Номер 4/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Управление инвестиционной и инновационной деятельностью


Малый инновационный бизнес: факторы устойчивого развития

РАМИЗУЛЛА МУМИНОВ
член-корреспондент АН Узбекистана, директор
ИСАМИДДИН АБДИРАИМОВ
заведующий отделом
СВЕТЛАНА МАЛЕНОВА
старший научный сотрудник
Государственный фонд научно-технической информации Узбекистана


Важнейшим условием социально-экономического развития Узбекистана при переходе к рыночным отношениям является государственная поддержка предпринимательства. Благодаря ей за последние годы произошли существенные позитивные изменения в развитии инновационного процесса в сфере малого и среднего бизнеса.

Обретение независимости дало Узбекистану возможность самостоятельно выбирать варианты управления своим хозяйственным комплексом, анализировать его деятельность. И, что очень важно, усиливается государственное стимулирование научных исследований, внедрения научно-технических разработок в промышленность.

В странах Восточной Европы резкое сокращение государственных средств, выделяемых на научные разработки, привело к созданию альтернативных исследовательских и инновационных структур в форме малых государственных, кооперативных, акционерных и частных предприятий. Подобная система инновационного бизнеса обладает большими возможностями при организации производства на переходном этапе. Она способствует оживлению предпринимательской деятельности, созданию дополнительных рабочих мест.

В Чехии, например, реализуется программа “Прогрессивные технологии для малых и средних предприятий”, в Венгрии создаются технологические парки, объединяющие ученых с предпринимателями, в Болгарии появились негосударственные фонды по обеспечению малого инновационного бизнеса. Договор об объединении Германии предусматривал специальную статью по созданию общегерманского научно-технического пространства, что позволило трансформировать инновационные структуры бывшей ГДР под западногерманскую модель.

В Германии на малые и средние фирмы приходится значительная часть изобретений и инноваций, так как они охотнее идут на внедрение нововведений, оперативно реализуют инновации, в том числе технологические. В части финансирования они имеют наиболее высокую долю расходов на НИОКР (6,1%). Малые фирмы стоят ближе к конечному потребителю, проявляют большую гибкость и приспосабливаемость к требованиям рынка, быстрее перестраивают производственную программу, максимально учитывают растущий спрос, оперативнее реагируют на структурные изменения в экономике. Государство стремится не столько защитить малый и средний бизнес, сколько создать для него равные условия для конкуренции с крупными компаниями. Придается важное значение укреплению связей малых и средних предприятий с наукой, привлечению их к работе государственных исследовательских центров. Министерство экономики Германии разработало программу “Евро-ФИТНЕС”, задача которой заключается в оказании помощи малым и средним предприятиям в подготовке к функционированию в условиях единого внутреннего рынка ЕС. Таким образом обеспечиваются стимулирование инновационной деятельности, расширение масштабов НИОКР, рост конкурентоспособности продукции.

Рис.1. Структура инновационных предложений по отраслям науки; Рис.2. Структура инновационных предложений по отраслям хозяйственного комплекса

Малые фирмы США, действующие в сфере науки, дополняют традиционные научно- исследовательские и конструкторские комплексы промышленных предприятий и университеты, бесприбыльные исследовательские организации, государственные лаборатории, другие целевые структуры. По оценкам американских специалистов, не менее 1/8 ежегодно создаваемых в США малых фирм специализируются на разработке, производстве и коммерциализации новой продукции и технологий. Административные механизмы предусматривают распределение средств в пользу малых инновационных фирм. В настоящее время государством в той или иной форме финансируется до 1/3 расходов малых фирм на научно-технические исследования и разработки.

Опыт развитых стран подтверждает, что малый и средний бизнес эффективно осваивает передовые технологии и успешно использует сведения о всякого рода новациях. Ведь рынок живет нововведениями, и инновационное ускорение является основой его устойчивого развития. Зарубежные фирмы, учитывая большой риск и повышенные затраты, переходят на изготовление новой продукции осторожно. Анализ обновляемости продукции крупными американскими фирмами показывает, что 70% ее новых видов – модификации, 20 – небольшие инновации и только 10% – новая продукция, которую прежде никто не выпускал.

Инновационный процесс формируется как вид деятельности по реализации конкретных нововведений за определенный период. Наиболее важна его целенаправленность: что производить, где, каковы расходы на освоение новых технологий и ожидаемые результаты? С учетом целей, задач и направлений определяются принципы инновационной деятельности, способы ее организации, получение соответствующей информации. В частности, ее можно найти путем выборочного обследования (анкетирования), создания базы данных инноваций, фиксации инновационной деятельности и разработки направлений для каждого инновационно-инвестиционного предприятия. Это позволит анализировать и прогнозировать инновационные процессы в условиях развития нормальных рыночных отношений. Такую работу выполнили авторы при поддержке фонда “Евразия” за счет средств, предоставленных Агентством по международному развитию США (USAID)1.

Известно, что инновационный процесс имеет следующие составляющие: научная идея – новая технология – доведение ее до промышленного использования – получение нового продукта – его коммерциализация.

Наиболее сложными, наукоемкими составляющими этого процесса являются создание и доведение новшества до готового к производству продукта и его серийный выпуск. Участниками процесса выступают разработчики, производители изделий и посредники. Но уровень и масштабы новшеств, а также условия их реализации не всегда соответствуют потребностям конкретных производителей и потребителей. Поэтому в инновационном процессе информация о новшестве является обязательным условием. От слаженности действий всех участников зависит результативность внедрения научных разработок.

Рис.3. Структура инновационных предложений, представленных научными учреждениями

Информационное обслуживание инновационного процесса определяет масштаб и уровень инновационной деятельности в стране. Нами проведено анкетирование более 1 500 организаций республики, занимающихся разработкой и освоением новых техники и технологий. Систематизированы 653 анкеты, проанализированы предложения 357 организаций, в том числе 68 государственных и 289 негосударственных (совместные предприятия, акционерные общества, частные фирмы).

К данному исследованию представители бизнеса проявили особый интерес, так как отбор инновационного объекта в перспективе принесет им большую выгоду.

Анализ 570 инновационных предложений (инвестиционных – 415) показывает, что научные учреждения и фирмы, занимающиеся инновациями, большей частью предлагают разработки в области приборостроения, материаловедения, химии, физики и биологии (рис.1).

В составе инновационных предложений около 160 технологических процессов и линий, из них 23 мини-технологии.

В целях выявления соответствия тенденций развития инновационных процессов направлениям социально-экономического развития республики сделан анализ инновационных предложений в разрезе отраслей хозяйственного комплекса (рис. 2).

Анализ показывает, что в инновационных предложениях по направлениям хозяйственного комплекса доминируют сельское хозяйство, энергетика и электроника, здравоохранение, машиностроение.

Для малого и среднего предприятия наиболее важным и необходимым является определение объектов, предлагаемых научными учреждениями для инноваций (рис. 3).

Рис.4. Структура спроса организаций малого и среднего бизнеса в области новых техники и технологий по отраслям хозяйственного комплекса

Маркетинговое исследование соответствия (или несоответствия) инновационных предложений потребностям малого и среднего бизнеса является основой технологического рынка развития инновационных процессов в республике. Для этого параллельно с изучением предложений научных учреждений Узбекистана нами обследовано 200 частных фирм, фермерских хозяйств, акционерных обществ и 29 обществ с ограниченной ответственностью с целью установления их потребностей в инновационных разработках. Эта работа выполнена совместно с Республиканской палатой товаропроизводителей и предпринимателей, ее областными подразделениями, бизнес-инкубаторами республики.

Структура спроса предприятий малого и среднего бизнеса в области новых техники, технологий по отраслям хозяйственного комплекса представлена на рис. 4.

Конкурентоспособность товара во многом связана с диверсификацией предприятия, в частности, с его разновидностями: концентрической, горизонтальной и конгломератной. Под двумя первыми понимается расширение номенклатуры изделий, являющихся модернизированными видами уже освоенных, но не принципиально новыми. Третья разновидность означает пополнение производственной программы продукцией, не имеющей отношения ни к действующей технологии, ни к обслуживаемым рынкам.

По конкретным видам технологий спрос малого и среднего бизнеса представлен 172 предложениями частных фирм и организаций: по организации производства – 81; установкам, оборудованию, приборам – 40; созданию совместных предприятий – 48 предложений (рис. 5).

Материалы анкетирования, разумеется, подлежат глубокой аналитической обработке в целях выявления общих тенденций развития инновационных процессов, формирования технологического рынка в Узбекистане. Но уже сейчас можно сделать вывод, что малый и средний бизнес страны остро нуждается в новых технологиях и создании на их основе современных производств – преимущественно в агропромышленном комплексе. Предприниматели заинтересованы в развитии таких сегментов технологического рынка, как переработка сельскохозяйственной продукции, пищевая, текстильная и легкая промышленность, строительство.

Рис.5. Структура спроса предприятий малого и среднего бизнеса по видам инновационных объектов


1Мнение авторов может не совпадать с точкой зрения фонда “Евразия”.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz