Номер 2/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера
ИНТЕРВЬЮ

Социально-экономическое обновление Монголии

- Господин Президент, как Вы оцениваете нынешнюю экономическую ситуацию в Монголии?

- С 1990 г. в нашей стране реализуются крупные задачи по переходу от централизованной плановой экономики к рыночной. Сейчас уже можно сказать, что основа рыночных отношений экономики заложена.

За это время осуществлена всеобъемлющая приватизация. Ныне в экономике страны доминирует частный сектор, который производит более 60% валового национального продукта. Полностью приватизирован скот.

Освобождение цен и курса национальной валюты позволило монгольскому тугрику свободно конвертироваться на внутреннем рынке. Либерализация внешней торговли дала возможность нашей экономике стать еще более открытой. Создана двухступенчатая банковская система. Монголия стала членом ряда международных организаций, таких как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Азиатский банк развития, а также Всемирная торговая организация. Значительно расширились внешние связи.

Можно привести много примеров крупных преобразований. Но тем не менее экономическая ситуация в стране остается тяжелой.

Положение в реальном секторе оставляет желать лучшего, несмотря на стабилизацию макроэкономической ситуации и снижение инфляции. Валовой национальный продукт за последние годы возрос в среднем на 3,5% в год. Этого недостаточно для повышения благосостояния граждан Монголии.

Кризис отечественной перерабатывающей промышленности и земледелия особенно отрицательно сказывается на темпах экономического роста. Из-за дефицита оборотных средств и других причин переработка сельскохозяйственного сырья, в частности в кожевенной и шерстяной промышленности, оказалась не в состоянии выйти на полную мощность.

Что касается внешних факторов, то значительное падение мировых цен на мед, золото и козий пух - наши главные экспортные продукты - тоже послужило причиной замедления экономического роста.

В настоящее время главная задача состоит в повышении шаг за шагом благосостояния монгольского народа на основе ускорения темпов экономического развития.

- Какую роль играет Президент Монголии в регулировании процесса перехода к рыночным отношениям?

- Несмотря на то что уже заложена основа рыночной экономики в стране, растет актуальность углубления рыночных отношений. Особого внимания заслуживает ускорение темпов экономического обновления.

В целях углубления рыночных отношений и ускорения преобразований мною с момента вступления в должность в 1997 г. выдвинут ряд предложений и инициатив, касающихся в частности:

восстановления и развития национальной обрабатывающей промышленности;

возрождения земледелия;

повышения качества, эффективности и надежности скотоводства;

стабильного развития горнодобывающей промышленности;

поддержки и развития частного сектора;

перспективного развития туризма;

ускорения обновления банковской системы;

преобразований в топливно-энергетической отрасли;

приватизации крупных хозяйственных единиц;

зонального развития страны;

решения вопросов социального обеспечения населения, особенно пенсионеров и молодежи.

По этим и другим социально-экономическим вопросам в рамках полномочий Президента выдвинуты некоторые предложения и инициативы, которые встретили поддержку со стороны граждан Монголии, и приняты необходимые решения Правительства и Великого Государственного Хурала Монголии.

Однако объективное проведение президентской политики преобразований в целом идет медленно. Это в определенной мере объясняется многократной сменой Правительства.

В дальнейшем Президент будет работать в более тесном взаимодействии с Великим Государственным Хуралом, Правительством и согражданами в целях реализации поставленных задач.

- Каковы особенности экономических преобразований в Монголии?

- Особенностью монгольских экономических преобразований является комплексный подход, иными словами, преобразования широко охватывают каждую отрасль, каждую сферу экономики.

Все сферы экономических отношений подвергаются изменениям, в частности отрасли экономики - промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговля, а также цены, курс валют, недвижимость, банки, финансы, таможня, налоги, внешние связи и др.

Наблюдаются очень высокие темпы экономического обновления. Если в 1990 г. господствовали только государственные и кооперативные формы собственности, то в начале 2000 г. около 70% валового национального продукта произведено частным сектором. Таким образом, основы экономики страны всего за 10 лет решительно изменились.

В экономических преобразованиях существуют определенные противоречия, что является причиной как позитивных, так и негативных последствий всего процесса обновления.

В результате приобретенных экономических свобод и частной собственности возросла заинтересованность в работе на себя и на благо общества и, как следствие, растут количество и наименование товаров и услуг, а также их качество.

Но наряду с этим возникли такие негативные явления, как расхищение собственности, банкротство предприятий, безработица, нищета определенной части населения и др.

В дальнейшем для достижения положительных результатов экономического обновления считаю необходимым эффективно использовать рыночные механизмы и при необходимости применить государственное регулирование.

Еще одной особенностью экономических преобразований Монголии является то, что они осуществляются вместе с политическими. Взаимовлияние экономических и политических преобразований создает условия для быстрого и эффективного общественного переустройства в целом.

Наша цель состоит в том, чтобы усилить социальную направленность экономического обновления. Но при этом из-за экономических затруднений нет полной возможности решить социальные проблемы населения на необходимом уровне. Тем не менее по мере возможности шаг за шагом надо повышать заработную плату, пенсию и субсидии.

В конце 1999 г. минимальный размер пенсий повышен на 33,33%. С 1 января 2000 г. заработная плата работников бюджетной сферы повышается в среднем на 25%.

Экономические преобразования в Монголии получают полную поддержку со стороны зарубежных стран и финансово-экономических организаций мира. Будучи членом Международного валютного фонда, Всемирной торговой организации, Азиатского банка развития и других авторитетных организаций Монголия активно сотрудничает с ними.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz