Номер 2/02 Главная Архив К содержанию номера

Научная жизнь


Роль образования и науки в процессе мировой глобализации

В рамках прошедшего в Праге Форума-2000 состоялось пять конференций, посвященных вопросам образования, культуры и духовных ценностей в условиях усиливающейся глобализации. В их работе участвовали видные общественные деятели, политики и ученые, приехавшие из разных стран по приглашению президента Чешской Республики Вацлава Гавела. Один из блоков рассмотренных проблем – “Роль образования и науки в процессе мировой глобализации”. Предлагаем краткий обзор некоторых вопросов, поднятых в наиболее интересных выступлениях.

Перспективы университетского образования в условиях глобализации

Эта тема заняла центральное место среди обсуждаемых на конференциях проблем. Именно ей посвятил свое выступление директор Лондонской школы экономики Энтони Гидденс.

n По мнению Э. Гидденса, традиционные университеты, ограниченные рамками своей территории, не имеют будущего. И это не потому, что на смену им придут университеты интернетовского типа. Этого не произойдет, поскольку как студентам, так и профессорам необходимо личное общение, которое нельзя заменить контактами посредством Интернета. Университеты будут существовать всегда, но станут частью глобальной сети. Осуществляется своего рода конвергенция двух форм образования при отсутствии антагонизма между ними. Так, в Лондонском университете (как и в других известных университетах) в настоящее время формируется глобальная сеть сотрудничества. Университет стал частью своеобразного консорциума, который продает по Интернету пакеты образовательных программ, в том числе беднейшим странам.

Высшая школа станет частью глобальной сети, но дальнейший прогресс в этой области зависит от того, как будут развиваться традиционные университеты, ограниченные своей территорией, которым всегда будет принадлежать центральное место.

n Э. Гидденс не согласен с мнением, что непрерывное образование, т.е. образование в течение всей жизни человека, является банальной идеей. Актуальность этой проблемы подчеркивают известные политические деятели (Тони Блэр, например, затрагивая данную тему, трижды повторил: образование, образование и еще раз образование).

Многие считают, что главная причина, побуждающая людей постоянно пополнять свои знания, – желание сохранить работу. Утверждение справедливо, но поверхностно. Суть в том, что перемены, происшедшие вследствие глобализации, заставляют человека по-другому посмотреть на окружающий мир. Это касается и людей старшего возраста. До недавнего времени пожилой человек ассоциировался с пенсионером, ушедшим на заслуженный отдых, со всеми вытекающими для его образа жизни последствиями. Сегодня такое представление устарело, и люди старшего возраста в силу различных процессов, непосредственно влияющих на образ жизни, стараются жить активно. Поэтому необходимо непрерывное образование, что требует соответствующего изменения высшей школы. Образование при этом не может быть только специальным. В его основе должна лежать традиционная идея университетов – служить базой для успешной жизни.

n Э. Гидденс отметил, что университеты не являются единственными организациями, производящими знания. Наряду с ними уже действуют консультационные фирмы и иные структуры, занимающиеся повышением образования населения. Необходимо, чтобы университеты создавали сети, объединяющие подобные организации.

Так, Лондонский университет стремится сформировать своего рода фонд знаний на основе материальных и нематериальных связей, установленных с другими передающими знания организациями, в частности консультационными пунктами. Когда подобные связи университетов укрепятся, в образовавшейся мобильной среде будет остро ощущаться необходимость диалога, налаживание которого сегодня крайне важно.

Если раньше финансирование исследований, проводимых университетами, осуществлялось компаниями, которые после их завершения использовали полученные результаты, то сейчас такая процедура устарела. Скорость инновационных процессов в научной и технической областях, а также социальных перемен настолько высока, что невозможно в течение нескольких лет дожидаться окончательных результатов исследований. Нужно оперативно использовать опыт, накопленный университетами и другими передающими знания организациями. Сегодня, когда предлагаются новые научно-исследовательские программы, необходимость взаимного диалога очевидна.

n Важное значение университетов сохранится и в дальнейшем. Прежде всего это касается их роли в формировании новой модели “правильно” функционирующего общества. Известно, что общество, в котором доминирует государство, не может быть “хорошим”. Вместе с тем в “хорошем” обществе не должны главенствовать предприниматели и рынок, там нет места коммерциализации, неравенству, несправедливости. Оно предоставляет широкие возможности для развития общественных движений, признает главенствующую роль гражданина в общественной жизни, а не рассматривает его только как потребителя. В формировании такого общественного порядка, создании в обществе атмосферы, не отождествляемой ни с рынком, ни с государством, благоприятствующей общественным дискуссиям и проявлению гражданственности, университеты приобретают огромное значение.

Вместе с тем становится все более очевидной наднациональная роль университетов. Одно из достижений ЕС – успешное выполнение программ, дающих возможность студентам учиться в разных странах, изучать их язык и культуру. По мнению Э. Гидденса, современные университеты формируют своеобразную “космополитическую” генерацию, которая сыграет решающую роль в будущем развитии Европы.

n Традиционное образование, традиционные учебные заведения, в том числе университеты, не могут должным образом содействовать решению проблем, возникающих из-за глубокой пропасти между богатыми и бедными, отчуждения людей друг от друга.

В Лондонском университете проведен расчет объема капиталовложений, необходимых для достижения в Китае уровня образования, характерного для США. Он показал, что для этого требуется в течение 50 лет тратить ежегодно около 2% ВВП. Если исходить из того, что среднегодовые темпы роста ВВП должны составлять 10%, напрашивается вывод о важности направления усилий на освоение новых технологий, распространение беспроволочных линий связи. Во всех развитых странах следует создавать глобальные информационные сети, цель которых – оказание помощи бедным странам. Существует реализуемый на практике сценарий, который поможет ликвидировать пропасть между странами в области информационных технологий, а также в других сферах.

Вместе с тем, подчеркнул Э.Гидденс, не стоит надеяться, что повышая уровень образования населения, можно решить проблемы, связанные с традиционным разделением стран на бедные и богатые. Свое слово здесь должна сказать политика.

n Некоторые проблемы университетов в условиях глобализации осветил ректор Университета объединенных наций в Токио Ганс ван Гинкель. На задачи университетов и сферу образования в целом влияют три связанных с глобализацией фактора – сокращение расстояний и упрощение связи между объектами, либерализация рынков и ускорение экономического развития, унификация культуры и формирование единой мировой культуры.

Первый фактор, как уже отмечалось, способствует интернационализации университетов, которая выражается не только в широком обмене студентами и научными работниками, реализации совместных программ, но и в том, что университетам сегодня уже не надо проходить все стадии становления. Они могут догнать тех, кто опережает их по своему развитию, если будут активно воспринимать полученные у них знания.

Существуют и негативные аспекты глобализации, связанные, например, с утечкой кадров. Кроме того, современные информационные технологии способствуют усилению зависимости стран юга от стран севера. Научные работники стран юга пользуются информационной сетью, но не получают должного эффекта, поскольку лишены возможности руководить ею и определять направления ее развития. Необходима уверенность в том, что исследования в развитых странах проводятся так, что их результаты будут способствовать появлению нововведений, которые можно продать на мировом рынке. В противном случае такие исследования лишь вызовут дополнительные расходы.

Второй фактор усилит зависимость сферы образования от крупных университетов, в частности зарубежных. В этой связи большое значение приобретает содействие университетов развитию регионов. Университеты призваны решать не только глобальные, но и национальные задачи. Не следует превращать образование в одну из разновидностей частного имущества, которое можно продавать, усиливая тем самым расслоение.

В связи с третьим фактором Ганс ван Гинкель подчеркнул необходимость диалога между цивилизациями, изучения взаимных связей между развитыми и развивающимися странами.

Роль экологического образования в обеспечении сохранности общества

Профессор социологии Университета в Беркли Мануэль Кастелл, анализируя новую сетевую экономику, отметил, что впервые в истории весь мир организован по определенным экономическим правилам, принятым обществом. Глобальный рынок, по его мнению, – это не рынок, а огромный автомат, сеть механизмов, запрограммированных по единому принципу: зарабатывание денег с целью зарабатывания денег. Остальные жизненные ценности не учитываются. В связи с интенсивным развитием сетевой экономики современная социальная и культурная среда создает угрозу для жизни.

Молодежь должна осознать, что глобальный капитализм связан с усиливающимся социальным неравенством, поляризацией в обществе и социальной изоляцией. Это влечет за собой глобальную миграцию, порождает глобальную криминальную экономику, влияющую на мировое хозяйство и политику, создает угрозу для окружающей среды и населения во многих частях света.

В современном мире растет понимание необходимости регулирования глобального капитализма, его ограничения, организации финансовых потоков по иным критериям. В рамках образовательной системы нужно проводить дискуссии по этим проблемам, обсуждать вопросы, касающиеся новых жизненных ценностей и их трансформации.

Все люди в той или иной степени связаны с “домоводством” (а по-гречески – с экономикой), и их поведение должно соответствовать другим участникам создания грандиозной сети жизни – растениям, микроорганизмам и т.д. Это глобальная сеть, развивавшаяся и менявшаяся в течение 3 млрд лет. Важнейшая особенность отношений, существующих в рамках мирового домохозяйства, - способность сохранять жизнь на Земле. Люди обязаны вести себя так, чтобы не мешать природе поддерживать жизнь, – именно в этом заключается идея обеспечения сохранности общества.

Приверженное данной идее общество заботится в первую очередь не об экономическом росте, а о поддержании в хорошем состоянии совокупной жизненно важной системы, от функционирования которой зависит существование человека. Другими словами, в обществе, руководствующемся принципом обеспечения своей сохранности, образ жизни населения, экономика, политика, различные структуры и технологии не мешают природе поддерживать жизнь.

Первым шагом в направлении создания такого общества должно стать повышение уровня экологического образования населения. Важно понять принципы организации экосистем, обеспечивающие сохранение сложной системы жизни. Образование – это способность воспринимать скрытые связи между отдельными явлениями. В ХХ1 в. экологическое образование должны будут иметь руководящие работники во всех сферах деятельности. Оно необходимо для обеспечения дальнейшего существования человечества и станет одним из основных элементов образования на всех уровнях.

Второй шаг – научиться применять знания в области экологии для коренного пересмотра социологии и важнейших нормативов, чтобы устранить пропасть, отделяющую намерения людей от принципов действия экологических систем. В последние годы широкое развитие получили хорошо документированные экологически ориентированные мероприятия, однако новые идеи еще не стали достоянием химических, физических и других наук.

Экологическое просвещение происходит, как правило, за рамками академических занятий, вне предпринимательских структур и правительственных учреждений. Инициативу в этой области проявляют обычно различные организации, низшие звенья экономики, новые учебные институты, создаваемые главным образом как элементы сети, а не существующей иерархической структуры, что связано, в частности, с развитием сетевых средств связи.

Примером такой образовательной организации может служить Колледж Шумахера в Великобритании, являющийся международным центром экологических исследований, где живут и учатся студенты разных стран, повышая с помощью международного коллектива преподавателей свой образовательный уровень. Правительства, предприниматели и различные фонды должны оказывать всяческую поддержку таким новым институтам, освещать их деятельность, предоставлять им официальную аккредитацию и финансировать за счет отчислений от доходов глобальной экономики.

Подобные учебные заведения, создаваемые во многих странах, займут центральное место в новом гражданском обществе. То, чему там будут учить, должно послужить основой для организации финансовых потоков в глобальной экономике по новым критериям. В связи со сложностью и многогранностью таких потоков в условиях развивающихся коммуникационных систем появится необходимость регулировать глобальный капитализм в соответствии с гуманитарными и экологическими требованиями. Сегодня это технически возможно. Перед системой образования XXI в. стоит задача перестроить шкалу оценок с учетом экологических требований.

Духовные и этические основы глобализированного мира

По мнению бывшего президента ЮАР Фредерика Вильяма де Клерка, глобализация приводит к появлению новых международных стандартов в ряде областей человеческой деятельности, для которых прежде было характерно культурное разнообразие. Современное поколение людей в раннем возрасте смотрит одни и те же детские телевизионные программы, в переходном – музыкальные клипы, во взрослом – “мыльные оперы”. Люди слушают одинаковые новости с аналогичными комментариями, придерживаются определенной моды в одежде, покупают производимые известными фирмами товары широкого потребления, поедают гамбургеры в разбросанных по всему миру ресторанах-близнецах и работают в офисах, оформление которых стандартно будь-то в Шанхае, Сингапуре, Франкфурте или любом другом городе.

В результате появляется новая генерация “глобальных” граждан, взгляды, интересы и надежды которых все более унифицируются. Региональная и национальная культура испытывает большое давление. К концу ХХ1 в., согласно прогнозу, прекратят свое существование 6 тыс. языков. Культурная самобытность народов находится под большей угрозой исчезновения, чем биосистема нашей планеты. Опасность нависла над многими моральными и духовными ценностями, традиционно служившими опорой обществу и семье. Некоторые из этих ценностей уже полностью утрачены.

Экономический, технологический и научный прогресс значительно опережает духовное развитие общества. Средний европеец, владеющий автомобилем, телевизором, пользующийся Интернетом, путешествующий по всему миру, имеет более высокий жизненный уровень, чем, например, в свое время король Карл IV. Но в чем для него состоит смысл жизни и не сводится ли он к приобретению все большего количества материальных ценностей и поискам удовольствий? В прошлом, считает Клерк, искусство, музыку, литературу, которые с детских лет прививали человеку чувство прекрасного, питала религия. Способна ли к этому глобализированная культура? Выполняет ли общество свою основную функцию, наполняя жизнь современников определенным смыслом?

В текущем тысячелетии, по мнению Клерка, главной проблемой станет духовное возрождение общества, определение созвучного современной эпохе смысла и цели жизни. В быстро меняющемся мире есть нечто общее для всех поколений – традиционные базовые ценности, дающие возможность устоять в бурном потоке жизни. Именно к ним, возможно, следует обратиться в поисках смысла существования в условиях глобализации.

К числу таких ценностей Клерк относит, прежде всего честность как основу взаимоотношений людей. Верность своему слову всегда будет цементом, скрепляющим общественные и человеческие связи, сохраняющим их в трудные периоды. Ключом к тому, чтобы все население планеты, значительная часть которого живет в бедности, однажды могло насладиться позитивными плодами глобализации, Клерк считает сочувствие и щедрость. По его мнению, в конкурентной среде глобальной экономики гораздо большее значение, чем прежде, имеет трудолюбие. Глобализация не может исключить неизбежность принятия трудных решений, сопровождаемых риском и необходимостью отстаивания тех или иных убеждений. Успех компаний, организаций и отдельных граждан в глобализированном мире по-прежнему будет зависеть от их способности справедливо относиться к работникам, друзьям и всем людям вообще. И, наконец, вера в Бога, поскольку моральные принципы являются производными от нее. При поиске смысла жизни сегодня они служат исходной базой и так же важны, как тысячу лет назад, когда были впервые сформулированы.

Необходимость совершенствования дошкольного воспитания и школьного образования

n По мнению израильского политика, лауреата Нобелевской премии мира Шимона Переса, в процессе воспитания нередко игнорируется очень важный период – развитие ребенка до трех – четырех лет, поскольку родители часто не знают, как воспитывать детей в первые годы жизни. Между тем в этом возрасте дети намного более развиты, чем считалось раньше, и способны усвоить некоторые основополагающие знания. Нуждается в совершенствовании и школьное образование. В начальной и средней школе детей часто заставляют запоминать то, что не вызывает у них интереса. Вместо этого, по мнению Ш. Переса, в школе следовало бы научить, как нужно учиться. Необходимо развивать способности детей и их воображение, уделяя этому гораздо больше внимания, чем простому умению запоминать материал. Воспитание и образование молодых людей должно быть построено таким образом, чтобы они были коммуникабельными, человечными, много читали, интересовались всем происходящим, уважали моральные ценности, а главное – умели сомневаться, а не бездумно повторяли что-либо за другими.

n На вопросах школьного образования остановился и ректор Университета объединенных наций в Токио Ганс ван Гинкель. Он подчеркнул, что в условиях, когда важнейшее значение имеет диалог между цивилизациями, развитыми и развивающимися странами, ощущается острая потребность в школьных знаниях в области истории, географии, социальных наук разных государств. Нужна новая педагогика с новыми образовательными программами для начальной и средней школы, способствующими социализации учеников, превращению их в граждан мира. Для начала важно добиться в обществе доброжелательного отношения граждан разных стран друг к другу. Наряду с новыми образовательными программами необходимо пересмотреть существующие учебники, и в этой связи полезен опыт реализации проекта Совета Европы, с помощью которого можно сравнивать учебники разных стран на глобальном уровне.

Другие проблемы

Помимо рассмотренных выше вопросов в представленных в данном обзоре докладах были подняты и другие проблемы.

n Директор Лондонской школы экономики Э. Гидденс отметил, в частности, что мир не впервые сталкивается с проблемой глобализации. По его мнению, в настоящее время человечество переживает вторую ее эру, а первая имела место в конце ХIХ в., когда гигантскими темпами рос торговый обмен, огромных масштабов достигла миграция населения внутри Европы и на другие континенты. Люди в то время полагали, что способны создать глобальное “космополитическое” общество, многие мечтали о будущем без войн. Просвещение, считает Э. Гидденс, призвано способствовать этому. В ХХI в. можно попытаться воплотить в жизнь цели, которых не удалось достичь в предыдущем столетии.

n Директор Центра экономической грамотности Фритьоф Капра подчеркнул необходимость просвещения населения по проблемам глобализации, чтобы подготовить новое поколение к решению задач, которые возникнут в грядущую эпоху.

n Проректор Крингстонского университета (Великобритания) Питер Скотт затронул вопрос об отличии глобализации от интернационализации. Он считает, что не следует рассматривать глобализацию как высшую или наиболее интенсивную форму интернационализации. По его мнению, это совершенно другое явление. Глобализацию нельзя отождествлять с американизацией, хотя английский язык получает все большее распространение в качестве мирового. По мнению П. Скотта, глобализация не знаменует победу капитализма свободного рынка и не означает либерализацию экономических отношений. Ничего общего не имеет она и с уничтожением окружающей среды (вопреки шумным протестам антиглобалистов во многих странах). В числе отличий глобализации от интернационализации П. Скотт отметил, в частности, ее влияние на личную жизнь граждан.

ü Скотт считает, что глобализация сопряжена с риском для сферы образования и науки, не уступающим по своим масштабам возможным позитивным последствиям, и объясняет это четырьмя моментами: 1) глобализация порождает ряд проблем для образования и науки в связи с появлением новых средств немедленной связи; 2) глобализация – это новая игра с новыми правилами, в то время как университеты продолжают оставаться в основном национальными институтами, хотя их информация носит часто международный характер; 3) традиционные образовательные и научные организации вынуждены противостоять вызовам вновь создаваемых институтов, не вписывающихся в устоявшуюся иерархическую структуру, а новое понимание компетенции и правомочий не всегда базируется на академических знаниях и академическом образовании; 4) глобализацию сопровождают огромные изменения в образовательном процессе, и в этой связи происходит определенная компрометация специализированных образовательных институтов.

ü Скотт подчеркнул, что глобализация – чрезвычайно широкий феномен и что университеты как научно-исследовательские организации несут большую ответственность за четкое определение данного понятия. Участие в этом следует принять также другим частным и общественным организациям, с которыми университеты будут сотрудничать. Кроме того, университетам следует привлекать своих студентов и учащихся других учебных заведений к работе по выявлению влияния глобализации на культуру, мораль и этику.

ü Скотт считает, что правительства несут ответственность за сохранение автономности университетов как важнейших институтов, помогающих воздействовать на общество, и должны прислушиваться к их мнению.

ВАЦЛАВ ДВОРЖАК
кандидат экономических наук
(Чешская Республика)

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz