Номер 1/98ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Опыт подготовки менеджеров в Московском государственном горном университете

ВСЕВОЛОД ГАНИЦКИЙ
доктор технических наук, профессор
Московского государственного горного университета


• Подготовка профессиональных управленцев должна быть двухступенчатой и включать базовое отраслевое и специальное образование
• Необходим системный подход к развитию всех ступеней высшего образования в сфере менеджмента
• Активные методы обучения, в частности управленческий тренинг, повышают эффективность практической подготовки менеджеров

В Московском государственном горном университете подготовка специалистов по организации и управлению для предприятий нескольких отраслей промышленности осуществляется с 1968 г. В 70-80-е годы эта работа выполнялась в основном в рамках специальности "Экономика и управление", в настоящее время основная специальность - "Производственный менеджмент". В 1996 г. состоялся первый выпуск бакалавров менеджмента, начата подготовка магистров этой специальности. В последние 4-5 лет стала очевидной необходимость коренной переработки не только методик и форм преподавания, но и самой концепции подготовки профессиональных управленцев.

В течение почти двадцати лет - до начала 90-х годов - функционировала хорошо отлаженная система использования выпускников МГГУ. Практически на всех предприятиях горнодобывающих отраслей в структурах управленческого аппарата существовали подразделения по организации, методическому и техническому обеспечению управления - отделы организации систем управления, НОТ, вычислительные центры и т.д.

При четко действовавшей системе государственного распределения выпускников вузов и налаженных связях с производством не возникало проблем с трудоустройством подготавливаемых специалистов, организацией производственных практик, курсового и дипломного проектирования.

Профессиональные споры преподавателей - специалистов по управлению с технологами и экономистами о том, кто должен непосредственно управлять производством - инженер с отраслевой подготовкой или универсальный управленец, носили скорее академический характер. На практике они всегда решались в пользу технологов: должности директоров шахт, объединений, заводов, как правило, занимали инженеры-технологи, реже - экономисты.

В настоящее время эта проблема обострилась по двум причинам. Во-первых, почти повсюду на предприятиях ликвидированы подразделения по организации управления, профессиональная ниша для выпускника-менеджера потеряна. Во-вторых, назвав выпускника производственным менеджером по специальности, мы тем самым заявляем, что он имеет право претендовать на должность руководителя производства, хотя для этого его квалификации недостаточно (из-за слабой практической подготовки).

В то же время подготавливаемые в МГГУ специалисты по менеджменту обладают бесспорными преимуществами по сравнению с технологами и даже экономистами. Это определяется тем, что в учебных планах и программах данной специальности большое внимание отведено активным методам обучения, в частности управленческому тренингу. В цикле специальных дисциплин широко используются самостоятельные работы в классах ЭВМ, включающие моделирование различных управленческих задач и принятие решений в сложных производственных условиях, выполнение аналитических и экспертных диалоговых (человеко-машинных) процедур, различное тестирование, контроль знаний и др. В ряде учебных курсов разработаны практикумы по анализу конкретных производственных ситуаций, эвристическим методам обоснования управленческих решений.

Значительная часть перечисленных форм и методов обучения используется для развития знаний и практических навыков управления людьми, совершенствования управленческих отношений, решения социально-психологических проблем менеджмента.

Еще более эффективным средством обучения, привлекательным для студентов, являются деловые и организационные игры, требующие, однако, значительного времени и средств на подготовку. Кроме того, их достаточно сложно проводить в рамках традиционного графика учебного процесса. Поэтому такая форма работы не получила широкого распространения, хотя определенный опыт имеется.

В течение последних лет студенты специальности "Производственный менеджмент" в пятом семестре слушают курс "Менеджмент", после чего в шестом семестре выполняют курсовой проект по этой дисциплине. Работа над проектом организована в форме игрового моделирования и осуществляется на протяжении всего семестра (14-15 недель). Общие затраты времени каждого студента - 42-45 рабочих часов. Третью часть его составляет групповая работа в рамках обязательных аудиторных занятий, моделирующая коллегиальные формы управления - деловые совещания, консультации со специалистами, выработку совместных решений, отчеты и сообщения о промежуточных результатах работы. Основное время (до 30 ч) затрачивается студентами на индивидуальную разработку проектных заданий.

В целом работа студенческой группы моделирует деятельность коллектива менеджеров по обоснованию и разработке проекта создания малого предприятия. На первом этапе коллегиально обосновывается профиль и вид предприятия, его размеры и основные параметры деятельности. Затем формируется управленческая структура, студенты подгруппами по 5-6 человек выполняют функции основных подразделений - производственно-технического отдела, маркетинговой службы, финансовой, юридической группы, кадровой службы.

Каждая группа разрабатывает план работы на весь период и ближайшие две-три недели, после чего каждый студент в соответствии со своими "должностными функциями" получает индивидуальное задание от руководителя службы и выполняет его в установленный срок.

Индивидуальная работа, а также работа в составе малых групп (по 2-3 человека) включает сбор информации, анализ управленческих ситуаций, статистических материалов и обоснование решений; проведение маркетинговых исследований, переговоров с партнерами, социально-экономического анализа; выполнение финансовых расчетов и обоснований, оформление необходимой документации. Курсовое проектирование завершается проведением общей 6-8-часовой конференции с докладами групп и защитой разработанных проектов на конкурсной основе.

Накопленный в МГГУ опыт использования перечисленных форм учебной работы позволяет рассчитывать на существенное повышение эффективности практической подготовки менеджеров.

Вместе с тем ряд проблем требует решения. К ним относятся:

• установление рационального соотношения между специальной технической (экономической) и собственно организацинно-управленческой подготовкой менеджеров;

• установление пропорций между теоретической и практической подготовкой менеджеров, а также нахождение наиболее эффективных форм последней (управленческий тренинг, производственная практика, стажировка на передовых фирмах);

• выработка системных подходов и принципов взаимоувязки всех ступеней высшего образования в сфере менеджмента (бакалавриат, подготовка специалистов, магистратура), а также определение социально-производственного статуса соответствующих выпускников;

• обоснование наиболее рациональной структуры и глубины специализации в рамках единой специальности "Менеджмент", необходимости и степени учета отраслевой и профессиональной направленности подготовки.

В заключение отметим, что само содержание и структура менеджмента как научно-учебной дисциплины окончательно не сформировались, о чем свидетельствует анализ издаваемой в последние годы учебной и методической литературы. На наш взгляд, проводимые под эгидой Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента межвузовские конференции должны стать той базой, на которой может быть обеспечено коллективное решение назревших научно-методических проблем.

ИЗДАТЕЛЬСТВО
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
"MANAGEMENT PRESS" (ПРАГА)

Окончание. Начало на стр. 96.

Фрейберг Франтишек. Движение наличных денег - управление ликвидностью предприятия (3-е расширенное издание). Freiberg Frantisek. Cash flow - rizeni likvidity podniku (3 rozsirene vydani), 176 s. ISBN 80-85943-37-9

Опробованное руководство, основанное на комплексном подходе к проблеме управления финансами фирмы и их динамикой. Информация о движении наличных денег в прошлом и будущем - важные показатели познавательного (аналитического) и стратегического (прогностического) характера, применяемые в плановой работе и при формировании бюджета. Основное внимание уделено такому понятию, как движение наличных денег, которое играет особую роль при решении финансовых проблем и снижении финансового риска. Третье издание в отличие от предыдущих содержит ряд конкретных примеров из практики предприятий с вариантами решений возникающих проблем.

Трнка Павел. Наиболее часто встречающиеся ошибки при расчете налогов и как их избежать. Trnka Pavel. Nejcastejsi danove omyly a jak jim predchazet, 95 s. ISBN 80-85943-38-7

Основным условием успеха предпринимательства является знание налогового законодательства. Автор, работник финансового управления, на основе богатого практического опыта и знания специфики ревизионной деятельности составил перечень наиболее часто встречающихся нарушений налогового законодательства. Все рассматриваемые проблемы представлены в двух аспектах: как они решаются плательщиком (и в чем заключается обычная ошибка таких решений с учетом действующего законодательства) и как следует правильно поступать в каждом конкретном случае.

Ионаш Иржи. Экономическая трансформация в Чешской Республике. Макроэкономическое развитие и экономическая политика. Jonas Jiri. Ekonomicka transformace v Ceske Republice: makroekonomicky vyvoj a hospodarska politika, 208 s. ISBN 80-85943-22-0.

Книга советника исполнительного директора Международного валютного фонда является целенаправленной попыткой проанализировать развитие экономики Чешской Республики в 1991-1996 гг. Рассмотрены основные недостатки системы центрального планирования и альтернативные подходы к трансформации экономической системы. На основе детальных эмпирических данных проанализирована действительная динамика производства подукции и спроса на нее, занятости населения, инфляции и внешней торговли. Проведено сравнение динамики макроэкономических показателей в Чешской Республике и других стран с транфомируемой экономикой.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz