Номер 1/01ГлавнаяАрхивК содержанию номера
ИНТЕРВЬЮ

Рыночная экономика – главная составляющая стратегического курса России

– Статистика утвержает, что экономика России идет на подъем, предпринимательский климат тоже способствует успешному бизнесу. Что же обеспокоило делегатов съезда, если они усомнились в перспективах роста?

– Действительно, сегодня мы имеем ощутимый рост производства и увеличение золотовалютных резервов страны. Опрос руководителей 1189 базовых предприятий 11 отраслей промышленности в 73 регионах также установил максимально высокий за последние пять лет индекс предпринимательской уверенности – 85% опрошенных руководителей оценили состояние своих предприятий как хорошее или удовлетворительное. Показатели подобного же анкетирования в 1998 г. были в два раза хуже.

Но мы реалисты. Видимое благополучие макроэкономических показателей не должно вызывать успокоенности и надежды на незамедлительное выздоровление экономики и ее быстрый рост. Это всего лишь робкие ростки, которые смогли пробиться сквозь сложившийся в предыдущий период реформ твердый покров крайне нерациональной системы хозяйствования. И чтобы эти ростки не погибли, требуется пересмотр многих позиций в государственной политике. Она прежде всего должна опираться на использование понятных работникам реального сектора экономики рычагов повышения эффективности производства. Но если политика останется пассивной, да еще с “двойной бухгалтерией”, когда записывают в законы одно, а на практике делают другое, то вероятно повторение траектории падения 1996-1998 гг.

Вызывает тревогу проблема поляризации доходов населения и социального разлома общества, который фактически привел к возникновению “двух Россий”, противостоящих друг другу по поведению, предпочтениям и ориентациям. Разрыв в уровнях жизни “двух Россий”, по различным оценкам, составляет от 25 до 100 раз. И это тем более опасно, что из богатых и очень богатых, а также высокообеспеченных формируется политическая элита. Пропасть между бедностью одних и ошеломляющим богатством других озлобляет, порождает агрессивные настроения в обществе.

В программах развития ООН используется интегрированный показатель: индекс человеческого развития, который учитывает не только демографию, но и большинство критериев, характеризующих достойный уровень жизни. Среди 50 наиболее развитых государств Россия занимает 39-е место.

– Какую линию развития России на ближайшие годы, на Ваш взгляд, следут определить как стратегическую?

– Экономическая стратегия России, на наш взгляд, может складываться из нескольких составляющих. Во-первых, мы должны быть последовательными приверженцами рыночной экономики. Эта ориентация бесспорная и доминирующая. Без рынка не может быть высокоэффективной экономики, восприимчивой к нуждам реального сектора, постоянным изменениям в структуре общественных потребностей. Во-вторых, наш Союз выступает за регулирование перехода к рынку и последующее управление рыночным хозяйством с помощью экономического инструментария и индикативного планирования, как это принято во всех развитых странах. Заметим, что в США и странах ЕС государственное потребление (капвложения во все сферы хозяйства) составляет от 22 до 40% ВВП, а государственные расходы в США на 1 долл. государственной казны влекут за собой от 1 до 2-3 долл. встречных производительных расходов частного сектора.

Подчеркивая приверженность реформам, РСПП провозгласил, что главным критерием их оценки являются не обещания, а реальное улучшение дел. Реформа ради человека – вот критерий эффективности. Третьей составляющей стратегической линии России, по нашему мнению, должен быть учет специфики страны и ориентация на собственные силы, ресурсы и высокий кадровый потенциал отечественной промышленности и предпринимательства.

– Какую роль в решении стратегических задач намерен играть РСПП?

– Сегодня на первый план выходит проблема совершенствования организационной структуры Союза. Основные его опорные звенья – региональные отделения, объединения и представительства, которые действуют во всех 89 регионах РФ, а также за ее пределами – во Франции, Германии, Словакии, Швейцарии и других странах. В РСПП насчитывается около 320 тыс. индивидуальных членов – хозяйственных руководителей, предпринимателей, общественных деятелей, ученых и специалистов, представляющих практически все отрасли народного хозяйства, на долю которых приходится более 60% ВВП страны. В состав РСПП входят свыше 100 корпоративных объединений предприятий, в том числе ассоциации российских банков и ФПГ, газовый союз и союзы строителей, металлургов, лесопромышленников. Кроме того, в числе членов – 60 иностранных компаний, таких как “Оливетти”, “Фиат”, “Томсон”, “Иточу”, “Мицуи”, “Фербунднец Газ” и др.

В 1996-2000 гг. создано 16 новых региональных отделений, в частности в Томской, Новосибирской, Калининградской, Волгоградской, Липецкой областях, а также 5 региональных представительств.

В центре внимания – содействие в формировании рыночных структур. Так, по нашей инициативе создано более 250 субъектов рыночной инфраструктуры. Региональные подразделения поступают аналогичным образом. Среди вступивших в РСПП в последние два года представители малого, среднего и крупного бизнеса составили 80%, тогда как ранее их было лишь 25%. Таким образом, время, когда деловой мир России искусственно разделяли на плохих “красных директоров” и хороших “олигархов”, ушло.

– Защиту интересов своих членов РСПП определил в числе главных задач. В чем заключается эта работа?

– Деятельность эта включает как решение текущих проблем членов Союза, так и внесение ежегодно во властные структуры предложений, направленных на совершенствование механизма управления экономикой, ускорение хода реализации социальных и производственных задач. Мы направили в адрес В.Путина комплекс предложений по обустройству реального сектора экономики. Значительная часть этих идей получила одобрение главы государства. Ряд предложенных мер использован и при подготовке правительственной программы “Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу”.

С мая 1999 г. в соответствии с уставом наш Союз стал координатором деятельности российских работодателей. Как и в других странах, эта обязанность лоббистская, проявляющаяся не в проталкивании интересов того или иного клана, частного бизнеса, а в квалифицированной и скоординированной защите общих интересов работодателей как корпорации, важной социальной группы, имеющей общие интересы и с профсоюзами по ряду актуальных проблем, таких как система трудовых отношений, отношений между властью и бизнесом.

Второй блок задач связан с необходимостью согласования деятельности работодателей по таким ключевым направлениям, как повышение конкурентоспособности, подготовка кадров, инновационная политика. Особенно важны выработка согласованных профессиональных требований по повышению качества труда, скоординированное взаимодействие с наемными работниками.

С участием РСПП в 1999 г. принят ряд фундаментальных нормативных актов о социальном партнерстве. Среди них – федеральные законы “Об основах обязательного социального страхования” и “О государственной социальной помощи”. Подготовлен проект Кодекса о труде, внесены серьезные поправки в закон о занятости населения в Российской Федерации, открывшие возможности для использования общественных работ. Это, бесспорно, основополагающие акты по утверждению в России духа цивилизованного трипартизма.

Союз принимал непосредственное участие в подготовке и реализации международных программ сотрудничества, в том числе с МОТ, ЕС, Международной организацией работодателей, а также с институтами ООН – Программой развития и ЮНИДО.

– Много говорят и пишут о важности благоприятных отношений между бизнесом и властью. Как РСПП участвует в их формировании?

– Мы принимаем активное участие. Речь идет прежде всего об усилении взаимной ответственности и поддержании диалога между бизнесом и властью по поиску взаимовыгодных решений. Только на такой основе, при учете интересов обеих сторон можно гарантировать рост экономики.

В РСПП, в частности, побывали все члены высшего руководства страны, и эти встречи всегда носили взаимополезный характер. Но постоянные контакты с министрами – не самоцель. Это инструмент стабильности, предсказуемости экономики, обеспечения промышленного роста, поддержки реального сектора, создания понятных правил в области налогов, прямо влияющих на повседневную жизнь промышленников и предпринимателей. С этой целью в наших структурах регулярно готовятся аналитические материалы, экспертизы и рекомендации. Многие из них уже учтены в федеральных законах, указах президента и постановлениях правительства. Так, по нашему предложению снижена ставка рефинансирования Центрального банка с 60% в октябре 1998 г. до 28% в настоящее время; с 35 до 30% сокращена совокупная ставка налога на прибыль предприятий; увеличен объем краткосрочных кредитов; восстановлен расширенный перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется льготная ставка НДС в размере 10%; в феврале 2000 г. из Госдумы РФ отозвана программа приватизации, представленная Правительством РФ в октябре 1998 г.; в мае 2000 г. создано Министерство промышенности, науки и технологий. И этот перечень далеко не исчерпан. Он лишь подтверждает, что руководство страны стало больше учитывать мнение промышленников и предпринимателей. И это вселяет надежду.

Но сегодня надо ускорять работу. И пока РСПП не добился возвращения себе права законодательной инициативы, мы настаиваем на создании института гласной предварительной экспертизы всех законодательных предложений и законотворческого процесса в целом, особенно в экономике.

– О слабости законодательства в сфере инвестиций, бизнеса и предпринимательства часто говорят иностранные партнеры, об этом же неоднократно писал и наш журнал. Какие, на Ваш взгляд, здесь нужны первоочередные акты?

– Берусь утверждать, что кроме Гражданского кодекса в России ничего другого завершенного нет. Вот и недавно принятый Налоговый кодекс страдает двумя серьезными изъянами. Во-первых, ликвидация оборотных налогов наряду с возможностью манипулирования расчетным показателем “прибыль”, разрешенная этим законодательным актом, позволяет уйти от налогообложения и затрудняет оценку финансового состояния предприятия со стороны контрольных органов. Во-вторых, введение единого 13%-го подоходного налога с физических лиц наряду с усугублением социальной несправедливости, думаю, не приостановит бегство капиталов из производства и за рубеж.

Не решен вопрос о Трудовом и Земельном кодексах, гражданско-процессуальном законодательстве, а также о законах, регулирующих финансово-бюджетные отношения. Работодатели ждут и правовых актов об объединениях работодателей, о трехсторонней комиссии, о тарифных соглашениях, о социальном партнерстве в целом, которые должны подвести более прочную базу для взаимодействия главных участников социально-трудовых отношений в рыночных условиях.

Настоятельно нужны новые законы о малом бизнесе и государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Думается, могли бы принести пользу нормативные акты о холдингах и финансово-промышленных группах, а также о неотъемлемом праве предпринимательства (хозяйственной деятельности) государства как гаранта обеспечения стабильного развития национальной экономики и общества в условиях рыночного хозяйства, заказчика товаров, услуг и НИОКР для нужд государственного потребления.

Очень беспокоит нынешний порядок признания предприятий несостоятельными, за которым скорее всего скрывается стремление к новому переделу собственности. Поэтому РСПП полностью поддерживает предложения Высшего арбитражного суда об изменениях в действующем законе о банкротстве. Одновременно нужно ускорить принятие законопроекта “Об особенностях банкротства применительно к организациям оборонно-промышленного комплекса”, который также призван исправить недостатки нынешних правил игры в этой сфере.

Потребность в таких изменениях и дополнениях в действующем законодательстве вызвана тем, что от успешного решения этой проблемы прямо зависит перспектива развития нашей промышленности. Потому что многие злоупотребления, о которых говорят в обществе, являются результатом законотворчества. Выплачивать налоги и обязательные платежи стало убыточно. Если промышленник или предприниматель будет честен с государством, то быстро выяснится, что его продукция не конкурентоспособна, а бизнес не выгоден, и он вынужден будет уйти с рынка. Известное же оживление промышленного производства, о котором уже говорилось, пока не создает достаточных предпосылок для продолжительного устойчивого роста на основе обновления производственного аппарата и технологий.

Другими словами, если мы всерьез говорим о возврате России в ряды государств, задающих тон на мировом рынке, то альтернативы проведению активной долгосрочной промышленной политики не существует.

– Известно, что РСПП настаивает на принятии федерального закона “О промышленной политике в Российской Федерации”. Какие идеи Вы готовы предложить?

– Мысль о том, чтобы утвердить промышленную политику законодательным актом, возникла давно. Этот вопрос был предметом рассмотрения на многих форумах. Значительный вклад в формирование концепции внес наш Экспертный институт, издавший за 10 лет по этой теме более 50 научных трудов, среди которых монография “Промышленная политика России: принципы формирования и механизмы реализации”.

Рынок, как известно, близорук, и в нынешней ситуации он подталкивает Россию не к развитию высоких технологий, а к всемерной эксплуатации природных богатств. В результате экономика страны по-прежнему остается “экономической трубой”, через которую выкачиваются наши природные ресурсы. Понятно, что такая экономика особенно уязвима, ее легко пустить ко дну международным монополистам, договорись они, скажем, о снижении цен на сырье и энергоресурсы. Правительству останется только заявлять о необходимости новых “непопулярных мер”.

Для избежания этого государству необходимо активно вмешиваться в экономические процессы, потому что многие проблемы в принципе не могут быть решены только на рыночной основе. Неслучайно нобелевский лауреат В.Леонтьев сравнивал рыночный механизм с силой ветра, а государственное регулирование – с рулем, направляющим корабль по желаемому курсу.

Неотъемлемый фактор промышленной политики – инвестиции. Учитывая величину положительного сальдо и насыщение российского внутреннего рынка иностранной валютой, Центральному банку придется приобрести большую часть возросшего валютного предложения, эмитировав необходимое количество рублей. Конечно, ЦБ может не покупать иностранную валюту у своих предприятий. Но тогда будет расти обменный курс рубля, что ослабит конкурентоспособность отечественных товаров и спровоцирует экономическую депрессию, как это было в 1993-1994 гг., когда обменный курс рубля вырос более чем в 3 раза.

В этих условиях упор должен быть сделан на максимально возможном использовании существующих производственных мощностей. Для этого следует без промедления провести их детальную инвентаризацию и определить необходимые меры по модернизации каждого предприятия. По нашим оценкам, дееспособные производственные мощности составляют сегодня не менее 50% их общего объема. Значительная их часть создавалась в середине 80-х годов на основе закупаемого за рубежом новейшего технологического оборудования и способна давать продукцию мирового уровня. Особенно, если привлечь к этому делу еще существующие в стране большие возможности в области высоких технологий, которых, по самым скромным подсчетам, насчитывается более 3 тыс., причем технологий суперкласса. Не следует забывать и стоимость невостребованной отечественной интеллектуальной собственности, которая превышает 400 млрд долл. Если названные технологии удастся сделать конкурентоспособными, то, по ориентировочным расчетам, доля России на мировом рынке наукоемкой продукции способна подняться с нынешних 0,3% до 10-12%, а это только в виде экспорта принесло бы стране до 140-180 млрд долл. в год.

Актуальной задачей являются предотвращение скоротечного и массового свертывания объемов НИОКР, принятие специальных мер по защите отечественной науки. Этой цели может способствовать дальнейшее развитие таких государственных институтов, как фонд фундаментальных исследований и гуманитарный научный фонд, которые уже сегодня помогают российским ученым преодолевать превратности жизни. Аналогичные структуры уже давно сущестуют за рубежом – в Японии, Южной Корее, на Тайване и т.д.

Еще одна задача – усиление внимания к конверсии военного производства. С ее решением связано приоритетное развитие комплеса, в котором сегодня сосредоточены самые новейшие достижения России в сфере организации производства, и особенно технологий. РСПП активно участвует в сохранении научно-технического потенциала российского ВПК. В частности, мы помогли смягчить острейшие социально-экономические проблемы на судоремонтном заводе “Нерпа”, приборостроительном заводе “Златоуст-36", в АО ”Судостроители Санкт-Петербурга", “Первый Московский завод радиодеталей” и др.

Важным элементом промышленной политики является проблема повышения уровня менеджмента и в целом подготовки кадров. Но только призывами и наставлениями эту задачу не решить: нужны значительные материальные и финансовые средства. В развитых странах, как известно, подобные совокупные “инвестиции” в человеческий капитал намного превосходят капитальные вложения в средства производства. Если же говорить о нашем Союзе, то в аналогичную систему органично вписался деловой клуб “Русский инженер”, объединяющий 40 ведущих научных организаций Москвы. Набирает силу Академия менеджмента и рынка, которая инициировала “Морозовский проект” – широкомасштабную программу подготовки кадров для рыночной экономики в регионах России. По эксперным оценкам, ежегодно в стране в рамках различных форм подготовки предпринимательскому делу обучаются примерно 110 тыс. человек, из них около половины – в 59 учебно-деловых центрах, предусмотренных “Морозовским проектом”. Кроме того, в этих учебных заведениях за последние четыре года подготовлено свыше 5 тыс. преподавателей, консультантов и экспертов.

Как видим, сегодня, может быть впервые за последнее 10 лет, сложились предпосылки, делающие реальным соединение политической воли государственного руководства с отечественным деловым миром. В этих условиях важно непредвзято и всесторонне осмыслить уроки реформирования экономики и предложить обществу выверенный сценарий возрождения России.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz