Номер 6/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Профессиональные навыки менеджера

(“обогащенный самоменеджмент”)

ВЛАДИМИР ТОКАРЕВ
кандидат технических наук,
руководитель бизнес-школы при Нижегородском государственном лингвистическом университете имени Н.А. Добролюбова (Россия)


•Нехватка современных управленческих кадров тормозит развитие экономики в России
•Овладение знаниями в области менеджмента невозможно
без получения соответствующих практических навыков
•Самоменеджмент при использовании современных подходов позволяет значительно продвинуться на пути овладения искусством управления

Одна из главных проблем сегодняшней России – отсутствие управленческих кадров необходимого уровня, поэтому задача повышения качества их подготовки является весьма актуальной.

В настоящее время в большинстве российских вузов, ведущих обучение по данной специальности, исходная учебная дисциплина по управлению (чаще всего называемая “Введение в теорию менеджмента” или “Основы менеджмента”) преподается уже на первых курсах. Естественно, что основная часть слушателей имеет незначительный жизненный и еще меньший управленческий опыт. В то же время общепризнано, что менеджмент – это и наука и искусство, и что овладение знаниями в этой области невозможно без получения соответствующих практических навыков.

До сих пор в большинстве случаев данную проблему пытались решить введением в систему подготовки активных методов обучения - деловых игр, разбора конкретных ситуаций (“кейс-стади”) и др. Представляется, что для первокурсников такие методические формы малоэффективны. Это связано в первую очередь с недостатком у них знаний по экономике и финансам, без которых невозможен серьезный разбор конкретных ситуаций.

Практика показывает, что на данной стадии обучения больше пользы приносят обычные семинарские занятия, на которых преподаватель может судить о степени усвоения пройденного материала, или же решение практических задач, позволяющих закрепить базовые понятия и категории. Однако в этом случае курс менеджмента становится сугубо теоретическим, что вряд ли допустимо.

Пытаясь найти выход из такого положения, в 1993 г. на отделении международного бизнеса Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н. А. Добролюбова (НГЛУ) начата работа, цель которой – исследование возможности применения новых методов обучения, помогающих студентам младших курсов, изучающим предмет “Введение в теорию менеджмента”, приобрести профессиональные навыки управления.


Профессиональные навыки управления


В настоящее время существуют различные подходы к определению того, что следует понимать под профессиональными навыками менеджера. Наиболее общее определение предполагает, что в эти навыки необходимо включать умение применять на практике все основные методы и приемы, накопленные теорией менеджмента.

Другой подход ограничивает понимание предмета теми навыками, которые вытекают из структуры повседневных управленческих действий руководителя. Менеджер должен уметь выступать, принимать решения, отдавать устные и письменные распоряжения, вести деловые переговоры, внимательно выслушивать собеседника и т.п. Обычно в этот перечень включаются и другие элементы техники личной работы.

Встречается и подход, имеющий чисто учебные цели. Согласно данной точке зрения  теорию менеджмента можно постигнуть на лекциях, в беседах и с помощью других видов аудиторных занятий. Навыки же будущего менеджера можно получить или на деловых играх в разной форме (в определенной степени это концепция “кейс-стади”), или же в реальной работе, после которой следует снова сесть за парту для обсуждения полученного практического опыта (так действуют, например, при подготовке высших управляющих в ряде учебных заведений во Франции).

Концепция обучения профессиональным навыкам менеджера, представленная в нашей программе, предлагает иной подход. В начале 90-х годов, когда в НГЛУ началось обучение студентов младших курсов основам современного менеджмента, оказалось, что главная трудность заключается в отсутствии у слушателей возможности приобрести практические навыки управления. Деловые игры скорее вводили студентов в заблуждение относительно тех реальных проблем, с которыми им придется встретиться на практике. Тогда нами была сделана попытка ввести в занятия по менеджменту упражнения  по самоменеджменту (технике личной работы), чтобы студенты могли поучиться управлять собой и своим временем.

Однако когда автор обратился к существующей по этому вопросу литературе, то  обнаружил, что практика самоменеджмента отстала от современной теории менеджмента лет на 50. Даже в последних публикациях данного направления не удалось найти системного подхода, ситуационный подход встречается фрагментарно, да и то в основном лишь при рассмотрении управления рациональной составляющей человека.1

Тогда была выполнена работа, некоторые итоги которой представлены ниже. Ее можно назвать “обогащенный самоменеджмент”, его суть в том, что в самоменеджмент активно вводятся принципы, концепции и  подходы, используемые в современном менеджменте. В результате родилась, по сути, новая дисциплина со своим объектом, предметом и методами исследования.


Самоменеджмент:
методология и практика


Генезис самоменеджмента

В развитии самоменеджмента можно выделить три этапа:

первый – связан с опытом отдельных людей, которые методом проб и ошибок проверяли эффективность различных приемов в технике личной работы. Начавшись в древние времена, он продолжается и в наши дни в жизни каждого человека. Даниил Гранин в повести “Эта странная жизнь” оставил нам яркий пример “накопления личного опыта” героем книги биологом А.Любищевым;

второй – обязан разделению труда в этой области. Специализация, являющаяся его следствием, привела к развитию таких способностей, как тренировка памяти, рациональное чтение и т.д. Сегодня разделение труда в самоменеджменте продолжает углубляться. Наряду со ставшими уже традиционными разделами (деловой телефонный разговор и т.п.) предлагаются такие разработки, как управление своими эмоциями, искусство слушать собеседника2 и др. Несомненное влияние на этот этап развития самоменеджмента оказал прогресс в технических и гуманитарных науках;

третий – обусловлен систематизацией знаний в технике личной работы. Он заключается в определении необходимых отделов этой науки и построении из них взаимосвязанного целого. Возможно, одной из первых работ такого рода является книга признанного классика менеджмента Питера Друкера “Эффективный управляющий”.

Обратим внимание на возможности третьего этапа, которые, как нам представляется, пока еще недостаточно раскрыты.

“Обогащенный самоменеджмент”

Для начала попробуем построить удобную для нашего рассмотрения модель человека. Базируясь на системном подходе, следует выделить основные подсистемы, которые могут объяснить его поведение (раскрыть главные функции). С учетом этого данная (упрощенная) модель человека будет включать пять составляющих: физическую (ЧФ), нравственную (ЧН), психологическую (ЧП), рациональную (ЧР) и творческую (ЧТ). Управление собой - это умение управлять каждой из пяти перечисленных подсистем и их интегралом – личностью.

С точки зрения ситуационного подхода управлять собой можно по-разному, применяя различные методы, или иначе системы управления. Выделим пять систем самоменеджмента – саморегуляцию, анализ, адаптацию, рационализацию и развитие личности.

Какой метод управления лучше? На этот вопрос современная теория отвечает так: “Нет лучшей системы управления, все хороши применительно к конкретной ситуации”.

Структуру предлагаемой концепции самоменеджмента удобно представить в табличной форме, если по одной оси выделить названные подсистемы человека, а по другой - системы управления. В приведенной ниже таблице даны пояснения и примеры для одной из подсистем человека – “человека творческого” (ЧТ), а также для личности в целом.

Апробация предложенной концепции самоменеджмента в течение ряда лет проводилась в НГЛУ как для будущих педагогов, так и для студентов отделения международного бизнеса, обучающихся по специальности “Менеджмент”. Она показала, что самоменеджмент при использовании современных подходов позволяет не только значительно продвинуться на пути овладения искусством управления собой и своими действиями, но в определенной степени облегчает усвоение основ теории. Это происходит благодаря тому, что базовые методологические подходы предварительно изучаются на занятиях по самоменеджменту, чем достигается практический синтез искусства и науки управления, составляющих его сущность.


Программа курса


Предлагаемый курс может быть задействован как самостоятельно, так и в качестве первого модуля при изучении теории управления. Главное, что должны получить слушатели в ходе его изучения – умение использовать на практике научный метод, основные элементы которого наблюдение, анализ, синтез. Это позволяет слушателям самостоятельно решать вопросы оптимизации таких управленческих навыков, как умение вести переговоры, принимать решения и др. По желанию преподавателя в данный курс могут быть введены разделы по тренировке памяти, ведению телефонных переговоров и т.п., но не как самоцель, а лишь в качестве иллюстрации применения научного метода для решения конкретной задачи. Кроме того, управление своими ресурсами (физическими, психологическими, творческими и др.) с применением системного и ситуационного подходов позволяет студентам на практике почувствовать, что значит взаимосвязь элементов системы.

Системы управления ЧФ ЧН ЧР ЧП ЧТ (пример) ЛИЧНОСТЬ
Саморегуляция ... ... ... ... Свободные фантазии Управление собой на бессознательном уровне
Анализ ... ... ... ... Анализ своих творческих способностей Постоянная оценка своих действий и способностей
Адаптация ... ... ... ... “Может быть, вы не генератор идей, а аналитик?” Приспособление
Рационализация ... ... ... ... Преодоление  психологической инерции Улучшение своих действий
Развитие ... ... ... ... Творческое “превращение опасностей в возможности” Сознательное изменение себя

Раскрою подробнее содержание каждой темы.

Тема 1. Эволюция самоменеджмента. Три этапа развития (2 ч). Первый этап – накопление личного опыта. Система самоменеджмента А. Любищева. Второй – специализация в самоменеджменте. Третий – построение систем самоменеджмента. Недостатки чисто рационального подхода в самоменеджменте. Концепция “обогащенного самоменеджмента”.

Тема 2. Системный подход в самоменеджменте. Моделирование человека. Объект и предмет самоменеджмента (2 ч). Краткий обзор известных моделей человека, их достоинства и недостатки. Модель человека, облегчающая решение основных проблем самоменеджмента. Подсистемы личности – человек рациональный, человек нравственный, человек творческий, человек физический, человек психологический. Расширенное толкование предмета самоменеджмента.

Тема 3. Научный метод. Применение методологии ситуационного подхода в самоменеджменте (2 ч). Наблюдение, анализ, синтез. Понятие о системе управления человеком. Типы систем самоменеджмента: саморегуляция, анализ, адаптация, рационализация, развитие личности. “Сетка самоменеджмента” – подсистемы человека/системы управления.

Тема 4. Организационно-экономические законы и их применение в самоменеджменте (2-4 ч). Закон разделения труда, эффект масштаба, закон убывающей отдачи, оценка альтернативных издержек и их применение в технике личной работы. Определение “точки безубыточности” в самоменеджменте.

Тема 5. Управление рациональным компонентом. Процесс управления. Планирование, организация, мотивация и контроль (2-6 ч). Учет времени, карточки Гастева и их практическое применение. Постановка целей. Распорядок дня – “делегирование” в технике личной работы. Теория мотивации и ее практическое применение для преодоления собственной лени.

Тема 6. Управление психологическим компонентом (2-6 ч). Ограниченность психологических ресурсов человека. Самоанализ, оценка своего характера. Воспитание воли, управление своими эмоциями. Реальные возможности формирования характера.

Тема 7. Управление творческой компонентой (2-4 ч). Моделирование творческой деятельности. Оценка творческих способностей. Техника избавления от психологической инерции. Развитие творческих способностей. Эвристический менеджмент и его применение в технике личной работы.

Тема 8. Специализация в самоменеджменте (2-8 ч). Оптимизация ведения деловых телефонных переговоров, тренировка памяти, рациональное чтение, умение слушать и др. (по желанию преподавателя).

Тема 9. Стратегия творческой личности (2-4 ч). Оценка внешней среды, выявление своих сильных и слабых сторон.  Выбор системы управления собой и своими действиями. Практическое применение “сетки самоменеджмента” для разработки стратегии личности.

Тема 10. Подведение итогов (2 ч). Возможности использования “обогащенного самоменеджмента” в развитии теории современного менеджмента: управление изменениями на уровне личности руководителя.

Объем предлагаемого курса можно варьировать в зависимости от возможностей учебного процесса от 20 до 40 аудиторных часов. Но при выборе конкретного варианта следует помнить, что в ходе изучения предмета студентам приходится много времени посвящать самостоятельной работе – вести наблюдение за использованием своего времени, анализировать свое поведение в различных ситуациях и т.д. Как показала 5-летняя апробация курса, студенты выполняют такую работу с удовольствием, поскольку она касается каждого конкретного слушателя, дает ему новые инструменты управления собой и своими действиями в разных сферах.


1Зайверт Л. Ваше время – в ваших руках. – М. – Экономика. – 1991.
2Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. – С.-Петербург. – 1977.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz