Номер 6/98ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Рыночная экономика бессильна без патроната государства

АЛЕКСАНДР ЛУКАШЕНКО
Президент Республики Беларусь


• Суть переходного периода в Белоруссии – от экономики с господством государственной собственности к многоукладной
• Рыночные отношения должны носить не только регулируемый
со стороны государства, но и прогнозно-подготовительный характер
• Прямые экономические связи Белоруссии с российскими регионами укрепляют Союз Белоруссии и России

Оценить избранный той или иной страной путь можно будет только по конечному результату. Хорошей будет та модель, которая приведет к созданию эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень жизни. Сегодня в экономиках наших государств сложились чрезвычайные обстоятельства. И нужны нетрадиционные меры для разрешения этой ситуации. К сожалению, эти проблемы возникли не только на макро-, но и на микроуровне, и нам необходимо их решить.


Белорусская модель
экономического развития


Первое. Как мы понимаем реформу на практике? Во-первых, это совершенствование существующей базы, созданной многими поколениями. Во-вторых, мы понимаем реформу как эволюционный путь преобразований, а не обвально-революционный. Мы не приемлем таких реформ и таких преобразований. Подчеркиваю, реформа – это совершенствование того, что создано, потому что сломать старое и создать новое у нас нет ни времени, ни средств. И нужно ли это делать вообще? Думаю, что нет.

Второе. Мы категорически против ухода государства из экономики. Во-первых, мы переживаем очень сложный переходный период, поэтому роль государства должна усиливаться. Во-вторых, в это трудное время государство только тогда может считать себя цивилизованным, если оно способно надежно защитить интересы подавляющего большинства своего населения. Роль государства в этот переходный период, мы считаем, должна сводиться к эффективному контролю и регулированию практически всех процессов, которые происходят в экономике.

Третье. Все мы говорим о том, что наши страны переживают переходный период. Что это означает? От чего и к чему мы идем? И что мы строим? Согласитесь, что эти проблемы, эти вопросы встают перед каждым из нас. Мы попытались в Белоруссии ответить на них, и ответ абсолютно прост: мы сегодня, как и многие государства СНГ, строим экономику многоукладную. Мы допускаем частную собственность, не отвергаем ее, и уже все население приемлет фактор частной собственности.

От чего к чему идем? Мы идем от экономики с господством государственной собственности к многоукладной экономике. И в этом заключается суть переходного периода, потому что основа – в экономике.

Четвертое. Мы абсолютно не отвергаем того, что выработано ранее, в том числе и планирование. За период своего президентства я побывал во многих странах мира и не нашел ни одного государства, которое не опиралось бы на мощную систему не только прогноза, но и планирования. Мы в Белоруссии особенно, как и многие другие государства СНГ, не имеем права и не можем допустить ошибок. У нас нет ни газа, ни золота, ни других ценнейших металлов, ни огромных валютных поступлений для того, чтобы исправить эти ошибки. Поэтому мы избрали очень осторожный, прагматичный и эволюционный подход к реформированию, точнее, к совершенствованию нашей экономики. Было бы очень хорошо, если бы ученые, возможно, под эгидой органов СНГ изучили практику функционирования экономик стран Содружества в условиях переходного периода и предложили бы к осени пакет рекомендаций, которые можно было бы обсудить на межгосударственном форуме по реформированию СНГ.

Думаю, сегодня правомерно говорить о различных моделях экономического развития, сложившихся в странах СНГ. Я хотел бы остановиться на нашей белорусской, если можно так выразиться, экономической модели, которая, как и любая другая, индивидуальна. Она во многом определена нашим геополитическим положением. И не зря говорят, что география – это судьба нации. Мы не располагаем богатыми минеральными и энергетическими ресурсами. Но обладая квалифицированными кадрами, хорошо развитой инфраструктурой и высокоиндустриальной экономикой, обеспечивая организованность и порядок, Белоруссия может подняться до уровня высокоразвитых стран.

Белорусский народ избрал свой собственный путь. Это путь формирования сильной, эффективной государственной власти, опирающейся на доверие подавляющего большинства нации. Это путь сочетания частной инициативы с регулирующей ролью государства. Это путь жесткого пресечения коррупции во всех сферах. Белорусская модель предполагает формирование социально ориентированной, многоукладной рыночной экономики с равноправным функционированием государственной и частной собственности, с различными формами хозяйствования – акционерной, коллективной, арендной и др.

Мы исходили из посылки, что рыночные отношения должны носить не только регулируемый со стороны государства, но и прогнозно-подготовительный характер. Прогноз, рассматриваемый как продуманная, точно просчитанная, реальная программа, план, если хотите, на общем национальном уровне и рынок должны выступать в едином комплексе, действовать как единый процесс, регулируемый и контролируемый государством. Это неотъемлемый элемент экономической политики современных цивилизованных стран.

В настоящее время только под патронатом государства, именно патронатом, а не при жестком администрировании рыночная экономика сможет динамично развиваться не принимая, как это уже было, уродливые формы. Обеспечивая твердый контроль над ее ключевыми секторами, имеющими непосредственное отношение к каждому конкретному человеку, мы получим гарантию того, что принцип социальной справедливости в обществе будет сохранен.


АПК Белоруссии


Особое значение сегодня для наших государств имеет продовольственная безопасность, которую невозможно обеспечить без эффективно работающего АПК.

Белоруссию нередко обвиняют, что она не переходит на рыночные формы хозяйствования в АПК, основанные на частной собственности на землю. Весь мир, мол, уже давно отказался от крупных коллективных хозяйств и отдает пальму первенства фермерству.

Но так ли это? Сегодня на кооперативной основе работают АПК Чехии, Словакии, Венгрии, Германии, Китая, Израиля. Вряд ли эти страны можно назвать отсталыми. И в Белоруссии мы не отказались от того, что является приемлемым во многих странах мира. В нашем государстве сельскохозяйственная кооперация выдержала испытания временем, доказала свою жизнеспособность. Нам удалось сохранить сельское хозяйство от развала, и в 1997 г. обеспечен рост во всех его основных отраслях. Только крупные коллективные хозяйства способны эффективно использовать новую мощную технику, оперативно внедрять самые передовые агротехнологии. Это не теория, это подтверждено практикой наших государств.

Одновременно в республике реализуется программа поддержки фермерских хозяйств. Фермеры получают точно такую же государственную поддержку, как коллективные хозяйства, а она в Белоруссии весьма значительна.

Мы никогда не вернемся в прошлое, не допустим принудительной коллективизации, но и принудительной ликвидации крупных коллективных хозяйств, доказавших свою эффективность, тоже не будет.

Теперь два слова о частной собственности на землю. Говорят, что частную собственность нужно вводить немедленно. Может быть. Но как прагматики мы должны ответить на вопрос: а зачем? Что мы хотим от сельского хозяйства? Наверное, большего количества качественной продукции. Так разве частная собственность сегодня срочно нужна для решения этих проблем? Нет.

Мы поддерживаем этот тезис, когда речь идет об инвестициях в экономику нашего государства. Инвестор идет охотнее если он может купить кусок земли, на которой хочет построить завод или купить завод вместе с землей. И мы в Белоруссии частную собственность предоставили по тем направлениям, где это было нужно: дачные, огородные, садовые, приусадебные участки и земли под инвестиции, которые выделяем любому инвестору – как внутреннему, так и внешнему.

Мы вынесли вопрос о частной собственности на землю год-полтора назад на референдум, и почти 90 с лишним процентов высказались против частной собственности на основные сельскохозяйственные угодья. Это закон для нас.


Приватизация по-белорусски


Сегодня речь идет о путях реформирования отношений собственности. В связи с этим хотелось бы прояснить нашу позицию по вопросу приватизации. Суть ее в том, что в современной Белоруссии не смешиваются два разных понятия – приватизация и "прихватизация". Вторая в нашей республике решительно остановлена и не просто остановлена, но и пресечена самым жестким образом. Скупка за бесценок госсобственности с ее последующим недопустимым разбазариванием либо весьма своеобразным перепрофилированием в ущерб народным интересам, стремительное обнищание подавляющей массы населения при не менее стремительном обогащении горстки других – такая приватизация не имеет ничего общего с нормальным цивилизованным разгосударствлением.

Сегодня динамично развивающимся сектором отечественной экономики является предпринимательство. Его удельный вес в общем объеме промышленного производства в 1997 г. достиг почти 40%.

Особое место в негосударственном секторе принадлежит малому и среднему бизнесу. Реальным фактором является то, что рыночная экономика развивается достаточно динамично. Но это развитие никогда не будет подменено стихийным, неуправляемым, диким рынком.

В правильности избранного пути нас убеждают результаты развития народного хозяйства за последние годы. Экономические подвижки позволили активизировать социальную политику. Более чем на 30% сократилось в 1997 г. количество безработных. В мае 1998 г. этот показатель составил менее 2% экономически активного населения.

Валовой внутренний продукт в 1997 г. увеличился на 10%, а за четыре месяца 1998 г. – на 12% к уровню соответствующего периода предыдущего года. Промышленное производство возросло соответственно на 18 и 13%.


Союз Белоруссии и России становится жизнеспособной структурой


Я по-прежнему являюсь сторонником модели разноскоростной интеграции как основы экономического и политического сотрудничества. Нам необходимо сохранить целостность СНГ на приемлемом для всех государств-участников уровне взаимодействия, организовав его ритмичную работу.

Руководство и народ Белоруссии полны решимости всемерно развивать Союз Белоруссии и России, который по своему строению и принципам является жизнеспособной, действенной структурой. Мы убеждены, что по мере того как Союз будет доказывать свою эффективность, к нему будут присоединяться и другие государства.

Эффективное экономическое сотрудничество Белоруссии и России в рамках Союза привело к беспрецедентному увеличению взаимного товарооборота за последние два года – основного показателя эффективности интеграционных процессов. По сравнению с 1995 г. товарооборот России и Белоруссии в 1997 г. возрос более чем на 80% и составил более 9 млрд долл. Товарооборот между Россией и Белоруссией в 1997 г. увеличился на 44%, а за первый квартал 1998 г. – на 20%. Утвержден общий бюджет Союза Белоруссии и России на 1998 г., из которого более 94% направляется на реализацию совместных экономических, социальных, научных, культурных проектов и программ.

На недавно состоявшемся в Минске заседании Исполкома Союза Белоруссии и России решены важнейшие вопросы нашего Союза – единой таможенной территории, объединенных усилий по минимизации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.

Жизнь убедила россиян и белорусов в том, что экономические договоренности, достигнутые на межгосударственном уровне, могут быть реализованы только при активном участии регионов. Прямые экономические связи Белоруссии с регионами – это эффективный перспективный путь наполнения конкретным содержанием Союза Белоруссии и России. Горизонтальные торгово-экономические связи на уровне областей субъектов хозяйствования создают надежный фундамент долговременного и взаимовыгодного сотрудничества между нашими государствами.

С 15 субъектами России в 1997 г. товарооборот вырос более чем в 1,5 раза. С Московской, Нижегородской, Тверской областями – в 2, с Москвой и Орловской областью – почти в 2,5 раза. В результате активного регионального партнерства, включения реальных рычагов Союза рост объема внешней торговли Белоруссии с Россией за первый квартал 1998 г. по сравнению с аналогичным периодом 1997 г. составил почти 28% по экспорту и 15% по импорту.

Если два-три года назад мы имели устойчивые связи с ограниченным числом российских регионов, то в настоящее время все области Белоруссии и Минск поддерживают такие связи более чем с 50 регионами РФ.

Взаимное предоставление национального режима хозяйственной деятельности и гарантий хозяйствующим субъектам устранило массу ограничений для предприятий, создало реальные условия для формирования финансово-промышленных групп. Сегодня наиболее крупные из них белорусско-российские компании "Формаш", "Гранит", "БелРусАлто". В 1998 г. мы планируем совместно с российской стороной завершить создание еще четырех: "Белорусский автобус", "Радионавигация", "Развитие электронных отраслей" и "Межгосмитис". Это и есть экономическая интеграция, приносящая реальные инвестиции, новые технологии и рабочие места.

Думаю, пришла пора рассмотреть вопрос об объединении отдельных отраслей производства и сфер деятельности с образованием соответствующих союзных органов. Поэтапно должны решаться вопросы укрепления статуса органов Союза. Более активно следует формировать законодательную базу Союза.

Надо отметить, что Таможенный союз Белоруссии, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана испытывает немало трудностей. Но уверен, что он будет работать более эффективно, вовлекая в свою орбиту другие государства.


СНГ может стать четвертым центром силы


Будущее нашего экономического развития во многом зависит от того, как пойдут дела в СНГ. Не секрет, что сегодня СНГ как политическая и экономическая структура, к сожалению, явно недорабатывает. Содружество превратилось в рыхлое, аморфное образование, каждый член которого тянет одеяло на себя: встречаемся, заседаем, разъезжаемся, а настоящего дела как не было, так и нет. Нужно признать, что пока, к сожалению, СНГ – скорее видимость, чем реальность.

Не хотелось бы утвердиться в мысли, что потенциал СНГ себя исчерпал фактически так и не раскрывшись. Я считаю, что это вина политиков, а не народов, что интеграция в рамках Содружества буксует и практически не двигается с мертвой точки. А страдают от этого прежде всего простые люди.

Складывается парадоксальная ситуация: мировое сообщество отнюдь не спешит рассматривать страны – члены СНГ в качестве равноправных партнеров, тем не менее некоторые государства Содружества делают вид, что не осознают простого факта. Отрыв от Содружества – это почти автоматический переход в прямую жесткую зависимость от мировых экономических систем. Мы упускаем исторический шанс поднять на новых принципах разрушенные экономические системы самостоятельно без подачек, диктата и зависимости. И это при том, что страны Содружества занимают примерно половину Евроазиатского континента, обладают четвертью мировых запасов основных природных ресурсов, огромнейшим научно-техническим потенциалом, квалифицированными специалистами и рабочей силой.

Сейчас в мире объективно существуют три так называемых центра силы – Соединенные Штаты Америки, объединенная Западная Европа и Япония. В случае углубления рыночных преобразований, интеграционных процессов СНГ реально станет четвертым центром силы, мощным, независимым, с высоким уровнем самодостаточности.

В современных экономических, политических условиях страны-одиночки с неустойчивой экономикой не смогут нормально развиваться. В конце второго тысячелетия одинокие, а следовательно, слабые страны на мировой арене не выживут, они неизбежно поглотятся экономически более сильными со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Экономика Белоруссии, России, всех стран СНГ не может развиваться в отрыве от мировой экономической системы. Но при этом мы должны жить своим умом, взвешенно подходить к различным рекомендациям и программам, предлагаемым извне, ведь за последствия их реализации будут отвечать не советники, а политики, принимающие решения, т.е. мы с вами.

В настоящее время мы активно проводим совместную работу по одновременному вступлению России и Белоруссии во Всемирную торговую организацию. В переговорах с международными организациями, в первую очередь экономическими, мы синхронизируем свою политику, прежде всего с РФ.

Принципиальная позиция Белоруссии состоит в том, что участие в международном сотрудничестве должно и может сочетаться с защитой собственного товаропроизводителя. Белорусские товары, как и многие российские, по качеству ничуть не уступают западным аналогам, но дешевле. У нас есть свои автомобили, станки, телевизоры, продукция легкой промышленности и сельского хозяйства. Наш производитель, будь то промышленный или аграрный сектор, государственный или частный, не должен быть и никогда не будет бедным родственником на своем собственном рынке, в своей собственной стране. Задача государства – стимулировать его к производству конкурентоспособной высококлассной продукции.

Сегодня мы все чаще и чаще задаем себе вопрос: что делать, чтобы стабилизировать обстановку в нашей стране? Для этого прежде всего надо защитить свой рынок, надо дать возможность нашим предприятиям работать, а торговлю с западными государствами четко сбалансировать. Мы за мирохозяйственные связи, но двойных стандартов быть не должно – ни в политике, ни в экономике. Защищая своего товаропроизводителя, мы должны выяснить: сколько нам надо денежной массы и как в связи с этим отрегулировать ценообразование?

Мы выходим на качественно новую ступень интеграции. Наша страна рассчитывает на укрепление экономических, политических, культурных связей со всеми государствами Содружества и всего мира. И я верю, что наши государства войдут в XXI век сильными, независимыми и процветающими.


В основе статьи лежит выступление А.Лукашенко на Втором Петербургском экономическом форуме, проходившем 17-19 июня 1998 г.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz