Номер 5/99ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Подготовка специалистов по управлению


Проектное управление в системе высшего образования

ИМРАН АКПЕРОВ
ректор Института управления, бизнеса и права
г. Ростов-на-Дону (Россия)


В России возникла необходимость в иной стратегии подготовки специалистов. Вузовская система должна приспособиться к рынку образовательных услуг. На это ориентированы реформа системы образования, различные разработки по повышению его качества, меры по совершенствованию управления высшей школой. Появились проблемы, связанные с выживанием и развитием высшей школы. В статье они рассматриваются с позиций адаптивного управления вузом и региональной системой образования, предлагается подход к проектному управлению.


Концепция адаптивного управления


Система высшего образования (СВО) направлена на обеспечение экономики кадрами (по численности, структуре и квалификации) и доступность обучения. СВО, таким образом, выполняет экономическую и социальную функции, учитывая при этом и уровень повышения знаний, и изменение их ценности (рис. 1).

Производству нужны квалифицированные работники, а с усложнением стратегий и видов деятельности, технологий, оборудования и офисной техники повышаются требования к структуре, качеству, системе совершенствования кадров.

Поэтому СВО должна иметь адаптивные свойства для подстройки своих характеристик под изменения задач экономики и общества к уровню, полезности и эффективности образования (рис. 2). Ввиду инерционности образовательной системы с периодом запаздывания t и постоянной времени Т СВО должна ориентироваться на принцип проспективной адаптации, т.е. адаптации к будущим изменениям требований с компенсацией t и Т путем введения блока прогнозирования в управление СВО.

Рис.1. Соотношение видов обучения

Адаптация СВО носит многоплановый характер (табл. 1). Различные ее направления связаны с реализацией специфических программ и потреблением разнородных ресурсов.

Проектное управление СВО


СВО при адаптации и развитии должна постоянно вносить изменения в свою структуру S и функции F, сохраняя существующие. Долгосрочные изменения СВО охватывают основной капитал К и кадры L, краткосрочные – лишь элементы S и F при K=const, L=const (рис. 3).

Развитие на основе последовательной реализации проектов направлено на непрерывную адаптацию СВО к условиям достижения поставленной цели, т.е.:

    П        П    Пк

So  ®  S1(A1)  ®  S2(A2)...  ®  Sk(Ak),

где So, S1(A1), ... Sk(Ak)– изменения системы на разных этапах адаптации при осуществлении проекта;

П1, ... Пк– проект изменения СВО.

На основе проектов П1, ... Пк реализуются нововведения и удлиняется жизненный цикл СВО.Рис.2. Логика развития СВО

Проектная идеология позволяет целенаправленно выбирать средства адаптации СВО: улучшение отдельных свойств, структур, совершенствование, контроллинг движения к поставленным целям, реинжиниринг процессов при существенном изменении S и F, предотвращение кризисных режимов и катастроф в развитии.

Таблица 1

Характеристики адаптации СВО
Фактор воздействия среды Способ адаптации Реализация
Размер спроса на образование Изменение набора и требований к абитуриентам Маркетинговый анализ, прогнозы, стандарты
Структура специальностей Изменение набора специальностей, структур вузов “Сжатие” отдельных видов подготовки, реструктуризация вузов
Требования потребителей образования Переход на принципы “сервисной экономики” Анализ потребностей, разнообразие образовательных программ
Уровень необходимых знаний и навыков Изменение технологии обучения, конструктивности Повышение качества обучения, мониторинг знаний, мотивация
Конкурентная среда Конкурентный анализ Стратегическое планирование, SWOT-анализ
Экономические возможности населения Изменение размера оплаты Выбор ценовой стратегии, оптимизация использования ресурсов
Сокращение государственной поддержки Поиск внебюджетных источников средств СТЭП-анализ, инноваций, активный маркетинг

 

СВО является многофункциональной системой, ее изменения и соответственно их проекты могут быть разнообразными (табл. 2).

Проекты развития СВО состоят из трех фаз: зарождение идеи, замысла проекта; осуществление идеи в форме проекта; завершение проекта, оценка результатов.

На первом этапе оценивается соответствие замыслов и идей политике и стратегии развития СВО, идеи упорядочиваются по этапам и строится сеть проектных разработок. На втором этапе проекты детально разрабатываются, оцениваются затраты, планируются и строятся графики выполнения работ и потребления ресурсов. На этом этапе используются нормативные технологии проектирования – МS Project, Time Line и др. Результаты второго этапа – оформление в стандартной форме проектной документации, на основе которой ведутся работы и планируется потребление всех видов ресурсов. Третий этап – оценка полученных результатов, коррекция отдельных решений и переход к следующему проекту развития.

Проект охватывает широкую область изменений организации. Весь процесс можно представить в виде диаграммы “ресурсы–время” (рис. 4) и формулы:

ПРОЕКТ = замысел + средства реализации + получаемые результаты.

Построение системы проектов преобразования и изменений СВО целесообразно основывать на системном анализе и его инструментарии: сетевом и структурном планировании, оценка потенциальной эффективности и реализуемости проектов, PERT-Time- и PERT-Cost – анализах, программных средствах, включая CALLS-технологию.

Схемы управления разными проектами могут относиться к трем видам:

основной системе (менеджер проекта координирует работы, риск лежит на самой СВО);

расширенному управлению (менеджер проекта ведет работы в пределах рассчитанной стоимости, риск реализации возлагается на подрядчика);

ускоренной реализации (СВО выполняются все работы по проекту до получения конечного результата).

Опыт реализации проектов маркетинг-центра в Институте управления, бизнеса и права, общественной юридической консультации на базе юридического факультета, менеджмент-центра, филиалов в г.Донецке и г.Сальске показал, что высокие результаты определяются следующими факторами:

• четкими целями;

• адекватным планированием работ;

• квалификацией членов команды;

• системой контроля сроков и результатов работ;

• качеством выполнения отдельных элементов;

• мерами по преодолению сопротивления изменениям.

В период быстрых изменений, в условиях переходной экономики стратегия адаптации СВО и проектного управления позволяет повысить устойчивость СВО и обеспечить развитие вузов и всей системы образования. На основе проектов можно проводить реформу СВО в регионе и стране.

Рис.3. Пректное управление СВО

Рис.4. Диаграмма потребления ресурсов проектом

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Путевки в Бельгию, путевки в Испанию, от туристического оператора.
Сайт создан в системе uCoz