Номер 3/97ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Многопрофильные консалтинговые центры для поддержки предпринимательства

ДАВИД ПЕТРОСЯН
доктор экономических наук,
заведующий отделением
стратегического управления
Института экономики
и организации предпринимательства
Академии естественных наук РФ

РУСЛАН ХУБИЕВ
помощник
Главы Республики
Карачаево-Черкессия


• Необходима единая политика консалтинга в поддержке предпринимательства
• Развитие базовых способностей кадров опирается на решение проблемных ситуаций
• От информационного обеспечения зависит экономическая эффективность консалтинга

Консультационная (консалтинговая) деятельность - один из важных элементов системы инфраструктурного обеспечения рыночной экономики в целом, ее предпринимательского сектора в частности. Касающиеся этой деятельности научные исследования и методические разработки начали проводиться в СССР с середины 60-х годов в условиях еще централизованной плановой экономики. Возникшая тогда, а сейчас уже ставшая традиционной трактовка понятия управленческого консультирования, значительно сужает свою предметную область и не соответствует существующей практике.

В настоящее время консультационная деятельность не ограничивается проблемами аппарата управления, вторгаясь в сферу научно-методического обеспечения экономических, производственно-технических, технологических, экологических, информационных и социальных процессов. К числу новых консалтинговых услуг можно отнести, например, решение инжиниринговых проблем, сбор и распределение деловой информации, социально-экономический мониторинг, разработку и внедрение новых технологий, систем связи и коммуникаций, выбор стратегий управления внешнеэкономическими связями предприятий и др.

Важной задачей государственного регулирования предпринимательской деятельности в современной экономике России является создание условий для руководителей малых предприятий. Не обладая опытом и специальными знаниями, из-за отсутствия времени для самостоятельного решения своих проблем, не располагая крупными специалистами, они должны стать постоянными заказчиками консалтинговых услуг.


Проблемы новой
организационной формы


Не все вопросы развития консалтинга в России решены. Они под силу новым интеграционным формам, одной из которых являются многопрофильные консалтинговые центры (МКЦ), предназначенные для качественной и оперативной диагностики, решения организационных, производственно-экономических, финансовых, социальных проблем, подготовки научно-методических рекомендаций, экспертиз и проектов развития предприятий.

МКЦ в отличие от существующих организаций, выполняющих научно-обслуживающие функции (юридические, инжиниринговые, страховые, маркетинговые компании и т.д.), ориентированы на интегрирующие функции при проведении государственной социально-экономической и научно-технической политики на базе единого научно-методологического подхода. Организации же, которые выполняют отдельные обслуживающие функции, часто преследуют коммерческие цели и не имеют связей с органами исполнительной и представительной власти регионов, не реализуют приоритетных направлений государственной политики. Поэтому весьма актуальна разработка организационно-методических основ создания и функционирования таких центров.

Можно выделить три направления деятельности МКЦ (рис.1) - функциональное, отраслевое (по наиболее приоритетным отраслям экономики, в которых должно развиваться российское предпринимательство) и региональное (содействие решению наиболее острых социально-экономических задач региона и, в частности, координация и обобщение научных разработок в области экономики и организации предпринимательства).

Можно сделать вывод, что МКЦ станут в структуре регионального управления единственными органами, способными выполнить функции комплексного научного обеспечения государственного регулирования и квалифицированной поддержки деятельности предпринимателей.

В качестве партнеров в системе взаимоотношений МКЦ могут быть администрация региона; Министерство экономики РФ; региональные отделения Антимонопольного комитета РФ, Федеральной службы занятости, Комитета по делам о несостоятельности предприятий РФ; Государственный комитет по управлению государственным имуществом РФ; различные фонды по развитию предпринимательства; научно-исследовательские учреждения региона.

Организационное строение консалтинговых учреждений определяется особенностями социально-экономического развития региона. Вместе с тем целесообразно применение типовой структуры управления МКЦ. В качестве таковой может быть смешанная линейная и программно-целевая.

Для решения наиболее существенных проблем конкретного региона необходимо создание стабильных базовых линейных структурных подразделений МКЦ (рис.2). При возникновении комплексной проблемы образуется программно-целевое структурное подразделение, а иными словами, временная консалтинговая бригада из числа сотрудников различных базовых подразделений. Подобная смешанная структура позволяет резко сократить организационные издержки. Однако создание упомянутых бригад наталкивается на сложности взаимной адаптации. Поэтому важно оценивать уровень коммуникативных качеств личности консультантов и, в частности, деловых отношений.

Помимо указанных подразделений в МКЦ входят функциональные подразделения, обеспечивающие деятельность как базовых линейных, так и программно-целевых подразделений.

Что касается администрации, то тут необходимо введение должностей по крайней мере трех заместителей руководителя МКЦ по вопросам научно-методического обеспечения, персонала, коммерции.

Особенности труда консультанта обусловлены наличием в нем типовых элементов:

подготовки к выполнению задания (изучение литературы и архивов);

диагностики объектов консультирования;

обобщения передового опыта и диагностического материала;

постановки задачи;

согласования решений с заказчиком и внедрение их на объекте.

Рис.1. Основные направления деятельности многопрофильного консалтингового центра

согласования решений с заказчиком и внедрение их на объекте.

Как правило, консультанты занимаются решением нескольких проблем. Кроме того, они должны постоянно работать над повышением квалификации, совмещать консультирование с научной, преподавательской и даже производственной деятельностью. Поэтому целесообразно предусмотреть для них преимущественно свободный график рабочего дня.

В отличие от обычных производственно-хозяйственных организаций работа с кадрами в МКЦ носит особый характер. Это связано со следующими обстоятельствами:

творческим характером работы, необходимостью обновления специальных знаний и практических навыков консультирования;

организацией программно-целевых временных творческих коллективов;

учетом большого количества сотрудников, занятых по совместительству.

Рис.2. Схема принципиальной структуры управления многопрофильным консалтинговым центром

Особые требования обусловливают актуальность разработки специальных приемов либо модификации известных методов оценки и профессионального отбора.

Карьера консультанта зависит прежде всего от сложности, качества, своевременности и самостоятельности выполнения заданий. Продвижение по служебной лестнице не самое главное. Многое дает материальный стимул (в частности премия за успешную работу), а также профессиональное стремление к решению более интересных и трудных задач.

Результат труда консультанта оценивается по объему деятельности. Возможна оценка по экономическому, организационному и экологическому эффекту.

Известен принцип: оплата труда консультанта не должна быть ниже оплаты труда консультируемого. К сожалению, в настоящее время оплата труда зависит зачастую не от объема выполненной работы, а от наличия средств у заказчика. Многие работы осуществляются практически бесплатно. Создание МКЦ в регионах позволит несколько выровнять перекосы в оплате за счет частичного бюджетного финансирования.

Консалтинг как профессия предполагает непрерывное обучение, включающее в себя этапы базовой подготовки, переподготовки, повышения квалификации. Учитывая, что в настоящее время консультантов в вузах не готовят, основной формой обучения остается практика в консалтинговой фирме после принятия сотрудников на работу, своего рода начальная стажировка.

Программа обучения консультантов должна быть сопряжена с их личностно-квалификационной моделью, т.е. следует предусмотреть развитие базовых (специальных) способностей к консультированию; повышение уровня знаний, практических навыков в сфере консультирования; развитие личностных качеств, способствующих эффективной работе. Заметим, что базовые способности проявляются преимущественно при решении проблемных ситуаций.

Рис.3. Схема информационного обеспечения МКЦ


Научно-методическое
и информационное обеспечение
многопрофильного консалтинга


Инструментарий научно-методического обеспечения деятельности МКЦ - это по существу комплекс методов и конкретных способов консультирования, удовлетворяющих следующим требованиям:

научности, в основе которой лежат передовые апробированные практикой положения;

валидности, т.е. адекватности объекту и предмету консультирования;

надежности, когда в ходе практического применения инструментария консультант должен получить определенный результат, не зависящий от внешних влияний;

точности, предполагающей заранее заданный допустимый уровень измерения или возможные погрешности;

легкости практического применения.

Каждая проблема может решаться различными методами (способами). Консультант должен, зная проблему, найти все множество подпроблем (направлений) и соответствующих консалтинговых технологий. Каждая такая технология определяется содержанием - соответствующими моделями диагностики, анализа, оптимизации и синтеза систем, расчета показателей.

Информация имеет большое значение для функционирования и управления МКЦ. На наш взгляд, она отражает два четко выраженных вида деятельности - внутриорганизационную (руководство, функциональное обеспечение, собственно консалтинг) и внешнюю (информационное обслуживание пользователей региона - информационный консалтинг). Схема информационного обеспечения МКЦ приведена на рис.3.

В качестве основных информационных баз данных предлагаются следующие:

для обслуживания администрации с выделением автоматизированных рабочих мест каждого руководителя - генерального директора и его заместителей по научно-методической работе, коммерции и персоналу (на рис.3 обозначено ИБА);

для функциональных подразделений по отдельным аспектам внутренней деятельности - маркетингу, персоналу, делопроизводству (автоматизация офисной работы), финансово-хозяйственной и договорно-правовой деятельности (ИБФП);

для линейных и программно-целевых подразделений; их основу составляет компьютеризированная (автоматизированная) библиотека научно-методического обеспечения. Такая библиотека включает информационную базу учетных карт консалтинговых технологий и поисковую систему в режиме диалога с пользователем. В каждой карте записываются сведения по конкретной технологии, область ее направления, преимущества и недостатки, содержание и последовательность процедур.

Несомненно важной является автоматизация наиболее типовых формализуемых и вместе с тем информационноемких процедур. Их реализация осуществляется в рамках типового автоматизированного рабочего места.

Информационные базы подсистем внешнего обеспечения содержат различного рода сведения, которые пользуются спросом у пользователей как в регионе, так и за его пределами. Это база данных информационного консалтинга (ИБКТ). Ввиду особой необходимости функции внешнего информационного обеспечения в структуре МКЦ целесообразно выделить специализированное линейное подразделение информационного консалтинга.

В настоящее время региональные информационные службы по поддержке предпринимательства разрознены, их работа не базируется на единой научно обоснованной концепции развития. Это приводит к большим экономическим и социальным потерям, отсутствию действенной пропаганды.

Создание МКЦ и закрепление за ними функции информационного обеспечения имеет большие преимущества. Во-первых, это независимость от администрации региона и других государственных органов, а, следовательно, и объективность формируемых и представляемых данных. Во-вторых, это компетентность и профессионализм работников структурного подразделения МКЦ.

Следует считать обязанностью данного подразделения формирование и поддержку информационного рынка региона, изучение потребностей предпринимателей региона как в получении аналитической и оперативной информации, так и консультаций в различных сферах деятельности.

Подразделение информационного консалтинга должно быть обеспечено системой связи, вычислительными сетями, базами данных и знаний, системами обслуживания технических средств, системами сбора и подготовки данных, экспертными системами. Для этого необходимы, однако, соответствующие правовые акты.

Таким образом, для развития предпринимательства в России нужны качественно и количественно иные формы консалтинга, доступные практически каждому предпринимателю и обеспечивающие ему всеобъемлющую помощь и поддержку. МКЦ должны предоставить широкий спектр услуг по решению проблем предпринимательского сектора экономики, а их сеть в перспективе может охватить все регионы и стать одной из основных составляющих инфраструктуры предпринимательства.

Предложенные в статье рекомендации по созданию МКЦ уже получили позитивную оценку Министерства экономики Республики Карачаево-Черкессия и Республиканского фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции. В настоящее время изучаются возможности создания МКЦ на территории Карачаево-Черкессии.


*Сокращенный вариант статьи, опубликованной в журнале "Персонал", № 3/1996, издаваемом Межрегиональной академией управления персоналом (г.Киев).

ПОНЯТИЕ "ОТВЕТСТВЕННОСТЬ" В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ УПРАВЛЕНИЯ*

Формирование традиционных для мира институций, и в особенности института ответственности, - гарант надежности управленческой системы.

Чтобы ответственность стала нормой государственной управленческой деятельности, она должна быть обеспечена не только практически, но и теоретически, с постоянным вовлечением в процесс ее функционирования и развития нового знания, достижений всех наук, призванных освещать ее своим творческим потенциалом. К таким наукам, в первую очередь, относятся правовые науки, социология, философия и наука управления

Например, юридическая наука дает следующую характеристику ответственности в системе государственного управления: "(Это) государственное принуждение к исполнению требований права, правоотношение, каждая из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной, государством и обществом. (Государственная) ответственность - вид социальной ответственности, всегда связанный с возможностью применения принудительной силы государства и выраженный в санкциях правовых норм " (Юридический словарь. - М., 1984. - С.232).

Социология представляет социальную ответственность как "сознательное отношение субъекта социальной деятельности к требованиям социальной необходимости, гражданского долга, социальных задач, норм и ценностей, понимание последствий осуществляемой деятельности для определенных социальных групп и личностей, для социального прогресса общества" (Социальное управление: Словарь. - К., 1986. - С.367).

Философия считает ответственность философско-социологическим понятием, "отражающим объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований" (Философский словарь. - М., 1983. - С.469).

Приведенные понятийные характеристики ответственности к управлению имеют непосредственное, но не полное отношение. И в этом состоит сущность проблемы.

Окончание на стр. 118

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz