Номер 1/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Система помощи лицам и семьям с низкими доходами в Канаде

ДЖОЭЛЬ ИМС, АНДРЕЙ КРЕПТУЛ
Институт Фрэзера (Канада)


• Изначально социальная помощь предусматривала временную поддержку нуждающихся
• Статистика низких доходов весьма относительно характеризует уровень бедности

В 1998 г. в Канаде насчитывалось 2,6 млн человек, получающих помощь как лица с низкими доходами. Другими словами, более 8% населения  страны существовало за счет системы социального обеспечения (государственной программы поддержки нуждающихся).

Многие общественные группы, однако,  постоянно выражают недовольство, сравнивая оказываемую помощь с официальным уровнем бедности, подверженным сильному влиянию инфляции. Несмотря на то что количество получателей социальных пособий растет, усугубляя дестимулирующее воздействие на желание работать, эти группы прямо или косвенно требуют увеличения выплачиваемой суммы.

Сравнение последней с обоснованной расчетами стоимостью жизни в Канаде показывает, что она более чем адекватна изначальной задаче – временной поддержке действительно нуждающихся.


Назначение социальных пособий


То, что общая сумма помощи, как заявляют представители разных социальных групп, недостаточна, чтобы поднять ее получателей над “уровнем бедности” и удовлетворить основные жизненные потребности, требует все-таки доказательств. Их, как правило, приводят сопоставляя статистические данные по группам населения с низкими доходами LICOs (Low-income Cut-offs), которые часто неправильно воспринимают как показатели уровня бедности в Канаде. По статистике в среднем все категории получателей помощи оказываются в группах, находящихся ниже (во многих случаях значительно) этого уровня.

В 1998 г. 5 млн 190 тыс. человек (детей, женщин и мужчин) жили в бедности. В то время как остальное население страны год за годом улучшает свое материальное положение, доля тех, кто находится за чертой бедности, по данным Национального совета по благосостоянию, поднялась до 17,6 %.

Полный расчет совокупного дохода, извлекаемого получателем социальной помощи, в сравнении со стоимостью основных жизненных благ показывает, что система пособий для низкодоходных групп населения в Канаде не так уж и плоха для тех, кто в ней нуждается.

К. Сарло в книге “Бедность в Канаде” (1996 г.) объясняет, почему статистика LICOs не может служить достоверным показателем уровня бедности, и подчеркивает, что официальный статистический орган Канады постоянно предостерегает от необоснованного использования их данных. Дело в том, что уровень низких доходов, определяющий категорию LICOs, является относительным показателем: по мере роста средних доходов он также возрастает. Если статистику LICOs характеризует уровень бедности, то становится невозможным ее ликвидировать, поскольку вне зависимости от общего уровня жизни канадцев часть их всегда попадет в категорию “ниже среднего уровня”.

Профессор Сарло предлагает альтернативный показатель – стоимость  набора основных жизненных благ BNLs (Basic Needs Lines). Он определяется путем тщательного расчета стоимости поддержания долгосрочного материального благосостояния, включающего потребности в питании, жилище, одежде, предметах личной гигиены, медицинском обслуживании, транспорте и телефонной связи.

Пособия LICOs предоставляются четырем категориям лиц – одиноким родителям с двумя детьми, одиноким работоспособным, одиноким  инвалидам и работоспособной семье с двумя детьми. Все источники доходов, доступные получателям социальной помощи, кроме льготных заработков, не влияющих на величину пособий, учитываются в совокупных доходах в виде общей суммы выплат. Сюда входят общие, дополнительные и детские пособия, льготы по налогообложению.

Общие пособия обычно подразделяются на основные, предназначенные для покрытия расходов на питание, транспорт и ежедневные потребности, и квартирные (shelter) – на оплату жилья. Дополнительные пособия выплачиваются автоматически, чтобы возместить некоторые сверхзатраты, например на топливо или школьную одежду. Есть и специальные пособия (по выбору), например на покупку мебели, переезд, обучение, возмещение ущерба, оплату услуг прачечной или врача-стоматолога.

Социальные пособия для одинокого родителя с двумя детьми превышают уровень стоимости BNLs  во всех провинциях Канады не менее чем на 402 долл. (в Британской Колумбии) и не более 2 867 долл. (в Квебеке). При этом учитывается точный возраст детей, так как в некоторых провинциях от него зависит размер пособий.

Для одиноких работоспособных граждан социальные пособия меньше показателя BNLs во всех провинциях:  минимально на 382 долл. (Саскачеван),  максимально на 3 107 долл. (Нью-Брансуик). Различие отражает тот факт, что данная категория лиц рассматривается лишь как временные получатели помощи и что провинциальные органы власти решили быть менее щедрыми по отношению к тем, кого считают работоспособными.

Кроме прямой помощи эта категория населения в некоторых провинциях пользуется льготным правом зарабатывать некоторые суммы без последующего уменьшения пособий.

Если бы одинокий получатель пособий нашел работу, она отняла бы у него от 13 (Нью- Брансуике) до 21 ч ( Ньюфаундленд и О.Принс- Эдуард) в неделю при минимальной ставке оплаты труда, чтобы покрыть стоимость BNLs. Разрыв между социальной помощью и стоимостью BNLs также в определенной мере объясняется тем фактом, что в качестве затрат на жилье по каждой провинции берется средняя стоимость квартиры в крупном городе, хотя возможны  и более дешевые варианты, например, при совмещении спальни и общей комнаты.

Доходы ниже стоимости BNLs не означают голодного существования, они свидетельствуют лишь о том, что общество будет относиться к человеку, имеющему такие доходы, как живущему в бедности.

Социальное пособие для одинокого инвалида превышает стоимость набора BNLs во всех провинциях по крайней мере на 311 долл., а ее максимум 3  404 долл.

Для семьи с двумя детьми социальное пособие меньше стоимости набора BNLs в шести провинциях как минимум на 79 долл. (Ньюфаундленд) и максимум на 3 052 долл. (Британская Колумбия) и превышает эту стоимость в четырех провинциях не менее чем на 166 долл. (Квебек), и не более 2 609 долл. (Альберта). Если учесть льготный заработок, то отрицательный разрыв исчезнет везде кроме провинций Новая Шотландия (481 долл.) и Британская Колумбия (747 долл.).


Сравнение с уровнем заработной платы


Существует не очень заметный, но важный аспект проблемы социальной поддержки, касающийся ее отрицательного воздействия на стимулы к труду. Если одинокая мать, существующая на пособие, имеет выбор – сохранить существующий статус или идти работать, она должна принять во внимание не только объем годового дохода, который сможет заработать, но и время, которое затратит, чтобы получить его. Одинокий родитель в Квебеке выбирает не между доходом по пособию и эквивалентом заработной платы при 25-часовой рабочей неделе, а скорее, между возможностью уделить все свое время детям и работой по 25 ч в неделю, дающей тот же чистый доход.

Возникает вопрос, сколько должен зарабатывать представитель каждой категории получателей социальной помощи, чтобы иметь эквивалентный доход, и сколько часов в неделю нужно работать по минимальной ставке оплаты труда, чтобы набрать соответствующую сумму?  Например, если пособие превышает минимальную заработную плату, то при 40-часовой рабочей неделе и минимальной ставке оплаты труда, чтобы получить доход до уплаты налогов, эквивалентный пакету социальной помощи, нужно выйти на сумму, превышающую минимальный уровень заработной платы.

Человек, зарабатывающий меньше выплачиваемого пособия от 3 226 долл. в Ньюфаундленде до 7 051 долл. в Квебеке, имел бы тот же чистый доход. Чтобы получить одинаковый чистый доход, нужно работать по минимальной ставке 25 ч в неделю в Квебеке или 40 ч в Нью-Брансуике, Онтарио и Манитобе. В провинциях Ньюфаундленд, О.Принс-Эдуард, Новая Шотландия и Альберта нужно заработать больше минимальной ставки при 40-часовой рабочей неделе, чтобы получить чистый доход, равноценный социальному пособию.

Во всех провинциях каждый занятый должен зарабатывать примерно ту же сумму денег, которую дает пособие, равное чистому доходу. Чтобы достичь этого равновесия, нужно работать от 13 (Нью-Брансуик) до 21 ч (Ньюфаундленд и О.Принс-Эдуард) в неделю по минимальной ставке оплаты труда.

Количество получателей социальной помощи в Канаде достигло пика в 1994 г., составив 3,1 млн человек, или 10,6% населения. Падение до 2,6 млн за 1994-1998 гг., или на 55%, было вызвано снижением числа получателей помощи в Онтарио на 288 тыс. человек. В различных провинциях оно колебалось с 4,2% в Ньюфаундленде до 44,4% в Альберте. В двух провинциях, Квебеке и Альберте, сокращение за 1994-1998 гг. достигло 61,5 тыс. человек в каждой, хотя население Квебека примерно в 10 раз больше, чем в Альберте.

Уменьшение числа получателей социальной помощи за последние годы можно расценить как положительное явление, если учесть, что рост по сравнению с 1970 г. составил 90%.  В 1970 г. доля населения, которому выдавалось социальное пособие, составляла 6,3%, сегодня – 8,5%. С середины 70-х годов до 1981 г. эта доля была относительно стабильной. После экономического спада начала 80-х годов начался рост, достигший максимума в 1985 г. Некоторое замедление в 1990-1994 гг. сменилось резким скачком, а затем  к 1998 г. резким падением. Однако этот показатель все еще превышает максимальный уровень в период рецессии 80-х годов, причем довольно значительно сохранявшегося на протяжении 70-х годов.


Статья помещена на специальной странице The Fraser Institute в Интернете.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz