Номер 3/97ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Подготовка специалистов по управлению


Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел РФ совместно с Учебно-методическим объединением по образованию в области менеджмента провел в конце января 1997 г. вторую межвузовскую конференцию по проблемам обучения менеджменту в России1. Организацией конференции занимался коллектив кафедры менеджмента и маркетинга МГИМО (заведующая кафедрой - профессор И.Н.Герчикова). В работе конференции приняли участие 138 представителей вузов России и стран СНГ, осуществляющих подготовку управленческих кадров для предприятий, фирм, банков, внешнеторговых объединений и организаций. На пленарном заседании и в ходе работы пяти секций заслушаны доклады, посвященные вопросам подготовки управляющих для предприятий (объединений) и фирм, специалистов для внешнеэкономической деятельности, менеджеров-маркетологов, специалистов по финансовому менеджменту и международному бизнесу. Публикуя в этом номере выступления двух участников конференции, редакция намерена в дальнейшем продолжить знакомство читателей с ее материалами.

Методологические аспекты подготовки специалистов по аудиту

ЕЛЕНА МИШАНОВА
кандидат экономических наук,
старший преподаватель Рязанского института права и экономики
Министерства внутренних дел РФ


Формирование новых рыночных структур, развитие коллективной и частной собственности, привлечение иностранных инвесторов послужили причиной появления широкого круга внутренних и внешних пользователей информации о финансовой стабильности предприятий, достоверности размеров полученных доходов, обоснованности расходов. В экономическую жизнь вошли термины “независимая бухгалтерская экспертиза”, “независимый аудиторский контроль” как необходимые процедуры, обеспечивающие надежность информации, отраженной в бухгалтерской отчетности. В связи с этим возникла настоятельная необходимость в подготовке кадров аудиторов - высокопрофессиональных специалистов в области организации бухгалтерского учета, финансового контроля и анализа.

n Приказом Комитета по высшей школе Министерства науки России № 180 от 5 марта 1994 г. утверждена специальность 06.05 “Бухгалтерский учет и аудит” для подготовки специалистов по очной форме обучения продолжительностью 5 лет. В своей профессиональной деятельности специалист должен знать и уметь применять на практике принципы и правила аудита основных хозяйственных операций, современное законодательство и руководящие материалы финансовых и контрольно-ревизионных органов, касающиеся контроля, экономического анализа, аудита и налогообложения.

Введение понятия “аудит” в название новой специальности стало причиной увеличения конкурса при поступлении в экономические вузы в 1994-1996 гг. практически в 2 раза. Однако появление данной специальности не означает быстрого роста высокооплачиваемых аудиторских кадров. Условия, при которых может осуществляться аудиторская деятельность, регламентированы указом Президента РФ № 2263 от 22 декабря 1993 г. “Об организации аудиторской деятельности в Российской Федерации”, а также Временными правилами аудиторской деятельности.

n Потребность в аудиторских кадрах тем не менее будет возрастать вследствие нескольких причин:

во-первых, утверждение необходимого представления аудиторского заключения к годовому отчету предприятий и организаций, попадающих под обязательную аудиторскую проверку в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1355 от 7 декабря 1994 г. (“Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке”);

во-вторых, с вступлением в силу нового Уголовного кодекса расширился перечень экономических преступлений, чье расследование нуждается в квалифицированных ревизиях и проверках по поручению правоохранительных органов, судебно-бухгалтерской экспертизе, которые могут проводить аудиторы;

в-третьих, различные сферы уставной деятельности коммерческих организаций (производство, торговля, посредническая деятельность и т.д.) нуждаются в работе внутренних аудиторов, обеспечивающих соблюдение постоянно меняющегося налогового законодательства.

n Подготовку аудиторов при получении высшего бухгалтерского образования можно поднять на более высокий качественный уровень, совершенствуя методологический подход, т.е. структуру и организацию учебного процесса.

Одно из основных направлений - введение многоуровневой подготовки специалистов высшей квалификации в соответствии с постановлением Правительства РФ № 940 от 12 августа 1994 г. “Об утверждении государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования”, рассчитанного на 6 лет. При этом специалисты третьего уровня - магистры - могут работать в аудиторских фирмах по завершению обучения без дополнительной аттестации на право заниматься аудиторской деятельностью. В этих условиях остро встает проблема организации практической стажировки будущего аудитора, так как в частных фирмах решить ее практически невозможно.

Качественный уровень специалистов обеспечивается содержанием учебных планов, структурой и методикой преподавания дисциплин. На наш взгляд, основным требованием к учебным планам является их соответствие Программе проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора в областях общего и других видов аудита, введенной с 1 ноября 1996 г. Особенно это касается основ правового регулирования экономических отношений, поскольку преподавание правовых дисциплин нередко ведут специалисты с юридическим образованием, не считающие необходимым детальное рассмотрение таких актуальных вопросов современной финансовой деятельности, как правовое регулирование расчетов, займов, имущественных прав и т.д. Представляется целесообразным ввести в состав учебного плана изучение Уголовного кодекса в части экономических преступлений и Уголовно-процессуального кодекса, определяющего процедуры судебно-бухгалтерской экспертизы.

Структура учебного времени должна обеспечивать отведение около 1/3 объема часов на практические занятия, осуществляемые в форме деловых игр с решением проблемных ситуаций, проверки достоверности финансовой отчетности предприятий, составления аудиторских заключений. Итоговый контроль целесообразно проводить в виде тестирования и собеседования по аналогии с порядком квалификационных экзаменов.

Таким образом, переход на многоуровневое образование по специальности 06.05 “Бухгалтерский учет и аудит”, решение проблемы практической стажировки магистров позволят увеличить число высококвалифицированных специалистов, способных работать в аудиторских фирмах с испытательным сроком в качестве внутренних аудиторов или в составе контрольно-ревизионных и экспертных отделов министерств.

n Аналогичный опыт подготовки независимых ревизоров уже имеется во Франции. В качестве условий для регистрации независимых ревизоров - физических лиц - там предусмотрены достижение 25-летнего возраста, наличие гарантий в отношении морального облика, диплома о высшем образовании (что дает второй уровень обучения), не менее 2-летнего опыта работы (стажировки) в качестве ревизора или бухгалтера, а также успешная сдача профессионального экзамена.

Национальная компания ревизоров, являясь по статусу независимой, учреждена при министерстве юстиции, а решения о регистрации независимых ревизоров принимаются не самой компанией (по аналогии - Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ), а специальными комиссиями с участием государственных чиновников на национальном уровне (президента-советника Кассационной палаты, магистра Счетной палаты, представителя торгового суда, двух независимых ревизоров, других специалистов в области экономики и права). Государственная подчиненность в этих условиях позволяет организовывать стажировку будущих специалистов.

n В Рязанском институте права и экономики МВД РФ с 1995/1996 учебного года введена специализация “Судебно-бухгалтерская экспертиза” и по специальности 06.05 “Бухгалтерский учет и аудит”. Специфика вуза обеспечивает достаточно детальное изучение правовых дисциплин - гражданского и трудового права, основ правового регулирования хозяйственной деятельности, уголовного и уголовно-исполнительного права, арбитражного процесса.

Дисциплина “Аудит” содержит разделы теории аудита и основ организации аудиторской деятельности, практического аудита и особенностей проведения ревизии по конкретным участкам финансово-хозяйственной деятельности.

Получив необходимые знания о методах и приемах проведения аудиторских проверок, выпускники пополнят состав контрольно-ревизионных отделов УВД, выполняя одновременно функции внутренних аудиторов УВД. Дальнейшая специализация обеспечивается обособленным курсом “Судебно-бухгалтерские экспертизы” и позволяет сформировать навыки, необходимые для работы в качестве сотрудников отделов борьбы с экономическими преступлениями.

Опыт обучения практическому менеджменту в вузах Казахстана

НИКОЛАЙ ЮВИЦА
кандидат экономических наук,
заведующий кафедрой менеджмента Актюбинского негосударственного вуза “Дуние”
(Республика Казахстан)

Среди ключевых вопросов вузовской подготовки менеджеров наиболее актуальным, на наш взгляд, является овладение студентами практическими навыками. Это важно и для действующих руководителей, проходящих переобучение в центрах повышения квалификации, и для предпринимателей-менеджеров, самостоятельно осваивающих азы управленческой науки. В связи с этим хотелось бы поделиться некоторым опытом, накопленным автором в различных учебных центрах Казахстана.

Представляется, что механическое перенесение зарубежных методик обучения не всегда возможно и целесообразно из-за различий в уровнях теоретической и практической подготовки обучаемых, стилях и методах менеджмента, особенностей ситуации, сложившейся на конкретных предприятиях, в регионах, отраслях, экономике в целом. На наш взгляд, более целесообразен подход, сочетающий использование опыта отечественной школы управления, зарубежной практики и собственных практических наработок преподавателей.

В процессе подготовки руководителя нужно выделить как минимум три составляющих его будущей квалификации: систему знаний; систему навыков и умений; систему личных и деловых качеств. Именно такой подход взят за основу в лучших зарубежных центрах подготовки менеджеров.

Остановимся на двух последних составляющих квалификации будущего специалиста сферы управления. К основным формам практической работы, которые осваивают будущие руководители, относятся:

• обоснование собственного дела;

• оформление документов для регистрации предприятия по действующему законодательству;

• разработка материалов стратегического характера, в том числе собственных принципов управления, кодекса фирмы, декларации о целях - намерениях;

• разработка проектов и бизнес-плана предприятия (от простейших форм до реального плана) с его защитой.

Эти и другие формы включены в качестве составных частей в программы и учебные планы казахстанских вузов, а также в качестве самостоятельных курсов.

Так, в Актюбинском государственном университете, негосударственном вузе “Дуние”, ряде средних специальных учебных заведений в течение четырех лет апробируется спецкурс “Введение в бизнес, менеджмент и маркетинг”, который вводится уже со 2-го семестра, мотивируя студентов к освоению специальности. В 1994 г. автором подготовлено учебное пособие (практикум) по данному предмету. Практикум выполняют все студенты в процессе обучения. Курс введен в ряде учебных заведений Казахстана.

Другим практическим курсом, введенным автором в качестве дополнения к теоретическому курсу “Основы менеджмента”, является “Технологии современного менеджмента”. В нем три основных блока:

• набор тестов по измерению качеств руководителя и разработке программы самосовершенствования;

• комплекс тренингов и упражнений по овладению навыками управленческих функций, методами управления и принятия решений;

• задания и упражнения, отражающие элементы управления организациями разного уровня - предприятием, регионом, отраслью.

Данный курс издан в качестве отдельного пособия - практикума и призван формировать у студентов прежде всего навыки будущего администратора. Каждому разделу и отдельным темам предшествуют обобщения теоретического характера, что делает пособие хорошим подспорьем для самостоятельного обучения.

Определенную специфику имеет подготовка начинающих предпринимателей на краткосрочных курсах в обучающих центрах. В г.Актюбинске в течение пяти лет действовал хозрасчетный экономический центр “Школа бизнеса”, в котором прошли обучение несколько сотен работников предпринимательских структур. Для них нами был издан небольшой бизнес-практикум, включающий 13 уроков практического менеджмента. Практикум успешно применяется в различных учебных заведениях и обучающих центрах Казахстана.

Представляется, что накопленный нами опыт в обучении будущих руководителей практическому менеджменту может быть использован в учебных заведениях других стран СНГ.


1Первая межвузовская конференция по вопросам подготовки современных менеджеров состоялась в МГИМО в январе 1995 г. (см. “Проблемы теории и практики управления”, № 3/95).

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz