Номер 4/99ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Система внутрифирменного планирования

ИОСИФ КАЦ
доктор экономических наук, профессор,
заведующий кафедрой управления Ульяновского государственного университета (Россия)


• Чем выше уровень неопределенности, порождаемой нестабильностью
в обществе, тем большее значение приобретает планирование
• Критерием деятельности фирмы должен стать максимум прибыли
на единицу затрат в долгосрочной перспективе
• Величина прибыли зависит от размера занимаемой фирмой рыночной ниши, конкурентоспособности, уровня издержек

Широкое распространение получила точка зрения, что в условиях политической и экономической нестабильности, а также высоких темпов инфляции планирование не имеет смысла. Однако чем выше уровень неопределенности, порождаемой нестабильностью, тем значительнее роль планирования, в ходе которого должны быть обоснованы различные варианты хозяйствования, адекватные соответствующим прогнозным сценариям развития. При этом сама система планирования должна быть перестроена.

На уровне субъекта хозяйствования необходимость этого обусловлена прежде всего переходом к принципиально иному критерию (целевой функции) деятельности фирмы. Им должен стать максимум прибыли на единицу затрат (инвестиций) в долгосрочной перспективе. Оценку результатов деятельности фирмы, выбор вариантов развития, систему стимулирования работающих, экономическую политику следует строить только исходя из этого критерия. Его важным достоинством являются удобство расчета, сводимость затрат и результатов. Так, величина прибыли зависит от размера занимаемой фирмой рыночной ниши, конкурентоспособности, уровня издержек и т.д.

Рассмотрим основные блоки системы планирования фирмы, отражающие все важнейшие направления деятельности.


Разработка производственной программы


Производственная программа базируется на информации о потребностях в продукции фирмы, платежеспособном спросе юридических и физических лиц. В настоящее время уровень удовлетворения потребностей общества и населения по многим товарам и услугам весьма низок. Однако платежеспособный спрос существенно отстает даже от возможного для данного этапа развития объема их производства. Такое положение обусловлено нерациональной структурой общественного воспроизводства, несбалансированностью экономики.

Руководство фирмы должно стремиться получить исчерпывающую информацию об объемах продаж, обеспеченных платежеспособным спросом потребителей ее товаров и услуг. Для производства следует отбирать продукцию, которая отвечает требованиям полной самоокупаемости и самофинансирования, т.е. позволяет осуществлять расширенное воспроизводство за счет выручки от продаж. Нужно рассчитать минимально необходимый уровень рентабельности производства, предполагающий такую величину прибыли, остающейся в распоряжении фирмы, которая была бы достаточной.

Изучение рынка должно завершиться выбором потребителей, которым предполагается реализовать продукцию. Желательно, чтобы договоренности с потребителями были документально оформлены – подписаны договоры или, по крайней мере, протоколы намерений, в которых были бы определены сроки и условия поставок, порядок учета индексации цен и расчетов.

На этом этапе планирования следует учитывать степень риска, целесообразность диверсификации производства и резервирования части мощностей для возможности маневра в случае изменения конъюнктуры рынка.


Расчет потребности в ресурсах, требующихся для выполнения производственной программы


Важное место должно быть отведено совершенствованию нормативной базы планирования. Анализ показывает, что на многих предприятиях последняя не претерпела существенных изменений. Между тем “старые” нормативы разрабатывались в принципиально иной ситуации. Основными ее особенностями являлись нерыночные критерии функционирования и развития; устойчивые величины оборотных средств, которыми предприятия наделялись за счет государства; не сопоставимые с нынешними темпы инфляции. Предприятия были заинтересованы в излишних трудовых и материальных ресурсах, перед ними ставилась задача максимальной (не оптимальной) загрузки мощностей.

Изменение ситуации предопределило корректировку нормативной базы. Так, нормативы использования рабочей силы должны быть ориентированы на избавление от резервов, связанных с направлением персонала для выполнения несвойственных функций (шефская помощь селу, общественные работы по требованиям местных властей и др.).

Нормативы использования производственных мощностей, наоборот, должны учитывать потребность в дополнительных резервах для маневрирования, приспособления к меняющейся рыночной ситуации.


Планирование доходов и расходов


Одна из важнейших функций управления фирмой – организация движения денежных и материальных потоков. Руководитель должен стремиться обеспечить, с одной стороны, максимум поступлений средств в единицу времени; с другой – наиболее эффективное задействование имеющихся средств. Между их поступлением и расходованием нужно поддерживать устойчивый динамичный баланс. Эта проблема приобретает особую актуальность в условиях высоких темпов инфляции, при которых задержки в поступлении средств ведут к их быстрому обесцениванию, а необоснованное использование – к падению доходности бизнеса.

Итак, управление движением средств должно базироваться на плановом балансе доходов и расходов фирмы, системе мер, направленных на его выполнение. Баланс следует разрабатывать на год, квартал, месяц, а в условиях высоких темпов инфляции – на декаду или неделю, с тем чтобы повысить обоснованность оперативного воздействия на эти процессы.

Необходимо, чтобы контроль за разработкой и реализацией плана осуществлял первый руководитель фирмы. Это связано с приоритетом проблемы управления денежными потоками и с противоречиями интересов руководителей более низкого ранга.

В плане следует указывать вид поступающих средств (деньги, валюта, бартер, взаимозачет и т.д.). Ниже представлена форма плана.

Остановимся подробнее на том, как формируются доходная и расходная части баланса.

Доходы. Основными источниками доходов фирмы являются поступления:

от реализации продукции и авансов на их производство;

от дебиторов;

от реализации запасов товарно-материальных ценностей;

кредитных средств;

прочие (доходы от ценных бумаг, возврат ранее предоставленных другим фирмам кредитов и подотчетных сумм, доходы от социальной сферы, сдачи в аренду помещений, оборудования и т.д.).

Так, для того чтобы запланировать поступления от реализации продукции, нужно из производственной программы определить сроки изготовления продукции и рассчитать, сколько времени понадобится для ее реализации (до поступления денег на расчетный счет фирмы). При этом используются договоры на поставку продукции, график поставок для изделий, выпускаемых по государственному заказу, а также другая документация, подтверждающая взаимные обязательства сторон по производству и реализации товаров и услуг.

Поступления авансов на производство продукции планируются исходя из обязательств потребителей как по суммам, так и по срокам их перечисления. Этот источник финансирования приобрел особую актуальность в условиях острого недостатка у производителя оборотных средств и массовых неплатежей. Поэтому в договорах на поставку обязательно нужно предусматривать авансовые платежи, размеры которых зависят от длительности производственного цикла. Многие товаропроизводители, продукция которых пользуется устойчивым повышенным спросом, практикуют ее полную предоплату.

Те потребители, которые не рассчитались в установленные сроки, переходят в разряд дебиторов. С ними должна постоянно вестись работа: требуется непрерывный учет дебиторской задолженности, регулярно напоминать им о долге, предупреждать о включении механизма штрафных санкций, обращаться в арбитраж и контролировать выполнение его решений.

Рыночная конъюнктура диктует необходимость частого обновления продукции, расширения ее номенклатуры. Данный процесс сопровождается появлением новых основных фондов (оборудования, площадей и т.д.) и отказом от использования части старых. Кроме того, в фирме практически всегда имеются излишние запасы сырья, материалов, реже комплектующих изделий. Поэтому должны быть налажены учет запасов любых товарно-материальных ценностей и система реализации их излишков.

Расходы. Основными направлениями расходов фирмы являются:

оплата труда, включая начисления на заработную плату;

затраты на сырье и материалы;

затраты на энергоносители;

затраты на ремонт и содержание оборудования;

затраты на ремонт и содержание зданий, сооружений;

затраты на содержание социальной сферы;

почтово-телеграфные расходы;

телефонная, телетайпная связь;

командировочные расходы;

внепроизводственные расходы;

кредиты, выделенные фирмой;

кредиторская задолженность;

налоги и сборы;

выплата полученных кредитов и процентов по ним;

выплата дивидендов, процентов по другим ценным бумагам;

приобретение ценных бумаг;

затраты на НИОКР, развитие фирмы.

Практика свидетельствует о том, что фирмы постоянно испытывают недостаток средств. Отсюда потребность в определении приоритетов в расходовании. Основным приоритетом служит максимизация прибыли на длительном временном промежутке. Это значит, что вложения средств должны осуществляться в первую очередь в то, что обеспечит их быстрый оборот и высокую доходность.

В последние годы предприятия почти не направляют средства на развитие, резко снизили затраты на социальную сферу, повсеместно задерживается выплата заработной платы, имеют место взаимные неплатежи. Конечно, основной причиной такого положения является резкий спад производства, однако не вызывает сомнений и то, что возможности рационализации денежных потоков далеко не исчерпаны.

На выбор очередности направлений использования денежных средств большое влияние оказывают различные нормативно-правовые акты. Так, в Кодексе законов о труде предусматривается выплата заработной платы дважды в месяц, а в коллективных договорах профсоюзов с администрацией это требование часто не отражено. Вот одна из причин хронической задолженности по заработной плате.

План доходов и расходов на (месяц, год), млн руб.
Доходы Расходы

пп
Источник Форма платежа Декады
пп
Направления расходов Форма оплаты Декады
I II III I II III
            

Замечу, что объективно в силу своих интересов фирма должна стремиться в первую очередь выплачивать те долги, которые быстрее возрастают (известно, например, что ставка процента за просроченные кредиты существенно превышает обычную).


Планирование себестоимости,
прибыли, рентабельности


Важнейшей особенностью планирования себестоимости продукции в условиях рынка является необходимость ее оптимизации в отличие от стремления к минимуму затрат, которое прослеживалось в директивно-плановой системе. Критерием оптимизации выступает максимум прибыли на единицу затрат в долговременной перспективе.

Из этого следует, что себестоимость продукции необязательно должна постоянно снижаться. В условиях устойчивого либо повышающегося спроса на продукцию фирмы, сопровождающихся резким увеличением объемов ее производства, оправданно пойти на рост затрат, если это ведет к наращиванию массы прибыли. Для того чтобы во всей полнотой использовать выгодность сложившейся рыночной конъюнктуры, выиграть время в конкурентной борьбе, может оказаться целесообразным организовать сверхурочные работы, вторую и третью смены (что, естественно, обусловит рост удельных затрат на рабочую силу), максимально, а не оптимально, загружать оборудование.

В рыночной экономике (в особенности при переходе к рынку) имеют место существенные колебания объемов производства продукции и, как следствие, изменения доли накладных расходов в себестоимости. Это обстоятельство тоже подталкивает к принятию нетрадиционных решений в части прибыльности, рентабельности производства. При повсеместном спаде производства и существенной недозагрузке мощностей роль таких решений очень велика.

Покажу это на условном примере. Допустим, деятельность фирмы в зависимости от степени загрузки производственного аппарата характеризуется показателями, представленными в таблице.

Из приведенных данных видно, что по мере загрузки производственного аппарата показатели деятельности фирмы улучшаются. На первый взгляд, вывод представляется банальным, однако сегодня для большинства фирм России он весьма актуален.

Многие руководители в условиях спада пытаются поправить дело жестким режимом экономии, снижением затрат на производство. Между тем выход чаще всего не в этом, а в наращивании объемов за счет освоения новых видов товаров и услуг, которые на первом этапе нередко оказываются убыточными. По мере роста загрузки производственного аппарата убыточность будет уменьшаться, а начиная с определенного уровня загрузки, их изготовление становится рентабельным.

Важно подчеркнуть, что на пути снижения затрат эта задача чаще всего не может быть решена в принципе (так, в приведенном примере при выпуске 10 изделий накладные расходы на единицу составляют 20 млн руб., т.е. даже если прямые затраты равны 0, все равно производство убыточно, так как цена не покрывает затрат).

Еще одной особенностью планирования себестоимости и прибыли в современных условиях является необходимость учета высоких темпов инфляции. В цену изделия следует закладывать затраты с учетом прогнозируемых темпов инфляции, чтобы выручки от реализации было достаточно для затрат на следующий воспроизводственный цикл. Например, если фактические затраты на материалы составили 70 денежных единиц, а длительность производственного цикла – 10-11 мес., то при инфляции 100% в год для закупки материалов на следующее изделие потребуется более 140 денежных единиц. В этом случае многие руководители при установлении цен исходят из ложной посылки компенсации фактически понесенных затрат на производство изделий (оказание услуг), в результате чего полученной прибыли не хватает даже для пополнения оборотных средств. Вышесказанное не означает, что планирование системы мероприятий по снижению себестоимости продукции изжило себя. Имевшиеся ранее достижения в данной области должны быть не только сохранены, но и приумножены.


Планирование инвестиций


Отмечу два момента. Во-первых, пока не удалось создать механизма управления инвестиционной активностью фирм; во-вторых, в ближайшем будущем им не следует ожидать активной помощи государства в проведении инвестиционной политики. Говоря о помощи государства, имею в виду в основном государственные заказы и централизованные капиталовложения. В последнее время наметилась тенденция к снижению темпов инфляции и процентных ставок за предоставляемые фирмам кредиты, общепризнанным становится конфискационный характер действующей налоговой системы и необходимость ее изменения, все это создает предпосылки для роста инвестиционной активности на предприятиях.

Однако инвестиционные возможности фирм в условиях спада крайне ограничены, тем более что они оказались подорванными многолетними изъятиями доходов в бюджет, включая амортизацию. Реализация современных, даже относительно несложных проектов предполагает значительные средства. Так, “Форд” при запуске в серию среднегабаритного автомобиля “Контур” инвестировал 6 млрд долл1.

Поэтому в ходе планирования вначале нужно обосновать основные направления инвестиций. Постоянные вложения требуются для поддержания на должном научно-техническом уровне производственного аппарата фирмы, обеспечения непрерывного повышения качества рабочей силы. Кроме того, как уже отмечалось, необходимо систематически внедрять мероприятия по снижению издержек производства.

В любом плановом периоде потребность в инвестициях выше, чем наличные возможности фирмы. Поэтому следует разработать систему приоритетов, согласно которой предполагаемые направления инвестиций должны ранжироваться.

Мероприятия, связанные с охраной окружающей среды, подлежат обязательному включению в план, если фирмой нарушаются установленные нормативы в этой сфере. В тех случаях, когда их несоблюдение не связано напрямую со здоровьем людей либо с угрозой жизни, фирма, не желая упустить свою выгоду (эффект от экономии средств выше, чем размеры штрафов за нарушения установленных нормативов), может пойти на отклонения от экологических требований. Если такие решения противоречат интересам региона или общества в целом, то это свидетельствует о необоснованности размеров штрафных санкций, которые необходимо пересмотреть.

Основные показатели деятельности фирмы

пп
Показатели Единица измерения Объем производства продукции
в натуральном выражении, шт.
10 25 50 100
1 Цена за единицу продукции млн руб. 12 12 12 12
2 Сумма накладных расходов (в части, не зависящей от объема производства) -"- 200 200 200 200
3 Прямые затраты на единицу продукции -"- 8 8 8 8
4 В том числе заработная плата -"- 4 4 4 4
5 Себестоимость единицы продукции -"- 28 16 12 10
6 Объем реализованной продукции -"- 120 300 600 1 200
7 Себестоимость реализованной продукции -"- 280 400 600 1 000
8 Прибыль (убытки) от реализации продукции -"- –160 –100 0 200
9 Рентабельность производства по отношению к себестоимости продукции % –57 –25 0 20

Вложения в социальную сферу регулируются аналогично. При этом следует учитывать, что социальная эффективность в большей мере, чем экологическая, коррелирует с экономической (улучшение социально-бытовых условий, повышение профессионально-квалификационного уровня, другие направления социальных инвестиций, как правило, сопровождаются ростом производительности труда). Экономические критерии эффективности были рассмотрены выше, имеются методики расчета эффективности инвестиций.

После выработки ранжированного перечня мероприятий, требующих капитальных вложений, выбираются те из них, которые обеспечены средствами в планируемом периоде.

Основными источниками инвестиций являются амортизационные отчисления, накапливаемая часть прибыли и кредиты.

Размеры амортизационных отчислений в основном не зависят от фирмы. Следует, однако, внимательно отслеживать изменения, которые происходят в амортизационной политике страны, в частности те, что касаются льгот. Так, в ряде случаев предоставляются льготы по ускоренной амортизации фондов, что, как правило, соответствует интересам фирмы.

Размеры инвестиций за счет прибыли зависят от массы чистой прибыли и соотношения между накапливаемой и потребляемой ее частями. Максимизация массы прибыли – цель фирмы, что же касается ставки налога на прибыль – это вне ее компетенции. Хотя грамотная политика фирмы безусловно позволяет влиять на сумму выплачиваемых налогов.

К сожалению, обоснованию соотношения между накапливаемой и потребляемой частями прибыли в фирмах уделяется недостаточно внимания. В последние годы отчетливо проявляется тенденция “проедания” доходов. Во многом она обусловлена объективными причинами (инфляция, спад производства, неплатежи и др.). Однако ясно, что немаловажную роль здесь играют и субъективные факторы  – недостаточно высокая квалификация экономистов, слабая экономическая обоснованность решений, принимаемых руководителями на всех иерархических уровнях, низкие эффективность и доходность реализации инвестиционных проектов.

Оптимум названного соотношения достигается тогда, когда величина прибыли, расходуемой на конечное потребление, будет максимизироваться на длительном временном промежутке. Очевидно, что чем больше отдача инвестиций, тем выше должна быть норма накопления и наоборот. Но даже при очень низкой доходности инвестиций их полное отсутствие недопустимо, так как это неизбежно приведет к абсолютному уменьшению массы прибыли.

***

Подводя итоги, можно сделать вывод, что практика реформирования экономики свидетельствует о необходимости повышения качества планирования на всех уровнях. Рассеиваются иллюзии по поводу того, что “рынок решит все проблемы”, следствием которых явилось разрушение старой системы планирования. И сегодня уже многие хозяйственники понимают, что роль планирования в условиях рыночной, а тем более переходной, экономики должна возрасти. Чем большая самостоятельность предоставляется субъектам хозяйствования, тем актуальней и важнее проблемы согласования целей в связке общество – товаропроизводители, выбора такого варианта развития, который обеспечивает ускоренное достижение целей. Отсюда и целесообразность усиления роли планирования, ведь только на его базе может быть обоснована экономическая политика, определены макропропорции, приоритеты, количественные параметры внешней по отношению к товаропроизводителю среды, от которых зависит деятельность последнего в направлении, соответствующем интересам общества.


1Клоцвог Ф., Мациев А. Плановое регулирование экономики. – Плановое хозяйство. – 1991 г. – № 4. – С. 46.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
12345
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz