Номер 1/01ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Экономическая политика: стратегия и тактика


Использование иностранного капитала в Китае

МЯО ХУАШОУ
профессор, зам. директора НИИ общественного развития Европы и Азии Исследовательского центра при Госсовете КНР


• В целях ускорения реализации программы четырех модернизаций Китаю необходимо использовать иностранные инвестиции
• Основными преимуществами Китая для иностранных инвесторов являются огромный потенциал рынка, рабочей силы и природных ресурсов
• Для того чтобы в полной мере задействовать иностранный капитал, требуется расширить рамки открытости внешнему миру

Важный элемент функционирования экономики любого государства – использование иностранных инвестиций. Для Китая это относительно новое дело, являющееся составляющей линии на внешнюю открытость. Непосредственной причиной, обусловившей проведение такой политики, служит нехватка в стране капитала (немалое влияние оказывают и другие факторы). Но я уверен, что и тогда, когда мы войдем в клуб развитых стран, а финансовое положение станет устойчиво хорошим, по-прежнему будет необходимо активно задействовать зарубежные вложения.


Теоретическое обоснование
использования иностранных инвестиций


Реализация принятой программы четырех модернизаций во многом связана с осуществлением политики открытости – как внешней, так и внутренней. Невозможно проводить такую политику не усиливая международные связи, не перенимая передовой опыт, науку и технику. Это объективное основание для привлечения иностранных инвестиций.

Их использование благоприятствует развитию производительных сил социалистического общества, усилению мощи государства, повышению уровня жизни народа. Согласно нашему представлению сущность социализма состоит в освобождении производительных сил.

Чтобы Китай смог уверенно достичь намеченных стратегических целей, следует усиленно развивать четыре направления: энергетику, транспорт, сырьевые отрасли, интеллектуальный потенциал. Для ускорения реализации программы четырех модернизаций необходимо настойчиво осуществлять политику открытости, расширять сотрудничество с международными финансовыми кругами, использовать любую их поддержку.

Китай уже имел опыт развития за закрытыми дверями, что привело к застою в экономике. Кроме того долгое время из-за негативного отношения во многих странах к социалистическому строю мы были вынуждены находиться в изоляции. К тому же внутри страны имел место 10-летний период “смуты”, который еще больше отрезал нас от остального мира. Опыт показал, что успешно развиваться в такой обстановке невозможно.

Китай, основываясь на пяти принципах мирного сосуществования, активно строит и развивает нормальные государственные отношения, экономические и культурные связи со всеми странами. После многолетних усилий удалось создать  для этого необходимые условия, благодаря чему стало возможным осуществление политики открытости, в частности использование иностранных инвестиций. Отмечу, что предприятия, организованные с их помощью, представляют собой объекты, которые базируются на смешанной форме собственности. Последняя является важной составной частью социалистической рыночной экономики.


Основные принципы использования иностранных инвестиций


Первый из них – закон стоимости. Действительно, товарно-денежные связи у нас используются в полной мере как внутри страны, так и в отношениях с другими государствами.

Второй равенство и взаимовыгода. Китай – суверенное государство. Наш народ дорожит дружбой и сотрудничеством с другими странами и народами, но еще более дорожит своей независимостью и самостоятельностью, которые были достигнуты в результате долгой борьбы. Ни одно государство не вправе рассчитывать, что Китай станет его вассалом, будет терпеть ущемление своих интересов.

По отношению к иностранным инвестициям принцип равенства и взаимовыгоды заключается в следующем. С одной стороны, Китай выступает в качестве стороны, участвующей в международном обороте капитала. Мы стремимся использовать капитал с целью получения позитивных результатов в развитии техники, управления, информации, рынка, налогообложения, трудоустройства и других сфер экономики, способствуя тем самым реализации программы четырех модернизаций. С другой стороны, в этой ситуации зарубежный партнер также “использует” нас: если кто-то вкладывает деньги, то хочет получить прибыль, в том числе и в виде процентов (это сущность капитала). Но как бы то ни было с помощью иностранных вложений мы быстрее сможем достичь главного – процветания социализма.

Третий принцип – выявление и использование национальных преимуществ. Китай пока по уровню производительных сил уступает ведущим капиталистическим государствам. Нам необходимо их догонять и обгонять, развиваться, осуществлять модернизацию. Для этого нужно усиливать позиции на международном рынке, укреплять отношения со странами Запада. Но для того чтобы активно участвовать в международных отношениях и в полной мере использовать международные ресурсы, важно выявить собственные достоинства и преимущества для иностранных инвесторов.

Китай – это огромный рынок. У нас есть возможность взаимовыгодного обмена данного преимущества на инвестиции развитых стран. Китай – страна с очень большими ресурсами рабочей силы. Достаточно низкая ее себестоимость и обусловленная этим более высокая прибыль привлекают иностранные инвестиции. Еще одним преимуществом китайской рабочей силы является наличие в ее составе высококлассных специалистов. Вслед за развитием науки, техники и образования постоянно повышается и квалификация китайских рабочих, непрерывно расширяются ряды научно-технической интеллигенции. С целью еще более активного привлечения зарубежных вложений нам необходимо и дальше повышать качественный уровень рабочей силы.

Отмечу, что взаимное дополнение национальных преимуществ разных стран, удовлетворение встречных требований выступают важным условием осуществления оборота международного капитала.

Четвертый принцип использование иностранных инвестиций как важного дополнения социалистической экономики. Стране, строящей такую экономику, принципиально противопоказаны “захват и эксплуатация” других государств, невозможно также рассчитывать на бескорыстную помощь в своем развитии Запада. Поэтому приходится опираться главным образом на собственные силы.

Китай является одной из крупнейших держав мира и строит социализм. Ни одна страна просто не в состоянии взять на себя полностью разрешение его проблем. Решать их необходимо опираясь на силы собственного народа, но это вовсе не означает отказа от задействования инвестиций, техники и иной иностранной помощи. При этом надо учитывать, что объекты, создаваемые на западные капиталы, функционируют по модели, противоположной той, которая основана на общественной собственности, и уже поэтому должны быть лишь дополнением.

Пятый принцип – полное и эффективное использование иностранных инвестиций. В социалистических условиях – это новаторская работа, ее путь может быть извилист (и порой встречает непонимание со стороны населения). Необходимо в полной мере осознавать всю сложность предстоящей работы и, осуществляя ее, действовать со всеми предосторожностями, но смело.

Но чтобы в полной мере задействовать иностранный капитал, требуется расширить рамки открытости внешнему миру, использовать любые инвестиции, будь то капиталы развитых или развивающихся стран, больших или малых зарубежных предприятий, китайских эмигрантов (в том числе из Гонконга, Аомыня или Тайваня). Их вложения нужно направлять на развитие промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг.

Предварительным условием привлечения иностранных инвестиций является наличие благоприятной среды. Во-первых, это стабильная политическая, экономическая и общественная обстановка. Во-вторых, постоянное совершенствование транспортного сообщения, энергоснабжения, средств связи (как внутри Китая, так и с другими странами), коммунального хозяйства городов. В-третьих, наличие соответствующих законов, законоположений и политики, которые были бы достаточно стабильны и отвечали мировой практике и постоянно улучшались. Эти факторы должны обеспечивать законные права и интересы иностранных инвесторов и четко фиксировать их обязанности. В-четвертых, создание оптимальной системы управления по использованию иностранных инвестиций. В-пятых, высокое качество и эффективность работы органов управления, воспитание кадров, повышение уровня их политической подготовки и квалификации.

Отдача от инвестиций будет тем больше, чем точнее и своевременнее во внешнеэкономической деятельности учитывается экономическая ситуация в мире, особенно в сфере финансов и торговли. Во внутриэкономической деятельности нужно постоянно отслеживать информацию об общем объеме структуры производства и сферах вложения зарубежных капиталов. На уровне предприятий следует расширять возможности использования и управления инвестициями, непрерывно повышать уровень производства и качество продукции, снижать себестоимость, активно действовать на внутреннем и внешнем рынках и т.д.

Более чем 20-летняя практика доказала, что вышеперечисленные принципы и выводы верны и научно обоснованы.


Краткий экскурс в историю использования иностранных инвестиций в Китае


Привлечение иностранных инвестиций в Китае за последние 20 лет можно разделить на четыре этапа.

Начальный этап (1979 – 1986 гг.)

В июле 1979 г. принят Закон о совместных предприятиях на акционерных началах в КНР. В соответствии с ним с 1979 по 1980 г. поочередно в провинциях Гуандун и Фуцзянь разработали специальную политику и особые меры во внешней политике, а также создали четыре особых экономических района – Шень Чжень, Чжухай, Шаньдоу, Сямэнь.

В 1984 г. и 1985 г. Госсовет принял решения об открытии Шанхая, Тяньцзиня, Даляня, Циндао, Гуанчжоу и 14 других портовых городов в дельте реки Янцзы и районах Миньнанься, Чжан, Цюань, которым предстояло стать прибрежными свободными экономическими зонами. В данных районах было намечено проводить льготную политику по отношению к иностранным инвестициям и совершенствовать соответствующую законодательную базу. В это время финансовая обстановка в Китае стимулировала активность их повсеместного использования и процесс их привлечения начал ускоряться. Так, за 1980-1986 гг. общая стоимость соглашений по таким вложениям составила 19,18 млрд долл. (в среднем 2,74 млрд в год), сумма использованных иностранных инвестиций – 6,59 млрд (940 млн в год).

Зарубежные капиталы предполагалось направлять в перерабатывающую промышленность, гостиничный бизнес и сферу услуг. Большая часть этих вложений была сконцентрирована в провинциях Гуандун и Фуцзянь и других прибрежных городах.

Этап развития (1987 – 1991 гг.)

В октябре 1986 г. Госсовет принял Положение о поощрении иностранных инвестиций, что сыграло важную роль в улучшении условий их привлечения на предприятия. Предприятиям, занимающимся экспортом и передовыми технологиями, предоставлены дополнительные права и льготы. К тому же в 1988 г. решено увеличить количество прибрежных свободных экономических зон, находящихся в северной части Китая (полуострова Ляонин и Шаньдунь, другие прибрежные районы), ратифицировать образование Хайнаньского особого экономического района. В 1990 г. принято решение об освоении нового района Пудун вблизи Шанхая, что привело к активизации притока зарубежных капиталов.

Всего за 1987-1991 гг. заключено соглашений по предоставлению зарубежных капиталов на общую сумму 33,16 млрд долл. (в среднем в год 6,63 млрд долл.), реально использовано было 16,68 млрд долл. (приблизительно 3,34 млрд в год). При этом по сравнению с 1980-1986 гг. средняя годовая сумма привлеченных инвестиций увеличилась на 142%, а реально использованных – на 255,3%.

На данном этапе структура вложения иностранных капиталов заметно улучшилась: расширились сферы их приложенния, увеличилось количество производственных объектов и предприятий, занимающихся экспортом, а удельный вес предприятий гостиничного и туристического бизнеса значительно снизился.

Этап быстрого развития (1992 – 1996 гг.)

Начиная с 1992 г. Госсовет принял решение открыть 6 речных портов, 13 приграничных городов и 18 провинциальных центров, стимулировать открытость внешнему миру на всей территории Китая. Это привело к тому, что обстановка в данной сфере заметно улучшилась, работа по привлечению зарубежных капиталов получила новое развитие по всем направлениям. За пять лет количество предприятий, связанных с ними, выросло до 240 тыс., общий объем инвестиций – до 400 млрд долл., а реально использованных прямых – до 151,5 млрд.

На этом этапе изменилась структура вложений: увеличилось количество объектов, расширились сферы приложения (некоторые секторы сферы услуг, которые ранее были закрыты, постепенно стали открываться для сотрудничества с иностранцами). Важной тенденцией стало то, что привлечение иностранных инвестиций в центральные и западные районы по объемам прироста превысило показатели приморских районов.

Этап замедления и стабилизации развития (1997 г. – н.в.)

С 1997 г. начался этап, на котором имели место не только уменьшение стоимости соглашений по инвестициям, причем довольно существенное, но и стоимости реально использованных прямых вложений, хотя масштабы последнего были не очень большими (табл. 1). Отмечу, что данный показатель в 1999 г. сократился впервые с конца 80-х годов.

Еще одна важная тенденция данного этапа – рост удельного веса прямых инвестиций как по соглашениям, так и в разряде использованных (причем указанные показатели резко сблизились и составили соответственно 95,1 и 95,6%). Отмечу, что и до этого они были основой зарубежных вложений. Кроме того, стоимость реально использованных прямых инвестиций из Европы и Америки увеличилась, а из восточно-азиатского региона снизилась (табл. 2).

В эти годы расширилась область сотрудничества предприятий сферы обслуживания с иностранными инвесторами, произошли определенные улучшения в системе привлечения инвестиций в производственные отрасли, продолжала рационализироваться структура их распределения. Постепенно разворачивается работа по использованию зарубежных капиталов в таких сферах, как туризм, правовое обеспечение и др. В связи с тем, что государство уделяет большое внимание высоким технологиям, удельный вес вложений в производства с повышенной концентрацией труда уменьшился (правда, в объекты сельского хозяйства он значительно увеличился).

Таблица 1

Иностранные инвестиции в 1997 - 1999 гг., млрд долл.
Показатель 1997 г. 1998 г. 1999 г.
Соглашения по использованию иностранных инвестиций 61,058 63,201 43,363
Соглашения по использованию прямых инвестиций 51,004 52,102 41,223
Реально использованные инвестиции 64,408 58,557 42,190
Реально использованные прямые инвестиции 45,257 45,463 40,319

Источник: “Ваймао Дунтай”. – 2000. – № 1.

Итак, в 1997 – 1999 гг. стоимость и соглашений и реально использованных иностранных инвестиций заметно уменьшилась. В значительной степени это было обусловлено принятием мер по предотвращению риска задолженностей, повышению эффективности задействования прямых зарубежных вложений и контролю за международными кредитами. Еще одним фактором стало снижение покупательной способности и спроса внутри страны.

Негативную роль сыграл и финансовый кризис в Азии. Отмечу в этом плане следующие моменты:

увеличение масштабов торговли между развитыми странами привело к снижению притока инвестиций в развивающиеся страны, что, в частности, явилось одной из причин сокращения инвестиций в китайскую экономику;

реальный и фиктивный экономический рост в США обусловил перераспределение потоков свободного капитала в их сторону, что также стало одной из причин уменьшения его поступления в Китай;

страны Юго-Восточной Азии осуществляли в данный период политику более свободного и льготного привлечения зарубежных вложений, что привело к некоторому уменьшению их притока в Китай.

Таблица 2

Структура прямых иностранных инвестиций
в 1998 - 1999 гг. по источникам поступления, %
Государство (район) источник инвестиций Соглашения по использованию прямых иностранных инвестиций Реально использованные  прямые иностранные инвестиции
1998 г. 1999 г. 1998 г. 1999 г.
Увеличение по срав- нению с прошлым годом Удельный вес Увеличение по срав- нению с прошлым годом Удельный вес Увеличение по срав- нению с прошлым годом Удельный вес Увеличение по срав- нению с прошлым годом Удельный вес
10 стран Азии*

В том числе: Гонконг, Аомынь, Тайвань

- 26,3



-6,70
53,80



38,30
- 15,18



- 15,00
57,92



40,99
- 11,8



- 8,40
67,70



48,90
-14,41



-15,00
65,74



46,54
Евросоюз 39,80 11,30 -28,39 10,26 3,10 9,40 4,03 11,07
Страны Северной Америки

В том числе: США




25,80



11,90
-5,31


-1,55
16,45


14,83



20,80



8,60
9,75


12,14
11,58


10,86
Совокупность свободных портов   -41,40 10,44   -25,01 7,68

 

При таких обстоятельствах нам было трудно сохранить достигнутый (и тем более выйти на более высокий) уровень использования зарубежных капиталов. Но Китай по-прежнему занимает лидирующее положение по привлечению прямых вложений Запада среди развивающихся стран, причем он в этом оставил далеко позади Бразилию, которая находится на втором месте.

За последние 20 лет общая стоимость использованных Китаем иностранных инвестиций составила приблизительно 450 млрд долл., из них прямые – 320 млрд. После 1993 г. Китай стал государством, занимающим первое место среди развивающихся стран и второе место в мире по привлечению прямых иностранных инвестиций. Вплоть до 2000 г., совокупный объем использованных иностранных инвестиций в Китае превысил 641,7 млрд долл., совокупный объем реально использованных иностранных инвестиций достиг 327,7 млрд долл. Более подробную характеристику иностранных инвестиций в Китай начиная с 1979 г. можно получить из таблиц 3 и 4.

Основные результаты привлечения иностранных инвестиций

Во-первых, привлекаются большие инвестиции в строительство (восполняется дефицит финансов в этой отрасли), расширяются возможности производства.

Таблица 3

Соглашения об иностранных инвестициях, подписанные начиная с 1979 г.
Год Общая сумма инвестиций Внешние займы Прямые инвестиции Другие инвестиции
млдр долл.
Количествообъектов Стоимость
млдр долл.
Количество объектов Стоимость
млрд долл.
Количествообъектов Стоимость
млрд долл.
1979-
1983
1471 23,978 79 15,062 1392 7,742 1,174
1984 1894 4,791 38 1,916 1856 2,651 2,24
1985 3145 9,867 72 3,534 3073 5,932 0,401
1986 1551 11,737 53 8,407 1498 2,834 0,496
1987 2289 12,136 56 7,817 2233 3,709 0,610
1988 6063 16,004 118 9,813 5945 5,297 0,894
1989 5909 11,479 130 5,185 5779 5,600 0,694
1990 7371 12,086 98 5,099 7273 6,596 0,391
1991 13086 19,583 108 7,161  12978 11,977 0,445
1992 48858 69,439 94 10,703  48764 58,124 0,612
1993 83595 12,3273 158 11,306  83437 111,436 0,531
1994 47646 93,756 97 10,668 47549 62,680 0,408
1995 37184 10,3205 173 11,288 37011 91,282 0,635
1996 24673 81,610 117 7,962 24556 73,277 0,371

 

Во-вторых, применяются передовые технологии, стимулируется рост производства.

В-третьих, используется передовой опыт управления, поощряются перемены в механизме руководства предприятиями.

В-четвертых, быстрое развитие открытой экономики и расширение валютно-экспортных операций стали основными факторами роста валютных запасов страны.

В-пятых, созданы новые рабочие места, к концу 1997 г. на 14,5 тыс. новых предприятий количество работников достигло 1,75 млн человек.

В-шестых, увеличились налоговые поступления, что явилось одним из главных источников доходной части бюджета страны.

В-седьмых, ускорение реформы сыграло важную роль в построении и совершенствовании системы социалистической рыночной экономики.

Таблица 4

Реально использованные иностранные инвестиции начиная с 1979 г., млрд долл.


Предстоящие задачи


2000 г. является третьим годом активной финансовой политики, и последним годом девятой пятилетки. Он имеет чрезвычайно важное значение для развития и реформы экономики в стране. Масштаб инвестиций в этом году может сохраниться прежним, а качество их использования подняться на новый уровень.

Чтобы удовлетворить потребности непрерывного роста народного хозяйства, Китай, оказавшись перед лицом ожесточенной международной конкуренции, должен не упустить момент и использовать любую благоприятную возможность. Необходимо, действуя исходя из международной обстановки, последовательно проводить политику открытости, активно, смело и самыми различными способами работать с иностранными инвестициями (прежде всего прямыми), непрерывно повышать качество и эффективность данного процесса. Для этого нужно делать умеренные зарубежные займы, осторожно, в опытном порядке, осуществлять слияние фондов и инвестиций.

Китаю предстоит, на мой взгляд, направить усилия по следующим направлениям.

1. Расширять в соответствии с потребностями развития народного хозяйства и взятым на себя в связи со вступлением в ВТО обязательствами международное сотрудничество в области финансов, страхования, рекламы, торговли, коммерции, туризма. Нужно санкционировать создание в этих областях предприятий с совместным или раздельным капиталом, а также развивать совместные бухгалтерские и адвокатские конторы. Важно активизировать привлечение капиталов из развитых стран, поощрять вложения межнациональных компаний, стимулировать развитие сотрудничества малых и средних предприятий с партнерами из других государств. Желательно направлять инвестиции прежде всего в сельское хозяйство, высокотехнологичные и фундаментальные производства, охрану окружающей среды, валютно-экспортные операции.

2. Использовать зарубежные вложения для освоения западной части страны. Там необходимо развивать в основном следующие области: разведение скота и иные отрасли сельского хозяйства, разработку месторождений полезных ископаемых, охрану окружающей среды, образование, туризм, энергетические и природные ресурсы, другие сферы деятельности.

3. Поощрять инвестиции в реструктуризацию и реорганизацию государственных предприятий. Здесь нужно с учетом международного опыта как можно скорее построить систему соответствующих законов и правил, подходящую для Китая. Это позволит в будущем использовать западные вложения в развитие рыночной экономики страны на постоянной основе и снизить риск для инвесторов, т.е. достичь двух важных целей: привлечения иностранных инвестиций и осуществления справедливой конкуренции.

4. Совершенствовать валютно-финасовый механизм. В названной сфере после вступления Китая в ВТО предстоят значительные изменения. Поэтому необходимо заблаговременно использовать благоприятные возможности для совершенствования данного механизма, осуществить приспособление национальной валюты к рыночной экономике.

5. Упростить порядок применения зарубежных вложений и создания с их помощью предприятий, повысить эффективность этих процессов. В тоже время необходимо усилить управление предприятиями, использующими иностранные инвестиции, на основе закона сохранить их интересы и права.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz