Номер 5/03 Главная Архив К содержанию номера

Менеджмент и маркетинг


Ключевая роль cоциальной компетенции в концепции сопредпринимательства

РОЛЬФ ВУНДЕРЕР
профессор, основатель и бывший руководитель Института управления персоналом Университета г. Санкт-Галлена
ПЕТРА ДИК
доктор наук, сотрудник отдела кадров страховой компании Gothaer
(Швейцария)


•Социальная компетенция, несмотря на ее высокую значимость
в экономике и обществе, интерпретируется очень по-разному,
в связи с чем пока не имеет общепризнанного определения
•Дальнейшие исследования должны быть направлены
на уточнение содержания социальной компетенции
и расширение возможностей ее измерения и стимулирования

Термин «социальная компетенция» все чаще используется не только в научных публикациях, но и на практике. С 80-х годов отмечается экспоненциальный рост научных исследований по этой проблематике.

Растущая потребность в социальной компетенции уже давно наблюдается со стороны экономики. Это происходит в связи с расширением сфер обслуживания и информационного обеспечения, развитием сетевых организационных структур, более широким применением систем управления предприятиями на основе комбинации факторов внутреннего рынка (конкуренция) и социальной сети (кооперация), а также благодаря распространению новых форм организации труда (рабочих и проектных групп). В объявлениях о найме на работу часто выдвигаются особые требования к личным качествам кандидатур, таким, как способность к командной работе или эмоциональная интеллигентность. В области управления и кооперации сегодня уже нельзя обойтись без особых стандартов поведения (например, вдохновения, мотивации, стремления к сотрудничеству), что тоже требует высокой социальной компетенции.

Социальная компетенция играет главную роль везде, где люди встречаются, взаимодействуют, сотрудничают друг с другом (например, в семье, школе, на предприятии, в обществе в целом). В частности, в сфере труда она решающим образом обусловливает успех руководящих кадров. Нередко недостаток социальной компетенции (педантизм, неумение владеть собой, слабый контакт с людьми, завышение требований к сотрудникам, перенос собственной неуравновешенности на окружающих) приводит к неудачам в управлении персоналом. В организациях, нацеленных на широкое разделение труда и долгосрочную кооперацию, способность и готовность к экономическому и социальному сотрудничеству представляют собой принципиально важную предпосылку рациональной реализации стратегии.

Таким образом, социальная компетенция востребована практически во всех сферах социальной активности, особенно в области трудовых отношений. Ее дефицит в настоящее время проявляется на самых разных уровнях общественной жизни. Свидетельством тому служит рост судебных разбирательств, гражданских конфликтов, случаев словесного и физического насилия, эгоистичного и противоборствующего поведения. Особенно заметна эта неблагоприятная тенденция в ходе современного развития предприятий. Так, обострение конкуренции, частые реорганизации, перемещение и перевод кадров, растущая виртуализация построения доверительных стабильных отношений отнюдь не способствуют возникновению и развитию социальной компетенции.


Определение и содержание социальной компетенции


Ставшее модным в наши дни выражение «социальная компетенция» определяется по-разному. При широкой трактовке сюда включают от таких качеств, как эмпатия (способность к сопереживанию), социальная чуткость, умение держать ролевую дистанцию, терпимость к чужому мнению, непосредственность, независимость, способность к коммуникации и творчеству, до таких, как активное поведение, открытость, терпимость к конфликтным ситуациям, самоограничение и доверие. Некоторые авторы частные аспекты социальной компетенции сводят к двум основным параметрам – автономия и кооперация.

В связи с содержательным многообразием общеприемлемое определение социальной компетенции до сих пор еще не закрепилось. Трудности здесь связаны, во-первых, с тем, что в разных научных дисциплинах общее понятие компетенции конкретизируется по-разному.

Во-вторых, надо иметь в виду, что конструкция «социальная компетенция», к которой можно отнести личную компетенцию по таким категориям, как персональное развитие, ключевая квалификация и индивидуальность, обнаруживает сильнейшую зависимость от ситуативной специфики. Что считать социальной компетенцией, определяется специфическими требованиями, регулированием, поведенческими ожиданиями. То, что в быту является успешной моделью поведения, в профессиональной повседневной жизни – особенно в организациях, управляемых с ориентацией на рынок – может привести к краху. Кроме того, ожидания по отношению к одному и тому же лицу сильно меняются в зависимости от роли, которую оно выполняет (например, управляющий, коллега, сотрудник).

В-третьих, социальную компетенцию ни в коем случае нельзя понимать как индивидуальную квалификацию или личную мотивацию. Она может развиваться только в открытом и благоприятном ситуативном контексте. Упрощенческая, психологическая (особенно сводимая лишь к личностным качествам индивида) интерпретация социальной компетенции слишком близорука. Такой подход пригоден лишь для объяснения часто наблюдаемых, сильных отклонений в социальном поведении какого-либо индивидуума. Поэтому огромное значение приобретает стимулирование социальной компетенции с помощью структурно-системных методов управления (например, путем привития групповой культуры и организации труда).

В данной работе под социальной компетенцией подразумевается способность (умение) и готовность (желание) людей относиться к себе и своим партнерам конструктивно, независимо, со стремлением к сотрудничеству и с учетом сложившейся ситуации. Эта концепция включает два основных параметра (две субкомпетенции): самостоятельность, понимаемую как способность и мотивация к самостоятельному действию, и кооперацию, понимаемую как способность и мотивация к солидарному действию и оказанию помощи партнерам.

Содержание основных составляющих социальной компетенции уточняется с помощью определенных категорий общей компетенции. В рамках социально-коммуникативной модели поведения Д. Эйлер выделяет шесть таких категорий:

1) вербальное или невербальное выражение мнений на деловом уровне, на уровне отношений, намерений и эмоций;

2) интерпретация мнений, выраженных вербально или невербально на деловом уровне, на уровне отношений, намерений и эмоций;

3) метакоммуникация (подход к коммуникационному процессу с позиции долгосрочной перспективы);

4) чуткость к коммуникационным помехам (скрытым и явным);

5) анализ условий коммуникации (ситуативных и персональных);

6) реализация результатов анализа ситуативных и персональных условий коммуникации.

Содержание данных категорий в рамках основных параметров социальной компетенции приведено в таблице.

Связь категорий общей компетенции с основными составляющими социальной компетенции
Категория общей компетенции Параметр «самостоятельность»Параметр «кооперация»
Выражение мнения•изложение собственных
запросов, интересов и целей
•предъявление претензий
• налаживание контактов
•установление взаимопонимания
Интерпретация мнений •разработка целенаправленной стратегии действий •организация кооперации
и ее продолжение
Метакоммуникация•разработка долгосрочной стратегии
•определение и сохранение своей роли в игровом
пространстве
•установление долгосрочных кооперационных отношений
Чуткость к коммуникационным помехам •адекватная реакция
•переориентация собственного поведения
•предупреждение сбоев
в коммуникации
Анализ условий коммуникации •контроль собственного
поведения
•успешная кооперация даже
в неблагоприятных условиях
Реализация результатов анализа •реализация принятых
решений
•пересмотр кооперационных отношений в случае
необходимости

Анализ представленных категорий общей компетенции показывает, что их можно разложить на познавательные, эмоциональные и поведенческие компоненты, а также специфицировать адекватно ситуации. Так, к компетенции «выражение мнения» можно отнести познавательные компоненты, такие, как самосознание или способность к интерпретации социальной информации, эмоциональные, такие, как самоконтроль или эмпатия, а также поведенческие, такие, как способность устанавливать контакт и готовность к коммуникации.

Особо подчеркивается, что фактическая социальная ситуация в конце концов оказывает решающее влияние на то, в какой мере и в какой форме возможно и вероятно социально компетентное поведение в соответствующем контексте. Социальное поведение в большой степени определяется культурными и организационными рамочными условиями, компетентностью и позицией социального окружения, а также прежним опытом сотрудничества с существующими (или сопоставимыми) партнерами по кооперации.


Критический разбор научной конструкции «социальная компетенция»


Неопределенность содержания

С одной стороны, социальная компетенция востребована практически во всех сферах общественной жизни и поэтому является подобластью многих ключевых компетенций, с другой – в зависимости от контекста она конкретизируется по-разному. Это обстоятельство влечет за собой многие, в том числе негативные, последствия.

Словосочетание «социальная компетенция», по существу, стало лозунгом, легко наполняемой разным содержанием словесной оболочкой. Это порождает массу недоразумений. Каким, например, требованиям из широкого спектра возможных вариантов должен удовлетворять ищущий работу человек, если в объявлении о вакансиях указывается, что он должен быть социально компетентен? Как должны общаться между собой менеджеры и сотрудники, если управленческие и кооперационные принципы предписывают сторонам вести себя социально компетентно? Такое широкое интерпретационное игровое пространство открывает к тому же возможности для всякого рода злоупотреблений. Так, упреки в недостатке социальной компетенции могут использоваться для персонализации ответственности за неудачи в работе и тем самым сильно навредить карьере сотрудника. Социальная компетенция в таком контексте оказывается испытанным средством легитимации решений, мотивированных микрополитическими расчетами.

Согласно критериям точности (по возможности малое количество привлекаемых явлений) и состоятельности (по возможности равное приложение к разным лицам) рассматриваемое понятие ограниченно пригодно в научном плане. В частности, особую важность приобретает вопрос, насколько социальная компетенция – теоретически или эмпирически – может быть разграничена с другими компетенциями. Так, некоторые авторы вообще призывают считать социальную компетенцию подкатегорией эмоциональной, что вряд ли возможно научно обосновать.

Далее возникает вопрос о границах ситуационной специфичности социальной компетенции. Не исключено, что имеются компоненты, которые сохраняют силу за пределами конкретных ситуаций (например, адекватное восприятие социальной информации).

Размытость границ

Социальная компетенция обычно считается бесспорно позитивным явлением, идеалом, к которому нужно стремиться. При этом не подлежит обсуждению вопрос, может ли она иметь также негативные последствия. При более тщательном анализе вскрываются определенные опасности, которые таит в себе этот феномен.

Сильный упор на определенные аспекты социальной компетенции, такие, как эмпатия или социальная чуткость, может привести к чрезмерному акценту на социальной эффективности (удовлетворенность трудом, гармоничные групповые связи) в ущерб экономической (производительность труда, инновации). Это происходит, например, в случаях, когда к сотрудникам и коллегам проявляется слишком благосклонное отношение, когда ошибки замалчиваются и назревающие конфликты затушевываются или когда решения из-за широких дебатов принимаются с опозданием. Социальная компетенция служит в таких случаях благодатной почвой для зарождения феномена «группового мышления», тормозящего, в частности, инновационную активность.

Социальная компетенция может стать объектом манипуляций, использоваться в узких, своекорыстных целях. Многие микрополитические тактические приемы для успешной реализации как раз и нуждаются в ярко выраженной социальной компетенции.

Социальная компетенция может стать причиной фрустации и демотивации: люди с высокой социальной компетенцией весьма чутко и дифференцированно воспринимают разлад, нарушения отношений, несправедливость. Они более ранимы и уязвимы, подвержены всякого рода разочарованиям.

Социально компетентное поведение требует от человека не только высокой и специфической квалификации и мотивации; оно решающим образом зависит также и от того, насколько благоприятно для него складывается ситуация.

Односторонность дискуссий

В ходе дискуссий по данной проблематике часто рассматриваются лишь отдельные компоненты или аспекты социальной компетенции.

В качестве дискуссионных тем выдвигаются те или иные способности (например, к коммуникации, кооперации, урегулированию конфликтов), в то время как остается в тени аспект готовности к их реализации. При этом наблюдается широкое единство мнений относительно того, что персональная профессиональная компетенция наряду с компонентами «умения» (знания, способности и готовность) включает также и аспекты «желания» (ценности, позиция, мотивы, намерения).

Часто во внимание принимаются лишь отдельные формы проявления социальной компетенции, например только познание или только поведение, тогда как она одновременно охватывает и познавательные, и эмоциональные, и поведенческие компоненты в контексте данной социальной ситуации. Познавательная социальная компетенция предполагает эффективную обработку социальной информации, а также адекватную позицию в отношении собственной персоны (чувство уверенности в своих силах) и окружающей среды. Эмоциональная социальная компетенция проявляется в динамике чувств, которые соответствуют той или иной социальной ситуации. Набор вербальных и невербальных инструментов поведения (социальная квалификация) и их подобающая комбинация при реализации поведенческого стандарта характеризуется как поведенческая социальная компетенция.

Так, постоянные изменения социальной модели поведения требуют изменения познавательных процессов («мышление определяет поведение»), а не только усвоения определенных социальных навыков. Концентрировать внимание на одном компоненте явно недостаточно. Для стимулирования и развития социальной компетенции необходим широкий подход.

Субкомпетенция «самостоятельность» недооценивается или даже вообще затушевывается. Социальная компетенция, по крайней мере в повседневной жизни и научно-популярной литературе, часто сводится до способности и готовности к кооперации. Этот аспект, вне всякого сомнения, является главным для общежития в человеческом сообществе. Однако чрезмерный акцент на параметре «кооперация» без необходимого противовеса может иметь негативные последствия. Так, может оказаться, что справедливые интересы людей не будут соблюдены и многие из них останутся невостребованными. Долгосрочная позитивная трансформация социальных отношений требует баланса между чужими и собственными ожиданиями, между самореализацией и адаптацией, а также между такими поведенческими акциями, как «играть роль» и «брать на себя роль». Это предполагает наличие способности и готовности к автономным, самодостаточным действиям. Отсюда и вытекает необходимость различать два основные параметра социальной компетенции – самостоятельность и кооперация.

В рамках социальной компетенции упор зачастую делается на горизонтальных кооперационных отношениях (например, в командах, между организационными подразделениями или в отношениях с внешними группами интересов). Во многих работах по систематике понятия «компетенция» проводится дифференциация между управленческой и социальной компетенцией. Тем самым игнорируются вертикальные компетенции влияния (как «сверху вниз», так и «снизу вверх»).

Ограниченные возможности измерения
и стимулирования социальной компетенции

Обилие информации относительно идентификации и стимулирования социальной компетенции не дает повода для чрезмерного оптимизма по следующим причинам. Во-первых, предлагаемые инструменты и мероприятия касаются очень разных аспектов. Во-вторых, многие предложения недостаточно научно обоснованы. В-третьих, возможности обнаружения и стимулирования социальной компетенции в свою очередь наталкиваются на различные ограничения.

Существуют способы измерения социальной компетенции, например тесты, различные технологии опросов, интервью, ролевые игры, которые хорошо зарекомендовали себя при выявлении некоторых ее граней. Сюда относятся ораторские способности, умение убеждать, искусство ведения переговоров. Однако многое, из чего складывается социальная компетенция и что предопределяет налаживание позитивных долгосрочных отношений, проявляется только или в основном в специфических ситуациях повседневного поведения. Таким образом, сомнительно, чтобы такие факторы, как надежность, достойность доверия или целостность натуры, которые имеют важнейшее значение (особенно во времена перемен) для построения и конструктивного формирования социальных отношений, могут быть в достаточной мере отражены и измерены с применением собственно диагностических подходов.

В отношении стимулирования социальной компетенции прежде всего следует отметить, что ее различные грани тесно связаны со стабильностью характера личности (частично обусловленной генетически, частично благоприобретенной ранее). Нередко природные качества людей усиливаются в ходе социализации. Базис социальной компетенции развивается на основе позитивного самоопределения. Главными при этом являются самостоятельность в действиях и отношение к контролю. Если человек из-за обостренного чувства самосохранения и чрезмерной осторожности воспринимает окружающий мир как неконтролируемый, то он будет испытывать значительные ограничения в самооценке.

В среднесрочной перспективе социальная компетенция в определенных пределах поддается стимулированию, не в последнюю очередь путем устранения барьеров с помощью групповой и внутрифирменной культуры и организации. Эти пределы в научных работах определяются по-разному. Так, согласно психоаналитической точке зрения личность в основном формируется в детстве и позднее поддается воздействию лишь в незначительной степени, в то время как исходя из бихевиористской точки зрения любое изменение личности возможно благодаря окружению. Предпочтение, на наш взгляд, следует отдавать интерактивному подходу, который базируется на учете взаимного влияния индивидуума и внешней среды. Здесь принимается во внимание как результаты воспитания в детстве, так и потенциал развития социальной компетенции на более поздних этапах жизни. При этом социальные навыки (например, ораторские способности, представительская техника) изменяются легче, чем квалификация, структуры ценностей и мотивов, которые лежат в основе социального поведения. К тому же в плане достижения успеха дальнейшее развитие сильных сторон более перспективно, чем попытки ликвидировать крупные недостатки. Важна также методика развития, ориентированная на личность.

В целом можно констатировать, что социальная компетенция, несмотря на растущее признание ее значимости практически во всех областях общественной жизни, все еще остается слабо разработанной научной конструкцией. Часто она представляется в виде «пустой формулы», которую пытаются наполнить позитивным содержанием. Этим объясняется обилие ее интерпретаций, хотя и в теории, и на практике подход к ней носит односторонний характер (в основном как к способности и готовности к кооперации). Более глубокие исследования феномена социальной компетенции должны быть направлены на устранение связанных с ней потенциальных опасностей (например, пренебрежение экономической эффективностью, использование в микрополитических целях) и расширение возможностей ее измерения и стимулирования.

Окончание в следующем номере.


Статья публикуется с любезного разрешения швейцарского издательства «Пауль Хаупт»

Оцените эту статью по пятибалльной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz