Номер 3/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Экономическая политика:
стратегия и тактика


Шведская социальная модель: управление и развитие

– Господин Посол, многие политики и ученые разных стран считают, что шведская модель организации общества больше всего подходит для государств с переходной экономикой. В чем суть модели?

– Думается, что высказывания сторонников шведской социальной модели во многом справедливы. Прежде всего потому, что в Швеции и странах СНГ, Центральной и Восточной Европы государственный сектор играет большую роль. То же самое можно сказать и о роли государства в управлении экономикой, социальной защите населения. Но важно помнить, что шведская модель работает на базе рыночной экономики: 95% наших предприятий – частные, и именно они обеспечивают хороший рост производства. Хотя, разумеется, у нас есть и свои монополисты – единые государственные системы электрической сети, железных дорог, ядерной энергетики, телекоммуникаций и т.д. Тем не менее государственный сектор производства крайне незначителен – меньше, чем в Италии или Франции.

Крупный сектор, которым распоряжается государство, – социальное обеспечение, здравоохранение и образование. Все это требует больших бюджетных затрат, потому и налоги, включая социальные отчисления, в Швеции достаточно высоки – примерно 60% ВВП. До недавнего времени здравоохранение и образование были абсолютно бесплатными. Образование таковым и осталось, включая высшее, а медицина частично стала платной.

Истоки шведской модели нужно искать в 30-х годах, когда социал-демократическое правительство, пришедшее к власти после мирового экономического кризиса 1929- 1933 гг., заключило соглашение с крестьянской партией о государственном регулировании экономики для бесперебойного процесса общественного производства. Основная цель этого решения – поддержание эффективного спроса и полная занятость населения.

Принятые меры позволили быстро преодолеть последствия кризиса. Но основные достижения нового курса, получившего с легкой руки публицистов название шведской модели социализма, пришлись на послевоенные годы.

Наличие сырьевых ресурсов (лес, железная руда, гидроэнергия), квалифицированные рабочие и инновационные таланты помогли Швеции к началу 40-х годов выйти на уровень Великобритании по доходу на душу населения. Благодаря нейтралитету нам удалось избежать участия в войне. Это сохранило промышленность и инфраструктуру и позволило хорошо подготовиться к извлечению выгод от роста мировой торговли в послевоенный период. Так, в 50-е годы ежегодный рост ВВП составил 3,3%, а в 60-е – даже 4,6%. Традиционные отрасли, базирующиеся на двух наиболее важных сырьевых ресурсах – железной руде и лесе, продолжали играть важную роль, однако возросло значение машиностроения и различных высокотехнологичных секторов. Швеция ныне имеет свои авиастроение, ядерную энергетику, две национальные автомобильные компании, развитую отрасль по производству вооружений, две фармацевтические компании, а также телекоммуникации с высоким уровнем технологии. Подобно другим малым промышленно развитым странам Швеция очень зависит от внешней торговли – объем ее экспорта составляет 40% ВВП.

Важный элемент шведской модели – политика на рынке труда. Общая ответственность за ее проведение возложена на парламент и правительство, в частности на министерство труда, которому подчиняется государственная администрация рынка труда. В этой системе существует около 400 государственных служб занятости. Но в последнее время разрешены и частные агентства по трудоустройству. Однако закон, как правило, требует, чтобы все возникающие вакансии работодатели регистрировали в государственной службе занятости.

Вот лишь некоторые факты из шведской жизни: средняя зарплата рабочего в промышленности – 16 тыс. крон в месяц, служащего в частном секторе – 22-23 тыс. крон (1 шведская крона = 0,13 долл. США). Самая низкая заработная плата – 9-10 тыс. крон, самая высокая – 40-50 тыс. крон. Пособие по безработице для работавших полный рабочий день – 240 крон в день; для тех, кто заранее застраховался, – 80% предыдущей зарплаты (максимально 580 крон в день). Больничный лист работнику понадобится лишь в том случае, если он болеет более 7 дней, а выплаты по нему составляют до 80% его заработка. Средняя продолжительность жизни – 78 лет у мужчин, 81 год у женщин – имеет тенденцию к росту. 7 из 10 шведов уверены в будущем, и только 2% пожилых людей считают, что экономически живут плохо.

– Как государство регулирует экономические процессы, происходящие в шведском обществе?

– Основные методы – правовые и экономические. Государство разрабатывает необходимые законодательные нормы, способствующие развитию той или иной отрасли, предоставляет льготы перспективным направлениям, а главным инструментом проведения такой политики является государственный бюджет. Известно, что в северных и южных регионах страны условия для развития экономики различные. Поэтому с помощью трансфертов правительство создает менее развитым северным муниципалитетам равные условия для предпринимательства.

Государственный сектор, включающий национальное правительство и местные органы самоуправления (муниципалитеты и областные советы), имеет широкий круг полномочий. В него входят образование, трудоустройство и промышленная политика, уход за больными и престарелыми, социальное обеспечение, защита окружающей среды и многое другое. Для реализации этих полномочий государственным органам необходима часть общенациональных ресурсов, получаемых ими в виде налогов. Поэтому уровень налогов в Швеции довольно высок. В то же время не следует забывать, что основная часть собранных средств возвращается налогоплательщикам в форме различных выплат и услуг.

Налоговая система Швеции включает множество прямых и косвенных налогов и сборов. Наиболее важными прямыми налогами являются государственный и местный подоходные налоги и государственный налог на собственность. Прямыми налогами облагаются также наследование (пошлины, уплачиваемые наследником) и дарение. Отдельно от налогов существует система разнообразных сборов, взимаемых с работодателей (расходы на социальное страхование), из которых выплачиваются пенсии, медицинские страховки и прочие социальные выплаты.

Все доходы от непрямого налогообложения, фактически поступающие в государственную казну, имеют два основных источника – налог на добавленную стоимость и акцизные сборы, которыми облагается ряд товаров. Определение уровня государственных и местных налогов входит во властные полномочия шведского парламента. Тем не менее местные органы могут устанавливать уровень подоходного налога непосредственно в муниципалитетах и областных органах самоуправления.

Одно из главных направлений государственного регулирования – разработка и осуществление различных программ на рынке труда. В частности, для стимулирования занятости и спроса на рабочую силу их более десяти. Задача состоит в поощрении спроса на труд в периоды его спада. Кроме того, они дают безработным возможность приобрести производственный стаж, что серьезно облегчает устройство на открытом рынке труда, а также закладывают основу для выбора профессии или курсов переквалификации. Благодаря такому подходу нам удалось сократить резервную армию труда до 5-6% по сравнению с 12-14% в 1990- 1991 гг., а в ближайшие годы этот показатель надеемся довести до 1,5-2%.

В мире известна и шведская система социального страхования населения. За время своего существования – особенно после второй мировой войны – она претерпела значительные изменения. Ее основной чертой стала универсальность, т. е. в орбите социального страхования оказывается каждый житель страны независимо от рода занятий, а во многих случаях и от того, получает или не получает этот человек заработную плату. Такое положение дел именуется в Швеции универсальной социальной политикой.

– Принятая в послевоенные годы модель управления экономикой остается неизменной до сих пор или она подвергалась корректировке?

– Серьезные изменения в механизме управления экономикой произошли в конце 80-х годов, когда действующая модель начала заметно пробуксовывать: в 1980-1990 гг. объем ВВП ежегодно увеличивался лишь на 2% – в 2 раза медленнее, чем в предыдущем десятилетии. Аналитики определили, что одной из главных причин спада стал быстрый рост так называемого прогрессивного налога. Работникам невыгодно было добиваться высоких заработков, потому что с низких доходов налоги взимались лишь в размере 20%, а с высоких – до 86%.

Компромисс найден при новом межпартийном соглашении, которое заключено в 1989 г. Целью договоренностей стали снижение уровня налогов и одновременно универсальное и эффективное налогообложение. Считается, что это стимулирует сбережение средств и противодействует накоплению долгов.

– Как же сегодня выглядит налоговая система?

– Новая налоговая система начала вводиться с июля 1990 г. и полностью вступила в действие в 1992 г.

Частные лица платят подоходный налог и государству, и местным органам управления, в то время как юридические лица (за исключением домовладений скончавшихся граждан) облагаются только общегосударственным подоходным налогом, уровень которого для фирм составляет 28%. Уровень подоходного налога для частных лиц в 1998 г. – примерно 25% любых доходов, полученных сверх установленного минимума, который в 1996- 1998 гг. равнялся 209,1 тыс. крон. Для более низких доходов общегосударственный подоходный налог составляет всего 100 крон. Такой уровень налогов был действителен только для вышеназванных лет, он отражал временное повышение сборов на 5% в связи с необходимостью преодоления бюджетного дефицита. Порог налогообложения определяется путем вычисления из некоторой базовой суммы, устанавливаемой законом о социальном страховании. Базовая сумма увеличивается в соответствии с инфляцией и служит основой для расчета различных социальных выплат.

Местный (коммунальный) подоходный налог определяется аналогичным способом. Ежегодно все местные органы управления (коммуны) решают, какую долю от налогооблагаемого дохода будет составлять налог. В среднем уровень местных налогов на доход равен примерно 20 – 22% полученной за год суммы.

Для нужд здравоохранения, коммунально-транспортного обслуживания населения взимаются региональные налоги. Как и местные, они исчисляются прямо пропорционально величине получаемого дохода и составляют примерно 10-12%. В целом же примерно 2/3 населения платят только местные и региональные налоги. Но те, кто зарабатывает больше, чем среднестатистический работник, обязаны платить и национальный подоходный налог. В начале 90-х годов, когда вводилась в действие новая налоговая шкала,  размер данного платежа составлял 20%, но затем по мере увеличения доходов этой категории граждан он вырос до 50%. Таким образом, для самых богатых людей суммарные платежи составляют до 86%.

Доходы теперь понимаются несколько шире, чем раньше. Так, выручка от работы, производимой в свободное время, тоже облагается налогом. То же самое относится и ко всем видам вознаграждения за труд и любой другой деятельности, включая заработную плату и прочие формы платежей, в зависимости от их рыночной стоимости. Введены новые правила для налогообложения доходов, связанных с использованием автомобилей. Полностью облагается налогом бесплатное питание. Существуют стандарты для налогообложения суточных.

– Удается ли налоговым органам собрать столь высокие платежи?

– Чиновники из налоговой службы утверждают, что им удается собирать до 98,5%. Думаю, что это преувеличение. Скорее всего, этот показатель достигает примерно 90%. Но вот что достоверно: себестоимость сбора налогов в Швеции – одна из самых низких в странах Европы. И достигнуто это за счет эффективной системы, в основе которой вот уже 50 лет находится система закрепления за совершеннолетними гражданами единого по всей стране номера налогоплательщика.

Кроме того, система сбора налогов устроена так, что платежи осуществляются постепенно в течение года. Она называется “уплата по мере получения доходов”. В принципе предварительные сборы должны составлять конечную сумму. Для лиц, работающих по найму, весь процесс расчета и уплаты налогов берет на себя работодатель. Те, кто не работает по найму, осуществляют предварительные платежи самостоятельно. Банки, Шведский центр регистрации ценных бумаг и другие организации, выплачивающие проценты или дивиденды, удерживают предварительные налоговые платежи с этих доходов. После того как с помощью налоговой декларации определена конечная сумма, подлежащая уплате, ее сравнивают с суммой предварительных платежей. Если их окажется недостаточно, налогоплательщик обязан доплатить разницу. Если уплачено больше, то остаток возвращается и налогоплательщик получает с этой суммы дополнительный процент.

Разумеется, это не всегда спасает от укрытия доходов. Скажем, кто-то захотел отремонтировать дом, автомобиль и рассчитывается с мастером наличными, не заключая и не регистрируя достигнутую договоренность. Поэтому и пошлина не поступает в казну. В целом мы считаем, что такая теневая экономика у нас составляет 10%, хотя в странах с переходной экономикой он достигает 40% и выше.

Но в Швеции существуют и налоговые льготы. В частности, общая сумма платежей может быть уменьшена за счет ряда вычетов. Основная скидка (индивидуальная льгота) составляет по меньшей мере 24% базовой суммы, которая  будет возрастать только на 60% общей инфляции. В 1997 г. минимальный размер скидки составил 8,7 тыс. крон, поскольку базовая сумма равнялась 36,3 тыс. крон.

В новой налоговой системе введена специальная скидка для пенсионеров, которая составляет как минимум 1,5 базовой суммы для одиночек и 1,325 базовой суммы для семейных пенсионеров. Однако размер этой скидки не может превышать величину минимальной пенсии вместе с пенсионной надбавкой или дополнительной пенсией. Она не может составлять меньшую сумму, чем основная скидка.

– Известно, что по уровню налогообложения Швеция значительно опередила другие страны Европы. Как отразился этот фактор на положении страны в Европейском союзе, куда она вступила пять лет назад?

– Вступление Швеции в ЕС в 1995 г. серьезно повлияло на экономическую ситуацию в стране. Свобода перемещения капиталов и рабочей силы, усилившаяся интернационализация производства, с одной стороны, способствовали росту экономики (ВВП в 1999 г. увеличился на 4%, тогда как в 1990-1993 гг. он сократился на 5%), а с другой – усилили бегство капитала и “утечку мозгов” – все больше высококвалифицированных специалистов стало уезжать за рубеж. Более того, если в 80-е годы наши крупные компании покупали предприятия за рубежом, то сейчас этот процесс пошел в обратную сторону – многие шведские фирмы перемещают свои штаб-квартиры в другие страны, сливаясь с местными предприятиями. Другой пример. Наши крупные фирмы – “АББ”, “Эрикссон”, “АСЕА”, “Вольво” и др. – приглашают большое число иностранных инженеров и экспертов. Но те без особой охоты откликаются на приглашения. А причина отказа все та же – высокие налоги.

Учитывая это, правительство и парламент разрабатывают сейчас новый законопроект о снижении налогового бремени. Нуждается в корректировке и ставки налогов на капитал, который способен легко уйти из страны. Об этом уже идут переговоры в рамках Евросоюза.

– Какие приоритеты устанавливает Швеция для себя во внешнеэкономической сфере?

– Один из них – максимально эффективно работать в Европейском союзе, где Швеция будет председательствовать с 1 января 2001 г. Евросоюз существует уже 40 лет, стал многочисленным и будет пополняться новыми членами. Наше председательство в нем – серьезный вызов шведской внешней политике.

Но есть у правительства и еще один приоритет – отношения с Россией. Мы предполагаем, что в будущем наши контакты должны развиваться преимущественно в рамках соглашений по линии Россия – Евросоюз. Что же касается шведско-российских связей, то мы соседи уже 1200 лет и между нашими странами сегодня практически не существует нерешенных проблем. А в 90-е годы, когда Россия открылась внешнему миру, наши отношения еще более окрепли.

В области экономики и торговли напрашиваются параллели с началом ХХ в., когда Россия была для шведов исключительно выгодным рынком. По сути, такие фирмы, как “Нобель”, “Эрикссон”, “Альфа-Лаваль”, накопили капитал и создали свое имя в России, где их деятельность была необычайно выгодна и важна. Сегодня шведские фирмы разместились в обеих российских столицах, частично вернувшись на старые места. Заметен наш вклад и в российские инвестиции. Швеция как внешнеторговый партнер занимает 18-20 место в обороте России, а по объему инвестиций вышли на 6-7 место. Причем наши капитальные вложения не подверглись кризисным колебаниям, потому что были вложены на долгосрочной основе и в конкретные производственные проекты. В частности, на наши деньги в Подмосковье недавно построен крупный мебельный центр ИКЕА стоимостью 160 млн долл., ряд других объектов.

Наши страны заключили ряд соглашений о подготовке менеджеров для России. В частности, в соответствии с президентской программой обучения кадров за рубежом Швеция обязалась за пять лет подготовить 1 тыс. специалистов для российских предприятий. Курс обучения уже завершили более 300 человек. Кроме того, мы приглашаем из российских регионов на стажировку группы по 15-20 специалистов социальной сферы. Эти программы уже освоили социальные работники из Новгорода, Пскова, Саратова, Самары, Казани и других городов. Наш опыт изучали губернаторы, сотрудники Министерства финансов, налоговых служб, аудита, федерального казначейства. Переподготовка кадров идет и по линии прямых связей между предприятиями Швеции и России. Успехи, как видите, есть. Однако возможности нашего сотрудничества гораздо шире. Для этого необходимы в первую очередь позитивные перемены в российском законодательстве и экономике.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz