Номер 3/98ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Подготовка специалистов по управлению


Некоторые пути совершенствования подготовки менеджеров производственной сферы

ВИКТОР АЛЬКЕМА
кандидат технических наук, заведующий кафедрой менеджмента
Никопольского института управления, бизнеса и права (Украина)


В период становления рыночных отношений в Украине совершенствование системы подготовки управленческих кадров является важнейшей задачей. В основу действующих учебных планов по подготовке менеджеров положен принцип гуманитарно - экономического образования с незначительным количеством естественно-научных дисциплин.

Практика, однако, показывает, что этот верный в целом подход не всегда достаточно обоснован. Например, он не позволит будущему менеджеру производственной сферы в полной мере постичь комплекс встречающихся на практике технико-экономических вопросов и свободно адаптироваться во многих направлениях хозяйственной деятельности.

n С учетом этого обстоятельства в учебных планах подготовки по специальности " Менеджмент в производственной сфере" предусмотрено ознакомление с основами народнохозяйственных технологий, методами их технико-экономического анализа и показателями эффективности отдельных производств в курсе "Техника и технология отрасли". Однако роль этого курса в подготовке менеджеров часто недооценивается. Между тем он позволяет решить следующие учебные задачи:

• устранение барьера между фундаментальными и специальными дисциплинами;

• раскрытие структуры и содержания основных и оборотных средств народного хозяйства и изучение их качественных показателей;

• ознакомление с основами проектирования и организации технологических процессов и принципами их систематизации;

• освещение роли стандартизации и метрологии в народном хозяйстве;

• представление народнохозяйственного комплекса как множества взаимосвязанно реализуемых технологий.

Несмотря на важность данного курса, его усвоение не всегда эффективно, главным образом из-за низкой научной подготовки студентов, перегруженности курса частными технологическими процессами производства товаров, недостаточного научно-методического обеспечения. Кроме объективных причин на учебный процесс влияет и ряд субъективных факторов.

n Эти проблемы могут быть решены путем введения небольшого комплекса учебных дисциплин общетехнической подготовки, которые должны заложить основы технической грамотности, дать представление о естественно-научных основах реализации различных технологических процессов и их нормативной базе. Данные дисциплины, достаточно небольшие по объему, в процессе обучения станут теоретической основой предмета "Техника и технология отрасли" и позволят расширить кругозор будущего специалиста в области производственной деятельности. К ним можно отнести такие курсы, как "Основы инженерной графики", "Основы стандартизации и метрологии", "Физико-химические основы технологических процессов".

n Для повышения эффективности курса "Техника и технология отрасли" необходимо, на наш взгляд, принципиально изменить подход к рассмотрению системы технологий народнохозяйственного комплекса. Изложение нужно вести исходя не из привычного отраслевого принципа систематизации, а из продуктового, т.е. научить студентов от функционального назначения продукта построить технологическую цепь его получения.

Сейчас, например, при изучении системы технологий в машиностроении преподаватель излагает совокупность частных технологических процессов обработки материалов резанием, для усвоения которых у студентов нет достаточных знаний. Кроме того, информация носит бессистемный характер.

Надо свести частные технологические задачи в систему технологий реализации двух процессов - ориентирование и формообразование. В качестве примера можно привести конкретные виды совокупности элементов "станок - приспособление - инструмент - деталь". Важным условием эффективности данного подхода является знание о способах описания элементарных поверхностей и методах их формирования, которые излагаются в общетехнических курсах.

n Важной причиной низкой эффективности усвоения студентами дисциплины "Техника и технология отрасли" является отсутствие необходимого научно-методического обеспечения. Проблема не только в том, что не существует базового учебника. В некоторых вузах даже нет достаточного количества методических указаний по данному курсу. Для формирования научно-методического комплекса необходимо:

• построить курс с внутренней логической взаимосвязью его разделов;

• установить принципы систематизации технологических процессов народнохозяйственного комплекса Украины;

• разработать методику изложения дисциплины, доступную для студентов экономических специальностей;

• сориентировать практическую часть курса в основном на технико-экономический анализ технологических процессов и производств на примере решения конкретных ситуационных задач;

• создать материально-информационный комплекс для изучения данного предмета.


Статья предоставлена журналом "Персонал", издаваемым Межрегиональной академией управления персоналом (Киев).

КТО ОН, НАСТОЯЩИЙ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ?

Окончание. Начало на стр. 89

Можно не сомневаться, что они называют себя предпринимателями, являясь в действительности, по словам Бродского, простыми бухгалтерами. Дело в том, что настоящими предпринимателями являются те, кто создает компанию по наброскам. Они начинают исключительно с того, что сами приносят на предприятие концепции, несколько контактов, возможно, некоторый капитал и все те неуловимые качества, которые важны для успеха любого нового предприятия. И это все. У них нет ни дистрибьюторов, ни офисов, ни телефонов, ни компьютеров, ни клиентов, ни поставщиков. Задача предпринимателя - связать все воедино, совместить все и, полагаясь на собственные знания, интуицию и изобретательность, добиться положительного притока капитала.

Лучшие предприниматели - мастера этого процесса, что совершенно не означает, что они являются величайшими бизнесменами в мире. Очень мало кто из них - пионеры промышленности. Многие из них имеют проблемы с управлением созданной ими компании. Они даже могут время от времени терпеть неудачи, но они знают, как исправить ошибку и продолжают попытки, пока не добьются успеха. Они умеют начинать бизнес и могут делать это снова и снова. Так кто же они, настоящие предприниматели? Образцами могут служить основатель Microsoft Билл Гэйтс и основатель Federal Express Фред Смиф. Однако, самые реальные предприниматели - люди, о которых мы никогда не слышали. Их тысячи и тысячи - мужчины и женщины любой расы и национальности, в любой отрасли промышленности и любом уголке земного шара. Они начинают бизнес каждый день и мир становится от этого лучше.

"Персонал" № 1/98,
Киев)

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz