Номер 1/99ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Научные конференции


21 – 24 октября 1998 г. в Государственном университете управления
состоялась очередная международная научно-практическая конференция “Управление реструктуризацией экономики”, совмещенная со Второй Московской специализированной выставкой “Управление-98. Методы. Средства. Технологии.”
Работа конференции проходила на пленарных заседаниях и в 11 секциях.
Всего было представлено около 350 докладов и сообщений, что свидетельствует
об огромном интересе ученых и практиков к проблемам структурной перестройки и выхода из кризиса

Управление реструктуризацией экономики

Академик РАН Д. Львов подробно проанализировал социально- экономическую ситуацию в России. Происходящее в нашей стране, отметил докладчик, в значительной мере является следствием глобального кризиса мировой экономической системы. Чтобы наметить реальные пути вывода российского хозяйства из кризиса необходимо ответить на вопрос: какая же экономика в действительности сложилась у нас. По мнению докладчика, эта экономика не имеет никакого отношения к рыночной. В нормальной рыночной экономике идет постоянный процесс смены форм собственности, который сопровождается ростом эффективности производства. В России же с изменением формы собственности (в настоящее время 2/3 собственности уже не принадлежит государству) производство катастрофически упало, его эффективность и конкурентоспособность резко снизились.

Наша экономика состоит из двух относительно автономных частей. Первую, которая вроде бы функционирует в нормальном режиме, составляют финансы и торговля, где обращаются деньги, значительная доля которых замещается иностранной валютой (в основном долларами); вторая часть – реальное производство, где вместо нормального денежного обращения практикуются такие допотопные формы, как натуральный обмен товарами, а также функционируют квазиденьги и различного рода суррогаты.

По существу дефицит товаров заменен дефицитом денег со всеми отрицательными последствиями. Богатый природно-ресурсный потенциал оказался в значительной степени приватизированным, в результате чего 1,5% людей, называемых часто олигархами, стали собственниками 62 – 65% национального богатства страны, к которому они никакого отношения в части затрат труда или капитала не имели. Существенное место занимает теневая, криминальная экономика. Все это приводит к тому, что основная часть доходов от национального богатства не проходит через государственную казну, а потому страна постоянно несет колоссальные потери.

Говоря о перспективах, докладчик подчеркнул важность решения вопроса собственности, назвав его центральным. Интеллектуальный потенциал, высокая образованность населения, его мастерство и, наконец, природные богатства составляют фундамент, который позволяет стране развиваться самостоятельно и динамично.

Профессор Б. Мильнер остановился на проблеме хозяйствующего субъекта и тесно связанной с ней проблеме корпоративного управления как ключевой в сегодняшней российской экономике. В ходе реформ, отметил докладчик, не удалось сформировать современных хозяйствующих субъектов рыночного типа. В результате многолетней борьбы за выживание в российской экономике возникла модель хозяйствующего субъекта, представляющая эклектическую комбинацию предприятия периода централизованного управления и разномастных рыночных элементов, механически заимствованных из зарубежной практики.

Процесс развала многих крупных производственных и научно-производственных комплексов был инициирован принятым в 1992 г. решением о ликвидации объединений. Реформы продемонстрировали хрестоматийные примеры деконцентрации производства, деления крупных производственных систем во что бы то ни стало, без оглядки на колоссальные потери, которые несет общество.

По мнению докладчика, в РФ сложились обстоятельства, диктующие необходимость коренного поворота в ориентации корпоративного управления. Потеря управляемости, обвальное падение спроса и объемов производства, ставший почти критическим кризис неплатежей, недостаток инвестиций и оборотных средств, феномен бартерных отношений, предельное сокращение государственных заказов и крайняя неопределенность перспективы – все это подталкивает к поиску новых форм организации и кооперации, вызывает к жизни интеграционные процессы, которые становятся защитными.

Мир развивается в направлении глобализации. Глобальными хозяйствующими субъектами становятся не страны, а корпорации и альянсы. Структурной перестройке в российской экономике, восстановлению управляемости на принципиально новых началах способствует создание финансово-промышленных групп. Важно, чтобы корпоратизация стала самостоятельным направлением экономического реформирования и преодоления управленческого кризиса.

Корпоративное строительство достаточно заметно продвигается там, где еще до приватизации были созданы довольно целостные интегрированные компании и где одновременно существовал относительно устойчивый платежеспособный спрос (нефтегазовая, пищевая, металлургическая промышленность, электроэнергетика, авиастроение, отдельные сектора машиностроения). Сложнее обстоит дело в бывшем военно-промышленном комплексе. Вместе с тем вопрос о путях эффективного функционирования объединений типа “финансовая структура – промышленное предприятие” нуждается в дальнейшей детальной проработке, требует соответствующего государственного регулирования.

Профессор В. Кириченко подчеркнул, что переживаемое после 17 августа 1998 г. резкое обострение экономического кризиса, во-первых, еще раз со всей очевидностью показало неадекватность либерально-монетаристской модели рыночного реформирования реалиям российской экономики и социальным предпочтениям подавляющего большинства населения страны и, во-вторых, привело к разрушению многих институтов инфраструктуры рынка и отбросило институциональные преобразования к исходной позиции начала 90-х годов. При этом в несравненно худшем положении оказался реальный сектор экономики, резко снизилась материальная обеспеченность большинства населения, утратилось доверие к власти. Поэтому сегодня как нигодна актуальна теоретическая и практическая задача выстраивания новой идеологии экономических реформ, освоения более эффективного инструментария ее осуществления, включая все аспекты управления.

Автор доклада выделил три задачи, решение которых имеет общее принципиальное значение и вместе с тем несет непосредственный антикризисный эффект:

• создание четкого механизма доведения потока финансовых ресурсов (бюджетных средств, амортизационных отчислений, эмиссионных кредитов и т.п.) до намеченного объекта (предприятия, проекта, программы), чтобы полностью исключить их нецелевое использование и тем более элементарное хищение;

• формирование механизма полного возврата валютной выручки в страну, ликвидация возможности нелегального оставления ее за рубежом, на счетах зарубежных банков;

• принятие чрезвычайных мер по стимулированию вовлечения в экономический оборот (на цели инвестирования) валютных накоплений населения при полной государственной гарантии его интересов (выгоды).

Заместитель руководителя Департамента реформирования жилищно-коммунального хозяйства Госстроя А.Кочегаров отметил, что среди целей и задач реформы в данной отрасли самыми важными являются социальная защита населения, снижение издержек в сфере и совершенствование расчетов за услуги. К мерам социальной защиты относится предельный размер оплаты за коммунальные услуги, который не должен быть выше определенной величины, увязанной с доходами населения. Очевидно, что повышение тарифов может привести к социальной напряженности.

Профессор С. Валуев остановился на проблеме проектирования организации управления как системы принятия решений. В ходе проектирования разрабатываются задачи оптимизации соответствующих технологий, подготовки управленческих решений, построения схем управления, обоснования состава решений и их утверждения на заданных уровнях. Указанный подход позволяет как оценивать действующие системы управления, так и искать пути их совершенствования.

В докладе профессора А. Филиппова представлена структура социальной базы реформ, включающая следующие составляющие:

• социальную инфраструктуру, которая определяет жизнеобеспечение общества и не позволяет резко изменить к худшему такие базовые факторы, как здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, страхование от безработицы и т.д.;

• морально-психологическую готовность общества к реформированию, которая проявляется в его способности сносить тяготы реформ, а также в уверенности временного характера лишений, связанных с кризисом и сложностями переходного периода;

• экономическую активность большой социальной группы. Эта группа первая ощущает свободу для своей общественно значимой деятельности, а по мере нарастания ее активности создаются условия для включения в реформу других слоев населения (принцип основного звена).

Замедленный темп рыночных реформ в России, подчеркнул профессор В.Князев, во многом обусловлен неэффективным решением проблем управления персоналом. Сегодня особенно остра потребность в создании научно обоснованных систем управления персоналом, адекватных условиям функционирования современных предприятий, организаций и фирм. Основная идея социально-психологической концепции ситуационного подхода к управлению персоналом состоит в том,  что ведущим способом отображения организационных отношений в сознании руководителя являются восприятие, интерпретация и разрешение управленческих ситуаций.

В докладе обосновывается содержание и динамическая структура основных процессов управления персоналом – планирования, привлечения кадров, их подбора и расстановки, адаптации и обучения, формирования резерва и перемещении. Представлены методология психологического обоснования новых технологий, управления персоналом, а также комплекс методов, включающий ситуационную оценку эффективности деятельности руководителей разных уровней управления, первичный отбор руководителей с целью продвижения, ситуационную адаптацию, обучение и др.

Профессор В. Гунин раскрыл причинно-следственные связи резкого снижения научной, научно-технической и инновационной деятельности в России при переходе от централизованного управления экономикой к рыночным отношениям, а также охарактеризовал современное состояние в этой области.

В докладе изложены основные положения стратегии повышения инновационной активности благодаря формированию развитой инфраструктуры (инжиниринг, лизинг, консалтинг, технопарки, инкубаторы бизнеса, финансово-промышленные группы, региональные инновационные центры, венчурные фирмы и фонды). Определены направления государственной поддержки инновационной деятельности (кадры, протекционизм отечественным инновациям и товаропроизводителям, интеграция с мировой инновационной инфраструктурой, трансфер технологий из ВПК, совершенствование законодательной базы в области интеллектуальной собственности).

Межфирменное сотрудничество в развитой экономике представляет собой достаточно стройную систему, в которой соглашения об альянсах выступают инструментом цивилизованного саморегулирования предпринимателями условий своей деятельности, отметил в своем выступлении доктор экономических наук В. Масленников. Сегодня в сфере межфирменных отношений происходят революционные изменения, связанные с усилением партнерства фирм.

Вместе с тем понятие “бизнес-партнерство” требует глубокого теоретического осмысления. Под партнерством здесь понимается система организации предпринимателями межфирменных связей, основанная на реализации общих интересов участников посредством совместного управления основными внутренними и внешними ресурсами в целях обеспечения устойчивого развития как отдельных фирм, так и всех участников альянса. Для этого необходимо правильно сформировать состав участников – стратегических партнеров; определить органы, координирующие партнерство; усовершенствовать механизм реализации соглашений, достигнутых субъектами рынка в процессе предпринимательской деятельности.

Партнерство означает, по сути, новую философию современного бизнеса. Оно отражает принципиально новые изменения в экономике и дает возможность реализовать стратегию, позволяющую достичь конкурентных преимуществ.

Профессор Г. Азоев охарактеризовал новые тенденции в маркетинге отечественных компаний, проявившиеся после событий 17 августа 1998 г. Крупные предприятия Москвы пытаются использовать кризисную ситуацию для укрепления своих позиций. Готовятся новые слияния и поглощения компаний. Ассортимент торговых фирм смещается в область низких цен. Работать в высоком ценовом диапазоне становится невыгодно. В результате сжатия спроса в 3 – 4 раза основной объем продаж сконцентрировался в группе дешевых и недорогих товаров, ассортимент которых существенно расширился. Это повышает затраты на управление ассортиментом, которые, однако, быстро окупаются.

В докладе доктора экономических наук В. Крылова отмечена необходимость разработки варианта денежно-кредитной политики, который был бы адекватен условиям переходной экономики России. При этом предлагается использовать синтез рациональных элементов различных теоретических концепций. Указанная политика должна быть независима от внешних влияний и отражать национальные интересы России.

ВЛАДИМИР РУМЯНЦЕВ
доктор экономических наук, профессор, проректор Государственного университета управления

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz