Номер 1/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Республика Армения: формирование рыночных отношений и роль государства

ВЛАДИМИР ХОДЖАБЕКЯН
академик Национальной академии наук Республики Армения


• Экономическая политика Армении осуществляется без учета закономерностей логического развития хозяйства в перспективе
• Следствием подобной политики стала сильная поляризация населения, исчезновение средней прослойки, усиливающаяся социальная напряженность
• Необходимо изменить тактику и стратегию экономических преобразований, восстановить многофункциональную регулирующую роль государства.

Армения одна из первых в СНГ взяла курс на формирование рыночной экономики. Наиболее существенным мероприятием стала приватизация. Весной 1991 г. она проведена в сельском хозяйстве, а далее охватила торговлю, строительство, многочисленные средние и малые предприятия (легкая и пищевая промышленность), транспорт и связь, сферу обслуживания населения, частично образование и здравоохранение. Это дало некоторые положительные результаты, прежде всего в сфере обслуживания населения и торговле. Однако преждевременная, скоропалительная и необоснованная приватизация по сей день сопровождается непредсказуемыми последствиями.


“Горькие плоды”
преждевременной приватизации


Накопленное в течение десятилетий национальное достояние под диктовку Запада (МВФ, ВБ и других организаций) чуть ли не за одну ночь по символическим ценам (часто за сотни драмов и ваучеров) было подарено “избранным”, в большинстве своем дилетантам и иностранным гражданам (Ереванский коньячный завод, “Арментел”, гостиницы и т.д.). Истинные же его создатели пополнили ряды неимущих. Следствием подобной политики стала сильная поляризация населения, исчезновение средней прослойки, усиливающаяся социальная напряженность, которая стала уже неуправляемой.

В результате приватизации, во-первых, было парализовано народное хозяйство - промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли. Во-вторых, безработица достигла 500 тыс. человек, превалирует экстенсивный труд, продолжается деквалификация рабочей силы, теряется ее связь с рынком труда. В-третьих, из-за отсутствия сферы применения труда произошел отток рабочей силы из страны. В 1991 – 1998 гг. отрицательное сальдо миграции составило около 1 млн человек (чуть менее 1/3 населения республики).

Массовая эмиграция нарушила нормальное воспроизводство рабочей силы, смену поколений. Согласно предварительным расчетам, сегодня и в ближайшем будущем ежегодно в трудоспособный возраст в республике должны вступить 78-80 тыс. юношей и девушек, однако вследствие эмиграции их численность составит лишь 50-55 тыс. В результате увеличится число незанятых и иждивенцев, приходящихся на одного занятого. Непредсказуемы и демографические последствия эмиграции: рождаемость в 1998 г. по сравнению с 1990 г. сократилась более чем на 50%.

Разгосударствлениие сельскохозяйственной отрасли превратило ее в конгломерат мелких хозяйств, подавляющее большинство которых не имеет в своем распоряжении ни семян, ни удобрений, ни техники, ни соответствующего капитала. Отсюда возврат чуть ли не к первобытным технологиям, превалирование натуральных отношений. Действительно приватизация сельскохозяйственной техники, доставшейся в основном бывшим механизаторам, сделала переход к ручному труду неизбежным, что привело к резкому увеличению продолжительности рабочего дня, которая перешла естественные границы человеческих возможностей.

Однако даже это не помогло включить в оборот принадлежащие семьям земельные участки, а также возместить затраты ранее механизированного труда. В настоящее время обрабатывается менее 50% сельскохозяйственных угодий и без того малоземельной республики.

В силу экстенсивного характера хозяйствования занятость в отрасли более чем удвоилась. Если в 1990 г. доля работающих в сельском и лесном хозяйствах составила 17,7%, то в 1996 г. – 40,8% всего трудоспособного населения республики (правда они производили несколько больше продукции, чем в 1990 г.).

Владельцами скота в основном стали не труженики бывших колхозов и совхозов, а состоятельные люди. В результате резко возрос его убой. Из 860,7 тыс. голов крупного рогатого скота по состоянию на 1 января 1986 г. к 1999 г. осталось лишь 469,1 тыс. (из 319,3 тыс. коров – 256,2 тыс.), из 1902,8 тыс. овец и коз – 546,3 тыс., из 344,3 тыс. свиней – 86,2 тыс., из десятка миллионов птиц – незначительное количество. Во многом это обусловлено тем, что практически бездействуют птицефабрики, крупные хлева и агропромышленные комплексы.

Экстенсивное ведение сельского хозяйства ярко проявилось и в вытеснении винограда, абрикосов, яблок, персиков, герани (и, вообще, садоводства) такими культурами, как картофель и зерновые. Если до 1990 г. районы, специализирующиеся по виноградарству (Араратская равнина), давали лишь 10% зерновых республики, то в 1998 г. – более 30%. Причем виноградники сократились с 31,7 тыс. га в 1988 г. до 17,7 тыс. в 1997 г., а плодовые сады – соответственно с 51,4 тыс. до 24,4 тыс. га.

В настоящее время, как и сотни лет назад, каждый крестьянин за счет собственного хозяйства удовлетворяет главным образом лишь свои насущные потребности. Резко упал товарный характер хозяйств, некоторые же отказались от своих наделов, разведения скота.

Скоропалительная приватизация не дала положительных результатов и в промышленности, которая в 1998 г. выпускала лишь 9-10% ВВП 1990 г. Причем государственный бюджет сильно пострадал не только вследствие продажи многочисленных предприятий по символическим ценам. Он многое теряет из-за их бездействия, а также “раскулачивания”. По мнению специалистов, значительная часть их оборудования в виде лома ушла в соседние страны (в частности Иран), на чем нажились отдельные лица. Ни налоговая, ни таможенная политика не способствовали поступлению средств от такой торговли в государственный бюджет.

На сегодняшний день бездействующими оказались более 90% приватизированных промышленных предприятий. Во многом это обусловлено значительным сокращением импортируемых сырьевых ресурсов в результате распада Советского Союза и трудностями с реализацией произведенной продукции. Последнее во многом предопределено оторванностью от основных рынков сбыта, ведь в настоящее время авиалинии – единственное и очень дорогостоящее средство транспортной связи Армении с внешним миром.

Если для тяжелой промышленности такая участь была неизбежна, то на многих предприятиях легкой и пищевой промышленности, которые работали на местном сырье (шерсти, коже, винограде, фруктах, овощах и т.д.), при правильной организации производства можно было обеспечить жизнедеятельность. Известно, армянский коньяк, вина, томатная паста, абрикосовый сок и некоторые другие товары пользовались спросом во многих странах мира.

Напомню, что Советская Армения имела тесные экономические связи более чем с 70 странами и экспортировала 170 видов продукции. Сегодня республика в основном импортирует. Так, в 1997 г. объем внешнеторгового товарооборота составил 1126 млн долл., и 79,3% его пришлось на импорт.


Необходимость усиления
регулирующей роли государства


Политика “оздоровления” экономики, игнорируя регулирующую роль государства в обеспечении постепенного эволюционного перехода к рыночным отношениям, часто приводила к хаосу. В условиях псевдорыночной экономики производство бездействует, а на рынке наблюдается мнимое оживление. Причем, чем быстрее ухудшается состояние народного хозяйства, тем более активизируются лозунги поспешного перехода к рыночной экономике, принимаются соответствующие безосновательные и бесплодные решения, законы и т.п.

Переутверждение определенных функций государства

До сих пор экономическая политика в Армении осуществлялась без учета закономерностей логического развития хозяйства в перспективе, направляла его в “желаемое” русло, пренебрегая реальными возможностями. Естественно, что это обстоятельство повлияло на объективный процесс его логического развития.

Для перехода к рыночным отношениям активная политика государства должна быть направлена на преодоление деформаций воспроизводственной структуры, доставшихся от прежней системы, на оздоровление хозяйства. Это требует и позволяет обеспечить товарооборот не только за счет импорта, но и через развитие собственного производства. Его оживление только благодаря импорту, на мой взгляд, может сыграть лишь вспомогательную роль. Такой рынок не может быть долговечным.

Импорт как по коммерческому, так и по государственным каналам необходимо сопрягать с расширением экспорта. В противном случае происходит “утечка” ранее созданных ценностей (украшения, золото, медь и другие металлы), обнищание страны и общества.

Еще одна проблема, порождаемая превалированием мелкой торговли импортным товаром, заключается в отрыве определенной части населения республики от общественно полезной деятельности во имя псевдобизнеса. Часто в качестве аргументации преимуществ малого бизнеса указывают на те развивающиеся страны, где он быстро набирал силу. При этом забывают, что там он способствовал оживлению местного производства и товарооборота на внутреннем рынке.

В переходный период в условиях многочисленных форм собственности актуализируется роль государства в обеспечении населения соответствующим ассортиментом товаров, ибо эта задача не подвластна смешанным, совместным и малым предприятиям, хотя и многочисленные коммерческие магазины переполнены недоступными для многих импортом. Именно государство активизирует конкуренцию между всеми видами собственности, тем самым создает предпосылки для снижения цен на товары и расширения их ассортимента.

Необходимо коренным образом изменить тактику и стратегию экономических преобразований, восстановить многофункциональную регулирующую роль государства. Государственное управление экономикой – гарантия экономической и социальной стабильности страны. Вход в цивилизованный рынок не исключает, а предполагает протекционизм государства, использование его регулирующих функций. Это необходимо, во-первых, чтобы обеспечить целенаправленность формирования рыночной инфраструктуры и рыночных отношений, во-вторых, чтобы стимулировать развитие экспортных отраслей. Последнее особенно важно для стран с дешевой рабочей силой. Замечу, что некоторые страны третьего мира благодаря этому осуществляли определенную политику занятости населения за счет государственных инвестиций. Именно в этом плане, на мой взгляд, нам может пригодиться их опыт, ведь и в Армении цена рабочей силы очень низка.

Кроме того, государство должно сконцентрировать в своих руках главные ресурсы страны, регулировать процесс их воспроизводства, распределение средств, обмен и сбыт важнейших видов продукции.

И еще один важный момент. Отсутствие в Армении четкой и гибкой налоговой политики, сопровождаемое безволием и передачей в руки частных лиц торговли топливом, нефтепродуктами и некоторыми другими товарами, лишило госбюджет огромных денежных поступлений. Приватизация не сопровождалась применением экономически обоснованной налоговой политики, выявлением теневой экономики с последующим налогообложением всей произведенной ею продукции.

Направление экономических реформ
в нужное русло

Повышение трудовой активности при решении различных проблем – актуальный вопрос социально-экономической политики государства. Между тем в результате приватизации предано забвению важнейшее из качеств человека – созидательность. Безделье и праздность грозят перерасти в общественное зло и иметь необратимые последствия не только в смысле экономического спада, но и морально-психологического облика общества, если оно не найдет в себе силы для вхождения в естественное русло развития и контроля ситуации.

Могущественная сила общества заключается в повышении активности трудовых ресурсов, восстановлении прерванной цепи воспроизводства рабочей силы, создании предпосылок для целенаправленной деятельности. Именно это может и должно стать приоритетами социальной и экономической политики государства, ключом к пресечению массового обнищания населения, спасению общества от разрушения. Но это требует государственного протекционизма, стимулирования созидательности населения посредством проведения активной инвестиционной политики в целях создания новых рабочих мест. Кстати, последнее в переходный период поможет обеспечить прожиточный минимум огромной части населения, смягчить угрожающие масштабы эмиграции.

Следовательно, важнейшими для республики задачами являются разработка соответствующей политики занятости и обеспечение благоприятных условий для ее претворения. Она должна стать главной составляющей программы социально-экономического развития страны. Речь идет об активизации народного хозяйства посредством мобилизации внутренних экономических ресурсов, приоритетном развитии отраслей, определяющих лицо национальной экономики, а также отраслей стратегического назначения, и применении в данной сфере политики государственного протекционизма.

В этих целях необходимо обратить внимание на:

проведение приватизации предприятий в соответствии с их реальной стоимостью при наличии целевой программы развития на ближайший период и гарантии занятости (так, как этот процесс осуществляется в зарубежных странах);

переориентацию бывших военно-промышленных отраслей на гражданское производство;

создание завершенных циклов промышленной переработки на базе комплексного использования местных минерально-сырьевых и нерудных ресурсов (не нарушая целостности биосферы), снижение потерь руды;

развитие экономически безвредных наукоемких, трудоемких (речь идет о высококвалифицированной рабочей силе), малотоннажных и транспортабельных экспортных производств, выпускающих дорогостоящую продукцию (радио- и микроэлектроника, ЭВМ, робототехника, точные и сверхточные приборы, полупроводники, автоматические станки, ювелирная, фармацевтическая промышленность и т.д.);

защиту, развитие, эффективное и целенаправленное использование интеллектуального потенциала;

стимулирование системы образования, создание соответствующих условий для профессионального обучения;

претворение гибкой инвестиционной политики ускоренного развития тех отраслей промышленности, которые наряду со стратегическими требованиями экспорта удовлетворят потребительский спрос и обеспечат повышение экономической активности населения;

создание условий для расширения сферы квалифицированного ручного труда, стимулирующих функционирование кооперативов, частного предпринимательства, смешанных и малых предприятий (вплоть до нескольких рабочих мест), а также правовых гарантий их беспрепятственной жизнедеятельности и осуществления четкой и гибкой налоговой политики;

селективный подход при развитии новых производств (стимулирование переработки сельскохозяйственного сырья в малых городах и селах, в частности в зоне бедствия и приграничном поясе, предоставлением льготных кредитов, протекционистской налоговой политикой и другими мероприятиями; проведение ограничительных мер в этом плане по отношению к крупным и средним городам);

организацию на основе коллективной собственности крупных фермерских хозяйств на месте мелких (т.е. на централизацию сельскохозяйственного производства);

меры по замене различных видов налогов с хозяйств фиксированным налогом (дифференцированным по сельскохозяйственным зонам), имеющим в основе кадастровую стоимость земли;

поощрение экономически предпочтительной специализации и размещения сельского хозяйства исходя из почвенно-климатических особенностей.

Осуществление названных мер требует разработки дееспособного механизма предварительных государственных заказов, закупочных цен, льготной налоговой политики; предоставления кредитов с низкой процентной ставкой, недорогих машин, инструментов, запасных частей, сельскохозяйственной техники, топлива и многого другого.

При активном содействии государства целесообразно развивать пригородные тепличные хозяйства для обеспечения городского населения сельскохозяйственной продукцией и в первую очередь ранними парниковыми овощебахчевыми культурами. В горных и приграничных районах следует проводить дифференцированную налоговую и демографическую политику, реализовывать меры по формированию и развитию объектов социальной инфраструктуры, предоставлять вдвое больший по сравнению с равнинными регионами надел.

Роль протекционистской политики

Государство прежде всего должно контролировать импорт, что продиктовано необходимостью обеспечения жизнедеятельности и дальнейшего развития важнейших отечественных производств. Не секрет, что бесконтрольный поток зарубежной продукции представляет опасность для жизнедеятельности отдельных отраслей национального производства.

Главными приоритетами везде и всегда являются национальные интересы и защита отечественного производителя. Поэтому сегодня в отношении тех подотраслей машиностроения, пищевой и горнорудной промышленности, которые определяют профиль развития республики, но в силу ряда причин пока не выдерживают конкуренции, следует проводить протекционистскую политику. Некоторые из них целесообразно постепенно вовлекать в работу на экспорт. Кроме того протекционизм посредством экономических рычагов должен способствовать техническому прогрессу. В государственном покровительстве нуждаются и те отрасли сельского хозяйства, организацию промышленной переработки продукции которых требуется защитить от иностранной конкуренции, поскольку иначе возможны нежелательные последствия.

Таможенная политика должна быть направлена на урегулирование объемов ввоза некоторых сельхозтоваров, способствуя процессу их производства в Армении. К примеру, беспрепятственный импорт свекольного спирта, изюма, овощебахчевых культур и фруктов из Ирана, кур, яиц из Турции, мяса говядины из Индии и других стран со временем приведет к сокращению занятости в республике в сферах производства этих продуктов.

Дело, конечно, не только в занятости, хотя и это играет важную роль. Ведь основная масса работающего населения республики занята именно в виноградарстве, картофелеводстве, производстве фруктов и овощебахчевых культур. Дело еще и в том, что сегодня импортирование этих продуктов намного дешевле, чем их производство в Армении. Поэтому сокращение их импорта не в интересах потребителей. Но увеличение спроса на данные продукты станет стимулом для производителей, которых рыночная конкуренция заставит использовать любую возможность для расширения их производства и сокращения расходов. Следовательно, протекционистская таможенная политика будет способствовать введению в обращение всех пригодных земель, расширению сферы конкуренции путем увеличения производства местной сельскохозяйственной продукции.

Армения, как и любая другая страна, должна быть всегда готова, максимально используя свой экономический потенциал, собственным производством удовлетворить хотя бы минимальные потребности населения. Широко распахнуть свои двери перед внешним миром могут лишь сильные державы, да и то не всегда. Поэтому посредством повышения эффективности использования научно-технического и ресурсного потенциала страны и содействия развитию отечественного производства государство должно способствовать формированию национального рынка.


Актуальность и значение
экономической интеграции


Вышеизложенное не означает призыва к изоляции и ведению политики замкнутой экономики. Изоляция противоречит национальным интересам любой страны. Но при этом в основе внешнеэкономической стратегии должна лежать политика разумного использования национального ресурсного потенциала. Углубление внутренней кооперации – залог развертывания широкомасштабной межгосударственной интеграции на базе обновления экономических связей.

Переход к открытой экономике потребует длительного времени и должен осуществляться поэтапно в сочетании с политикой государственного протекционизма по отношению к отечественному производителю, науке и образованию.

Такая маленькая республика, как Армения, не может пройти одна долгий путь экономической и политической независимости без создания взаимовыгодных интеграционных связей. Более того, мировой опыт показывает, что ни одна страна, независимо от уровня развития, не может обеспечить свои потребности только товарами отечественного производства. Поэтому каждое государство исходя из своего многовекового опыта, достигнутого экономикой уровня и ресурсного потенциала (в том числе качества рабочей силы) развивает те производства (специализируется), эффективность которых позволяет занять нишу на мировом рынке.

Производственно-экономическая интеграция Армении с другими странами должна исходить из принципа взаимовыгодности и исключать чрезмерную зависимость от других государств. В этих целях государство при помощи соответствующих рычагов должно способствовать:

•  разработке разумной стратегической программы экспорта и импорта, выполнение которой создаст благоприятные условия для целенаправленной и взаимовыгодной интеграции с другими странами и позволит постепенно увеличить объем экспорта и обеспечить положительное сальдо внешней торговли;

• претворению дифференцированной таможенной политики;

• созданию завершенных циклов промышленной переработки природных минерально-сырьевых ресурсов и сельскохозяйственных продуктов, стимулируя тем самым экспорт преимущественно готовой продукции вместо различных видов сырья и концентратов;

•  осуществлению в переходный период государственной монополии импорта, распределения и реализации различных видов топливного сырья (газа, нефти, бензина, электроэнергии и т.д.) и пищевых продуктов (зерновых, муки, мясомолочных изделий, сахара), обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства и населения;

•  стимулированию импорта таких видов сырья, дальнейшая промышленная переработка которых соответствует профилю промышленности и строительства, а также профессиональным характеристикам рабочей силы;

•  экспорту продукции интеллектуальной деятельности (вместо “вывоза” умов);

•  временному расширению (посредством капиталовложений) сферы квалифицированного ручного труда до перехода к более модернизированным и высокопроизводительным технологическим циклам в отраслях, имеющих экспортную ориентацию.

Развитие экспортных отраслей увеличит занятость не только в них самих, но и в смежных отраслях. К примеру, новые рабочие места появятся в сфере обслуживания. Поэтому необходимо разработать реальную стратегию экспорта, которая позволит создать разумную модель занятости и тем самым будет способствовать смягчению масштабов эмиграции, поощрять иммиграцию.

В целом интеграция Армении с другими государствами, восстановление на новых принципах разрушенных связей со странами СНГ, в первую очередь с Россией, должны стать одним из важных условий преодоления деформаций воспроизводственной структуры экономики, энергетического кризиса, смягчения социальной напряженности. Это позволит расширить сферу занятости, придать новый стимул созидательной деятельности людей, замедлить отток населения (особенно молодежи), утечку умов.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz