Номер 2/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

На пути к целостной науке о предприятии

ХУГО ЧИРКИ
профессор Высшей технический школы
г. Цюриха (Швейцария)


• Разрыв между теорией и реальностью повышает риски
в производственно-хозяйственной деятельности предприятия
• Концепция целостной науки о предприятии предполагает решение проблем управления на основе интеграции различных отраслей знаний

Сопоставление широко известных методов науки о предприятии и актуальных проблем управления им выявляет наличие разрыва между теорией и реальностью. Он проявляется, в частности, в том, что современная теория управления предприятием не учитывает в достаточной мере или полностью игнорирует влияние крупных технологических изменений на производственно-хозяйственную деятельность.


В чем причина неудачных
управленческих решений?


Число предприятий, которые попадают в группу “пострадавших” от теоретических недоработок, в последнее время быстро растет.

Так, в июне 1998 г. концерн Siemens объявил о закрытии своего крупного отделения по производству микрочипов в Великобритании. Увольнению подлежало свыше 1тыс. работников. Это мероприятие потребовало около 1 млрд немецких марок из бюджета концерна на 1998 г. Примечательно, что предприятие было введено в эксплуатацию недавно - в мае 1997 г., причем капиталовложения составили примерно 1,7 млрд марок.

Крупный японский концерн по производству бытовой электротехники Matsushita также объявил о прекращении в США производства микрочипов. О программах реконструкции своих предприятий за пределами Японии сообщили компании Fujitsu и Hitachi. В число неудачников можно включить еще целый ряд фирм других отраслей промышленности, выпускающих высокотехнологичную продукцию, а также некоторые крупные международные организации, в частности европейский ядерно-технический центр CERN.

Эти предприятия и организации оказались без того управленческого инструментария, который помог бы им заблаговременно оценить риски крупных капиталовложений и последствия социальной ответственности за свои промахи. Современная теория управления не дает достаточной технологической и общенаучной базы для принятия целого комплекса решений - типа “делать или покупать”, по структуре коммуникаций и правилам игры при технологическом трансфере, необходимым технологическим компетенциям в ходе создания крупных и малых предприятий с расчетом на обострение конкуренции в будущем, а также по кадровым и профессиональным вопросам.

Современное представление о предприятии и управлении им базируется на множестве теорий и подходов, большая часть которых восходит еще к началу ХХ столетия. С одной стороны, это были работы, которые ориентировались на основные функциональные аспекты предприятия и разрабатывали темы, связанные, например, с организацией труда, использованием человеческих ресурсов, процессами принятия решений, стратегическим управлением, технологическим и инновационным менеджментом, исследованиями операций, производством, сбытом, маркетингом, управлением финансами.

С другой стороны, надо выделить публикации, которые рассматривали предприятие как единое целое и с этих позиций пытались разработать общие рекомендации по организации системы управления им. Эти работы заслуживают особого внимания.

При обосновании предлагаемой ниже концепции “ науки о предприятии”, которая призвана ликвидировать разрыв между теоретической базой и практическими потребностями, учтены некоторые типичные направления мысли, высказанные в рамках теории экономики предприятия, науки о производстве, науки об управлении и теории фирмы. Данная концепция представляет собой такой подход, который направлен на интегрированное научное решение нетривиальных проблем управления предприятием.


Разрыв между теорией и реальностью


Как уже отмечалось, в настоящее время все больше бросается в глаза несоответствие между реальным положением многих предприятий и той картиной, которую рисуют наиболее распространенные современные концепции предприятия и систем управления им. В этой связи резонно заметить, что ни один метод и ни одна теория, предложенные в рамках науки об управлении и теории фирмы, не в состоянии послужить действенным импульсом для практического решения современных проблем предприятия.

Общим для этих методов и теорий является то, что они формально претендуют с разной степенью очевидности на реальный и полный охват производственно-предпринимательской действительности. Это выражается, к примеру, в системных и интегрированных подходах в том смысле, что для предприятия и его руководства разрабатываются целевые принципиальные установки, которые распространяются на все функции и все мыслимые структуры связей и взаимодействий с внешней средой. Однако материальное обеспечение формальных принципиальных установок отнюдь не соответствует требованию полноты охвата событий.

В то время как в области общественных наук отмечается постепенное углубление изысканий, результаты естественных и технических наук (которые для множества предприятий стали основой для достижения конкурентоспособности) в разработках установок для управления хозяйственной деятельностью предприятия не учитываются вовсе или учитываются крайне недостаточно.

В последнее время наблюдается заметный рост количества публикаций по технологическому менеджменту. Но это не может ликвидировать “технологические пробелы” в понимании общих вопросов менеджмента. Именно из-за подобных пробелов высшее управленческое звено воспринимает технологическую проблематику как функцию подчиненных уровней. С этим связан риск, что ни возможности, ни опасности использования новой технологии не будут в достаточной мере учтены на уровне высших органов управления фирмы. С другой стороны, при изолированном подходе, учитывающем отдельные аспекты задач управления предприятием, всегда имеется некая неопределенность относительно включения должным образом этих задач в процессы принятия решений.

Прямым следствием указанного пробела является то, что предприятие, с одной стороны, вынуждено заниматься вопросами, относящимися к экономическим и общественным наукам, а с другой - учитывать на базе различных источников достижения естественных и технических наук, науки о труде, экологической науки. Предприятие, таким образом, оказывается в ситуации, когда оно должно использовать знания разных, порой не связанных между собой научных дисциплин, интегрировать эти знания, чтобы в конечном счете попытаться их использовать.

В связи с очень высокой сложностью этих задач неудивительно, что предприятия часто вынуждены прибегать к услугам консультантов. При этом мало внимания уделяется концептуальному качеству получаемых рекомендаций, большее значение придается тому, чтобы консультант решал в первую очередь специфические для компании проблемы, а не служил источником уникальных знаний.

Разрыв между теорией и практикой следует рассмотреть и с позиции высшей школы, выступающей в качестве генератора знаний. Часто высказывается критическое замечание, что вузы и университеты по традиции генерируют высокоспециализированные знания по отдельным дисциплинам и в крайне “атомизированной” форме передают их учащимся или освещают в печати. Разрозненный, несистематизированный характер знаний, предоставляемых предприятиям, является следствием нереализованности задачи интеграции.

Другое, не менее проблематичное следствие подобной практики заключается в привитии изучающим современные теории управления, т.е. будущим управленческим кадрам, представления о предприятии как структуре, которая не в состоянии выполнять функцию надежной, максимально приближенной к реальности базы для принятия и выполнения управленческих решений.

Подобное положение требует, чтобы принципиальное представление о предприятии было дополнено знаниями из ставших сегодня важными областей и уже на научной основе и в более совершенной форме использовалось для решения ключевых задач компании. Эти области знания наряду с упоминавшимися дисциплинами технологической ориентации должны затрагивать культурные, общественные, народнохозяйственные и экологические аспекты деятельности предприятия. Без полноты базы нереалистично разрабатывать концепцию предприятия и управления им с претензией на удовлетворение требованиям современной и будущей действительности.


Концепция целостной науки о предприятии


Представление о современной реальности, окружающей предприятие, должно базироваться на знаниях многих отраслей науки, включая макро- и микроэкономику, общественные науки, юриспруденцию, экологию, естественные и технические науки, науку о труде.

Для современных основополагающих тенденций развития управления предприятием характерны модели мышления, которые сформировались еще в период их становления. В области теории экономики предприятия - это прежде всего экономический принцип, исходя из которого рассматриваются проблемы управления и исполнения управленческих решений. Современная наука о производстве сориентирована в первую очередь на технологические знания в сфере разработок и производства товаров и услуг, а также на социотехническую организацию труда.

Для науки об управлении свойственно наличие многослойных структур отношений, которые отражают многообразие функций предприятия в их сложной внутренней увязке. Однако для материального представления этих структурных связей также характерны разного рода пробелы в знаниях, что мешает пониманию новой технологической реальности. Наконец, в теории фирмы доминируют макро- и микроэкономические теории, тогда как социотехнические аспекты жизни предприятия не учитываются.

Предлагаемая концепция целостной науки о предприятии базируется на предположении, что все релевантные эмпирические и теоретические знания, которые необходимы для его описания, не имеют особых пробелов, препятствующих исследованию обеих областей, подлежащих изучению, - объектной и проблемной.

Объектная область охватывает все предприятие и определяет формальные рамки науки о нем. Структурирование является результатом первого этапа интеграции знаний. Он заключается в том, чтобы знания в основополагающих научных дисциплинах и прошлый опыт управления обрели тематическую и содержательную упорядоченность в качестве связанной (когерентной) научной базы предприятия. Последняя должна быть в состоянии объяснить сложившуюся реальность и содействовать исследованиям с разрешением наиболее важных для предприятия проблем.

Вторая область науки о предприятии - проблемная. Она включает всю совокупность нетривиальных проблем управления и исполнения управленческих решений. Проблемная область предприятий по производству технологически сложной продукции охватывает общие вопросы управления, инновационный подход к технологическим изменениям, взаимодействие между организацией и технологией, разработку продукции, технологический и инновационный менеджмент на средних и малых предприятиях, расширение и эксплуатацию производственных мощностей.

В группу прочих проблем на стадии принятия управленческих решений следует включить наряду с перечисленными также создание и эксплуатацию так называемых систем “умной технологии”, которые обеспечивают своевременную поставку предприятию релевантной технологической информации. На стадии исполнения решений речь может идти о методике научных исследований и разработок, которая гарантировала бы, что выбор той или иной продуктовой технологии наилучшим образом учитывает действующую на предприятии технологию производства.

Поиски решения подобных проблем составляют второй этап интеграции знаний. Он состоит в том, чтобы из множества предпосылок науки о предприятии отбирались те, использование которых могло бы дать научно обоснованное и практически пригодное решение проблем.

Это требование предполагает наличие по меньшей мере трех условий. Во-первых, основные исследовательские и познавательные цели не должны ограничиваться узкоспециальной тематикой, их надо ориентировать на решение нетривиальных фирменных проблем.

Во-вторых, важно, чтобы для исследования проблем интеграции знаний в каждом случае привлекались к участию представители нескольких специальных областей, отражающих внутренне присущий для предприятия многоаспектный характер реальности. Научно-исследовательские проекты должны, как правило, объединять представителей таких отраслей знания, как экономика, общественные науки, право, наука о труде, естественные и технические науки, управление, а также практических работников.

В-третьих, следует практиковать разные виды междисциплинарного сотрудничества, что позволяло бы свести в единое целое кажущиеся на первый взгляд несовместимыми научные результаты разных специальных областей. Нужно, например, добиваться, чтобы игровое пространство, охватывающее технологические, трудовые, экономические, правовые, экологические и социальные аспекты, при всей своей широте сужалось до размеров, позволяющих решать определенные, типичные для предприятия задачи. Иначе говоря, необходим некий “общий знаменатель” для различных видов знания, разностороннее влияние которых предприятие должно учитывать, если намерено выжить в обстановке постоянных технологических и социальных перемен.

В таком случае на первый план выдвигаются процессы решения на нормативном, стратегическом и оперативном уровнях управления. Они включают оригинальные решения по организации, руководству и развитию предприятия, которые появляются в результате ответственного взвешивания значений названных выше аспектов.

Содержание обеих областей изучения - объектной и проблемной - образует базу для разработки учения о предприятии, которая охватывает фактически сложившуюся в данный момент фирменную реальность и позволяет выработать соответствующие рекомендации. В основном речь идет о структурированном представлении уже действующей научной базы предприятия, которая последовательно расширяется в ходе постоянной обработки проблемной области. Структура и содержание подобного учения о предприятии должны определяться тем, что все необходимые для объяснения и прогнозирования его деятельности знания из разных научных дисциплин привлекаются во всей полноте. Это должно проявляться в уравновешенной форме при следующих обстоятельствах:

• представлении экономического, технологического, социального и экологического окружения предприятия и динамики его развития;

• восприятии предприятия в его социотехническом своеобразии;

• анализе факторов, от которых зависит принятие решений на нормативном, стратегическом и оперативном уровнях;

• организации и использовании управленческого инструментария;

• оценке поведения управленческой системы.

Вместе с тем структура и содержание учения о предприятии зависят от профессиональной компетенции авторов, специализирующихся в разных научных областях. Автором публикации может быть отдельное лицо, которое в состоянии самостоятельно, в краткой форме изложить суть учения о предприятии. Или коллектив авторов, который берет на себя ответственность за публикацию соответствующего труда. В этом случае в качестве необходимой предпосылки следовало бы выдвинуть участие членов авторского коллектива в совместных исследовательских проектах, содержание которых излагается в публикации.


Пути реализации концепции


Реализация предложенной концепции является, несомненно, очень сложным делом. Основная проблема в том, чтобы создать многодисциплинарную, внутренне связанную научную базу предприятия, разработать эффективную методику интеграции знаний, осуществить сами интеграционные процессы и одновременно обеспечить безусловную связь с практикой предприятия. Ряд исследовательских и учебных проектов в этом направлении уже реализуется факультетом по изучению предприятия и производства Высшей технической школы г. Цюриха.

Современная теория и исследования в области производства и предприятия являются объектом пристального внимания многих институтов и отдельных ученых, занятых в разных отраслях науки. В профессиональном отношении их деятельность носит в основном автономный характер, но все они преследуют одну цель - сделать доступными новые теоретические достижения для предприятий сферы производства и услуг.

Происходит это в основном двумя путями. Во-первых, осуществляется передача знаний обучающимся, которые в ходе своей последующей профессиональной деятельности применяют приобретенные знания на практике. Во-вторых, результаты исследований доводятся до предприятий посредством прямых контактов или в виде публикаций ученых. Однако при этом следует признать, что предприятие, сталкиваясь с огромным объемом полученных знаний, часто не в состоянии полностью использовать их. Автономно приобретенное частное знание о предприятии и управлении им нуждается в каждом случае в ассимиляции с учетом достижений в разных отраслях науки и ориентацией на конкретные проблемы.

Основная идея концепции целостной науки о предприятии предполагает сложный процесс интеграции знаний в сфере исследований и обучения.


Статья публикуется с любезного разрешения швейцарского издательства “Пауль Хаупт”.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz