Номер 2/98ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Подготовка специалистов по управлению


Как повысить эффективность обучения управленческих кадров

ЛАРИСА РУДНЕВА
заведующая кафедрой
Тюменского государственного нефтегазового университета


• Необходимы сбалансированность и согласованность учебных программ, правильный выбор приоритетов, рациональная последовательность взаимосвязанных курсов
• Целесообразно активизировать самостоятельную работу студентов
• Значительная роль отводится нетрадиционным формам обучения

Реформирование высшей школы требует модернизации учебного процесса, поиска эффективных форм и методов работы со студентами. Новые государственные образовательные стандарты ориентируют вузы на качественные параметры организации учебного процесса. Это требует от кафедр решения двух взаимосвязанных задач - повышения эффективности аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов. Хотелось бы остановиться на том, каким видится решение этих задач кафедрой "Организация производства и внешнеэкономической деятельности" Тюменского государственного нефтегазового университета при подготовке студентов по специальности "Менеджмент" со специализацией "Организация и планирование внешнеэкономической деятельности".

n Опыт показывает, что нередко студенты слабо ориентируются в потоке информации, получаемой при изучении различных дисциплин, недостаточно ясно представляют логические связи между ними. В связи с этим необходимыми условиями повышения эффективности подготовки специалистов являются сбалансированность и согласованность учебных программ, правильный выбор приоритетов и рациональная последовательность взаимосвязанных курсов с последующим закреплением теоретических знаний в ходе практик, предусмотренных учебным планом.

Переход на новые образовательные стандарты требуют сбалансированности содержания рабочих программ прежде всего по циклу общепрофессиональных дисциплин - "Менеджмент", "Управление персоналом", "Управление трудовыми ресурсами", "Теория организации", "Организационное поведение" и ряда других. Необходимо также обеспечить их преемственность и исключить дублирование отдельных разделов.

Подготовка студентов по дисциплинам специализации, в числе которых "Организационно-правовые основы внешнеэкономической деятельности предприятия", "Учет и анализ внешнеэкономической деятельности", "Международный маркетинг", "Таможенное регулирование и лицензирование", "Мировая торговля", осуществляется после освоения ими соответствующих базовых дисциплин, предусмотренных в общепрофессиональном цикле, что позволяет обеспечить преемственность дисциплин, закрепить полученные знания и научиться применять их во внешнеэкономической сфере деятельности организаций.

n Одним из недостатков государственных образовательных стандартов, влияющим на качество подготовки менеджеров, является то, что количество предусмотренных часов по дисциплинам общепрофессионального цикла и специализации не позволяет ввести курсовое проектирование по одной из них. Это требует изменения существующей формы организации курсового проектирования и реализации идеи промежуточной аттестации студентов путем выполнения ими курсовых работ (проектов) комплексного, междисциплинарного характера, предполагающих применение знаний, полученных в процессе изучения различных предметов. При этом представляется целесообразным активизировать самостоятельную работу студентов.

Традиционно по большинству курсовых работ преподаватели выдают студентам задания, включающие содержание работы, а часто и список необходимой литературы. На наш взгляд, это сдерживает свободу творчества студентов и сужает круг прорабатываемых ими литературных источников. Поэтому представляется, что на начальном этапе курсового проектирования преподаватель должен сформулировать лишь тему исследования. Студент, самостоятельно ознакомившись с литературой по данной теме, предлагает свой вариант содержания курсовой работы, который преподаватель утверждает, внеся при необходимости коррективы. Следующим этапом является самостоятельная работа студента над поставленной проблемой, при этом преподаватели дают необходимые консультации. Для этой цели кафедрой должно быть выделено время для таких консультаций из междисциплинарного бюджета времени, отведенного на индивидуальную работу со студентами.

Завершающий этап - представление работы в студенческой аудитории. Необходимость этого этапа обусловлена, во-первых, тем, что студент приобретает навыки краткого, четкого и ясного изложения основных результатов своего исследования; во-вторых, учится свободно держаться перед аудиторией, в достойной манере отвечая на ее вопросы, что очень важно при подготовке менеджеров; в-третьих, студенты группы имеют возможность ознакомиться с рассматриваемой проблемой, принять участие в обсуждении предлагаемого варианта ее решения, что также немаловажно в процессе их профессиональной подготовки.

n Обеспечение качественной подготовки специалистов, как известно, во многом зависит от эффективности учебного процесса. Главной задачей становится не передача студентам определенной суммы знаний, а оказание воздействия на образ мышления и подход к явлениям.

Из-за финансовых трудностей сегодня не удается полностью оснастить учебный процесс техническими средствами (проекторами, видео- и копировальной техникой), и студенту на лекции отводится роль "стенографиста". Результатом таких занятий в большей мере является написание конспекта, а не усвоение учебного материала. В этих условиях задача преподавателя - повысить эффективность коммуникаций со студентами. Это во многом достигается путем создания на лекциях ситуации активного слушания. Опыт показывает, что использование в аудитории численностью не более 50-60 человек таких приемов, как обращение с вопросом или просьбой привести примеры, усиливает обратную связь.

Наибольший эффект достигается при вовлечении аудитории в процесс выяснения сущности изучаемых явлений. Студентам предоставляется возможность самостоятельного определения смыслового значения категорий, терминов, выяснения важнейших характеристик объектов и их функций. Комментируя высказывания аудитории, преподаватель выделяет ключевые моменты, дополняет сказанное и подводит к научному объяснению, определению или характеристике. Во время совместной работы у студентов создается ощущение причастности к решению обсуждаемых проблем, концентрируется внимание, развивается научный метод мышления, мобилизуется арсенал имеющихся знаний.

n Значительная роль в повышении активности студентов на занятиях отводится нетрадиционным формам обучения. Это требует от преподавателей знания приемов такой работы и умения их эффективно использовать. За последние два года более половины преподавателей кафедры прошли стажировку в западных университетах, в том числе в Немецкой академии менеджмента в Нижней Саксонии и в Бизнес-школе Вулверхэмптонского университета в Англии. Результаты их обучения обсуждались на методических семинарах. Теперь все преподаватели кафедры владеют такими приемами проведения занятий, как организация дискуссий, мозговой атаки, анализ ситуаций, ролевые и деловые игры. Широкое применение в студенческих аудиториях нашли игры и упражнения "Неделимый груз", "Аквариум", "Инцидентный процесс", "Лабиринт действий", "Проблемы из ящика" и др. Проведение большинства из них не требует каких-либо существенных затрат.

Подготовка менеджеров помимо теоретического обучения должна содержать элементы творческого поиска возможных путей решения различных организационных проблем. Для этого необходимо иметь типовые кейсы, содержащие описание ситуаций, требующих управленческих решений и составленных на основе анализа реальных данных по организациям. Задания кейсов должны реально соответствовать тем ситуациям, с которыми будущие менеджеры столкнуться в жизни. Желательно, чтобы описываемые ситуации затрагивали несколько сфер деятельности организации, например производство, маркетинг, финансы, персонал.

Это дает возможность показать студенту на практике многогранность и взаимозависимость областей менеджмента, применить теоретические знания, полученные при изучении различных учебных дисциплин. Разработка кейсов связана с определенными трудностями, в частности сбором информации, не отражаемой в существующих формах учета и статистической отчетности организаций. Кроме того, сбор данных усложняется платностью предоставления информации и наличием коммерческой тайны.

На кафедре имеется опыт сбора информации для составления учебного кейса по дисциплине "Управление персоналом". Группам студентов заочного обучения, получающих второе высшее образование и являющихся в основном менеджерами низового и среднего звеньев, было предложено в рамках контрольной работы подобрать и описать реальную ситуацию, требующую решения в области управления персоналом. Лучшие из предложенных ситуаций обсуждены на практических занятиях с целью выработки возможных вариантов решений, их оценки и отбора оптимального. Собранный таким образом материал проанализирован преподавателями кафедры и положен в основу разрабатываемого кейса по дисциплине "Управление персоналом".

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Профессиональные курсы.
Сайт создан в системе uCoz