Номер 1/02 Главная Архив К содержанию номера

Научная жизнь


16-20 октября 2001 г. в Москве прошла очередная выставка-конференция “Управление-2001”, организованная мэрией и правительством Москвы, торгово-промышленными палатами РФ и Москвы, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Российской ассоциацией развития малого и среднего предпринимательства, Государственным университетом управления и рядом других организаций.
В числе информационных спонсоров был международный журнал “Проблемы теории и практики управления”.

Информационное обеспечение управления бизнесом


Ресурсы принятия решений


Особенностью пятой выставки-конференции стало желание организаторов продемонстрировать современному руководителю имеющиеся на российском рынке информационные ресурсы и инструментарий для управления бизнесом. С этой целью были представлены 15 разделов, на которых демонстрировались наиболее эффективные в российских условиях информационные технологии (ИТ) в управлении и реализованные на практике модели и схемы организации современного производства. Среди них – системы анализа состояния бизнеса и планирование развития, интегрированные системы управления предприятием, системы управления проектами и информационно-правовые системы, средства оперативного управления предприятием и автоматизация управления персоналом и ряд других.

Приветствуя участников выставки, президент РСПП Аркадий Вольский высказал мнение, что желание ее организаторов продемонстрировать информационные управленческие ресурсы и пути их совершенствования своевременно и важно для повышения эффективности отечественной промышленности. “Без внедрения современных информационных технологий в систему управления отраслью, предприятием и каждым его технологическим участком, – отметил он, – сейчас невозможно выработать оптимальную стратегию развития, организовать выпуск качественной продукции, соответствующей мировым стандартам потребления”.

В свою очередь президент РАРМСП Александр Иоффе заметил, что на начальном этапе рыночных реформ всем казалось, что эффективное управление далеко не самое важное условие экономической самостоятельности. Однако рынок рос, развивался, становился все более цивилизованным. И уже нельзя успешно вести бизнес, полагаясь только на предприимчивость и удачу. С каждым годом все больше и больше предпринимателей ощущают необходимость повышения эффективности своего бизнеса на основе современных информационных технологий. Но технологии – это лишь средства, а управление – это наука, считает А.Иоффе. Как объединить эти два понятия в информационном сообществе? Какова в этом роль предпринимательства? На эти вопросы и дает ответ “Управление-2001".

На выставке был представлен весьма ценный раздел, где свои знания демонстрировали консалтинговые компании. Наряду с традиционными для российского бизнеса технологиями антикризисного управления и риск-менеджмента большой интерес посетителей экспозиций также вызвали фирмы, предлагающие инвестиционный консалтинг – технико-экономическое обоснование проектов, анализ рисков, содействие предприятиям и организациям в поиске инвесторов и партнеров, а также технологии управления проектами – программные средства, планирование, анализ, учет сроков, затрат, ресурсов, качества, рисков, взаимодействия, контрактов, поставок и финансирования.

Опыт прошлых лет подтвердил, что такую сложную тему, как управление, одной экспозицией раскрыть не удается. Поэтому организаторы сделали упор на проведении встреч ученых и специалистов за “круглым столом”, семинаров и презентаций. В этот раз таких мероприятий было около 50, собравших более 3 тыс. слушателей из Москвы и российских регионов.

Дискуссии, состоявшиеся в ходе этих встреч, выявили потребность руководителей фирм-разработчиков информационных технологий в общении между собой. Тем более в присутствии представителей государственных структур, ответственных за развитие данного направления экономики.

Такому контакту способствовал комплекс мероприятий по планам Общественного экспертного совета при Госдуме РФ по государственной поддержке развития информационных технологий, созданного в сентябре 2000 г. В состав экспертного совета вошли многие руководители фирм – постоянных участников выставки “Управление”. “Во многом благодаря выставке и ее экспонатам, – подчеркнул председатель совета, депутат Госдумы РФ, член-корреспондент РАН Андрей Кокошин, – я открыл для себя целое созвездие российских фирм – разработчиков информационных технологий, что называется ”сделавших себя" в эти сложнейшие для нашей Родины годы". Депутат сообщил, что за год работы члены совета вместе с разработчиками ИТ осуществили ряд полезных действий, уже давших конкретные результаты. В этом списке не только изменения, внесенные по инициативе совета в 25-ю главу Налогового кодекса РФ, которые должны повлиять на спрос ИТ, но и усилия в области образования, где заслуги совета более скромные, но и проблема гораздо масштабнее. Группа участников экспертного совета подготовила также ряд законопроектов по экономическим и правовым мерам стимулирования внедрения отечественными товаропроизводителями современных систем управления. К открытию выставки они были готовы, и в ходе дискуссий разработчики и потребители обменялись мнениями по этим материалам.


Информатизация – стимул к инвестициям


Информатизация управленческих процессов – основной стимул повышения инвестиционной привлекательности и капитализации предприятий. К сожалению, в России лишь 3% бизнесменов удовлетворены тем, как осуществляется информационная поддержка предпринимательства.

Развивая этот тезис, исполнительный директор фонда “Экспертный институт” Андрей Нещадин подчеркнул, что первым и самым многозначительным шагом поддержки бизнеса станет принятие Корпоративного кодекса, который в значительной мере упорядочит отношения менеджеров и собственников, а также контакты собственников между собой.

Одно из первых требований этого кодекса – максимальная открытость предприятий. Конечно, она не коснется сфер, составляющих коммерческую тайну и стратегические разработки компании. А состояние финансов, производства, рынков снабжения и сбыта должно быть отчетливо видно всем заинтересованным лицам. Нынешняя же система бухгалтерского учета в значительной мере устарела и направлена, по мнению выступающего, скорее, на облегчение работы налоговых органов, чем на реальную оценку экономической ситуации на предприятии и повышение его эффективности.

Разумеется, обеспечение прозрачности финансовой деятельности компаний потребует создания новых информационных систем, способных дать возможность акционерам контролировать работу наемных менеджеров, а руководителям принимать оптимальные решения, связанные с эмиссией собственных ценных бумаг и приобретением акций других заводов и таким образом активно влиять на инвестиционный процесс.

О том, что этот источник поступления капиталовложений не освоен, говорят такие цифры. В 2000 г. с фондового рынка поступило лишь 0,4% инвестиций, направленных в экономику. И это неудивительно: котируются акции  8 – 10 российских компаний, хотя заявки поступили примерно от 150 предприятий. Ясно, что принятие Корпоративного кодекса подтолкнет предприятия к выпуску своих свободно котирующихся акций и развитию фондового рынка. Благодаря этому источнику доля инвестиций может резко вырасти, обеспечивая нормальное финансирование предприятия.

Инструментом, способствующим этому процессу, призваны стать ИТ. Насколько сложна эта задача для России, говорит такой факт. В современных западных корпорациях первый среди всех топ-менеджеров кандидат на должность генерального директора – директор по информационным технологиям. В подавляющем большинстве российских компаний сейчас даже должности такой нет. Но рано или поздно класс таких менеджеров появится и в России.

Компания SpyLOG в сентябре 2001 г. провела исследование “Глобальные системы”, отражающее общее состояние российской части Интернета, происходящие в нем качественные и количественные изменения и тенденции развития. Оно показало, что “всемирной паутиной” пользуются не менее 7,5 млн человек ежемесячно, что на 7% больше, чем в начале 2001 г. Рост аудитории происходит в основном не за счет появления новых пользователей, а за счет увеличения активности существующих. Одновременно происходит децентрализация аудитории, т. е. развитие идет в основном за счет регионов. В Москве наблюдается снижение интереса к Интернету и разочарование в нем.

По-прежнему 50% пользователей интересуют развлекательные и служебные сайты – электронная почта и поисковые машины. Немного выросла доля коммерческих сайтов – в первую очередь посвященная туризму и недвижимости. Ими интересуются почти 20% аудитории. Все это означает, что РУНЕТ продолжает свое распространение, хотя и не такое быстрое, как в 2000 г. Отмечено также качественное изменение – пользователи внимательнее изучают возможности глобальной сети, начинают не только путешествовать и развлекаться, но и использовать Интернет в повседневной жизни – для работы, чтения новостей, покупок.

Что же касается поиска деловых партнеров, то главными источниками такой информации по-прежнему являются деловые связи – 24%, пресса и телевидение – 31, участие в выставках и конференциях – 19, а Интернет дает пока только 17%.

Анализируя состояние дел в информационной системе, участники “круглого стола” высказали мнение, что в России ее развитие должно идти по двум направлениям.

Во-первых, следует усилить сервисное обеспечение принятия решений. К сожалению, опыт показывает: наши директоры, маркетологи, служащие предприятий слабо знают, как образуются цены на этом рынке и как на нем работать. Если мы изжили “таежный менеджмент” в плане внутреннего рынка и управляемся на нем сравнительно грамотно, то на мировые рынки с этими знаниями выходить рано, потому что мировой рынок – это в первую очередь информация.

Мы долго гордились, что в процентном отношении выпускников вузов, в том числе специалистов в информационных системах, в России больше, чем, скажем, в Индии. Однако не следует забывать, что в Индии, во-первых, живет 1 млрд человек, а значит, нужные специалисты всегда найдутся, во-вторых, английский язык, на котором работает мировой рынок, для индусов родной. Поэтому по внедрению информационных технологий, следовательно, и по продвижению своей продукции эта страна нас значительно обгоняет. Там уже давно внедрена система гарантии торгов в электронной сети, в России же в этом направлении предпринимаются только первые попытки, в первую очередь по защите в информационном режиме хлебных бирж, которые на Руси всегда существовали. О гарантии же торгов даже и речи нет.

Во-вторых, в России ускорилось укрупнение информационных фирм, происходит их специализация. Через два-три года мы будем свидетелями мощного взлета таких компаний и поддержки их денежными инвестициями изнутри. Предприятиям необходимо иметь широкий набор аналитической информации о мировых рынках, но сделать это своими силами может не каждая фирма и даже холдинг. Поэтому они вынуждены будут заказывать подобные исследования специализированным организациям.


Что нам даст вступление в ВТО?


Участники встречи за “круглым столом” заострили внимание и на другом крупном событии – вступлении России в ВТО. При этом все выступающие сошлись во мнении, что этот шаг по-разному отразится на судьбе различных секторов российской экономики.

Разумеется, выигрыш очевиден для предприятий и отраслей-экспортеров, получающих свободный доступ на рынки стран – участниц ВТО. Это компании, добывающие нефть и газ, производящие металл, химические удобрения, товары военной сферы. Для них исчезнут дискриминационные барьеры, возможность возбуждения антидемпинговых расследований, квотирование, лицензирование и т.д. Иначе будет обстоять дело с предприятиями и отраслями, работающими преимущественно на внутренний рынок. Перспектива разрушения этих отраслей (автомобилестроение, легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство) становится реальной.

Как следует из данных Всемирного экономического форума, Россия по уровню конкурентоспособности занимает 55-е место из 59 стран, выбранных для анализа. Что же касается отдельных фирм, то наиболее негативными факторами для них являются слабый маркетинг, плохая ориентация на потребителя, низкое качество производственных процессов. Но принцип конкуренции общеизвестен: сильный становится сильнее, а слабый слабее, тем более что стартовые позиции России не вполне пригодны для такого соперничества. Сегодня Запад при населении менее 15% контролирует более 70% мировых ресурсов, производства, торговли, потребления.

Однако присоединение России к мировому торговому сообществу неизбежно и необходимо, но при одном условии – для каждого товарного рынка должен быть свой переходный период.

Во-первых, Россия не может длительное время девальвировать свой рубль. Хотим мы этого или нет, но он укрепляется. Даже если падение цен на нефть продолжится, финансовое положение страны останется стабильным, потому что сегодня в стране запас прочности создается преимущественно за счет внутреннего спроса.

Укрепление рубля также неизбежно связано с ростом импорта из стран СНГ, прежде всего Украины, а также дальнего зарубежья. При увеличении доходов населения российские производители почувствуют мощную конкуренцию в области пищевой индустрии. Есть опасение, что отдельные виды производства могут стать нерентабельными. Это относится также и к легкой промышленности, особенно к предприятиям, где трудозатраты составляют значительную долю в стоимости товара. На этом фоне конкурировать с Индией или Китаем будет очень трудно, поскольку миф о высокой квалификации российского работника и его дешевой цене не соответствует истине. Если в 1998 г. зарплата в РФ составляла 40 долл. в месяц, то сейчас – около 100 долл. И против 20 долл. в КНР мы неконкурентоспособны. Это является одной из причин того, что доля России в мировой торговле останется небольшой, сегодня она не превышает 1%. Не вызывает оптимизма и структура российского экспорта, в котором примерно 78% составляет продукция ТЭКа и около 17% – поставки металла.

Снижению конкурентоспособности наших товаров будет способствовать и предстоящее в два – три года повышение тарифов на энергоресурсы и транспортные перевозки. К сожалению, этот шаг вынужденный. В России самая дорогая электроэнергия производится в Магадане – 1,8 цента за 1 кВтч. В Казахстане 1 кВтч стоит 3,5 цента, в Китае – 3,75, в Японии – 11 центов. Поэтому возникает дилемма: либо на предприятия перекладываются стоимость грузо-пассажирских перевозок, расходы по жилищно-коммунальному хозяйству и сельскому хозяйству и тогда продукция этих отраслей станет еще дороже, либо надо найти возможность сделать эти секторы экономики рентабельными. Но второй вариант потребует повышения заработной платы работников минимум на 30-40%.

Анализ показывает, что вступление России в ВТО повлечет за собой глобальные изменения в реальной российской экономике, говорит президент Союза инвесторов Рубен Яврян. Исследование этих перемен потребует огромного массива информации, и глобальные сети готовы к этому потоку. Рассчитывая на успешный бизнес в России, иностранные банки и фирмы захотят получить точные сведения о потенциальных российских партнерах, какое предприятие или структуру нужно поддержать, в каком направлении их развивать. Российские предприятия также должны знать, какой потенциальный инвестор может быть привлечен для решения своих производственных задач. А для этого тоже нужна информация.

Союз инвесторов готов содействовать этому поиску. Он взаимодействует с перспективными глобальными структурами, в том числе ЮНИДО. В рамках этих программ есть возможность найти выходы на процедуры, позволяющие получить нужную и конкретную информацию. Это важно потому, что Россия до сих пор является закрытым сектором на информационном поле. Речь идет не об элементарных справочниках, а о конкретных сведениях о той или иной фирме и возможностях ее развития, перспективах региона, условиях работы бизнеса.

Любой умный бизнесмен понимает, что дело не в том, ЧТО ты знаешь, а в том, КОГО ты знаешь. Обмен визитками – часть любой удачной деловой встречи. Если вы можете предъявить свою визитку миллионам потенциальных клиентов и партнеров со словами: “Если вам когда-нибудь понадобятся мои услуги, обращайтесь”, то эффект будет значительно выше.

Культура работы с такой информацией в нашей стране не прижилась, потому что в вузах не обучали умению принятия решений и анализу их последствий. Подобные программы появились в последнее время только в Высшей школе экономики и ряде других учебных заведений. Поэтому даже менеджер предприятия, который работает в этой области, лишь в общих чертах представляет себе способы принятия решений с помощью информационных технологий. Гораздо чаще на вопрос о путях развития фирмы следует ответ: надо подумать. Но уметь думать означает уметь принимать решения, при каких обстоятельствах предприятие может выйти на внешний рынок, а при каких ему достаточно использовать внутренние возможности и ресурсы. И тогда будет понятно, какой стратегический партнер нужен компании и как ему помочь подготовиться к финансированию предприятия, создать условия для переговоров. Для того чтобы руководитель мог вести профессиональный диалог, нужна профессиональная подготовка. Имея постоянную связь с международными инвестиционными структурами, Союз инвесторов может проводить адаптацию предприятий к новым условиям хозяйствования, подготовить команду менеджеров, наладить информационные потоки в соответствии с пожеланиями потенциальных партнеров.


Инвестиционная привлекательность предприятий


Вице-президент корпорации “Парус” Ирина Язвина, ссылаясь на многолетний опыт работы с зарубежными банками и фирмами, сообщила, что инвесторов интересует несколько показателей в работе российских компаний. Во-первых, как предприниматель владеет своим бизнесом и какие пути он видит для его развития. Этот аспект важен потому, что российская экономика переживает сейчас мощный процесс укрупнения производства. На базе отдельных предприятий создаются холдинги, и прежними методами уже невозможно управлять такими объединениями, тем более, что часто предприятия находятся в разных регионах, территориально удалены друг от друга. Выход один – в крупных компаниях должны внедряться информационные технологии, позволяющие оперативно контролировать финансовые потоки, распределять материальные ресурсы, следить за выполнением обязательств по поставкам изделий потребителю.

Во-вторых, потенциальным инвесторам важно знать, насколько успешно предприятие работает на рынке, как строятся его взаимоотношения с клиентами, как определяется направление развития предприятий. Если налажен внутрифирменный контроль, то пропуски могут быть вне предприятия.

В-третьих, насколько мобилизованы внутренние резервы компании. Не секрет, что многие директоры заводов жалуются на недостаток инвестиций, но не заботятся о внутренних резервах роста, на предприятии идут непродуктивные траты и потери на всех этапах технологической цепочки.

В-четвертых, инвестор интересуется стоимостью бизнеса, возможностью выхода продукции на открытый рынок, насколько полно руководитель владеет ситуацией, связанной с принадлежащей ему собственностью.

Другими словами, ни одна отдельно взятая компания сама решить проблемы инвестиционной привлекательности “под ключ” не сможет. Лишь совместные усилия самой фирмы, их партнеров и бизнес-консультантов гарантируют успех на выходе.

Участники дискуссии отмечали, что способность использовать имеющиеся знания быстро и эффективно – это высочайшее конкурентное преимущество. Поэтому управление знаниями – это одна из основ управления бизнесом. В первую очередь, считает президент АО “Русские сорочки” Сергей Санько, речь идет об управлении информационными потоками компании, в результате которого нужная информация попадает точно в срок и тем людям, которые принимают решения.

По словам президента, информация – это набор данных. Но для того чтобы принять правильное решение, нужны знания, позволяющие превратить информацию в материальный продукт, и эти знания должны быть присущи менеджеру, принимающему такое решение. Для этого необходимо: во-первых, повысить профессиональный уровень всех сотрудников компании, чтобы знания были не монополией одиночек, а достоянием всей компании; во-вторых, создать условия, при которых специалисты будут делиться знаниями, а решения приниматься на основе знаний всех работающих в коллективе. Но это философия управления знаниями. Конкретные же шаги предусматривают:

• структурирование и формализацию сбора информации с привлечением консалтинговых служб;

•  участие всех сотрудников в пополнении базы данных компании;

•  введение разного рода поощрений и бонусов сотрудникам за сбор материалов для базы данных;

•  пример руководителей в эффективном использовании знаний и пополнении базы данных.

Успешное решение этих задач позволит превратить имеющуюся информацию в материальный фактор развития компании.

Но добиться такого результата невозможно без использования современных индивидуально-вычислительных систем. Эту точку зрения высказывали заместитель генерального директора ООО “Магус Медиагруп” Юлия Зельдович и президент ЗАО “Информационные системы Джет” Евгений Шаблыгин. В свою очередь президент группы компаний “Информационные бизнес-системы” Анатолий Карачинский убежден, что владение информационными технологиями в значительной мере повышает стоимость предприятия. По его мнению, многие фирмы могут быть оценены дороже, чем даже рассчитывают их руководители. Ведь на стоимость компании влияют, во-первых, фондовый рынок, на котором котируются ее акции; во-вторых, внешняя информационная среда, формирующая имидж фирмы, ее психологическое восприятие потенциальными покупателями продукции; в-третьих, качество бизнеса, в котором работает фирма, прозрачность финансовой отчетности и взаимоотношения внутри акционерного общества.

Составные части механизма увеличения стоимости компании – слияние и поглощение, продажа части бизнеса, активизация деятельности предприятия. В результате этих действий может появиться новая конфигурация, позволяющая экономить ресурсы и снизить издержки производства, увеличить число клиентов, в конечном счете – повысить доход, следовательно, и рыночную стоимость акций предприятия.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
http://www.vizitki.com - заказ визиток в Москве.
Сайт создан в системе uCoz