Номер 5/99ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Экономическая политика: стратегия и тактика


15-18 июня 1999 г. в г. Санкт-Петербурге по инициативе Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Межпарламентской ассамблеи СНГ состоялся
3-й Петербургский экономический форум, собравший более 2 тыс. руководителей высших органов представительной и исполнительной власти, регионов, политиков и ученых, крупных хозяйственников, финансистов
и деятелей культуры из 59 стран, а также представителей ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы и ряда других международных и европейских экономических
и финансовых организаций.
Заслушано около 500 научных докладов и сообщений, представлено свыше
1,5 тыс. инвестиционных проектов. По итогам дискуссий за “круглым столом” выработаны рекомендации по таким темам, как “Россия, СНГ в мировой экономике: сотрудничество или соперничество”, “СНГ: возможности
и перспективы становления единого экономического пространства”, “Денежно-кредитная политика и роль коммерческих банков в развитии интеграции стран СНГ”, “Роль национальных и транснациональных корпоративных структур в интеграционных процессах стран СНГ” и др.

Ориентиры государственного управления

(3-й Петербургский экономический форум)


Противоречия мировой экономики


Форум уделил внимание анализу глобальной ситуации. Отмеча- лиcь крупные перемены, которые произошли в странах мира и СНГ в 90-е годы. Развитые страны неуклонно наращивали свой потенциал, двигались в постиндустриальное общество, а Россия и другие страны Содружества оказались отброшенными назад по основным показателям социального и экономического развития.

Подчеркивалось, что рыночные реформы необходимы, но использованная радикал-либералами модель оказалась неэффективной. Ожидания людей не оправдались. Особенно сильный удар по экономике и политической стабильности в России нанес финансовый кризис 1998 г. Только к лету 1999 г. и с огромными усилиями страна начинает от него оправляться.

В мировых делах развернулась борьба двух противоположных тенденций. С одной стороны, большинство человечества стремится к многополярному миру и созидательному сотрудничеству самобытных цивилизаций, а с другой – налицо попытки утвердить гегемонию единого всемирного центра власти, диктующего всему человечеству свои нормы и правила.

В новых условиях пока еще не ясно, сможет ли Вашингтон сохранить свое лидерство в системе международных отношений XXI в. Тем не менее США по-прежнему являются крупнейшей экономической и финансовой державой. ВВП страны в 1998 г. достиг 8 трлн долл. – это примерно на 2/3 больше, чем в середине 80-х годов. На долю США приходится свыше 23% мирового ВВП и примерно 14% мировой торговли. В долларах деноминированы 40% всех мировых финансовых средств и 64% официальных резервов конвертируемой валюты.

Доля РФ в мировом ВВП составляет примерно 1,5%, в мировых государственных расходах – менее 0,5%. По данным Всемирного банка, ВНП современной России на душу населения в 1,5 раза ниже общемирового показателя и в 5 раз ниже уровня развитых стран.

Грубейшие просчеты в осуществлении экономической и бюджетной политики и незащищенность перед последствиями мирового финансового кризиса резко увеличили зависимость РФ от внешней помощи и поставили под вопрос возможность проведения самостоятельного курса во внешней политике. Защита интересов России требует подключения Москвы к интеграционным процессам, установления тесного сотрудничества с межгосударственными институтами.

Для многих государств, включая Россию и другие страны СНГ, глобализация создает немалые трудности и риски. Они проистекают из недостаточной подготовленности национальных экономических, административных и правовых систем. Поэтому часто принимаются правила игры более сильных участников хозяйственного обмена. В этих условиях важно максимально ограничивать возможность возникновения ситуаций, подобных мировому финансовому кризису 1997-1999 гг., когда многие страны испытали на себе дестабилизирующий эффект быстрых и крупномасштабных миграций портфельных инвестиций, действий международных финансовых спекулянтов.

В выступлениях участников форума отмечалось также, что мировая экономика представляет собой многоярусную и весьма динамичную систему. На верхнем этаже происходит обмен преимущественно науко- и техноемкими готовыми изделиями и их компонентами (на долю научно-технического прогресса в развитых странах приходится от 85 до 95% прироста ВВП). Нижний этаж этой системы – сфера торговли природными ресурсами или их производными – топливом, металлами, древесиной, сельскохозяйственным и минеральным сырьем. Россия и страны СНГ в целом по структуре своего производства и экспорта почти полностью сползли на самый нижний этаж мирового рынка и обязаны в кратчайшие сроки изменить эту ситуацию. Вместо источника дешевого сырья они могут стать транспортно-коммуникационным мостом между Евроатлантическим и Азиатско-Тихоокеанским регионами.

На заседании “круглого стола” развернулась также дискуссия о роли глобальных международных институтов, управляющих мировой экономикой, – ВТО, МВФ, Всемирного банка. При этом подчеркивалось, что в конце ХХ в. именно ВБ и МВФ, а не ООН, взяли на себя главную роль в обеспечении международной экономической безопасности. Фактически произошла подмена Совета Безопасности ООН созданными и контролируемыми Западом финансовыми институтами. По мнению ряда участников, модель рыночной экономики, навязываемая ВБ и МВФ, стала одной из причин обвала финансовых рынков стран Юго-Восточной Азии в 1997 г. и продолжающегося углубления экономического кризиса в России.

В этих условиях, считают участники форума, требуется скорейшее самоопределение России, СНГ в целом в мировой экономике и политике и разработка среднесрочной стратегии, нацеленной на восстановление статуса полноправного участника глобальных процессов и эффективное участие в международном разделении труда. Уже в следующем десятилетии Россия обязана выйти на путь ускоренного экономического развития с тем, чтобы к 2015 г. увеличить ВВП до 4-5% мирового объема. Не меньшей должна быть доля страны в размерах инвестиций и государственных расходов.

Участники форума предложили выделить в качестве приоритетов при разработке стратегии вхождения России и СНГ в целом в мировую экономику XXI в.:

1. Учет геоэкономических интересов стран, адекватную реакцию на кардинальные изменения в технологической основе, организации, правилах функционирования мирового хозяйства.

2. Переход от торгово-посреднической к воспроизводственной модели внешнеэкономических связей, активной поддержке экспорта товаров высокого уровня обработки и созданию необходимой для этого институциональной структуры.

3. Восстановление и сохранение равновесия между степенью открытости экономик стран СНГ и национальной экономической безопасностью, нормы которой на сегодня существенно нарушены.

4. Восстановление государственных функций целеполагания и программирования развития.

5. Контроль и управление внутренними и внешними государственными долгами и активами.

6. Активный выход на международный рынок капиталов на основе перехода на международные стандарты и правила формирования рынка ценных бумаг и национальных платежно-расчетных систем.


Успех рождается на основе стратегического планирования


Прозвучала мысль, что необходима понятная для всех система экономических приоритетов, позволяющая видеть дальше краткосрочных целей и интересов.

Россия может найти собственные резервы роста и развития.

Необходимо уже сегодня создать максимум условий для поддержки отечественных производителей.

Известно, какую роль в рыночной среде играют экономические ожидания. Амплитуда ожиданий, в том числе инфляционных, тем сильнее, чем неопределеннее поведение государства, чем меньше доверия к нему. Государство обязано доказать, что умеет контролировать и сдерживать негативные процессы.

Речь идет о совокупности мер оперативного, иногда превентивного и обязательного реагирования государства на те или иные процессы и явления. Причем стабилизаторы должны быть экономическими прежде всего по своему назначению.

Правительство должно создать систему экономической безопасности.

Мы живем в экономике с двойным дном. Опасность двойственной экономики состоит в том, что она отталкивает все легальные инвестиции, живые деньги, эффективные формы организации снижения затрат и базируется на движении полукриминального капитала, бартере, схемах укрывания прибыли, раздувании издержек. Экономика двойного дна дает дополнительный импульс росту цен. На каждом этапе денежного оборота появляются незащищенные доходы, так называемые откаты. В орбиту “черного нала” втягиваются государственные чиновники, растет коррупция, благодаря которой обеспечивается выгода отдельных предпринимателей.

Мы имеем дело с паутиной теневых экономических связей. Борьба здесь должна быть беспощадной, открытой, направленной на ликвидацию всех основных нитей, на которых держится эта паутина.

Государственная система экономической безопасности должна строиться на базе своего рода общественного договора между государством, гражданином, бизнесом.

С развитием правового государства можно связать продолжение экономических реформ России. Важнейшим здесь является ясно и однозначно определенные права собственности. Необходимо ввести конкретный, понятный всем правовой механизм реализации прав пользования землей с учетом интересов как земледельца, так и общества в целом. Эта проблема выходит за рамки сельского хозяйства и затрагивает все сферы экономической деятельности, добывающую промышленность, строительство, транспорт.

Усилившаяся за последние годы специализация России на производстве и экспорте сырья не имеет долгосрочной перспективы. Она ставит страну в зависимость от мировой конъюнктуры. Необходимы коррективы международной специализации России за счет развития отдельных высокотехнологичных отраслей, продукция которых в следующем веке может быть конкурентоспособной на мировом, европейском рынке.

В условиях недостатка бюджетных средств важным аспектом промышленной политики должна стать поддержка информационной инфраструктуры и проектов в отдельных направлениях новейших технологий, т. е. тех проектов, которые обеспечивают долгосрочные перспективы развития отечественной экономики и ее интеграции в мировое хозяйство. Это требует целенаправленной политики в реструктуризации промышленности.

Белоруссия не пошла по пути шоковой терапии. Несмотря на последствия финансового кризиса, который затронул многие мощные государства, стране удалось сохранить положительные тенденции. В 1998 г. ВВП увеличился на 8%, промышленное производство - на 12%. За 5 мес. 1999 г. прибавка составила соответственно 3% и 6,6%. Постепенно меняются формы собственности. Так, негосударственный сектор в промышленности составляет 41%, строительстве – 51, а в сфере услуг – 62. Другими словами, частная собственность формируется в соответствии со стратегией развития многоукладной экономики. Если после развала СССР ВВП Белоруссии составлял лишь 40% уровня самого лучшего 1990 г., то сегодня уже 83% и в ближайшие два-три года этот разрыв будет полностью ликвидирован.

В концепцию экономического роста Белоруссии заложены три главных направления – экспорт, продовольственная безопасность, социальные проблемы, в первую очередь строительство жилья. Источники самые разные: бюджет, сбережения граждан, но большая часть – средства предприятий.

В результате того что в стране есть твердая власть, идет серьезная борьба с коррупцией, подавлены мафиозные структуры, инвесторы явно разворачиваются в сторону Белоруссии. Созданы три свободные экономические зоны, осуществляются совместные проекты с такими фирмами, как “Ман”, “Форд”, “Алкатель”, “Кока-Кола”, швейцарской “Бельбелта-телефон”. Всего создано 2 300 предприятий с иностранным капиталом, и этот процесс имеет положительную динамику.

Высказано мнение, что локомотивами экономического роста в странах СНГ должны стать промышленные корпорации. Формирование ТНК является необходимым элементом интеграционных процессов в СНГ и одним из способов предотвращения захвата корпораций иностранным капиталом. В российской экономике в результате 4-кратной девальвации рубля заметно ослабла импортная конкуренция. Национальная промышленность получила определенные стимулы и возможности наращивать производство пользующейся спросом продукции для внутреннего потребления и на экспорт. Как результат, в первом квартале 1999 г. в цветной металлургии производство выросло на 2%, стройиндустрии – на 5, химии, нефтехимии и стекольной промышленности прирост составил 6%. К сожалению, уже сейчас дальнейший рост упирается в ограниченность внутреннего спроса на рынке.

Участники форума, высказавшиеся по проблемам промышленной политики, заявили, что правительство РФ должно четко определить приоритеты в этом деле. Одновременно был высказан ряд рекомендаций властным структурам. В частности, правительству РФ предложено:

оформить задолженность государства перед промышленными предприятиями в виде государственного долга, четко определив процедуру и сроки его погашения;

реструктурировать задолженность предприятий по обязательным платежам путем предоставления рассрочки по выплатам основного долга;

создать систему стимулирующих мер для производителей, работающих на импортозамещение, в виде снижения налогов, списания части задолженности по платежам в бюджет;

сформировать разветвленную систему лизинга для сложной продукции машиностроения и приборостроения;

стимулировать организацию специализированных компаний по техническому сервису, рекламе, маркетингу, а также дилерской сети для продвижения продукции с целью повышения ее конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках.


Долг государства – создать условия для бизнеса


В цепи событий, которые начались в середине 1997 г., мировая экономика столкнулась с наибольшей за вторую половину века угрозой своей стабильности - тяжелым и суровым всемирным кризисом. Кризис поразил те страны Азии, которые до этого показывали наиболее быстрый рост. И он стал также угрожать странам всего мира, а также финансовым рынкам.

В настоящее время ситуация улучшилась, хотя остаются определенные риски. В особенности это касается стран Азии и стран Латинской Америки. Многочисленные изменения в области экономической политики и реформы, которые уже начаты, предоставили этим странам возможность выйти из кризиса и оказаться более сильными, чем они были раньше.

Что может стать ключевым для экономического роста России?

На форуме предложено – сосредоточиться на создании среды, в которой может процветать частное предпринимательство. Речь идет о том, чтобы в цели социально-экономической политики заложить правовую основу для работы рынка и выступить в качестве регулятора, наблюдателя и контролера, разработчика стандартов хозяйственной деятельности.

Производственным и финансовым предприятиям нужно завершить процесс разгосударствления, отделения, отчуждения от государства, оставаясь при этом примерными законопослушными субъектами экономики. Это означает, что нужно применять международные стандарты эффективного управления компанией. Все предприятия – частные и государственные, отечественные и иностранные – вправе ожидать от властей по отношению к себе справедливого режима.

Нигде в мире нет хорошо работающей экономики на основе бартера. Задача государства – избавить страну от практики неплатежей, вернуться к экономике денег, искоренить коррупцию. Перед участниками конференции был поставлен вопрос: какую экономику в результате либеральных реформ построили в России?

Во-первых, в рыночной экономике основной капитал имеет более высокую рентабельность по сравнению с торговым и финансовым. В России все наоборот. Финансовый, торговый капитал оказался на порядок выше капитала, идущего в производство. Этот феномен заблокировал поступление денежных ресурсов, экономика России раскололась на две части – денежно-финансовую сферу, где деньги делаются ради денег, и реальный сектор производства. Во-вторых, альфой и омегой рыночных отношений является приватизация. Сегодня в РФ 2/3 экономики – негосударственный сектор. Однако производительность труда составляет 1/3 от уровня 1991 г. Если в 1990 г. мы отставали от США в 4,5 раза, то теперь – в 7 раз. В-третьих, уровень инфляции до 30-45% в год является исходной базой для того, чтобы инвестиции пошли в производство. Но в 1997 г. инфляция была 11%, а вместо роста производства статистика фиксирует спад. Какой же рынок строить, когда у страны долговые обязательства на уровне 130% к ВВП и 70% натурального сектора, из которых более 45% составляет бартер?

В МВФ нет  понимания факторов, определяющих экономический рост в России. Но если МВФ понять можно, то это нельзя отнести к действиям Минэкономики и ЦБ РФ, которые идут на дальнейшее разрушение экономики. По их рекомендации, в частности, в 1999 г. идет сокращение дефицита бюджета до 9%. Но как только сокращается расходная часть бюджета, прежде всего ассигнования на социальные нужды, то свертывается масштаб производства, уменьшая налогооблагаемую базу.

Презентация на форуме проектов “Сибирское соглашение” и “Большая Волга” – хорошее подтверждение, что экономические регионы постепенно начинают обретать реальные черты. В Северном экономическом регионе, включающем республики Коми и Карелия, Архангельскую, Мурманскую и Вологодскую области,  видно начало формирования сильного экономического пространства не на административных, а на экономических связях. Однако уже в начале этого процесса федеральный центр упустил возможность для быстрой диверсификации региона, потому что переход к рынку обнажил все проблемы в структуре производительных сил.

Применительно к стратегии развития региона реальным выглядит такой вариант. Максимально развивая экономику каждой административной единицы, одновременно производить быстрое сращивание их в одно экономическое пространство. Путь к этому – совместные инвестиционные проекты, такие, как газопровод Нюксеница – Архангельск – Мурманск (стоимость 300 млн долл.), строительство участка железной дороги протяженностью 230 км (350 млн долл.), Котласского автомобильного моста (130 млн долл) и др. Для создания благоприятного инвестиционного климата в Архангельской области решаются следующие задачи:

завершается формирование залогового фонда;

внедряется технология ипотечного кредитования строительства жилья;

разрабатывается система мер по обеспечению сохранности технологий экономически значимых предприятий при введении процедуры внешнего управления;

активная поддержка системообразующих проектов.

Для реализации этих задач планируется принять ряд законов, предусматривающих льготы для инвесторов.


СНГ: интеграционные процессы – от предприятий


В настоящее время в соответствии с решением Совета глав государств СНГ осуществляется реформирование и структурная перестройка Содружества. Упразднен исполнительный секретариат, ликвидирован ряд других структурных органов. Штатная численность сотрудников сокращена вдвое.

Безусловно, вопросы совершенствования СНГ, создание на его пространстве зон свободной торговли (ЗСТ) окажутся главными в работе Содружества на ближайшую перспективу. Причем образование ЗСТ является инструментом развития цивилизованной торговли между странами СНГ. Введение в действие соглашения о ЗСТ, формирование необходимой правовой базы внешнеэкономических отношений позволят повысить экспортный потенциал всех стран СНГ, будут содействовать закреплению наших предприятий на рынках Содружества.

Следующим шагом должно быть решение проблем платежно-расчетных отношений, без которых любые планы в сфере производственной и торговой кооперации ничтожны. Важен вопрос совершенствования управления интеграционными процессами.

Пришло понимание необходимости выстроить интеграционные процессы не сверху вниз, а снизу вверх – от реальных связей субъектов хозяйствования, включая малые и средние, от региональных программ – к общегосударственным. Только такой подход дает простор для самостоятельности и творчества предпринимательских структур, создает надежный рыночный механизм. Выиграть битву со временем можно будет только в условиях политической стабильности и точного выбора приоритетов. Среди них:

становление цивилизованного рынка через поддержку и разумный протекционизм по отношению к отечественным производителям;

укрепление системы власти в стране, но без всяких мыслей о силовых вариантах;

ответственность власти перед обществом и ее подконтрольность;

государственная поддержка науки и современных технологий;

создание простора и правовых гарантий для творческого и созидательного предпринимательства;

использование государством власти там, где это необходимо для общего блага, – это и эффективное управление государственной собственностью, и регулирование деятельности естественных монополий.

При реализации этих приоритетов необходимо стремиться укреплять рыночные отношения, создавать единое правовое поле на просторах СНГ, развивать и поддерживать дух единения в обществе.

ПАВЕЛ ШИНКАРЕНКО
кандидат экономических наук
научный редактор-консультант журнала

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz