностей человека, мобильность рабочей силы была низка. В этих условиях социальная структура общества оставалась относительно стабильной, подвергаясь лишь незначительным изменениям. В результате больших масштабов достигла скрытая безработица в виде неэффективного использования рабочей силы на действующих предприятиях. Возникло противоречие, которое заключалось в том, что одновременно с безработицей росло и количество избыточных рабочих мест. Явная безработица тоже существовала, но не признавалась официально.

С переходом к различным формам собственности стало возможным существенно расширить свободу выбора не только конкретного места применения труда, но и социально-экономического способа использования каждым человеком своей способности к труду - работа на государственных предприятиях, индивидуальная трудовая деятельность, участие в малом бизнесе, занятость в качестве наемного работника в негосударственном секторе.

Формирующиеся рыночные отношения интенсифицируют процесс высвобождения рабочей силы. Конкретное рабочее место уже никому не гарантировано, форма найма приобретает реальное содержание, что задевает жизненные интересы миллионов людей. Высвобождение части работников, как свидетельствует мировой опыт, не только позволит повысить производительность труда и доходы занятых, но и постепенно превратит скрытую безработицу в открытую, т.е. легализует новые для нашего общества социальные проблемы. Массовое высвобождение и перераспределение рабочей силы между секторами экономики, формирование и мобилизация резервных кадров посредством системы рыночных механизмов и развития инфраструктуры рынка труда определяют процессы изменения социальной структуры общества.


Государство и рынок труда


Рынок труда складывается как система общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между предпринимателями, трудящимися и государством.

Развитие социального партнерства в значительной степени способствует стабилизации в обществе, позволяет добиться приемлемого уровня оплаты труда в различных сферах общественного производства при достижении определенного уровня производительности, необходимого для нормальной жизнедеятельности государства и постепенного обеспечения прироста валового национального продукта.

Организационной формой социального партнерства являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы - с другой. Государство же выступает в двоякой роли: во-первых, в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансирующего крупные проекты и программы развития, во-вторых, оно регулирует интересы партнеров на рынке труда, являясь в то же время одним из них1. В результате такого взаимодействия определяется та равнодействующая, которая служит базой для решений и основой механизма регулирования рынка труда.

В узком смысле механизм регулирования рынка труда представляет свод нормативных, законодательных или коллективно-договорных актов, которыми руководствуются партнеры при реализации политики занятости.

В широком контексте этот механизм охватывает спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда. Регулирование осуществляется через систему трудоустройства, включающую широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров и т.п. Все эти составляющие рыночного механизма регулирования занятости в разных странах находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий, функций рынка труда и их влияния на социально-структурные изменения в обществе.

Относительно Украины заметим, что формирование там рынка труда происходит одновременно с принятием мер, которые обеспечивают его функционирование на этапе становления.

Структура рынка труда складывается из трех блоков, куда входят основные составляющие, обусловливающие процессы его формирования и функционирования:

блок рыночных отношений - процесс обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы;

блок государственного управления и регулирования с помощью организационных мер - система обеспечения занятости трудоспособного населения, подготовки и переподготовки кадров;

блок социальной защиты населения (выплата пособий по безработице, помощь малообеспеченным группам).

Элементы структуры рынка труда определяют взаимоотношения собственника рабочей силы и ее покупателя, при этом рабочая сила выступает в качестве товара, предназначеного для создания социальных благ в обществе и формирования условий для приобретения каждым индивидуумом определенного статуса в социальной структуре общества.

От решения государством проблем, возникающих в области социального партнерства, путем поддержания определенного уровня жизни зависит обеспечение социального согласия в обществе. В этой связи особое значение приобретает вопрос взаимосвязанного регулирования таких экономических категорий, как рынок труда и заработная плата.

Ведущий в данном тандеме меняется в зависимости от экономической политики государства. Если это рынок труда, то с помощью политики занятости, управляя использованием рабочей силы, государство может сформировать и реальную политику в области заработной платы, регулировать доходы на основе их распределения и перераспределения. Когда ведущим является заработная плата, то через политику минимальной заработной платы государство может достичь определенной сбалансированности на рынке труда, что во многом позволит обеспечить благоприятный социальный климат в стране.


Заработная плата и потребность в труде


Известно, что рынок труда отражает взаимосвязь спроса и предложения на рабочую силу и точка их пересечения представляет тот уровень заработной платы, который в определенный момент устраивает большинство участников рынка. Основываясь на этом, можно сказать, что регулятором рынка труда является заработная плата. В условиях современной конкуренции она гибко меняется и, стремясь к равновесию на том уровне, где спрос на труд соответствует его предложению, оказывает влияние на занятость и благосостояние населения.

Капитал и труд взаимозаменяемы в производственном процессе. Чем ниже затраты на труд по сравнению с затратами на капитал, тем больше будет нанято работников и меньше привлечено средств производства. И наоборот, если цены на оборудование падают, фирма будет замещать им живой труд, т.е. для производства одного и того же количества продукции в этом случае будет использовано меньше живого труда (эффект замещения - Эз).

В результате Эз издержки на производство одного итого же количества продукции уменьшатся и предприятие стремясь увеличить объем производства, вновь стимулирует спрос на труд, т.е. создает эффект объема продукцииv). Таким образом, если эффект объема продукции превышает эффект замещения труда, то потребность в труде (Т) увеличивается и наоборот. Соответственно это сказывается и на динамике заработной платы Z (см.таблицу).

Динамика Эv и Т однонаправленна, в то время как Z приобретает постепенно противоположное движение.

Чистый эффект привлечения дополнительных работников выражается в величине прибыли и равен разнице между предельной ценностью труда, т.е. приростом дохода предприятия за счет использования дополнительной единицы труда, и соответствующим приростом средств, направляемых на его оплату.


Рынок рабочей силы
и показатели уровня жизни


Чистый эффект привлечения дополнительных работников играет важную роль в условиях рынка, поскольку соединяет в себе такие категории, как цена рабочей силы и заработная плата. Соотношение этих категорий представляет собой индикатор эффективности затрат на развитие экономики и воспроизводство рабочей силы. Он дает также возможность судить о регулировании рынка труда. Поэтому цена рабочей силы становится основой для определения минимального потребительского бюджета, являющегося одной из главных характеристик уровня жизни. Поскольку единого показателя уровня обеспеченности жизни не существует, то как социально-экономическое явление он имеет не одну фиксированную черту, а несколько:

• минимальный потребительский бюджет (высший уровень малообеспеченности);

• социально-физиологический прожиточный минимум (низкий уровень);

• гарантированный прожиточный уровень (официально утвержденный уровень минимальной заработной платы и пенсии).

ООН уже давно признала, что заработная плата в размере менее 3 долл. США в час ведет к разрушению трудового потенциала экономики. В некоторых странах СНГ, в том числе и на Украине, этот показатель ниже данной нормы. При этом на Украине минимальная заработная плата приравнена к границе малообеспеченности, что не стимулирует ни работников, ни работодателей к повышению квалификации и отражается соответственно на цене рабочей силы.

Соотношение между потребностью в труде
и заработной платой
Соотношение Потребность в труде Заработная плата
Эv> ЭзТдZе
Эv= ЭзТ const Z const
Эv< ЭзТеZд

В странах с развитыми рыночными отношениями ключевой проблемой для установления соответствующей цены рабочей силы является определение на государственном уровне научно-обоснованных и социально-действенных абсолютных размеров и соотношений между максимальной заработной платой, минимальной пенсией, социальной помощью и другими компенсационными выплатами.

В соответствии с международным правом эти соотношения устанавливаются на основе прожиточного минимума, на который государство ориентируется при определении минимального уровня оплаты труда (как социальной нормы).

Если прожиточный минимум характеризует минимально допустимые условия активного физического состояния человека, то минимальный потребительский бюджет представляет более полный набор материальных и духовных благ, могущий служить только в качестве ориентира, к которому нужно постепенно подтягивать уровень доходов населения.

Таким образом прожиточный минимум (R) является ориентиром для минимальной заработной платы (Zm), а минимальный потребительский бюджет (m) - для роста доходов населения (dn). Поскольку минимальный потребительский бюджет - понятие более широкое, чем прожиточный минимум, схематично взаимосвязь всех четырех показателей можно отразить следующим образом (рис.1).

Минимальный потребительский бюджет увязывается с индексом цен на потребительские товары и услуги (Jц), на который влияет индекс инфляции (Jи), и отражается на уровне средней заработной платы (Z) как региона, так и страны в целом. В то же время средняя заработная плата является отражением ситуации, складывающейся на рынке труда (P) под действием предложения и спроса на рабочую силу и политики государства в области минимума оплаты труда (Zm).

Итак, регулируя минимальный потребительский бюджет и минимальную заработную плату, государство непосредственно оказывает влияние на среднюю заработную плату, а значит и на ситуацию на рынке труда, поддерживая и развивая социальное партнерство (С). Схематично это показано на рис.2.

Воздействуя на среднюю заработную плату и соответственно на ситуацию на рынке труда, государство тем самым создает условия для обеспечения определенного уровня социальной защиты населения, что возможно лишь при определенном уровне национального дохода.

В этой связи государственное регулирование денежных доходов должно быть сориентировано на величину прожиточного минимума (заработная плата для работающих) и черту малообеспеченности (пенсии, стипендии, различные виды социальной помощи).

В результате должна быть достигнута двусторонняя сбалансированность: денежной массы с возможностями потребительского рынка, с одной стороны, и рынка труда с уровнем заработной платы на основе реальной цены рабочей силы - с другой.

Государственное регулирование денежных доходов осложнено во многих странах СНГ, в том числе на Украине, тем, что до настоящего времени там не приняты законы о прожиточном минимуме. В государствах с развитой рыночной экономикой этот элемент регулирования выступает в качестве гаранта социальной защиты трудящихся с низкими доходами, поскольку он не облагается налогом. Кроме того, он учитывается при установлении цены рабочей силы и порога бедности, что важно для стран с переходной экономикой.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что осуществление целевого подхода к политике занятости через регулируемую систему показателей уровня жизни, позволит обеспечить определенную сбалансированность между ситуацией на рынке труда и такими показателями, как уровень благосостояния (Б), величина национального дохода (S), объем произведенной продукции (V), рост производительности труда (П), уровень социального партнерства (С), политика цен (Jц) (см. рис.3).

Достижение рациональных масштабов государственного вмешательства в регулирование денежных доходов населения и социальных отношений позволит разрешить противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью - конфликт, лежащий на наш взгляд, в сфере соприкосновения материальной и духовной сфер жизнедеятельности человека, каждая из которых развивается по своим, но тесно взаимосвязанным законам.


1Это отдельная проблема, выходящая за рамки данной статьи.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz