Номер 1/99ГлавнаяАрхивК содержанию номера
29 сентября 1998 г. в Москве состоялась международная научная конференция “Управление в ХХ веке: итоги и перспективы”, организаторами которой были Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
и международный журнал “Проблемы теории и практики управления”.
В работе конференции приняли участие известные ученые, государственные деятели и крупные специалисты из Правительства, Государственной Думы, Министерства экономики, Министерства иностранных дел, Министерства общего и профессионального образования, ряда академических и отраслевых институтов, высших учебных заведений России, а также руководители Представительства немецкой экономики в РФ и ответственные работники Немецкой академии менеджмента Нижней Саксонии.
С кратким приветствием к участникам конференции обратились ректор РГГУ академик Ю.Афанасьев и главный редактор журнала академик В.Силин.
На пленарном заседении с докладами выступили заместитель министра экономики РФ А.Шаронов, профессор РГГУ В.Королев, первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ академик Ю.Тихомиров, профессор МГГУ, академик С.Редкозубов, ответственный сотрудник Института США и Канады РАН доцент А.Исаенко, советник МИД РФ Л.Абрамов, профессор Института управления РАН, доктор технических наук В.Кульба, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН профессор Б.Шпотов, заместитель главы Представительства немецкой экономики в РФ Я.Янсен. Затем обсуждение темы было продолжено в секциях.

Управление в ХХ веке: итоги и перспективы


Тенденция к усилению роли государства


По мнению профессора В.Королева, в ХХ в. в сфере управления всех стран, в том числе и России, проявились следующие тенденции.

Первое. Сейчас нет “священных коров” для теории, нет их и для практики. Либеральные теории сменяются консервативными, монитаристские – кейнсианскими и т.д. Все зависит от конкретной ситуации.

Второе. Ярко проявились новые подходы к конкуренции и монополизации. Сегодня невозможно найти однозначных оценок этим явлениям. Никто из серьезных ученых уже не говорит, что, скажем, конкуренция – это хорошо, а монополизация – плохо. Имеет место комбинация этих двух способов экономического развития.

Сегодня конкуренция резко поменяла свое направление. Это не соперничество мелких производителей за рынки сбыта, как было в прошлом веке, а борьба между государствами или между отраслями за потребителя. Что же касается внутриотраслевых отношений, то в этой сфере проявляется тенденция к объединению усилий, что дает значительно больший экономический эффект.

Так же нужно относиться и к монополизации производства. Как известно, в течение последних 100 лет, особенно в первой половине ХХ в., весь мир жил в условиях господства монополий, которое дало великолепные результаты. Можно сказать, что на этом Запад построил свою цивилизацию, свое благосостояние. Но в 60–70-е годы рынок стал ориентироваться на индивидуализированное потребление, и производители стали переходить к демонополизации производства.

Третье. Новой тенденцией стало резкое повышение государственного регулирования, а в ряде случаев и государственное управление экономикой. Государство всегда выходило на первые роли, когда, например, требовалось направить крупные инвестиционные потоки. Например, для создания новых отраслей,  для крупномасштабной перестройки народного хозяйства. Или для развязки кризиса перепроизводства, как это было на Западе в 20–30-е годы, и перестройки экономики в новой ситуации, как в 70-е годы.

Россия четко улавливала мировые экономические тенденции. Так, в 30–70-е годы в нашей стране, как и во всем мире, развивалась государственно-монополистическая система, а в 70–80-е годы также вслед за общемировым процессом у нас проходила либерализация экономики. К сожалению, в этих тенденциях серьезным фактором оказывались негативы макроэкономической регуляции. Во-первых, в стране отсутствовала преемственность экономической политики. Во-вторых, велики были потери от форсирования экономических процессов. Опыт развитых стран показывает, что оптимальным является годовой прирост в 3-4%, а у нас  в некоторые периоды он превышал эти темпы в несколько раз. В-третьих, в стране постоянно присутствовал дисбаланс в производстве, финансах и т.д.

Развитие малого предпринимательства – весьма эффективное дело даже для экономически развитых стран, позволяющее успешно решать многие задачи социального характера, считают В.Андреева и И.Ермаков. Статистика показывает, что в высоко индустриальных США малый бизнес производит почти 40% валового продукта и обеспечивает занятость почти половины трудоспособного населения. Мелкие предприятия там осваивают вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации. Особенно эффективны малые предприятия, занимающиеся производством интеллектуального продукта. В ряде наукоемких областей именно малые предприятия оказываются более динамичными, лучше реагируют на требования рынка.

Однако есть основания утверждать, что в современной России имеет место обострение противоречия между резким возрастанием значимости малых предприятий, обогащения их функций и тенденцией снижения жизнеспособности малых форм бизнеса.

По убеждению авторов доклада, причины ослабления жизнеспособности малых предприятий и падения уровня привлекательности открытия собственного дела заключается в следующем.

Внутренние факторы: недостаточный финансовый “фундамент” малых предприятий; слабая ресурсная база. Внешние факторы: “драконовская” налоговая система; беспрецедентные масштабы криминализации; обилие административных барьеров на пути малого бизнеса; нестабильность, незавершенность, недейственность законодательства; колоссальное сужение рынков сбыта и т.д.

Анализ состояния предпринимательской деятельности в России позволил авторам сформулировать условия развития малого бизнеса:

наличие гарантий в сохранности собственности;

сосуществование различных форм организации хозяйства;

предоставление максимально возможной экономической свободы предприятиям;

государственная поддержка предпринимательства, сотрудничество государственного и негосударственного секторов;

ограничение монополизма и дальнейшее развитие конкуренции;

устойчивость экономической, социальной и политической жизни в государстве;

правовая защищенность.

По мнению Ю.Нестеренко, малый бизнес с присущей ему гибкостью и маневренностью, высокой приспособляемостью к изменениям внешней среды ускоряет экономический рост, выступает катализатором научно-технического прогресса, формирует конкурентную среду, обеспечивает быстрое насыщение платежеспособного спроса, улучшает социальный климат.

Одним из направлений стратегии малого предпринимательства является усиление интеграционных связей малых предприятий со средними и крупными фирмами и формирование новой структуры экономики по формуле “большое + среднее + малое”.

Заинтересованность малых предприятий в создании производственного комплекса связана с необходимостью повышения их жизнеспособности и устойчивости перед воздействием внешней среды, формирования постоянных рынков сбыта продукции, а также получение поддержки со стороны крупных предприятий в виде финансовых ресурсов и средств производства. Преимущества, получаемые крупным бизнесом от интеграции с малым, определяются возможностью расширения производственного комплекса без дополнительных затрат капитала, обобществления производства без изменения форм собственности, передачи партнерам части функций по снабжению, сбыту, разработке инноваций, повышению качества продукции и пр.

Для исследований функционирования экономического симбиоза можно использовать многоорбитную схему интеграции. Ее ядро составляет крупное производственное предприятие, вокруг которого на своеобразных орбитах расположены малые и средние фирмы, связанные с центром договорными отношениями. Причем номер орбиты тем больше, чем выше степень хозяйственной самостоятельности предприятий.

В экономической жизни РФ, отмечает М.Погудаева, государство выступает прежде всего как властная структура, устанавливающая правила поведения на рынке хозяйствующих субъектов и влияющая своими обязательными предписаниями на условия функционирования рыночных субъектов. Ядром системы могло стать индикативное планирование, органично связанное с долгосрочной социально-экономической стратегией. Следует законодательно закрепить статус индикативных планов, их место в системе экономических регуляторов и порядок разработки.

В системе экономических регуляторов важное место должны занять государственные заказы. Повышая спрос, они способны стимулировать развитие не только оборонных, но и гражданских отраслей народного хозяйства, способствовать проведению научных исследований, созданию и внедрению новой техники и технологии. На период действия среднесрочной программы государственный сектор должен стать реально и эффективно действующим инструментом проведения социально-экономической стратегии. При этом следует изменить подход к приватизации, сохранив контроль за крупными предприятиями, имеющими значение для национальной экономики, снять ограничения на сроки закрепления в государственной собственности пакетов акций акционированных предприятий.

Реорганизацию системы управления на микроуровне предприятия могут осуществлять во многом по собственной инициативе в порядке рыночной адаптации и выработки новых правил и моделей экономического поведения. Однако резервы приспособления в данном случае ограничены, поскольку речь идет о качественных сдвигах в институциональных и организационно-управленческих структурах.

В перечне задач реформы управления на микроуровне можно назвать определение стратегических целей предприятий и формирование механизмов их реализации. В условиях переходной экономики в качестве таковых могут рассматриваться инвестиционные стратегии, направленные на привлечение капиталов.

Анализируя законотворчество в сфере экономики,  академик Ю.Тихомиров указал на парадокс. По его словам, страна, которая за полстолетия – с 1938 по 1988 г. – приняла около 100 законодательных актов, за 8 – 9 лет новейшей истории ввела в оборот почти 1 тыс. законов. Таких темпов не знает ни один парламент мира.

Разумеется, не все документы равнозначны. Да это и не удивительно: зачастую законодательные акты принимаются под влиянием конъюнктурных соображений. Так, среди 350 законопроектов, проходящих обкатку в различных властных инстанциях, был и проект закона о 200-летии перехода Суворова через Альпы.

Российская правовая система имеет два уровня принятия законов. С одной стороны, это Российская Федерация, представленная Президентом, Правительством, Советом Федерации и Государственной Думой, а с другой – 89 субъектов Федерации с их законодательными и исполнительными органами, занимающиеся региональным законотворчеством. При этом управление не существует как абстрактная позиция. В нем можно вычленить по крайней мере несколько видов: 1) общегосударственное управление; 2) управление государством со стороны исполнительной власти; 3) народнохозяйственное управление субъектами Федерации; 4) управление хозяйствующими субъектами; 5) управление саморегулирующимися  объединениями и корпорациями. К этому списку можно добавить и явление последних лет – управление межрегиональными ассоциациями.

Россия будет спасена, если мы усилим внимание к федеральной собственности, которая ныне распылена по десяткам министерств, ведомств и других структур.


Автоматика на службе управления


В последние годы происходят значительные качественные изменения в системе организационного управления предприятиями, связанные с внедрением новейших компьютерных технологий. Эти изменения связаны с активным переходом с локальных вычислительных сетей на корпоративные сети IntraNet и ExtraNet. По оценке выступавших, происходящие изменения настолько широки и радикальны, что нередко говорят о настоящей революции 90-х годов в сфере управления, сравнимой по своим масштабам с великой промышленной революцией XVIII–XIX в. В частности, этой теме были посвящены доклады и сообщения директора Института экономики, управления и права, профессора РГГУ Н.Архиповой и профессора Института проблем управления РАН В.Кульбы.

Создание автоматизированных информационно-управляющих систем (АИУС), считают  ученые, – это процесс разработки информационного, программного и технического обеспечения, реализация которого обеспечивает эффективное функционирование АИУС. Все стадии данного процесса характеризуются своими моделями и методами, так как обладают особенностями, выраженными в специфичности возникающих на каждой из них задач. Сложность и формализуемость задач проектирования на каждой стадии разработки и внедрения АИУС, научно-технический уровень их решения, продолжительность проектирования и периода реализации этого проекта во многом определяют развитие методов и систем автоматизации проектирования АИУС.

По оценке авторов, развитие работ по автоматизации проектирования систем управления осуществлялось в несколько этапов:

использование стандартной системной документации на различных этапах разработки АИУС;

разработка и использование формальных методов принятия оптимальных проектных решений и их автоматизация для различных этапов и уровней разработки;

разработка и использование модульных и типовых модульных проектных решений, автоматизация их разработки;

комплексная автоматизация разработки АИУС.

Рассмотрев трудности создания промышленной технологии автоматизированного проектирования АИУС, авторы показали, что созданные к настоящему времени технологии и методы проектирования АИУС, включая современные CASE-технологии, направлены в основном на автоматизацию отдельных этапов анализа и синтеза систем проектирования и управления и не ориентированы на комплексное решение задач автоматизации и оптимизации процедур синтеза на основе детального анализа особенностей существующих систем и предъявляемых к ним требований. Ученые предложили основные положения по созданию промышленной технологии автоматизированного проектирования АИУС, которая направлена на комплексное решение задач автоматизации этапов разработки, внедрения, сопровождения и модификации проектов АИУС. Причем эта технология, по замыслу авторов,  призвана обеспечить минимизацию трудоемкости и длительности разработки информационного и прикладного программного обеспечения АИУС, высокое качество и надежность разработанных комплексов программ и баз данных (БД); унификацию технологии разработки АИУС; эффективное использование вычислительных ресурсов ЭВМ; возможности совместной работы разработчиков и пользователей в процессе проектирования БД и АИУС.

В докладе, подготовленном  учеными РГГУ Н.Архиповой, Г.Россом, Л.Сысоевой и Ю.Чесноковым, говорится об опыте использования IntraNet, ExtraNet и InterNet в системе информационного обеспечения Института экономики, управления и права РГГУ. В частности, в Российском гуманитарном университете активно ведутся работы по созданию Интрасети: создается новая опорная сеть передачи данных университета на базе оптоволоконной техники, расширяются функциональные возможности Web-сервера РГГУ, внедряется новая версия Lotus Notes V4.5 для автоматизации деятельности административных подразделений, реализации технологий дистанционного обучения и др. О том, как современные интегрированные информационные системы участвуют в управлении музеями говорилось в сообщении О.Новиковой и С.Игнатьева, а о распределенной обработке информации в автоматизированных системах организационного управления – в докладах профессора Г.Росса и Нгуен Ван Хау.


Кадры для экономики


Современный этап вызвал существенные изменения в структуре рабочей силы и увеличение перечня должностных обязанностей, выполнение которых требует высокой квалификации и опыта, говорится в докладе О.Артемова и М.Этингофа. Применяемые высокие технологии коренным образом изменили условия и способы производства, в связи с чем почти во всех областях профессиональной деятельности требования к подготовке специалистов значительно повысились. По данным авторов доклада, объем научно-технической информации удваивается каждые 8 лет и изменения в ней происходят столь стремительно, что образование инженера-электрика устаревает через 8 лет после окончания вуза, а врача – через 5 лет. В наукоемких областях ежегодный износ знаний достигает 10 – 15%, а темпы эти удвоились за последние 10 –15 лет. Эти данные подтверждаются в совместном докладе министерства труда, министерства образования и министерства торговли США: примерно 90% всех научных знаний было получено в последние 30 лет, тем не менее в ближайшие 10 – 15 лет объем этих знаний удвоился, вследствие чего возрастут требования к подготовке квалифицированной рабочей силы.

Уже сейчас на переподготовку специалистов в США отводится 15 – 20% рабочего времени, при этом считается, что за весь период профессиональной деятельности (примерно 40 лет) каждый специалист должен повысить свою квалификацию от 5 до 8 раз. Национальный научный фонд США, в частности, рекомендует выделять специалистам 10 часв. неделю на изучение литературы по специальности и 40 – 80 час. в год – на участие в какой-либо форме непрерывного образования.

В Российской Федерации, сообщил заместитель министра экономики РФ А.Шаронов, разработана Государственная программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства, предусматривающая ежегодную переподготовку 5 тыс. специалистов. Речь идет о руководителях среднего и высшего звена реального сектора экономики – предприятий и финансовых компаний, непосредственно связанных с производством. Организуют эту работу комиссии на федеральном и региональном уровнях.

Стратегическая цель программы – создание федерального резерва из высококвалифицированных, компетентных руководителей и формирование директорского корпуса, способного обеспечить развитие предприятий всех отраслей экономики. По итогам выполнения программы намечено создать единую базу данных о всех ее участниках с целью обеспечения информационной поддержки формирования кадрового резерва для организаций реального сектора экономики страны.

Программа предусматривает участие специалистов в возрасте до 35 лет. И это требование, как оказалось, стало непреодолимым препятствием для многих руководителей, желавших пройти переподготовку. Кроме того, соискатели должны иметь высшее образование, стаж работы по избранной специальности не менее 1 года и владеть английским языком или языком страны  предполагаемой стажировки.

Программа предполагает конкурсный отбор не только среди специалистов, но и в системе вузов, потому что обучение проводится в два этапа. Первый – в России по 100-часовой программе по одному из трех направлений: менеджмент, маркетинг, финансы и кредит. По итогам этого курса специалисты должны сдать государственный экзамен, защитить дипломную работу, повысить языковую подготовку и получить диплом государственного образца. Лишь после этого они могут принять участие в другом конкурсе – за право обучения за рубежом.

В работе по программе в настоящее время принимают участие 14 ведущих стран мира, в том числе Германия, США, Великобритания, Канада, Япония, Франция и Европейский Союз. В каждой из этих стран работает организация – национальный координатор программы, осуществляющий подбор зарубежных фирм и подготовку программ стажировок с учетом рекомендаций российских предприятий и профессионального профиля специалистов. Продолжительность обучения – от 1 до 6 месяцев. Причем для руководителей высокого ранга предусмотрено дублирование на аналогичных предприятиях, участие, насколько это возможно, в принятии решений.

Кто же заинтересован в реализации этой программы? Во-первых, сами специалисты, предполагающие повысить свою квалификацию и таким образом свою стоимость на рынке рабочей силы. Во-вторых, образовательные учреждения, получающие заказ, а следовательно, и финансирование. В-третьих, высший менеджмент и собственники. Но эта категория неоднородная, потому что не все собственники заинтересованы в повышении качества управления, в наведении порядка в учете и контроле. Да и высшие  менеджеры, как показывает практика, не всегда способствуют профессиональному росту своих подчиненных, ревностно относятся к подготовке молодой плеяды управленцев. В-четвертых, муниципалитеты и регионы, заинтересованные иметь на своих территориях эффективные предприятия, которые, с одной стороны, обеспечат поступление доходов в бюджет, а с другой – сохранность рабочих мест и социальную стабильность.

Конкретный опыт подготовки муниципальных служащих в Российском государственном гуманитарном университете был изложен в докладе Н.Архиповой и О.Седовой. В РГГУ факультет управления был образован в 1992 г. на базе факультета государственного делопроизводства и первоначально готовил специалистов для организации документационного и информационного обеспечения управления. Затем были открыты дополнительные специализации, в том числе “Муниципальное управление”.


История менеджмента


Недостаток преподавания и практического применения менеджмента в России – его узкая производственно-коммерческая интерпретация, ограниченная фирмой и рынком, считает профессор Б.Шпотов. Между тем появившаяся в США на рубеже XIX – XX вв. наука об эффективном управлении предприятием уже на заре своего существования получила более широкий социальный смысл. Экономическая эффективность и благополучие общества не отделялись друг от друга и считались двуединой задачей новой организации производства. Наряду с управленческой технологией (нормированием заданий, рационализацией трудовых достижений и т.д.) Ф.Тейлор сформулировал социальное назначение научного менеджмента. Это беспрецедентные возможности сотрудничества менеджеров и рабочих, рост занятости, повышение заработков и улучшение качества жизни. Высокая производительность труда, подчеркивал Тейлор, отличает процветающие народы от нищенствующих. На первый план он ставил систему и организацию управления, но считал необходимым дополнить ее патерналистскими мероприятиями по улучшению быта рабочих.

Последователь Тейлора Л.Гантт связывал воедино менеджмент и идеи социального христианства. Служение обществу он считал моральным долгом каждого, и особенно предпринимателей. Доходы частных фирм, как и любых других членов общества, должны соответствовать их реальным услугам клиенту. Крупнейший предприниматель Г.Форд также был социальным философом. Он старался доказать, что только развитие массового производства и потребления избавит человечество от войн, революций, бедности, безработицы, поскольку оно создает новые рабочие места и ведет к более равномерному распределению материальных благ. Еще один американский специалист в области управления и социальных наук О.Тид относил соответствие интересов фирмы интересам общества к приоритетным целям менеджмента – наряду с получением прибыли, производственными инновациями и др. Видя недостатки патернализма, создававшего зависимость персонала от прихоти предпринимателя, он утверждал, что получение устойчивой прибыли немыслимо без опоры на фундаментальные ценности демократии – право человека на долю плодов своего труда, сознательное участие каждого в решении своей судьбы, коллективную и индивидуальную ответственность.

Как видим, первые теоретики менеджмента основывались на технократических идеях управления и общественного развития, но добивались их признания в условиях демократии, не упускали из виду интересы общества. Задача получения прибыли стала увязываться не только с предприимчивостью знающего рынок бизнесмена, а прежде всего с эффективным управлением, неотделимым от развития потребления, от материальных, моральных и психологических стимулов и от служения бизнеса обществу.

В 60-е годы концепция всемерного развития производства и потребления дополнилась новыми социальными приоритетами, такими, как выпуск экологически чистой и безопасной продукции, которая пользовалась повышенным спросом, развитие сферы услуг, отказ от дискриминации по признакам расы и пола при найме и продвижении по службе. В настоящее время социальные функции бизнеса в передовых странах не воспринимаются как чисто внешние по отношению к компании. Установилась самая тесная интеграция управленческих решений с удовлетворением клиентов (отношения с потребителями как с нематериальным активом, продажа продукции в пакете с дополнительными услугами, новые подходы в выборе приоритетов обслуживания сегментов рынка). Развитие получил также “социальный маркетинг” (cocial cause marketing), ориентированный на экологические и этические ценности.

 В отечественной историографии экономическая история дореволюционной России изучалась, как правило, на макроуровне. Однако логика развития исторической науки, говорится в докладе И.Поткиной “Эволюция управления в Товариществе Никольской мануфактуры (1873 - 1917)”, привела к осознанию того, что для понимания глобальных процессов необходимо знать, как развивались и отдельные народнохозяйственные единицы. С этой  целью автор предприняла попытку изучения предпринимательской стратегии Товарищества Никольской мануфактуры, возглавлявшегося династией известных предпринимателей Морозовых. Поднятая тема, считает автор, имеет целый ряд взаимосвязанных составляющих: 1) управление; 2) финансовая организация и структура капитала; 3) этапы технической модернизации; 4) организация сбыта; 5) структура рабочей силы и заработки; 6) социальная политика.

Другой исследователь предпринимательской дела Морозовых В.Керов обратил внимание на особенности управления текстильными предприятиями Центрального промышленного района России. По его оценке, в третьей четверти XIX в. текстильная отрасль, обновленная и переоборудованная, переживала подъем. Важной особенностью текстильных фирм стало, во-первых, сосредоточение в них многих вспомогательных производств, а, во-вторых, концентрация в одних руках производства и контроля над широкой сбытовой сетью. Первой составляющей, в частности, Дела Т.С.Морозова являлся личный организаторский труд. Морозов связывал руководящие функции с правильной организацией труда, эффективной его постановкой и с личной ответственностью за свое дело, о чем свидетельствуют подробные указания о порядке клеймения продукции, обязательных ярлыках с названием фирмы. Возможности авторитарных методов управления зависели от уровня руководителя и его ответственности. Но повышение голоса, начальнический тон как средство проявления пустых амбиций был недопустим. В таких случаях “большое дело замедляется начальническим тоном”. Важнейшим пониманием Морозовым Дела являлась необходимость использования части его результатов для общества. Это касается не только социальной инфраструктуры, но и устройства лазаретов для раненых на турецком фронте, оснащения “Болгарской дружины” староверов, сражавшихся на Балканах, и др.

Обзор подготовила
редакция журнала

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz