Номер 6/99ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Научная жизнь


Наука для ХХI века:
новые обязательства

В июне 1999 г. завершилась всемирная конференция, тема которой обозначена в заголовке. Конференции предшествовало решение ЮНЕСКО организовать на рубеже тысячелетий международные форумы по проблемам науки, высшего образования и культуры с целью подведения итогов и анализа результатов, достигнутых за прошедшее столетие, а также подготовки к наступающему. Первая конференция в рамках этого решения — по проблемам культуры – прошла в Стокгольме в апреле 1998 г., вторая – по проблемам высшего образования – в Париже в октябре 1998 г.
По инициативе Венгерского правительства состоялась третья конференция – по проблемам науки (Будапешт, 26 июня – 1 июля 1999 г.).
Она заняла выдающееся место не только по продолжительности и масштабам, но и по своему значению. Присутствовали официальные делегации стран – членов ЮНЕСКО, представители национальных организаций – членов Международного совета научных союзов (МСНС). Устроители конференции пригласили около 250 ученых и исследователей для чтения лекций и докладов.
В ней приняли участие 2 200 человек, в том числе 50 официальных лиц в ранге министров, 60 президентов академий и 15 лауреатов Нобелевской премии.
В соответствии с высоким статусом научного собрания участников приветствовали государственные и общественные деятели.
Работа проходила в рамках пленарных заседаний и секций (Форум I: “Наука: достижения, проблемы и вызовы”; Форум II: “Наука и общество”).
В рамках конференции состоялся Форум III “К новым обязательствам”, на котором обсуждались обязательства по отношению к науке со стороны правительств, политиков, международных организаций и частного сектора, а также обязательства научного мира по отношению к обществу. Одобрен итоговый документ, представленный ниже.

ТИБОР АШБОТ
доктор наук, профессор,
директор секретариата Венгерского комитета
по системному анализу,
член международного издательского
и научного редакционного советов журнала

ДЕКЛАРАЦИЯ О НАУКЕ
И ИСПОЛЬЗОВАНИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

(принята конференцией 1 июля 1999 г.)

Преамбула

Все живут на одной планете и являются частью биосферы. Мы пришли к пониманию растущей имманентной зависимости нашего будущего от сохранности глобальных систем жизнеобеспечения и всех форм жизни. Мы призываем народы и ученых мира осознать настоятельную необходимость ответственного использования достижений всех областей науки для удовлетворения человеческих потребностей и желаний, не злоупотребляя знаниями. Мы стремимся к активному сотрудничеству в исследованиях, проводимых всеми науками – естественными, включая физические, о земле, биологические, биомедицинские и инженерные, а также общественные и гуманитарные. Если в “Основах для действий” подчеркиваются перспективы, динамизм, как и потенциальные неблагоприятные эффекты, возникающие в ходе развития естественных наук, и необходимость осознания их влияния на общество, в данной декларации провозглашаются обязательства по отношению к науке, обретающей новые задачи и ответственность. Все культуры могут внести вклад в научное знание, имеющее универсальное значение. Науки должны служить человечеству и способствовать углублению понимания каждым человеком природы и общества, повышению качества жизни, созданию устойчивой и здоровой окружающей среды в интересах нынешнего и будущих поколений.

Научные знания дают результаты в высшей степени полезные для человечества. Резко увеличилась продолжительность жизни, открыты средства лечения многих болезней. Существенно поднялась продуктивность сельскохозяйственного производства во многих регионах мира, чтобы удовлетворить потребности растущего населения. Прогресс технологии и использование новых источников энергии создали условия, позволяющие освободить людей от тяжелого труда, обеспечили нынешнее поколение широким и многообразным спектром промышленных продуктов и технологий. Технологии, в основе которых лежат новые средства коммуникации, обработки информации и вычислительной техники, обусловили появление беспрецедентных возможностей, бросив вызов научным направлениям и обществу в целом. Постоянно расширяющееся научное знание о происхождении, функционировании и эволюции вселенной и форм жизни дает человечеству теоретические и практические подходы к тому, что глубоко воздействует на его поведение и перспективы.

Наряду с явными выгодами применение научных достижений и расширение человеческой деятельности имеют также своими последствиями деградацию окружающей среды и технологические катастрофы, социальное неравенство или изоляцию. Так, прогресс науки дал возможность производить изощренные виды оружия как обычного, так и массового поражения. Мы пользуемся возможностью призвать к сокращению объемов ресурсов, выделяемых на разработку и производство новых видов оружия, к конверсии, по крайней мере частичной, переводу военного производства и исследовательских мощностей на гражданские нужды. ООН объявила 2000 г. международным годом за культуру и мир, а 2001-й – годом диалога между цивилизациями – в качестве шагов для установления прочного мира; научное сообщество вместе с другими слоями общества может и должно играть существенную роль в этом процессе.

Сегодня, учитывая вероятность беспрецедентных успехов науки, необходимо интенсивное и открытое демократическое обсуждение проблем, связанных с производством и использованием научного знания. Научное сообщество и лица, принимающие решения, должны добиваться усиления общественного доверия и поддержки в отношении науки с помощью такого обсуждения. Расширение междисциплинарных исследований, включая естественные и гуманитарные науки, является условием решения проблем этических, социальных, культурных, экологических, гендерных, экономических и охраны здоровья. Усиление роли науки в обеспечении более равноправного, процветающего и экологически устойчивого мира требует долговременного соучастия всех заинтересованных лиц и организаций, государственных и частных, на основе развития инвестиций с соответствующим пересмотром приоритетов и распространения научных знаний.

Большинство достижений науки распределяется неравномерно, что является следствием структурной асимметрии между странами, регионами и социальными группами, а также полами. Поскольку научное знание превратилось в решающий фактор улучшения благосостояния, воспользоваться им стало труднее. Бедных (будь то люди или страны) отличает от богатых не только то, что они владеют меньшими активами, но и то, что они в значительной степени отстранены от воспроизводства и применения научного знания.

Мы, участники Всемирной конференции “Наука для ХХI века: новые обязательства”, проходившей в Будапеште с 26 июня по 1 июля 1999 г. под эгидой ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Международного совета научных союзов (МСНС), принимая во внимание:

сегодняшнее состояние и перспективы развития естественных наук, их социальную роль и ожидания общества;

что в XXI в. наука должна стать общедоступным активом, несущим выгоды всем людям на основе солидарности, что наука является могучим средством познания природных и общественных явлений и что ее роль возрастет в будущем по мере лучшего понимания комплексного характера отношений между обществом и окружающей средой;

всевозрастающую потребность в научном знании для принятия решений в общественной и частной сферах, в том числе и важнейшую роль, которую призвана играть наука в выработке государственной политики и регулирования;

что доступ к научному знанию для мирных целей с самого раннего возраста является элементом права на образование и что научное образование есть необходимое условие развития человека, создания эндогенного научного потенциала и воспитания активных и информированных граждан;

что научные исследования и их результаты могут внести значительный вклад в экономический рост, обеспечить устойчивый прогресс человечества, в частности решить проблему бедности, и что будущее будет более чем когда-либо зависеть от справедливого характера производства, распределения и применения знания;

что научные исследования являются важнейшей движущей силой развития здравоохранения и социальной защиты и что расширение использования научного знания имеет огромный потенциал для улучшения качества охраны здоровья людей;

происходящий в настоящее время процесс глобализации и стратегическую роль научного и технологического знания;

неотложную необходимость в сокращении разрыва между развивающимися и развитыми странами на основе повышения научного потенциала и совершенствования инфраструктуры в развивающихся странах;

что революция в области информации и коммуникации предлагает новые и более эффективные средства обмена научными знаниями и повышения качества образовательного и исследовательского процессов;

важность для научных исследований и образования полного и открытого доступа к информации и данным, которыми располагает общество;

роль, которую играют общественные науки в анализе социальных сдвигов, связанных с достижениями науки и технологии, и поиске решений возникающих проблем;

рекомендации ведущих конференций, в том числе созванных организациями, входящими в систему ООН, а также встреч в рамках Всемирной конференции по проблемам науки;

что в научных исследованиях и при использовании научного знания должны уважаться права и достоинство граждан в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека и с учетом Всеобщей декларации о геноме и правах человека1;

что некоторые применения достижений науки могут иметь вредные последствия для индивидов и общества, окружающей среды и здоровья людей и даже нести потенциальную угрозу существованию человечества как вида одновременно с тем, что вклад науки в дело мира и экономическое развитие, глобальную сохранность и безопасность является незаменимым;

что ученые несут особую ответственность за предотвращение такого использования научных достижений, которое является этически неприемлемым или имеет вредные последствия;

необходимость вести научные исследования и применять их результаты в соответствии с этическими требованиями, сформулированными на основе интенсивных общественных обсуждений;

что занятие наукой и реализация научного знания должны учитывать все разнообразие жизни и быть направлены на поддержание систем жизнеобеспечения на нашей планете;

что имеет место исторически сложившийся дисбаланс участия мужчин и женщин во всех видах деятельности, связанных с наукой;

что существуют препятствия для полноценного участия других групп, принадлежащих к обоим полам, в том числе нетрудоспособных, местного населения, этнических меньшинств, групп, находящихся в невыгодном положении;

что традиционные и локальные системы знаний как динамичные проявления восприятия и понимания мира могут внести и исторически внесли ценный вклад в науку и технологию и что необходимо сохранять, защищать, изучать и поощрять это культурное наследие и эмпирическое знание;

что необходимы новые отношения между наукой и обществом в целях решения таких настоятельных глобальных проблем, как бедность, деградация окружающей среды, недостаточность общественной охраны здоровья, продовольственная и водная безопасность, особенно в связи с ростом населения;

необходимость строгого выполнения обязательств по отношению к науке со стороны правительств, гражданского общества и производственного сектора, равно как и обязательств ученых по отношению к благосостоянию общества, провозглашаем следующее:

1. Наука для знаний; знания для прогресса

Неотъемлемая функция научного поиска состоит во всестороннем и глубоком изучении природы и общества, наращивая новое знание. Это новое знание обогащает образование, культуру и интеллект, способствует техническому прогрессу и дает экономические преимущества. Содействие фундаментальным и проблемно-ориентированным исследованиям важно для достижения эндогенного развития и прогресса.

Правительства, через посредство национальной научной политики и действуя в качестве катализатора взаимодействия и коммуникации между всеми заинтересованными сторонами, должны признать ключевую роль научных исследований в приобретении знаний, подготовке ученых и образовании населения. Финансирование научных исследований частным сектором стало важнейшим фактором социально-экономического развития, но это не может исключить необходимости государственного финансирования исследований. Оба сектора должны действовать в тесном сотрудничестве и дополнять друг друга в процессе финансирования научных исследований в долгосрочных целях.

2. Наука для мира

Сущность научного мышления состоит в способности рассматривать проблемы с различных точек зрения и находить объяснения природных и общественных явлений, постоянно возникающих в качестве объектов критического анализа. Таким образом, наука опирается на критическое и свободное мышление, являющееся неотъемлемой чертой демократического мира. Научное сообщество, разделяя долговременную традицию, выходящую за рамки отдельных наций, религий или этносов, должно содействовать, как заявлено в Уставе ЮНЕСКО, “интеллектуальной и моральной солидарности человечества”, являющейся основой культуры мира. Международное сотрудничество ученых представляет ценный и конструктивный вклад в глобальную безопасность и укрепление мирных отношений между нациями, обществами и культурами, оно способно дать толчок дальнейшим шагам в направлении разоружения, включая ядерное.

Правительства и общество в целом должны озаботиться необходимостью использовать достижения естественных и общественных наук и технологии в качестве средств воздействия на глубинные причины и последствия конфликтов. Инвестиции в научные исследования, решающие эти проблемы, должны быть увеличены.

3. Наука для развития

Сегодня больше чем когда-либо наука и практическое приложение ее результатов необходимы для развития. Правительства и частный сектор должны оказывать широкую поддержку созданию адекватного и доступного научного и технологического потенциала через соответствующие образовательные и исследовательские программы. Это неотъемлемая база экономической, социальной, культурной и экологически здоровой жизни. Такая задача особенно неотложна для развивающихся стран. Технологический прогресс требует прочной научной основы и должен быть решительным образом направлен на освоение безопасного и чистого производства, повышение эффективности использования ресурсов, выпуск экологически безупречной продукции. Наука и технология должны также быть безусловно ориентированы на перспективу увеличения занятости, повышение конкурентоспособности и обеспечение социальной справедливости. Должны быть увеличены инвестиции в науку и технологию, нацеленные на решение этих задач и одновременно способствующие лучшему познанию и сохранности природных ресурсов планеты, биологического разнообразия и систем жизнеобеспечения. Цель состоит в продвижении к стратегиям устойчивого развития путем интеграции экономических, социальных, культурных и экологических составляющих компонентов.

Научное образование в широком смысле, свободное от дискриминации и охватывающее все свои уровни и разновидности, является основополагающим условием демократии и стабильности. В последние годы были предприняты меры в мировом масштабе, направленные на получение всеобщего базового образования. Важно признать фундаментальную роль женщин в применении достижений науки в области производства продуктов питания и здравоохранения и усовершенствовать доведение до них этих достижений. Именно на такой платформе следует строить научное образование, систему коммуникации и популяризации науки. Особое внимание все еще требуется по отношению к маргинальным группам. Более чем когда-либо надо развивать и расширять научную грамотность во всех культурах и слоях общества, как и мыслительные способности и навыки, а также понимание этических ценностей, с тем чтобы активизировать участие общественности в принятии решений, связанных с применением новых знаний. Прогресс науки придает особую важность роли университетов в продвижении и модернизации научного образования и его координации на всех уровнях обучения. Во всех странах, особенно в развивающихся, существует потребность в усилении научных исследований в области высшего и  послевузовского образования с учетом национальных приоритетов.

Создание научного потенциала должно подкрепляться региональной и международной кооперацией в целях равноправного развития и применения творческих способностей без дискриминации любого рода по отношению к странам, группам или индивидам. Сотрудничество между странами должно отвечать принципам полного и открытого доступа к информации, справедливости и взаимной выгоды. При любом сотрудничестве необходимое внимание должно быть уделено различиям в традициях и культуре. Развитый мир несет ответственность за расширение партнерских отношений в науке с развивающимися странами и странами переходного периода. Помощь в создании критической массы национальных научных исследований на основе региональной и международной кооперации особенно нужно небольшим государствам и наименее развитым странам. Наличие научных структур, подобных университетам, является необходимым элементом подготовки кадров  с перспективой последующей их карьеры в собственной стране. Подобные и другие меры должны создать благоприятные условия, способствующие снижению или изменению тенденций утечки мозгов. В то же время никакие барьеры не должны ограничивать свободного передвижения ученых.

Прогресс науки требует различных типов кооперации, осуществляемой на межгосударственном, государственном и негосударственном уровнях и между ними. Примерами являются многосторонние проекты; исследовательские сети, в том числе сетевые объединения Юг-Юг (между развивающимися странами); сотрудничество научных сообществ развитых и развивающихся стран, направленное на решение задач, стоящих перед всеми странами и способствующие их прогрессу; стипендии, гранты и стимулирование совместных исследований; программы содействия обмену знаниями; создание научно-исследовательских центров, имеющих международную репутацию, прежде всего в развивающихся странах; международные соглашения о совместном содействии, оценке и финансировании мегапроектов и организация широкого доступа к участию в них; международные комиссии для научного рассмотрения комплексных проблем; международные соглашения о содействии послевузовскому образованию. Необходимы новые инициативы в области междисциплинарного сотрудничества. Международный характер фундаментальных исследований должен быть усилен за счет существенного расширения поддержки долгосрочных исследовательских проектов и проектов международного сотрудничества, прежде всего имеющих глобальное значение. В этой связи особое внимание должно быть уделено непрерывной поддержке исследований. Доступ к ресурсам со стороны ученых развивающихся стран должен активно поддерживаться и быть открытым для всех на основе научных заслуг. Следует расширять использование информационной и коммуникационной технологий, прежде всего с помощью сетей, как средство обеспечения свободного обмена знаниями. Следует также проследить, чтобы использование этих технологий не ограничивало и не нанесло ущерба богатству средств выражения различных культур.

Для решения задач, поставленных настоящей декларацией, всем странам наряду с международной стратегией необходимо прежде всего разработать или усовершенствовать национальные стратегии, институциональные структуры и системы финансирования с целью повышения роли науки в обеспечении устойчивого развития в новых условиях. В частности, эти меры должны включать разработку долгосрочной национальной политики в области науки при участии ведущих представителей общественного и частного секторов; поддержку научного образования и научных исследований; развитие кооперации между научно-исследовательскими институтами, университетами и промышленностью в качестве элемента национальной инновационной системы; создание и поддержание национальных организаций по оценке и управлению риском, снижению степени уязвимости и обеспечению безопасности здоровья; стимулирование инвестиций на исследования и инновации. Парламенты и правительства должны быть привлечены к созданию правовой, институциональной и экономической основы для расширения научного и технологического потенциала в государственном и  частном секторах и возможностей их взаимодействия. Принятие решений и выбор приоритетов в науке должны стать интегральным элементом общего планирования и выработки стратегий устойчивого развития. В этой связи недавняя инициатива крупнейших стран — кредиторов Большой восьмерки начать процесс пересмотра задолженности ряда развивающихся стран послужит совместным усилиям развитых и развивающихся стран по созданию механизмов финансирования науки в целях укрепления национальных и региональных систем научных и технологических исследований.

Права интеллектуальной собственности должны быть защищены в глобальном масштабе, но и доступ к данным и информации необходим для научной работы и превращения ее результатов в осязаемые выгоды для общества. Следует принять меры, направленные на взаимно полезное усиление защиты прав интеллектуальной собственности и распространения научных знаний. Необходимо учитывать соотношение между широтой охвата и применением прав интеллектуальной собственности, с одной стороны, и справедливым производством, распределением и использованием знания – с другой. Необходимо также укреплять национальную правовую базу с учетом специфических потребностей развивающихся стран, традиционных форм знания, их источников и продуктов, с тем чтобы обеспечить их признание и адекватную защиту.

4. Наука в обществе и наука для общества

Практика научных исследований и использования полученных знаний должна иметь в качестве неизменной цели благосостояние человечества, в том числе устранение бедности, уважать достоинство и права человека и бережно относиться к глобальной окружающей среде, а также в полной мере учитывать нашу ответственность перед нынешним и будущими поколениями. Необходимо добиться нового уровня приверженности этим важным принципам всеми заинтересованными сторонами.

Должно быть обеспечено свободное достижение информации относительно всех возможных видов использования и последствий новых открытий и технологий, с тем чтобы гарантировать обсуждение этических проблем. Каждая страна должна принять меры по соблюдению этических принципов в научной практике и использовании научного знания. Они должны включать процедуры, предусматривающие ответственное обращение с иными мнениями и людьми, их придерживающимися. С пониманием организовать взаимодействие в этой области может Международная комиссия ЮНЕСКО по этике научного знания и технологии.

Все ученые должны руководствоваться высокими этическими нормами, для научной деятельности должен быть установлен кодекс этики, основанный на нормах международных документов по правам человека. Социальная ответственность ученых предполагает с их стороны соблюдение высоких стандартов научной честности и контроль за качеством своих открытий, обмен знаниями, поддержание связей с общественностью и обучение молодого поколения. Политические власти должны уважать подобные действия ученых. Программы научного образования должны включать этику науки, а также исторические и философские дисциплины и возможности влияния науки на культуру.

Равный доступ к науке является не только социальным и этическим условием человеческого развития, но также и условием полной реализации потенциала научных сообществ во всем мире и ориентации научного прогресса на удовлетворение потребностей людей. Неотложного внимания требуют проблемы, стоящие перед женщинами, которых более половины мирового населения. Эти проблемы связаны с трудностями продолжения карьеры, продвижения в науке и участия в принятии решений в науке и технологиях. Столь же неотложного внимания требуют трудности, с которыми сталкиваются группы, находящиеся в невыгодном положении, препятствующие их полноправному и эффективному партнерству.

Правительствам и ученым мира следует направить усилия на решение проблем заболеваемости и преодоление неравенства в охране здоровья в различных странах, а также в различных сообществах внутри одной страны с целью установления более высоких и справедливых стандартов здоровья и улучшения качества здравоохранения для всех. Средствами достижения этой цели являются образование, использование научных разработок и технологии, упрочение долгосрочных партнерских отношений между всеми заинтересованными сторонами и подготовка соответствующих программ.

Мы, участники Всемирной конференции “Наука для XXI века: новые обязательства”, обязуемся предпринять усилия, с тем чтобы реализовать возможности диалога между научным сообществом и общественностью, устранить всякую дискриминацию по отношению к научному образованию и достижениям науки, действовать на основе принципов этики и сотрудничества в собственных сферах ответственности, развивать научную культуру и применение научных разработок в мирных целях, способствовать использованию научных знаний для благосостояния народов и устойчивого мира.

Мы считаем, что документ конференции “Повестка дня науки – основа для действий” является практическим выражением новых обязательств по отношению к науке и может служить стратегическим руководством для сотрудничества в рамках ООН, а также между всеми заинтересованными в научной деятельности сторонами на предстоящие годы.

Исходя из этого мы принимаем данную Декларацию о науке и использовании научного знания и одобряем “Повестку дня науки – основу для действий” как средство достижения целей, провозглашенных в декларации, и призываем ЮНЕСКО и МСНС представить оба документа соответственно Генеральной конференции и Генеральной ассамблее. Эти документы будут также использованы Генеральной ассамблеей ООН. Цель этой акции – дать возможность обеим организациям выработать и включить последующие меры в свои программы и мобилизовать поддержку со стороны всех участников, в первую очередь в системе ООН, для усиления международной координации и кооперации в науке.


1Universal Declaration of the Human Genome and Human Rights.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz