Номер 4/97ГлавнаяАрхивК содержанию номера

"Каждый год обогащает нас новыми знаниями"

(вступительное слово на Форуме-97)

ВАЦЛАВ КЛАУС
Председатель правительства Чешской Республики


Я рад выступить на нашем Форуме, который уже стал доброй традицией. В Праге собрались известные политики, банкиры, бизнесмены и представители влиятельных международных организаций. Мы получили возможность вновь обсудить вопросы экономической трансформации посткоммунистического мира, особенно ее финансового и валютного аспектов.

Каждый год обогащает нас новыми знаниями и опытом. Остановлюсь на нескольких моментах, которые, как мне кажется, оказали определенное влияние на наши взгляды и представления. Таких моментов пять.

1. С декабря 1990 г. по февраль 1996 г. Чешская Республика жила в условиях фиксированного валютного курса с весьма узким диапазоном колебаний. Накануне его введения, которое сопровождалось резкой девальвацией кроны, я очень опасался последствий этого мероприятия. В то время я более или менее разделял господствующую точку зрения, а также был согласен с требованиями МВФ. Спустя несколько месяцев после введения нового курса и особенно сейчас можно признать, что это было верное решение.

Однако анализ современной экономической литературы показывает, что твердый обменный курс не пользуется всеобщим признанием и идея его введения становится все менее популярной. Обычное возражение, базирующееся преимущественно на современном латиноамериканском опыте, заключается в том, что фиксированный курс не обязательно является критически важным компонентом успешных стабилизационных программ. Я согласен с этим, но при условии, что речь идет именно о "стабилизационных программах". В нашем случае речь шла не о типичной программе такого рода. Мы стремились к большему - к широкой трансформации всей экономической системы, а не только к решению более узкой задачи макроэкономической стабилизации. Поэтому утверждаю, что трансформационная программа нуждается в таком номинальном опорном компоненте, каким является фиксированный валютный курс, тогда как стабилизационная программа может обойтись и без него.

2. Отмена фиксированного обменного курса в нашем случае повлекла за собой важные перемены. Валютная политика центрального банка стала активной. Следует подчеркнуть, что его руководители давно мечтали о такой возможности и очень быстро воспользовались ею.

В период предполагавшейся устойчивой инфляции (хотя и с относительно низким уровнем в 8-9% в год) и обострения проблем с платежным балансом руководители центрального банка приняли ряд ограничительных мер. Они хотели снизить совокупный спрос, обуздать инфляцию и сдержать растущий дисбаланс по текущим платежам. Но еще большим, как мы теперь видим, оказалось влияние этих мер на совокупное предложение. Экономический рост несколько снизился, а отрицательное сальдо внешней торговли даже возросло. Из этого можно сделать следующий вывод: в условиях проведения краткосрочной валютной политики ограничительные мероприятия (при заданных структурных параметрах системы) оказывают большее влияние на предложение, чем на спрос.

3. Радикальное преобразование экономики в открытую систему рассматривалось нами в качестве ключевой предпосылки успеха как рыночной реформы, так и функционирования самой рыночной экономики. Однако мы увидели, что сочетание слабых, узких внутренних рынков (или зарождающихся рынков, как их часто теперь называют) с высоко либерализированной внешней торговлей приводит к снижению спроса на товары отечественного производства и росту импорта. Увеличение отрицательного внешнеторгового сальдо является логическим результатом такой политики, и мы знаем, что нет легких путей, чтобы изменить эту ситуацию. Мы могли бы использовать ряд административных ограничений, но отказались от подобных намерений. Проблема, однако, остается нерешенной.

4. Приватизация в стране в отсутствии собственного капитала (не говоря уже об эффективно действующих рынках капитала) крайне затруднительна. Задним числом можно сделать некоторые предложения, чтобы помочь другим странам избежать определенных проблем. Однако дать простые инструкции в этом отношении нельзя. Я убежден, что ваучерная приватизация, которая зародилась в нашей стране, была успешной, явилась катализатором всего трансформационного процесса. Некоторые предлагали перейти непосредственно от нереструктуризированной и потому достаточной крепкой государственной собственности к частной исходя из амбициозного желания свести к минимуму время, в течение которого фирмы находятся в неопределенном, "коммерциализированном" состоянии так называемых государственных или полугосударственных смешанных акционерных компаний. Должен признать, что нам не удалось сделать это переходное состояние достаточно коротким. Именно в течение переходного периода, который мы назвали этапом предприватизационной агонии, потеряна значительная часть производственных фондов и финансовых активов. Этого должны избегать страны, собирающиеся осуществить приватизацию.

5. Мы начали трансформацию при наличии трех или четырех коммерческих банков, не имея никаких других финансовых институтов. Поэтому наш центральный банк охотно предоставлял лицензии новым коммерческим банкам, а министерство финансов в свою очередь щедро выдавало лицензии новым фирмам, которые намеревались выступать на рынках капитала. Вначале было трудно определить оптимальное количество банков и других финансовых организаций. Сейчас же у нас слишком много банков и инвестиционных фондов и далеко не все они находятся в надежных руках и работают хорошо. Вместе с тем хочу подчеркнуть, что оборвать процесс стихийного появления агентов, выступающих на рынках финансов и капитала, - это очень сомнительная мера, потому что нас немедленно обвинят в использовании нелиберальных и неконкурентных методов.

Мы ищем новые формы регулирования. Но я не согласен с критиками, в основном зарубежными, которые, анализируя качество работы наших нынешних рынков капитала, удивляются, что они еще не на уровне Уолл-стрита, лондонского Сити или других преуспевающих западных финансовых центров. Высокомерная позиция и абсолютистская, даже доктринальная фразеология этих критиков не приносят пользы. Совершенствование рынков капитала и выбор оптимальной формы и объема их регулирования остаются нашей первоочередной задачей.

Разумеется, существует множество других аспектов проблемы трансформации. Надеюсь, что высказанные мною замечания касаются тех аспектов, которые вы намерены обсудить на этой встрече. И если мои взгляды не полностью совпадают с вашей точкой зрения, думаю что они послужат поводом для их открытой критики.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz