Номер 1/99ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Эколого-экономические аспекты управления промышленными предприятиями

ТАТЬЯНА ГОНЧАРУК
кандидат экономических наук
ТАТЬЯНА СЕМЕНЕНКО
кандидат экономических наук
Украинская академия банковского дела (г. Сумы)


• Экономический механизм экологического регулирования – сложная многоуровневая система отношений субъектов хозяйствования между собой и с вышестоящими органами
• Экологический аудит является независимым исследованием хозяйственной деятельности предприятия для определения
его воздействия на окружающую среду

Проблема совершенствования отношений по природопользованию в Украине и других государствах бывшего СССР обусловлена экологическими трудностями экономического роста, а также ухудшением природных условий воспроизводства рабочей силы. Суть в том, что, во-первых, растут затраты совокупного труда на получение элементов природной среды, используемых в производстве; во-вторых, происходят большие потери общественного труда в результате нерационального использования сырья, материалов, топлива, составляющих элементы природной среды; в-третьих, возникает необходимость выделения значительного количества совокупного труда для ликвидации негативных последствий воздействия производства на природную среду; в-четвертых, возрастает дефицит природных условий производства.

Все это ставит на повестку дня вопрос о необходимости совершенствования экономического механизма защиты окружающей среды.

В условиях рынка, самостоятельности народнохозяйственных объектов различного уровня эффективность подобного механизма определяется его способностью согласовывать цели функционирования и развития двух главных звеньев территориально-производственного комплекса – предприятия и региона. Каждое из них свободно в выборе методов управления на своем уровне, но при этом должно учитывать ограничения, формируемые как другим звеном, так и внешней средой (государством, внутренним и внешним рынками).

Разработка механизма, стимулирующего природоохранные мероприятия на предприятиях-загрязнителях и способствующего накоплению финансовых и материальных ресурсов в регионе, необходимых для обеспечения его социально-экономического и экологического развития, связана с решением двух задач. Во-первых, нужно сформировать его структуру, т.е. выделить основные элементы и их взаимосвязи, определяющие перечень прав и обязанностей предприятий и региональной системы управления, во-вторых, оценить наиболее рациональные уровни природоохранных нормативов, выплат, штрафов, поощрений, определяющих конкретное содержание такого механизма.


Экологический аудит –
экономический инструмент управления природопользованием


Экономический механизм экологического регулирования – сложная многоуровневая система отношений субъектов хозяйствования между собой и с вышестоящими органами. Связующим рычагом этих отношений должен стать экологический аудит (ЭА) – инструмент, включающий в себя организационно-экономические факторы защиты окружающей среды. Он позволяет выбрать оптимальный вариант природоохранных сооружений, организовать информационно-аналитический контроль за состоянием и степенью эксплуатации природоохранной техники, дать экономическую оценку намечаемых технических и технологических усовершенствований.

Для Украины ЭА – новый вид деятельности, хотя в мировой практике он применяется достаточно широко1.

Исходя из задач, особенностей составления программ и методики проведения, предлагаем следующее его определение: ЭА – независимое исследование всех аспектов хозяйственной деятельности промышленного предприятия любой формы собственности для установления размера прямого или косвенного воздействия на состояние окружающей среды. Его цель – приведение природоохранной деятельности в соответствие с требованиями законодательства и нормативных актов, оптимизация использования природных ресурсов, снижение и упорядочение энергопотребления, уменьшение отходов, предотвращение аварийных сбросов, выбросов и техногенных катастроф.

Поскольку речь идет об исследовании всех аспектов хозяйственной деятельности предприятия, ЭА должен объединить и расширить программы и методики уже существующих видов аудита – производственного, финансовой деятельности, аудита на соответствие (содержание процедуры ЭА промышленных предприятий представлено на рисунке).

Заключение экоаудитора будет содержать следующую информацию:

• выводы о соответствии природоохранной и производственной деятельности законодательству и нормативным актам;

• заключение о состоянии финансово-экономической отчетности, учета, своевременности и величине текущих экологических платежей, целенаправленности использования капитальных средств, выделенных на охрану окружающей среды;

• оценку воздействия аудируемого предприятия на состояние среды, здоровье производственного персонала, экологию в регионе, данные о наличии и величине выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, производство которых ограничено или запрещено международными обязательствами государства;

• результаты анализа темпов роста производства продукции и количества выбросов и сбросов загрязняющих веществ, потребления энергетических и материальных ресурсов;

• результаты сравнительного анализа основных показателей природоохранной и производственной деятельности аудируемого предприятия и подобных предприятий в Украине и других странах;

• оценку потенциальной опасности аудируемого предприятия при возникновении аварийной ситуации, эффективность разработанного плана работ по ликвидации очагов аварии, наличие необходимых материально- технических средств;

• заключение о профессиональной компетентности работников природоохранных служб предприятия, их обеспеченности современными техническими средствами контроля за соблюдением допустимых величин загрязнения;

• информированность руководящего и производственного персонала о величине и характере загрязнения окружающей среды их предприятием, наличие материального и морального стимулирования за снижение уровня загрязнения и энерго- и материалоемкости выпускаемой продукции.

На основании заключения экоаудитора решить конкретную проблему (например, уменьшить количество или концентрацию определенного загрязняющего ингредиента) можно различными, часто альтернативными методами. В зависимости от радикальности принятого решения и остроты проблемы необходимые природоохранные мероприятия могут находиться в диапазоне от организационных мер и повышения контроля за ведением технологического процесса и работой средозащитного оборудования до закрытия предприятия с его последующим перепрофилированием.

Содержание экологического аудита промышленных предприятий

Один из важных факторов, способствующих развитию ЭА в мире, представляет процедура реализации программы. В процессе проведения экоаудирования установление и наказание виновных – далеко не главная цель. Гораздо важнее для руководства компаний выявление узких мест во всех сферах деятельности объекта, оказывающих в той или иной степени негативное влияние на окружающую среду, и содействие в его уменьшении. Проведение объективного исследования невозможно без тесного сотрудничества с администрацией и производственным персоналом предприятия,т.е. без превращения его из подконтрольного в полноправного партнера, мнение и аргументация которого учитывается на всех этапах проведения ЭА.

ЭА предупреждает ситуацию, когда экологические проблемы волнуют лишь руководство компании, вынужденное на свой страх и риск скрывать негативные последствия производственной деятельности до предела, за которым их сокрытие станет невозможным, а устранение повлечет судебные разбирательства и санкции. С этой целью целесообразно привлечение к решению экологических проблем конкретного предприятия научного потенциала региона, сотрудников природоохранных служб, финансовых учреждений.

По данным Всемирного банка, возможное повышение стоимости проектов, связанное с проведением оценки воздействия на среду и последующим учетом экологических ограничений, окупается в среднем за 5-7 лет. Включение экологических факторов в процедуру принятия решений еще на стадии проектирования обходится в 3-4 раза дешевле последующей установки дополнительного очистного оборудования, а затраты на ликвидацию последствий от использования неэкологической технологии и оборудования оказываются в 30-35 раз выше расходов, которые потребовались бы для разработки экологически чистой технологии и применения экологически совершенного оборудования.

Объективное исследование комплексного влияния экоаудируемого предприятия на состояние окружающей среды с учетом мнений всех заинтересованных сторон поможет избежать дальнейшего усугубления эколого-экономического кризиса и определиться в методах учета экологического фактора при разработке стратегии и тактики хозяйственной деятельности. Это позволит повысить производственную безопасность предприятия, а следовательно, его инвестиционную привлекательность.


Направления применения результатов экологического аудита


Круг организаций, заинтересованных в объективном и комплексном исследовании хозяйственной деятельности промышленных предприятий и ее влияния на окружающую среду, достаточно широк.

n Экологические проблемы актуальны для банковских институтов. Финансовый риск, напрямую связанный с риском экологическим, может возникнуть в результате крупных аварий и загрязнения среды, а также в связи с неучтенными ранее экологическими требованиями. Привлечение инвестора к гражданской или уголовной ответственности, увеличение срока реализации проекта или его удорожание, возможное банкротство предприятия – все это крайне нежелательно для финансовых учреждений. Такие действия связаны с задержкой платежей, падением курса акций кредитуемой компании, увеличением срока предоставления или объема кредитуемых средств на реализацию проекта, невозвратом кредита при банкротстве, а также обесценением залога, важнейшей составляющей которого является стоимость земельного участка инвестора. При обнаружении загрязненности земля значительно обесценивается и банки-кредиторы могут лишиться гарантий кредита. К тому же при финансировании банком экологически опасных проектов страдает его репутация.

n ЭА может и должен стать основой для становления и развития экологического предпринимательства, к сфере которого следует отнести следующие направления хозяйственной и социальной деятельности: разработку и внедрение ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий; производство средозащитной техники и приборов для контроля и повышения качества окружающей среды; производство экологически благоприятных потребительских товаров; использование вторичных ресурсов; использование рекреационных ресурсов; оказание экологических услуг (экологические мониторинг, аудирование, страхование, воспитание, просвещение и образование).

Зарубежный опыт показывает, что при помощи экологических фирм многие предприятия решили проблемы утилизации, превратив отходы в сырье для других отраслей, нашли более эффективные методы их очистки и переработки. Ежегодно в мире такие фирмы оказывают услуги на 200-230 млрд долл., причем этот показатель имеет устойчивую тенденцию к росту (на 4-15% ежегодно в зависимости от видов предоставляемых услуг)2.

n Объективные результаты комплексного исследования необходимы при заключении договоров по страхованию экологического риска и ответственности производителя и потребителя, для определения экологической надежности предприятия и величины риска возникновения аварийных ситуаций.

Целью создания системы обязательного и добровольного экологического страхования потенциально опасных объектов является компенсация убытка, который несут третьи лица и сам страхователь в результате аварийного загрязнения окружающей природной среды, а также стимулирование предотвращения аварий у страхователя, достигаемое за счет уменьшения издержек на проведение противоаварийных работ за счет страховщика.

n Уникальную возможность улучшить экологические характеристики большого числа субъектов производственной деятельности и целых секторов экономики дает приватизация. Она позволяет, в частности, разрешить противоречия, возникающие в тех случаях, когда государство одновременно выполняет функции по экологическому регулированию и выступает в качестве владельца регулируемых предприятий. Приватизационная политика наряду с такими традиционными задачами, как получение доходов от продажи предприятий, их модернизация новым владельцем, обеспечение занятости, содействие региональному экономическому развитию, поступление налоговых платежей, должна включать также совершенствование природоохранной деятельности и рациональное природопользование. Экологические аспекты необходимо адекватно отражать в законодательных и нормативных актах по приватизации и иностранным инвестициям.

В условиях ускоренной приватизации, с одной стороны, возникает опасность игнорирования природоохранных проблем, с другой – установление чрезмерно строгих ограничений в интересах охраны окружающей среды может стать сдерживающим фактором для потенциальных инвесторов в случае приобретения экологически опасных предприятий. Эти проблемы в разных странах с переходной экономикой решаются по-разному.

Так, Закон о структуре природоохранной деятельности от 29 июня 1990 г. предоставлял новым федеральным землям Германии возможность освобождения от ответственности за экологический ущерб, нанесенный до 1 июля 1990 г. в результате хозяйственной деятельности, после оценки интересов покупателя, общественности и состояния окружающей среды. По этому поводу было подано 69 тыс. заявок.

В Польше соглашение между всеми учреждениями, участвующими в приватизационном процессе, о создании постоянной межминистерской группы по экологическим вопросам приватизации основных фондов было подписано лишь в феврале 1993 г. Причина заключалась в том, что для большого количества предприятий не нашлось покупателей из-за экологических проблем. При заключении договора о приватизации предусматривается выделение специального раздела, определяющего ответственного за состояние окружающей среды и регламентирующего соблюдение экологических требований в постприватизационный период.

В Эстонии приватизационное агентство использует подход, который можно рассматривать как компромиссный между применяемыми в Германии и Польше. Разработана стандартная форма договора, согласно которой приватизационное агентство, действуя от имени Эстонской Республики, освобождает покупателя от ответственности за экологический ущерб, нанесенный третьей стороне в результате хозяйственной деятельности, а также от расходов, связанных с ликвидацией такого загрязнения, если оно будет обнаружено в течение пятилетнего периода с момента передачи собственности.

Представляется, однако, что прямое использование зарубежного опыта в этой области в условиях Украины без учета особенностей ее социально-экономической и экологической ситуации может лишь усугубить эколого-экономический кризис. Дело осложняется тем, что прямое введение в практику классических методов экономического механизма природопользования, характерных для развитых рыночных систем, даст недостаточный, а в некоторых случаях и обратный эффект.

Так, при прямом директивном внедрении принципа "загрязнитель платит" в переходный период, когда энергетическая, нефтехимическая, металлургическая и другие загрязняющие отрасли промышленности высокомонополизированы, бремя платежей за загрязнение легко переносится на плечи потребителей. Кроме того, не только возрастет стоимость улучшения или поддержания качества окружающей среды, но и сократится производство товарной продукции, от реализации которой поступают платежи в природоохранные фонды. К тому же, по данным западных специалистов, в странах ЕС 63% расходов на борьбу с загрязнениями обеспечивает частный сектор экономики, государственный сектор тратит примерно 21%, а потребители – 16%.

Учет экологического фактора при приватизации должен разрешить противоречие, заключающееся в необходимости совершенствования природоохранной деятельности при недопущении неприемлемых для будущих владельцев расходов. Поэтому пока права собственности находятся у государства, следует выяснить причины возникновения и степень экологического кризиса на каждом конкретном предприятии и решить вопрос о мере и формах ответственности всех причастных к нему. Решение вопроса о компенсации природоохранных затрат и содействие в этом должны происходить индивидуально в зависимости от масштабов предприятий, методов приватизации, экологического состояния региона, реальной и потенциальной опасности приватизируемого предприятия на основании результатов ЭА.

Основным направлением стабильной деятельности предприятия в постприватизационный период является организация производства конкурентоспособной продукции и повышение ее рентабельности. Это достигается различными путями, которые условно можно классифицировать следующим образом:

• структурно-управленческое реформирование предприятия с сохранением существующих на момент приватизации видов выпускаемой продукции, рынков сырья и сбыта;

• обновление и расширение ассортимента продукции на основе имеющихся технологий и материалов с учетом изменения конъюнктуры рынков сбыта ("лучше не произвести, чем не продать");

• выпуск традиционного ассортимента продукции, его расширение и обновление на основе применения современных технологий, материалов, оборудования;

• перепрофилирование предприятия на выпуск новой продукции.

В зависимости от характера постприватизационной деятельности мы предлагаем следующие конкретные механизмы учета экологического фактора в процессе приватизации: а) создание целевого фонда для решения неотложных экологических проблем, образованного путем включения их стоимости в цену приватизируемого объекта; б) уменьшение стоимости предприятия на сумму предотвращенного ущерба (фактического и потенциального), наносимого окружающей среде.

При реформировании крупных предприятий может иметь место одновременное сочетание различных методов – закрытие нерентабельных производств, прекращение выпуска отдельных видов продукции из-за отсутствия рынков сырья и сбыта и организация выпуска новых видов продукции путем создания совместных производств и т.д. Решение экологических вопросов должно идти в контексте с изменениями деятельности предприятия в постприватизационный период.

Как показывают расчеты по конкретным промышленным предприятиям различных регионов Украины, реализация предложенных концептуальных подходов приведет к изменению стоимости целостного имущественного комплекса менее чем на 1%. Существенного влияния на рыночную стоимость предприятия это не окажет, а число потенциальных покупателей может расшириться за счет гарантирования решения экологических проблем и минимизации вероятности катастроф в будущем.

Применение рассмотренных способов учета экологического фактора в процессе приватизации промышленных предприятий может не только содействовать улучшению экологических параметров большого числа субъектов производственной деятельности и снижению непосильной для окружающей среды техногенной нагрузки, но и общему оздоровлению экономики. Так, реализация необходимых природоохранных мероприятий с гарантированным финансированием повлечет за собой не только загрузку соответствующих подразделений конкретного предприятия, но и привлечение услуг не востребованного сегодня научно-исследовательского потенциала, размещение заказов на конкурсной основе на других специализированных предприятиях.

Использование предложенных подходов будет способствовать сохранению и увеличению количества рабочих мест с гарантированной оплатой за произведенную продукцию как на специализированных предприятиях, производящих технику природоохранного назначения, так и во всех отраслях промышленности и научно-исследовательских центрах, преодолению кризиса неплатежей, своевременной уплате налогов в бюджет, установлению экономической и социальной стабильности.


1Экологический аудит как специфический вид природоохранной деятельности был разработан в США в 70-х годах независимо друг от друга рядом крупных компаний – "Дженерал Моторс", "АРКО" и др. До 1990 г. экологические аспекты производственной деятельности в своих годовых отчетах отражали не более 10 компаний в мире. Сегодня, по данным КПМГ Болинс (шведское отделение международной сети ЭА), это осуществляют 69% корпораций, за деятельностью которых она наблюдает.
2Chemical Week. – 1994. – № 2. – Р. 28-31.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz