Номер 6/03 Главная Архив К содержанию номера

Экономическая политика:
стратегия и тактика


Азербайджан: предпосылки для ускоренного развития

АГИЛЬ АЛИЕВ
доктор экономических наук, профессор,
член-корреспондент Национальной академии наук Азербайджана

НАТИК КАСИМОВ
доктор экономических наук


•Ранняя стадия развития рыночных отношений в Азербайджане
была формальной и плохо организованной, а в некоторых случаях приняла криминальные формы
•Экономическая стратегия страны основана на четырех источниках роста – топливно-энергетических ресурсах, транзитном потенциале, сельском хозяйстве и связанном с ним промышленным комплексе
и неиспользованных ресурсах регионов
•В ближайшие годы иностранные ссуды и кредиты перестанут быть средствами финансовой стабилизации и уступят эту функцию внутренней банковской системе

Первые годы после восстановления независимости Азербайджана в 1991 г. были наиболее трудными для национальной экономики. Они связаны с глубоким политическим кризисом, угрозой гражданской войны, транспортной блокадой, попытками государственного переворота и расхищением общественной собственности. Отсутствие в этот период у исполнительных властей конкретной, последовательной и систематической программы действий в области проведения экономических реформ привело к тому, что остались нереализованными принятые законы и нормативные акты, призванные обеспечить переход от системы централизованного планирования и распределения к рыночной экономике.


Два этапа рыночной трансформации


История социально-экономического развития Азербайджана, начиная с установления его независимости, может быть разделена на два этапа.

Первый период (1990 – 1993 гг.) характеризовался обнищанием населения, гиперинфляцией и неконтролируемой экономикой. Неблагоприятная финансовая, денежно-кредитная и внешнеэкономическая политика, а также влияние инфляции на макроэкономические условия привели к тяжелым потерям в экономике и в конечном итоге к развалу финансово-банковской системы. Разрушение торговых связей с постсоветскими республиками, а также утрата традиционных рынков сбыта азербайджанской продукции еще более усугубило ситуацию.

Ранняя стадия развития рыночных отношений, прежде всего в торговле, услугах, транспорте, снабжении и банковском деле, была в значительной степени формальной и плохо организованной, а в некоторых случаях приняла криминальные формы. Во внешней торговле из-за слабой организационно-правовой базы многие предприятия и в особенности новые рыночные структуры продавали за рубеж ценные нефтепродукты, алюминий, хлопок и потребительские товары по демпинговым ценам, в результате чего экономика Азербайджана потеряла сотни миллионов долларов; кроме того, львиная доля дохода перемещена в иностранные банки.

Меры, осуществленные в 1992-1993 гг. с целью искоренения социальной напряженности (увеличение заработной платы в 2-3 раза, установление минимальной заработной платы, многочисленные компенсации и т.п.), из-за несоответствия реальным возможностям и недостаточного обеспечения экономической поддержки лишь подтолкнули рост инфляции. В результате несбалансированной казначейской и денежной политики появились серьезные проблемы в банковско-финансовой и внешнеторговой областях деятельности:

дефицит бюджета увеличился по отношению к ВВП с 0,1% в 1991 г. до 13% в 1994 г. и покрывался Национальным банком, что привело к огромному росту денежной массы в обороте;

денежная эмиссия в 1992-1994 гг. составляла 40-45% доходов населения;

объем кредита в 1992-1994 гг. составлял 55-60% ВВП;

процентная ставка Национального банка в 1994 г. достигла 250%;

национальная валюта манат, которая появилась в середине 1992 г., начала обесцениваться, и к 1995 г. ее покупательная способность снизилась в 9 раз по сравнению с российским рублем и в 245 раз по сравнению с американским долларом;

годовой уровень инфляции в 1994 г. превысил 1600%;

товарооборот внешней торговли в 1992-1994 гг. уменьшился на 42%.

Все эти, а также иные объективные и субъективные факторы привели к беспрецедентному спаду жизненного уровня населения и экономики Азербайджана. В конце 1993 г. Азербайджан переживал глубокий социально-экономический кризис.

Второй период (с 1994 г. по настоящее время) – годы радикальных перемен, приведших к макроэкономический стабилизации, реструктурированию и возрождению экономики, улучшению условий жизни людей.

Несомненно, Гейдар Алиев, избранный президентом Азербайджанской Республики всенародным голосованием, стал ключевой фигурой, ответственной за все социально-экономические достижения второго периода. Он сумел обеспечить социальную и политическую стабильность, заложить основу для дальнейших преобразований народного хозяйства. С устранением угроз политической и экономической безопасности страны сформировался курс на безотлагательные крупномасштабные социально-экономические реформы. Свидетельством стабильности в стране стало подписание в сентябре 1994 г. многомиллиардного контракта с международными нефтяными компаниями, что ознаменовало включение Азербайджана в мировую экономику.

В этот же период предприняты активные действия для восстановления сотрудничества с основными международными экономическими и финансовыми учреждениями, чья техническая помощь оказалась существенной при выполнении в 1995-1999 гг. трех правительственных программ, нацеленных на укрепление макроэкономической стабильности, реструктурирования экономики, повышения жизненного уровня людей.

Правительство приняло жесткий бюджет, взяло курс на эффективную таможенную и социальную политику. В результате либерализации цен, активизации внешней торговли и валютного рынка, а также ограничения участия государства в экономической деятельности предприятий (которая включала в себя отказ от системы государственных договоров, квот, лицензирования и т.д.) удалось замедлить падение ВВП, достичь приемлемого уровня дефицита бюджета и нормы инфляции, стабилизировать курс национальной валюты, приостановить обнищание населения. В целом экономическое развитие стало в значительной степени управляться рыночными методами.

В результате этих усилий в экономической сфере произошли следующие изменения:

для преобразований во всех секторах экономики принято около 250 законов и более 700 нормативно-правовых актов;

дефицит бюджета сократился до 1-2% ВВП, прекращено его погашение за счет кредитов национального банка;

правительственные ассигнования на социальные потребности увеличились до 50%;

процентная ставка национального банка уменьшена до 10%;

национальный золотовалютный запас равен объемам 5-6-месячного импорта страны, что обеспечило достаточное пространство для маневра на валютном рынке;

устойчивость обменного курса национальной валюты по отношению к твердым валютам;

началась приватизации посредством денег и чековых аукционов;

проведена земельная реформа, включая передачу более 1,3 млн га сельскохозяйственных угодий сельскому населению с правом купли-продажи;

внешняя торговля существенно либерализована, что позволило увеличить товарооборот внешней торговли по платежному балансу, включая товары и услуги до 3,9 млрд долл., или в 2,5 раза по сравнению с 1994 г.;

произошли крупномасштабные изменения, по которым приблизительно 25 министерств, государственных предприятий и объединений закрыты, образованы десятки акционерных компаний, отменены системы квот, экспортного налога и т.д.;

проведены подготовительные работы для вступления в ВТО.

Формирование структур рыночной экономики в Азербайджанской Республике
 19961997 199819992000
Число приватизированных предприятий и объектов*
Всего6 03411 798 14 89616 90418 625
В том числе:      
 промышленность18344> 499  
строительство238 190  
 сельское хозяйство144 106  
 торговля и предприятия665 1 9392 809   
 бытовое обслуживание5 140 9 0179 306   
Число фермерских хозяйств, земельная площадь и размеры хозяйств
зарегистрировано
хозяйств, тыс.
3,211,6 22,825,636,1
площадь закрепленных земельных участков, тыс.га60,4 132,8159,9146,9 115,4
приходится земли на одно хозяйство, га19 1176 3
Доля фермерских хозяйств в общем объеме производства основных видов
сельскохозяйственной продукции, %
Зерно734 688495
Картофель9698 979799,9
Овощи8894 939498
Скот и птица (в убойном весе)84 959899 99>
Молоко9498 99,299,499,5
Яйца9593 949591

* Без транспортных средств
Источник: 10 лет Содружества Независимых Государств (1991-2000). Статистический сборник. – М. – 2001. – С. 166-167.

Приватизация, земельная реформа и развитие частной коммерческой деятельности (см. таблицу) облегчили рост доли негосударственного сектора в объеме ВВП до 68% в 2000 г. по сравнению с 29% в 1994 г.; в промышленности эта доля увеличилась до 44% (против 2,1% в 1994 г.), сельском хозяйстве – 98% (соответственно 57%), инвестициях – 52% (39%), на пассажирском транспорте – 85,6% (14,3%), в торговле – 98% (83%), образовании – 20%, здравоохранении – 38% и на предприятиях коммунального обслуживания – 79%.


Инвестиции –
фактор восстановления экономики


Важным достижением стало увеличение потока иностранных инвестиций в результате создания благоприятного инвестиционного климата. Если в 1993 г. экономика Азербайджана не получила никакого иностранного капитала, то уже в 1994-2000 гг. в страну было привлечено 5,5 млрд долл. прямых инвестиций, включая 3,3 млрд долл. (60%) – в нефтяной сектор и 2,2 млрд долл. – на развитие инфраструктуры в других отраслях промышленности.

Привлечение иностранного капитала было основным предварительным условием восстановления азербайджанской промышленности, строительства, транспорта, коммуникаций и других секторов обслуживания. За последние пять лет местные подрядные организации, победившие во многих тендерах, выполнили по заказу иностранных компаний различных работ объемом приблизительно 600 млн долл. В настоящее время примерно 50 тыс. жителей Азербайджана работают на индустриальных и непроизводственных предприятиях, образованных за счет иностранного капитала, получая относительно высокую зарплату.

В течение последних лет параллельно с иностранными инвестициями также устойчиво росли капиталовложения из местных источников. Таким образом, в 1995-2000 гг. за счет средств из государственного бюджета, местных компаний и частных лиц инвестиции превысили 9,7 трлн манат (2,3 млрд долл.), в том числе 52% ассигновано на развитие отраслей промышленности, 29 – на строительство жилых зданий и предприятий коммунального обслуживания, 9 – на транспорт и коммуникации и 10% – на строительство объектов торговли и бытового обслуживания, учреждений культуры, гостиниц и т.д.

Либерализация внешней торговли и упрощение процедур экспортно-импортных операций подготовили почву для ускоренного развития внешнеторговых связей Азербайджана. В 2000 г. республика торговала со 123 странами (по сравнению с 57 странами в 1994 г.), а внешнеторговый товарооборот составил 3,9 млрд долл. – в 2,5 раза больше, чем 1994 г. Впервые достигнуто положительное сальдо внешней торговли почти 400 млн долл.; доля внешнеторговых сделок в твердой валюте составила 67% (против 31% в 1994 г.).

Основной целью экономического курса азербайджанского правительства всегда было повышение благосостояния людей и восстановление их утраченной веры в будущее. За 1999-2002 гг. дефицит внутреннего потребительского рынка устранен. Увеличение покупательной способности населения отражено в восходящей тенденции в потреблении товаров и услуг, которые в 1995-2000 гг. в среднем составляли 14% и 4% соответственно. За тот же промежуток реальный доход населения увеличился в среднем в 2,5 раза, а ежемесячный заработок работающей части – в 13,8 раза, в то время как инфляция была фактически заморожена. Другой тенденцией стало уменьшение расходов населения на потребительские товары и бытовые услуги и увеличение на культурные и образовательные нужды.

Однако преобразование прежней централизованной экономики в рыночную сопровождалось ошибками и объективными социальными недостатками, в некоторых случаях вызванными противоречивыми правовыми актами или задержками в принятии решений. Но в целом государственные и экономические модели развития, принятые Азербайджаном, оказались жизнеспособными, что подтверждено стабильным экономическим ростом, достигнутым страной. Это мнение в значительной степени разделяют такие международные организации, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский союз и независимые эксперты.


Источники экономического роста


Азербайджан вступил в новое тысячелетие обладая всеми предпосылками для ускоренного развития. Теперь, когда задача состоит уже не в том, чтобы просто удержать достигнутые показатели, но модернизировать экономический комплекс, включая его инфраструктуру, и приступить к решению важных социальных задач, страна сталкивается с новыми проблемами.

Республика приняла экономическую стратегию, которая ориентирована на четыре потенциальных источника роста – топливно-энергетические ресурсы, транзитный потенциал, сельское хозяйство и связанный с ним промышленный комплекс и неиспользованные трудовые и экономические ресурсы регионов.

Азербайджан – один из традиционных нефтегазодобывающих регионов мира. Нефтяной сектор составляет почти 60% индустриальной структуры и включает нефтегазодобывающую, перерабатывающую промышленность, а также маркетинг нефти и нефтепродуктов.

В настоящее время нефтедобывающая промышленность находится на пороге бума. Реальная перспектива увеличения добычи нефти и газа преимущественно связана с развитием новых морских залежей.

В сентябре 1994 г. Азербайджан вступил в соглашение с основными международными нефтяными компаниями об объединенном исследовании и разработке месторождений Азери, Чыраг и глубоководной части Гюнешли, которое назвали контрактом столетия.

Основан консорциум с участием нефтяных компаний из США, Великобритании, Норвегии, России, Турции, Японии и Саудовской Аравии – Азербайджанская международная операционная компания (АМОК).

Систематические усилия, направленные на соблюдение принципов демократии, правового государства и рыночной экономики, создали благоприятные условия для привлечения иностранных инвесторов и заключения в течение короткого времени 20 контрактов по разведке и эксплуатации множества перспективных нефтяных залежей. Общий объем иностранных инвестиций по этим контрактам составляет приблизительно 60 млрд долл.

С ноября 1997 г. согласно первому контракту добыто и отправлено в Европу более 12 млн т сырой нефти. Полный ежегодный объем добычи нефти вырос с 9 млн т в 2000 г. до 14,1 млн т. По оценкам зарубежных и местных специалистов, ежегодная добыча нефти к концу следующего десятилетия достигнет 45-50 млн т, а газа – 18-20 млрд м3.

Таким образом, развитие нефтяного сектора Азербайджана на предстоящие десятилетия обеспечено договорами, подписанными в рамках нефтяной стратегии президента Азербайджана.

Однако, несмотря на огромное его значение для экономики страны, в настоящее время доля нефтяного сектора в национальном ВВП не превышает 18-19%, остальная продукция приходится на такие отрасли, как машиностроение, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая индустрия, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов и сельскохозяйственная промышленность (последняя составляет примерно 20%).

В советское время 80-85% продукции этих отраслей в виде сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий экспортировались в республики СССР. После 1991 г. спрос на эти товары резко снизился и вследствие этого начиная с 1996 г. сократилось производство в нефтяном комплексе и сельском хозяйстве.

Хотя в последние годы и отмечены положительные тенденции, способность производить качественные товары ограничена устаревшим оборудованием и технологией. Поэтому перед Азербайджаном стоит актуальная задача восстановления, модернизации и расширения ее нефтяных секторов и обеспечения их конкурентоспособного уровня. Однако, согласно оценкам, финансовый и технологический потенциал страны в ближайшем будущем недостаточен для решения такой важной стратегической задачи. В этой связи правительство страны намеревается создать благоприятную правовую и организационную среду для привлечения иностранных инвестиций.

Адекватные экономические стимулы для движения иностранного капитала предусмотрены специально подготовленным законодательством и нормативно-правовыми актами и инструкциями.

Поток иностранных инвестиций играет важную роль в ускорении интеграции Азербайджана. Кроме проектов международных нефте- и газопроводов, предназначенных для обеспечения экспорта в Европу энергоресурсов не только из Азербайджана, но и Казахстана и Туркмении, страна максимально стремится использовать свое выгодное географическое положение, представляющее превосходную перспективу стать центром транзита по маршруту Европа – Кавказ – Азия. Он имеет большое значение в восстановлении исторического «Шелкового пути», проекта, поддерживаемого 32 европейскими и азиатскими странами.

По мнению экспертов, предполагаемый транспортный маршрут будет наиболее эффективным из всех существующих. Если, как ожидается, грузовой транзит через Азербайджан увеличится в 8-10 раз в ближайшем будущем, это будет приносить ежегодный доход более 1 млрд долл. Нефтепровод Баку – Джейхан и газопровод Баку – Эрзерум являются важными элементами этой системы.

Земельная реформа дала когда-то преуспевающему азербайджанскому сельскому хозяйству шанс на возрождение. Благоприятные природные и климатические условия страны предоставляют этому сектору огромный потенциал для поддержания внутреннего спроса на большинство видов продовольствия и пищевых продуктов, сырья для пищевой, перерабатывающей и легкой промышленности, обеспечения 30% трудоспособного населения страны рабочими местами, внесения вклада в экспортный диапазон и ускорения развития земельного рынка.

Равное развитие всех областей страны – задача, которая требует решения в ближайшие годы. Известно, что подобная проблема является признаком слабости государства. Должное внимание нужно уделить таким секторам, как горная промышленность, а также туризму, чьи возможности использованы недостаточно. В настоящее время разрабатывается специальная программа развития горных областей. Программа борьбы с бедностью также рассчитана на вовлечение неиспользованных ресурсов областей Азербайджана.

Концептуальные направления развития промышленности, сельского хозяйства и инвестиционной политики в ближайшем будущем будут осуществляться на фоне смягченного налогового и денежно-кредитного режима. Умеренная инфляция (5-6% в год) и «освобождение» обменного курса маната позволят денежно-кредитной массе увеличиться до 25-30% ВВП и таким образом оптимизировать применение валютных ресурсов, устранить финансовые затруднения промышленных предприятий и стимулировать отрасли, ориентирующиеся на экспорт.

Вероятный сценарий в ближайшие годы – иностранные ссуды и кредиты постепенно прекратят быть основными средствами финансовой стабилизации, уступая эту функцию внутренней банковской системе. Последняя, как ожидается, повернется к реальному сектору экономики и обеспечит спрос на кредит индустриальных и сельскохозяйственных предприятий, независимо от их формы собственности.

Приватизация крупных предприятий продолжится. Этот процесс призывает к гибкому подходу, особенно в случаях, когда вовлечены инвестиции. Практика выдавливания из потенциального инвестора установленной балансовой стоимости очень далека от реальности. Стратегической задачей должны быть модернизация и реструктурирование предприятия, создание новых рабочих мест и повышение экспортно-импортного потенциала. Эти цели могут вполне оправдать ценовые уступки потенциальным инвесторам.

Текущая социальная и политическая стабильность в Азербайджане, его приверженность курсу создания открытого демократического общества формируют основу для развития страны, превращения ее в преуспевающее государство с высоким жизненным уровнем и оптимистическими перспективами.

Оцените эту статью по пятибалльной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz