II. Совершенствование парламентских процедур как основной путь оптимизации парламентской работы

Б.Ремнант,

руководитель аппарата парламента

провинции Манитоба (Канада)

 

Развитие процедурных правил

на опыте Северо-Западных территорий Канады

 

Я работаю в законодательных органах Северо-Западных территорий около 30 лет. До 1982 года работал руководителем аппарата Законодательной Ассамблеи этих территорий. С 1983 года работаю главой аппарата парламента провинции Манитоба.

Имеется большая разница между этими двумя учреждениями. У Законодательной Ассамблеи меньше автономии, чем у парламента провинции, она в гораздо большей степени под контролем федерального Правительства Канады.

В Северо-Западных территориях было только 9 членов Ассамблеи, и я работал только с девятью сотрудниками. Некоторые парламентарии были избраны, некоторые назначены федеральным Правительством.

Теперь это все изменилось. В парламенте Манитобы у нас работают 57 депутатов. Есть и политическая партия в Манитобе, 36 человек от нее представлены в Ассамблее. Но у нас нет партийной политики, и одним из результатов этого является то, что участники рассмотрения всех вопросов, которые обсуждаются законодателями, делятся на их сторонников или противников вне зависимости от их партийной принадлежности.

В Канаде под словом "процедура" понимается комбинация законодательных положений и постоянных правил деятельности какого-либо законодательного органа и специальных решений, которые законодатели приняли сами для себя.

Почему для нас парламентская процедура так важна? Парламентское правление в Канаде построено на принципах, которые в основном были унаследованы от британской парламентской модели, это защита меньшинства и сдерживание большинства, чтобы не дать слишком большого перевеса той или иной группе, чтобы дать возможность каждому человеку высказать свое собственное мнение. А для этого совершенно необходимо, чтобы соблюдалась общепринятая процедура, экономящая время и не дающая возможности эмоциям брать верх над разумом.

Откуда же появилась эта процедура?

Имеется целый ряд источников - это правила, сложившиеся в практике федеральных, территориальных или же провинциальных парламентов; это также решения по процедурным вопросам, которые парламент принял, или же это решение, которое в конкретной ситуации было принято председателем, проводившим собрание. Мы также заимствовали опыт решения процедурных правил, действующих в других провинциальных парламентах. И таким путем в Канаде были выработаны процедуры федерального парламента, процедуры отдельных провинциальных парламентов. Можно утверждать, что ныне устоявшиеся процедуры, получившие общее признание, родились из опыта, из практики работы законодательных органов Канады и других стран.

Существуют в нынешней парламентской практике и не совсем ясные, спорные процедуры. Думается, время, опыт отберет из них наиболее жизнестойкие и общепризнанные.

Очень важно, чтобы парламентские процедуры вырабатывались в спокойной, деловой обстановке, в форме совета с коллегами. На выработку процедуры в этом случае тратится много времени, но зато эта процедура прочная, опирается на мнение большинства, получила общее признание, стала естественной нормой принятия решений, депутатского общения. И здесь роль парламентского аппарата огромна. Вы работаете с разными группами депутатов, учитываете мнение разных сторон и помогаете принять, после всестороннего обсуждения, наиболее взвешенное и целесообразное решение.

Надеюсь, что высказанные мною сегодня здесь комментарии побудят вас к размышлению. И если вы сочтете, что наша система не сработаете России, этот вопрос можно обсудить и выработать более приемлемое для вас решение. Я лично отнюдь не считаю, что канадский опыт абсолютно пригоден для любой страны.

Сайт создан в системе uCoz