Номер 2/03 Главная Архив К содержанию номера

Построение систем учета, анализа и прогнозирования государственных финансов

ДМИТРИЙ АНДРИАНОВ
доктор физико-математических наук, профессор, академик РАЕН
ГАЛИНА ПОЛУШКИНА
кандидат экономических наук,
ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВ, МИХАИЛ КУЛАКОВ, ОЛЬГА РЕЧИЦКАЯ,
ЕВГЕНИЙ ОВЧАРОВ, КОНСТАНТИН КОСВИНЦЕВ
аспиранты кафедры экономической кибернетики
Пермский государственный университет


Деятельность государственных структур в сфере управления финансовыми ресурсами как сочетание мер бюджетного, налогового, денежно-кредитного регулирования предполагает выполнение в оперативном режиме многовариантных прогнозно-аналитических расчетов на больших объемах информации.

Обеспечить комплексную информационно-аналитическую поддержку формирования решений в сфере управления государственными финансами призваны специализированные системы поддержки принятия решений (СППР). В общем случае под СППР понимаются программные системы, имеющие следующие компоненты:

информационный (совокупность ретроспективных данных предметной области);

аналитический (специальные аналитические методы обработки накопленных данных, отыскания закономерностей и другие функции анализа ретроспективной информации);

прогнозный (функции прогнозирования, моделирования последствий различных вариантов эндогенных и экзогенных воздействий, планирования процессов принятия решений с учетом результатов моделирования и прогнозирования).


СППР и задачи управления
государственными финансами


СППР в сфере управления государственными финансами предусматривает:

1. Учет поступления и расходования государственных финансовых средств, в том числе:

• мониторинг отчетности государственных органов, обеспечивающих поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджеты всех уровней;

• мониторинг государственного финансирования расходов, осуществляемого из бюджетов всех уровней, и использования распорядителями бюджетных средств полученных ассигнований;

• мониторинг привлечения внутренних и внешних заимствований в бюджеты всех уровней и расходования средств на их погашение и обслуживание.

2. Анализ показателей, характеризующих государственные финансы:

• динамики и структуры поступления налогов и сборов, задолженности и недоимки по их уплате;

• взаимосвязей между поступлением государственных доходов и влияющими на этот процесс факторами;

• динамики и структуры государственных расходов, соотношения государственных доходов и расходов, межбюджетных отношений;

• источников финансирования дефицита и направлений распределения профицита государственного бюджета;

• обеспеченности потребностей платежного оборота денежными знаками.

3. Прогнозирование и планирование движения государственных финансовых ресурсов:

• прогнозирование поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней с учетом различных вариантов решений в области государственной налоговой и бюджетной политики, макро- и микроэкономических прогнозов;

• оценку обоснованности проектов доходов бюджетов всех уровней;

• планирование государственных расходов с учетом прогнозов поступления доходов и оценки потребностей получателей бюджетных средств;

• разработку оптимальной стратегии управления внутренним и внешним государственным долгом, которая в долговременной перспективе обеспечит устойчивый экономический рост при исполнении обязательств РФ по внутренним и внешним займам.


Принципы построения
и архитектура СППР


Накопленный авторами опыт теоретических исследований и разработки, внедрения и сопровождения СППР в области управления государственными финансами позволяет выдвинуть базовые принципы построения таких систем:

• интеграция информационных, научно-методологических и аналитических ресурсов;

• унификация процедур учета и контроля;

• использование в практике планирования и управления государственными финансами результатов анализа,  прогнозирования и вариантного моделирования тенденций на макро- и микроэкономическом уровнях.

В архитектуре СППР, построенных на этих принципах, важнейшим компонентом является комплекс математических моделей анализа, прогнозирования и планирования всех видов и этапов движения государственных финансовых ресурсов. В составе данного комплекса моделей выделяются:

I. Модели доходов государственного бюджета, предназначенные для прогнозирования поступления налоговых и неналоговых доходов бюджетов различных уровней. При этом используются различные методики:

• статистическое прогнозирование поступления налогов и сборов с применением формализованных статистических моделей (применяется только при краткосрочном прогнозировании, при этом формируемый прогноз обязательно дополняется интервальной оценкой его доверительных границ);

• прогнозирование поступлений на основе выявления статистических взаимосвязей, преимущественно методами факторного анализа, между поступлениями налогов и сборов и показателями социально-экономического развития (используется только для налогов и сборов в рамках календарных периодов, в течение которых не планируется изменений нормативов государственной налоговой и бюджетной политики);

• имитационное моделирование поступлений налогов и сборов. Имитационная модель математически описывает зависимость поступления каждого вида налогов и сборов как функцию от перечня факторов, индивидуального для каждого вида налогов. В число факторов входят:

1) нормативы государственной налоговой и бюджетной политики (ставки налогов и сборов, нормативы распределения доходов между бюджетами различных уровней);

2) показатели социально-экономического развития, прямо или косвенно влияющие на налоговую базу, – прибыль предприятий и организаций, облагаемые обороты товаров и услуг, объемы производства подакцизных товаров, денежные доходы населения, объемы производства в отраслях, осуществляющих природопользование и т.д.;

3) ключевые финансовые индикаторы – курсы валют, цены на мировых товарных рынках на основные виды российского экспорта и т.д.

Значения показателей-факторов в прогнозном периоде могут задаваться экспертно (например, значения ставок и нормативов, предлагаемые проектами законов о бюджете, изменениями Налогового кодекса) или формироваться расчетным путем. Так, например, показатели социально-экономического развития могут быть рассчитаны с помощью статистических моделей или имитационных моделей социально-экономического развития Российской Федерации.

II. Модели финансирования расходов, дефицита и распределения профицита бюджета, на основе прогнозов поступления доходов бюджетов позволяющие рассчитать:

• допустимые объемы финансирования для отраслей социальной сферы, расходы на содержание органов государственной власти. При этом учитывается статус защищенности расходных статей бюджетов;

• необходимые суммы привлечения заимствований бюджета из внутренних и внешних источников при возникновении дефицита бюджета;

• оптимальные варианты распределения профицита федерального бюджета, а также дополнительно полученных (сверх запланированных) доходов бюджета на погашение и обслуживание внешнего и внутреннего государственного долга, создание государственного финансового резерва, дополнительное финансирование отдельных статей расходов.

Описанный комплекс имитационных моделей успешно применяется в ряде СППР, реализованных компанией «Прогноз» (www.prognoz.ru) для различных органов государственной власти Российской Федерации.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz