Номер 6/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Из истории управления


Опыт России по стабилизации денег и финансов

РЭМ БЕЛОУСОВ
доктор экономических наук, профессор
(Россия)


• Началом денежной реформы в России принято считать 1839 г.
• Одной из главных предпосылок успеха послужила стабилизация бюджетной системы
• Финансовые ресурсы не должны быть узким местом нынешней экономики

Равновесие на рынке поддерживается с помощью трех столпов – устойчивых денег, сбалансированного бюджета и достаточно емкой кредитной системы. Первопричиной возмущений и неожиданных скачков (спадов) в товарно-денежных отношениях чаще всего выступает дефицит бюджета, который правительство пытается перекрыть с помощью выпуска в обращение дополнительной партии бумажных денег, рассчитывая таким путем получить эмиссионный доход. Однако денежная масса быстро обесценивается, начинается рост цен, нередко переходящий в инфляцию.

Бумажные деньги в России ввела Екатерина II в 1769 г. Сначала она действовала весьма осторожно: на первом этапе номинальная стоимость ассигнаций не превышала 1 млн руб. Их свободный обмен полностью обеспечивался соответствующим запасом серебряных и медных монет. Постепенно объем бумажных денег в обращении увеличился до 46 млн руб. (1786 г.), а еще через 10 лет – до 158 млн. Потребность рынка в деньгах как средстве обращения и платежа составляла в то время примерно 110-120 млн. Возник избыток денег, что обесценило всю массу ассигнаций. Последующие затем войны с Наполеоном добавили беды. Ассигнации обесценились еще в 2 раза. После победы удалось с трудом изъять из обращения 300 млн бумажных рублей. Однако эффект был почти нулевой.

Принято считать 1839 г. началом денежной реформы Е. Канкрина, министра финансов России в 1823-1844 гг., серебряный рубль объявлен базовой монетной единицей и установлен его твердый курс по отношению к ассигнациям. Вскоре при государственном коммерческом банке открылись специальные кассы для привлечения вкладов населения в звонкой монете. В обмен вкладчик получал специальные депозитные билеты достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100 руб. серебром. Такие билеты имели хождение наравне с серебряной монетой по всей стране. Очень быстро население привыкло к тому, что:

в качестве платежного средства везде можно использовать и звонкую монету, и бумажные деньги;

курс ассигнаций в течение длительного времени остается практически стабильным;

при совершении крупных платежей использование денежных купюр предпочтительнее по сравнению с металлическими монетами.

В конце 1841 г. депозитные билеты заменены кредитными билетами. Еще через два года оставшиеся в обращении ассигнации выкуплены по курсу 3,5 руб. ассигнациями, равными 1 серебряному рублю. Новая денежная система устойчиво функционировала более 10 лет. Ее подорвала Крымская война 1853- 1856 гг., финансирование которой в очередной раз осуществлялось за счет эмиссии кредитных билетов. Их курс быстро упал и свободный обмен на серебро пришлось прекратить.

На преодоление финансовых последствий войны потребовалось свыше 20 лет. К середине 1875 г. на денежном фронте просветлело. Почти каждый третий бумажный рубль опирался на благородный металл (золото и серебро). Начали готовиться к возобновлению обменных операций. Однако началась новая война – с Турцией. Пришлось запустить печатный станок.

В конце 1881 г. министром финансов стал Н.Бунге, а с начала 1887 г. министерство финансов возглавил И.Вышнеградский. Финансовая система России постепенно крепла и приобретала устойчивость.

Умело использовал опыт, накопленный его предшественниками Е. Канкрином, Н. Бунге и И. Вышнеградским, С. Витте, которому предстояло пройти самый ответственный этап напряженного финансового марафона. Свою главную цель он видел в укреплении денежной системы как несущей конструкции быстро формирующегося единого национального рынка. Прежде всего предстояло преодолеть резкие колебания курса кредитных билетов, что неприятно раскачивало всю экономику, а затем перейти к свободному их размену на золото.

Первыми шагами нового министра финансов в этом направлении были решительные меры против денежных спекулянтов как на петербургской, так и зарубежных биржах. Местных дельцов наказывали крупными штрафами, установив строгий контроль над денежными операциями, в том числе с золотыми монетами.

За рубежом самое крупное гнездо злостных игроков с российскими кредитными билетами находилось в Берлине. Здесь функционировала специализированная “рублевая” биржа. Ее существование оправдывалось тем, что 1/3 экспорта России приходилась на долю Германии. Поэтому и немецкие, и русские торговцы часто пользовались ее услугами. Естественно, что сложившаяся там благоприятная обстановка для крупных спекуляций оказывала заметное влияние на колебания курса рубля не только в Берлине, но и Петербурге.

Чтобы нейтрализовать этот источник неустойчивости русской валюты, С.Витте направил в Берлин своих людей, которые скупили рубли в тот момент, когда местные “медведи” загнали цены вниз и заключили сделки на срок (фьючерсные) еще на 30 млн руб. Срок выплаты денег подошел быстро. Свободных рублей в Берлине не оказалось. “Медведи” вынуждены были покупать их по высокой цене в Петербурге. После такого урока “рублевая” биржа в Берлине так и не смогла оправиться. Ограничив спекулянтов, министерство финансов получило возможность предотвращать резкие скачки курса рубля, оперативно воздействуя на спрос и предложение с помощью текущих резервов.

В январе 1895 г. начался второй этап денежной реформы: государственный банк получил право покупать и продавать золотые монеты по биржевому курсу. При заключении других торговых сделок по соглашению сторон оплата могла производиться золотом или кредитными билетами. Кроме того, при платежах в казну можно было расплачиваться депозитными квитанциями, выданными банком взамен полученного золота. Таким образом, начиная реформу, С. Витте решил воспользоваться моделью Е. Канкрина, успешно опробованную на практике в начале 40-х годов.

Острая дискуссия вокруг начавшихся перемен продолжалась. С. Витте по тактическим соображениям слово “реформа” не употреблял. Только в своих воспоминаниях он напишет: “Одной из крупнейших реформ, которую мне пришлось сделать, была денежная..., против нее была вся мыслящая Россия: во-первых, по невежеству в этом деле, во-вторых, по привычке...”.

Завершающим шагом проведения денежной реформы стал указ о расширении самостоятельности и ответственности Государственного банка в области эмиссии кредитных билетов. Их выпуск должен был быть “строго ограниченным настоятельными потребностями денежного обращения, под обеспечение золотом”. Размер золотого обеспечения должен быть не менее половины, если сумма выпущенных в обращение кредитных билетов не превышает 600 млн руб. Кредитные билеты, находящиеся в обращении свыше 600 млн руб., должны быть обеспечены золотом по крайней мере рубль за рубль.

К концу 1901 г. в обращении находилось золотой монеты на 695 млн руб., серебряной – на 161,6 млн, новых кредитных билетов – на 630 млн, в том числе в кассах Госбанка – 88 млн руб. В это же время запасы золота в Государственном банке и Казначействе достигли 830 млн руб., запасы серебра – 62 млн. За последние два года деятельности С.Витте в министерстве финансов золотой рубль еще больше окреп. По состоянию на 31 декабря 1903 г. объем кредитных билетов в обращении сократился до 578 млн, а запасы золота увеличились до 903 млн руб.

Одной из главных предпосылок успеха денежной реформы послужила стабилизация бюджетной системы России. Сохранив общие стратегические направления бюджетной политики предшественников, С. Витте внес в нее существенные коррективы. Прежде всего отказался от примитивизма в сдерживании государственных расходов: “Сдержанность имеет пределы, за которыми отклонение предъявляемых требований о расширении расходов может угрожать серьезными затруднениями нормальному развитию гражданской и экономической жизни страны...”. Бюрократической бережливости С.Витте противопоставлял финансовую политику, направленную на всемерное “содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов”.

За 11 лет, пока он возглавлял главное экономическое министерство страны, расходы бюджета возросли в 2 раза. Среднегодовой темп прироста – 6,5% (при Н. Бунге и И. Вышнеградском – только 3%). При этом С.Витте расходовал деньги весьма расчетливо. Ему принадлежит авторство ставшей классической формулы: “Достижение наибольших результатов с наименьшими усилиями”. Он надежно подкрепил расширение расходов опережающим ростом доходов. Его большая заслуга заключалась также в эффективном изменении структуры доходной части государственного бюджета. Так, в 1903 г. косвенные налоги, среди которых преобладали поступления от винной монополии, таможенные пошлины и государственные регалии, составили 1 154,4 млн руб., или 57% всех доходов. Казенный сектор, в основном государственные железные дороги, перечислил в бюджет 570,7 млн руб., или 28% доходной части последнего.

Преемники С.Витте поддерживали созданный им денежный и финансовый механизм в хорошем состоянии. Исключение составили русско-японская война и революции 1905-1907 гг. Но в 1908 г. появились первые признаки оживления промышленной деятельности, нового строительства, торговли. Восстанавливается бюджетное равновесие. Еще интенсивнее экономический рост и укрепление финансов происходили в 1909-1913 гг.

Обновленные деньги и финансы России в начале ХХ в. обладали достаточно солидным запасом прочности.

Заслуживает внимательного изучения опыт восстановительного периода после гражданской войны в России. Тогда буквально из руин и пепла удалось всего за три года воссоздать твердую валюту, сбалансированный бюджет и кредитную систему. Исходным шагом было расширение доходной базы бюджета – быстрое восстановление железнодорожного транспорта, промышленности и сельского хозяйства, а также создание действенной налоговой системы.

Исторический опыт – самое емкое хранилище знаний, проверенных на практике. Нужно только научиться умело использовать эти знания при разработке экономических программ, сориентированных на условия нового столетия.

Узким местом в нынешней экономике России выступают финансовые ресурсы. Так, реальные денежные доходы основной массы (80%) населения за последние девять лет снизились в 5 раз (за семь лет первой мировой и гражданской войн реальные доходы населения снизились примерно в 3 раза). Доходы федерального бюджета в настоящее время ниже прожиточного минимума государства.

С учетом уроков истории общие контуры выхода из нынешней ситуации видятся в следующем:

резкое повышение экономической и социальной эффективности народного хозяйства за счет наукоемких, информационных и других современных технологий;

увеличение в 3-4 раза инвестиций в реальный сектор, науку, образование и культуру;

установление действенного контроля над доходами коммерческих банков, а также вывозом капитала;

ограничение, а затем и устранение коррумпированных, криминальных и мафиозных структур;

многократное повышение профессионального уровня и ответственности органов управления за конечные результаты деятельности.

Не следует прикрываться тем, что опыт истории продемонстрировал огромную духовную силу российского народа, его стойкость и предприимчивость в кризисных ситуациях. Сейчас этого мало. Нужны иная мотивация жизни, культура и профессиональная подготовка, инициатива, целеустремленность и гибкость. Россия давно нуждалась в “омоложении” и радикальном обновлении. Последние 15 лет противоречивых реформ можно рассматривать как своеобразный и вряд ли удачный ответ на эту объективную потребность. Выбраться из провала можно только объединив силы с учетом горького опыта смутного времени.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
В сети можно встретить компромат на Илью Юрова , однако весь он - беспочвенен.
Сайт создан в системе uCoz