Номер 2/97ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Подготовка менеджеров: морально-этические аспекты

ВАЛЕНТИН ЩЕТИНИН
доктор экономических наук,
профессор Дипломатической академии
Министерства иностранных дел Российской Федерации


• Рынок не означает свободы от нравственных ограничителей
• В мировой практике переходят к выработке норм цивилизованных взаимоотношений рынка и власти
• Программы по менеджменту должны включать изучение опыта конкурентной борьбы и методов противодействия незаконным платежам

Известно, что рыночные сделки совершаются иногда с использованием сомнительных средств, в частности подкупа должностных лиц. В этой связи возникает вопрос о морально-этических аспектах деятельности менеджеров - маркетиксе (маркетинг плюс этика).

Значение его для подготовки российских менеджеров тем более велико, что многие воспринимают рынок как символ вседозволенности и свободы от каких-либо нравственных ограничителей. Нередко иностранные партнеры жалуются на то, что ни одной существенной проблемы нельзя решить без соответствующего подношения. Наряду с внутренними причинами подобных явлений, вызванными неупорядоченным становлением рынка, отмечают также “импорт” коррупционных методов ведения дел, поскольку в условиях политической нестабильности и экономических неурядиц рисковать в России нередко я готов лишь спекулятивный, а то и просто мафиозный капитал с привычными для него методами работы.

Природу современной коррупции как глобального явления объясняют по-разному. Если попытаться систематизировать различные трактовки, можно отметить следующие:

• ссылки на природу человека;

• ссылки на несовершенство законов;

• связывание коррупции с растущей армией чиновничества, бюрократизацией общественной жизни;

• причины, лежащие в самом бизнесе, - организационное усложнение предпринимательства, увеличение роли посредников, приход в предпринимательство большого числа людей, не обладающих элементарной рыночной культурой и способных лишь “делать” деньги, а не зарабатывать их;

• изменение стандартов законных требований к методам хозяйственной деятельности. Каждая из отмеченных причин, видимо, имеет свой резон, и в зависимости от конкрентных обстоятельств та или иная из них выдвигается на первый план.

Можно выделить несколько уровней борьбы с коррупцией в национальных рамках и международных отношениях.

Наивным выглядит тезис, что рынок может сам преодолеть коррупцию. Несостоятельны, на наш взгляд, и такие рецепты, как повышение окладов чиновникам. Вызывает также сомнение точка зрения, что когда люди будут свободными собственниками, чиновнику станет нечем торговать. В мировой практике все более переходят к выработке норм цивилизованных взаимоотношений рынка и власти.

n Считается, что условия, порождающие коррупцию, существенно сужаются путем узаконивания системы передачи интересов бизнеса в представительные органы и правительственный аппарат. Полагают, что лоббизм ограничивает возможности коррумпирования аппарата, так как вводит процесс консультирования иностранных фирм и доведения их интересов до представительной и исполнительной власти в определенные законом рамки. По американским данным, при Конгрессе США зарегистрированы более 7 тыс. лоббистов иностранного бизнеса. В их числе оказались десятки бывших высокопоставленных чиновников, которые получают гонорары за представление интересов зарубежных фирм. Существует мнение, что действительное число лоббистов на 30-60% больше.

n В числе средств борьбы с экономической коррупцией - более четкое определение прав бизнеса, а также гарантий его защиты. В качестве примера можно привести принятый в США “Билль о правах американского бизнеса”, состоящий из следующих семи пунктов:

• необходимо, чтобы точка зрения бизнеса была услышана и учитывалась в тех аспектах внешней политики, которые затрагивают его интересы;

• базисные принципы международной торговли должны быть справедливыми и недискриминационными;

• бизнесу нужно гарантировать помощь квалифицированных специалистов в каждом зарубежном представительстве США;

• бизнес вправе рассчитывать на разумный профессиональный совет с учетом местных политических и деловых условий;

• ему должно быть гарантировано содействие в установлении контактов с ведущими деятелями общественного и частного секторов;

• следует обеспечить активное продвижение американских компаний на международных торгах, а если в них участвует более одной американской фирмы, им должна быть оказана одинаковая поддержка;

• необходимо помогать в достижении мирного урегулирования инвестиционных и торговых споров, а в случае экспроприации и других подобных акций добиваться быстрой, адекватной и эффективной компенсации.

Считается, что подобное поведение дипломатической службы поможет бизнесу избегать дачи взяток.

n Важную роль играет национальное законодательство. В американской практике имеются два закона, запрещающие использование взяток: о подкупе государственных служащих и свидетелей; о практике коррупции за рубежом.

В законе о зарубежной практике коррупции (Foreign Corrupt Practies Act), подписанном в 1977 г. Дж.Картером, говорится, что все фирмы, контролируемые Комиссией по ценным бумагам и бирже, и другие американские национальные концерны не имеют права с коррупционной целью предлагать, осуществлять или разрешать выплату какой-либо ценности иностранному официальному лицу или иностранной политической партии с целью воздействовать на официальные решения ради получения конкурентного преимущества. Закон обязывает эти компании вести и хранить бухгалтерские книги, отчеты и счета, которые достоверно с необходимой детализацией отражают трансакции и размещение активов, а также разработать и поддерживать систему внутреннего учета, достаточного для обеспечения разумных гарантий того, что трансакции должным образом выполнены и записаны.

Кроме этого, принимаются дополнительные меры против сомнительных зарубежных платежей. Так, по закону о налоговой реформе суммы, выплаченные иностранным официальным лицам американскими корпорациями за рубежом, перестали исключаться из сумм, подлежащих налогообложению. Закон о помощи в целях международной безопасности и контроля за экспортом оружия поставил под контроль выплату вознаграждений агентам в связи с зарубежными военными продажами, а также обязал отчитываться о платежах, сделанных в целях обеспечения продаж вооружения за рубежом.

Практику коррупции затрагивают и некоторые другие законы США. Так, закон о ценных бумагах 1934 г. с добавлениями 1979 г. запрещает какие-либо выплаты в секретном порядке. Любое бесконтрольное распоряжение фондами корпорации считается серьезным нарушением. Требуется доведение такой информации до сведения акционеров, так как речь идет в конечном счете об их дивидендах. Из-за нежелания сообщать о подкупах как “обычном” методе ведения дел фирмы утаивали информацию о взятках, в том числе и от аудиторской проверки. В результате окружному суду федерального округа Колумбия пришлось в свое время принять к рассмотрению жалобы ЕС о нарушениях, допущенных рядом американских компаний.

Закон 1954 г. о внутреннем годовом доходе разрешил исключать необходимые расходы, связанные с обеспечением торговли или бизнеса, из суммы дохода, подлежащего налогообложению. Используя это, компании стали исключать данные на сторону взятки из сумм налогообложения, т.е. пытались установить для себя льготный режим. Поэтому во избежание нарушений закона необходимо доказать, что, во-первых, платежи иностранным консультантам и советникам являются платой, а не подарком, и, во-вторых, что эта плата может быть отнесена к разумной. Известен случай, когда суд не признал разумной плату, достигшую 50% чистой прибыли фирмы. Закон определяет круг лиц, дача взятки которым считается незаконной.

n Наряду с законодательной деятельностью ведется работа и по линии добровольных ограничений со стороны самого бизнеса в виде кодексов фирм.

В середине 70-х годов предпринимались попытки выработать международный кодекс по борьбе с коррупцией, при этом главным движущим мотивом было стремление унифицировать конкурентные правила на рынке. Поводом для этого послужил уотергейтский скандал.

Международная торговая палата (МТП) высказалась за всеобъемлющую систему мер на национальных уровнях, сотрудничество и юридическую помощь на международном уровне. Позиция МТП базируется на “трех китах”:

• усилить национальное законодательство против взяточничества;

•установить, что фирмы обязаны сообщать правительству по конкретному запросу о платежах, совершенных в ходе взаимоотношений с любым органом любого правительства;

• заключить международное соглашение с целью обеспечить эффективность мер, предпринимаемых против взяточничества и вымогательства.

Со своей стороны МТП предложила базисные принципы, или правила поведения, в качестве добровольных обязательств бизнеса при разработке такого соглашения. В 11 статьях базисных принципов содержится декларация об отказе от взяток и вымогательства, а также перечислены меры, которые обязывается проводить бизнес. В их числе - необходимая отчетность, недопустимость секретных счетов, позволяющих утаивать выплаты, повышение ответственности предприятий и должностных лиц, принятие фирмами своих кодексов с учетом специфики условий деятельности. Рекомендуется также усиление и ужесточение местных законов против коррупции и принятие добровольного кодекса поведения международного бизнеса.

Большинство членов Организации экономического сотрудничества и развития склонилось к принятию добровольных обязательств, которые опирались бы лишь на меры морального воздействия. В “Руководящие принципы для многонациональных предприятий” включены статьи, требующие не платить взяток и иных неподобающих прибылей, прямых или косвенных, любому государственному служащему или руководителю общественной организации, а также не делать взносов (если это не разрешено законом) кандидатам на общественные посты, политическим партиям либо другим политическим организациям.

Конгресс США еще в 1975 г. призвал администрацию начать международные переговоры с целью выработки соответствующего кодекса поведения и специфических торговых обязательств наряду с процедурами урегулирования споров, которые привели бы к ликвидации практики коррупции на международной, многонациональной основе. Это включает и соответствующие санкции для решения проблем, поставленных странами, не участвующими в таких соглашениях, поскольку кодексы и письменные обязательства станут частью международной системы правил и обязательств в рамках ГАТТ и других международных торговых соглашений.

В 70-е годы вопрос о выработке международного соглашения по борьбе с коррупцией попал в поле зрения ООН. Была принята резолюция “Меры против коррупции, практикуемой транснациональными и другими корпорациями, их посредниками и другими причастными к этому сторонами”, давшая толчок к разработке соответствующего международного соглашения. К 1990 г. его проект был готов, однако отложен, и лишь в конце 1994 г. в контексте подготовки перехода к 2005 г. к Панамериканскому общему рынку вопрос о международной борьбе с коррупцией вновь вступил в активную фазу.

В целом коррупция не считается непреодолимой, но бороться с ней лишь ужесточением мер в рамках уголовного кодекса вряд ли возможно. Никто в мире не полагается и на “самоисцеление” от этих рыночных “недугов” под воздействием развития свободного бизнеса. На наш взгляд, российскому предпринимательству и его организациям также следует определиться в этом вопросе. Данные проблемы нельзя не учитывать и при подготовке отечественных менеджеров. Представляется, что программы по менеджменту должны включать изучение опыта конкурентной борьбы и методов противодействия незаконным платежам (практике коррупции).

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz